Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тального изучения отдельных участков объекта требуется останов­ ка передающей камеры на срок от 10— 15 сек, для анализа карти­ ны повреждений на данном участке и при фотографировании — до нескольких минут.

Подводные обследования с использованием телевизионных ус­ тановок без участия водолазов производятся при помощи направ­ ляющих или смотровых тележек. Если верхнее строение сооруже­ ния имеет нависающую часть, то применяются специальные склад­ ные консоли, обеспечивающие заводку камеры под сооружение. При использовании смотровых тележек подтягиванием одного из направляющих тросов достигается перемещение передающей теле­ визионной камеры в горизонтальном направлении. Смотровые те­ лежки позволяют также осуществить осмотр сооружения незави­ симо от глубины, так как можно легко изменить длину направля­ ющих тросов. Глубина осмотра определяется только характеристи­ ками подводной телевизионной установки.

Методика проведения подводных обследований и отчетная до­ кументация. Основными объектами обследований в портах явля­ ются: дно акваторий, подводная часть гидротехнических сооруже­ ний и дно у сооружений. Задачи, которые ставятся при обследова­ нии, и методика их проведения зависят от вида обследуемого объ­ екта и его технического состояния. Перед началом подводно-тех­ нических работ составляется программа обследований, которая должна содержать: перечень участков акватории и сооружений или перечень конструктивных элементов сооружений, подлежащих об­ следованию; основные задачи водолазных обследований, методи­ ку их проведения, а также требования, которые предъявляются к материалам, получаемым в процессе обследований; очередность и сроки проведения обследований.

Данные, полученные при обследованиях, фиксируются в журна­ лах наблюдений, которые ведутся непосредственно на обследуемых объектах.

Обследование дна акваторий портов осуществляется с целью обнаружения затонувших предметов, препятствующих безопасной эксплуатации акватории, и определения характера грунта, залега­ ющего на дне акваторий. При значительных размерах акватории ее дно обследуется с помощью судов (катеров), снабженных придон­ ными мягкими или жесткими тралами и имеющих на борту водо­ лазную станцию. В ходе обследования дна акватории заносят ха­ рактеристику обнаруженного предмета и номер вехи, установлен­ ной над ним. Для обследования дна малых акваторий при глуби­ нах, не превышающих 10— 12 м, наиболее целесообразно исполь­ зовать водолазов в автономном легководолазном снаряжении, поз­ воляющем работать, даже не касаясь дна.

При обследовании дна малых акваторий, вне зависимости от характера водолазного снаряжения, могут применяться круговой или линейный способы осмотра. Местоположение всех обнаружен­ ных на дне подводных препятствий и предметов отмечают вехами или буями. Одновременно определяются координаты и габариты

8* 227


подводных препятствий и предметов с привязкой их к координа­ там плана обледований. Описание препятствий и предметов с ука­ занием номеров вех и буев далее заносится в журнал обследова­ ния, а координаты препятствий и предметов фиксируются на плане обследования. Зондирование грунта производится металлическим щупом. При погружении щупа в грунт водолаз должен обратить внимание на степень 'прилагаемого усилия, величину и скорость по­ гружения щупа.

Обследование дна акватории порта рекомендуется сочетать с выполнением подробного промера. Периодичность обследования дна акватории определяется местными условиями, а именно: интен­ сивностью судоходства и перегрузочных работ, осуществляемых над акваторией, степенью заносимости акватории. Однако эти об­ следования не должны проводиться реже чем через два года. Об­ следования дна акватории и промеры должны производиться во всех случаях, когда создается ситуация, опасная для морепла­ вания.

Обследования подводной части гидротехнических сооружений и дна у сооружений. Цель обследования дна у сооружения — выяв­ ление промоин, просадок грунта, а также выпучин и заиления дна. Кроме того, при обследовании фиксируется положение на дне по­ сторонних предметов, мешающих судоходству. Если под сооруже­ нием находится каменная постель, при обследовании необходимо проверить состояние ее откосов и берм. Обследование подводной части гидротехнических сооружений производится для установле­ ния их технического состояния, а также характера и объема воз­ можных повреждений. Перед началом обследования сооружений необходимо тщательно изучить техническую документацию, после чего составить программу обследования. В программе работ, с уче­ том задач, поставленных при обследовании, должна быть указана необходимая точность измерений. В целях улучшения ориентации водолаза и повышения точности привязки результатов обследова­ ния предварительно следует осуществить пространственную при­ вязку объекта обследования и его отдельных участков. Для при­ вязки в плане на сооружениях большого протяжения (причалах, молах, волноломах) должен быть разбит пикетаж через 10 м пу­ тем маркировки краской, нанесенной на надводной части соору­ жения. После этого пикеты переносятся под воду при помощи ме­ рительных тросов, на которых должны быть бирки с указанием но­ мера пикета.

Для привязки объекта обследования в плане могут быть исполь­ зованы геодезические знаки (кордонные наблюдательные марки), установленные на причале, а также существующие температурно­ осадочные швы между отдельными секциями сооружения.

Привязку по высоте на гидротехнических сооружениях, выпол­ ненных из массивовой кладки, можно осуществить по границам курсов массивов. Если же на сооружении отсутствуют какие-либо четкие границы его деления по высоте, то для ориентировки могут быть Использованы несколько спусковых концов с грузами, разме­

228


ченных бирками и спущенных с лицевой стороны стенки сооруже­ ния на одинаковом расстоянии. Расстояние между ними назначает­ ся равным радиусу видимости под водой в данных условиях.

Задачи подводных обследований технического состояния огра­ дительных, причальных и берегоукрепительных сооружений опреде­ ляются типами конструкции этих сооружений.

Сооружения гравитационной конструкции. Для всех гравитаци­ онных сооружений вертикального профиля из массивовой кладки, массивов-гигантов, ряжей и уголковых Істенок при подводном обсле­ довании определяют наклон по высоте стенки и степень его нерав­ номерности по длине сооружения, перекос отдельных секций соору­ жения в плане, состояние швов между секциями и степень их рас­ крытия, состояние материала сооружения. Кроме того, проверяют состояние постели и грунта у ее подошвы для выявления промоин, просадок, выпучивания или замыва.

При осмотре бетонных и железобетонных сооружений устанав­ ливают состояние защитных поясов и антикоррозионных покры­ тий, сдвиги, наклон бетонных массивов и расхождение швов меж­ ду ними, наличие пробоин в железобетонных тонкостенных элемен­ тах и вымывание через них засыпки. При обследовании сооруже­ ний ряжевой конструкции выявляют возможный перенос ряжа, сте­ пень сохранности древесины, наличие выбоин, обрушение и вымы­ вание засыпки через эти выбоины, поломку отдельных венцов ря­ жа и сжимов, срезывание выступающих частей и врубок, истира­ ние стенок и вмятины на них, отрыв днища ряжа, а также состо­ яние металлических креплений: прочность натяжения болтов, по­ садку хомутов, глубину забивки скоб и нагелей, степень коррозии металла.

В процессе обследования оградительных сооружений (молов и волноломов) откосного профиля проверяют соответствие фактиче­ ского профиля подводной части сооружения проектному, состояние бермы откосов и материала, а также производят осмотр постели и грунта за ее пределами с целью установления подмыва и выпучи­ вания.

Сооружения свайной конструкции на цилиндрических оболочках

(сквозные). При обследовании сквозных сооружений: набережных, пирсов и эстакад на деревянных, железобетонных и металличе­ ских сваях и цилиндрических оболочках, необходимо обратить внимание на осмотр подводной части сооружения и дна перед ним (включая подпричальный откос). В процессе осмотра подводной части необходимо выявить поврежденные сваи (сломанные или изогнутые) и оболочки (со сплошными трещинами и пробоинами), определить состояние защитных кожухов и антикоррозионных по­ крытий, а также состояние материала самих свай и оболочек, з том числе степень их истирания, состояние верхнего строения, уз­ лов сопряжения свай и оболочек с ним и стыков между отдельны­ ми звеньями оболочек. В некоторых случаях при водолазном обсле­ довании требуется также установить отклонение верха свай и обо­ лочек от вертикали. При подводном обследовании подпричального

229


откоса определяются его уклон и повреждения защитного покры­ тия, фиксируются участки оползней и вымоин на откосе, а также размеры этих участков и их уклон

Сооружения из шпунта. При обследовании стенок из металли­ ческого, железобетонного и деревянного шпунта измеряются на­ клон и изгиб стенки по высоте, выявляются повреждения (изломы шпунтин, пробоины), устанавливается состояние защитных поясов и антикоррозионных покрытий, а также состояние материала само­ го сооружения. Кроме того, необходимо произвести осмотр дна пе­ ред сооружением с целью выявления участков размыва дна или его заиления.

Особое внимание при обследовании сооружений из шпунта сле­ дует обратить на состояние замков металлического шпунта (раз­ рывы замков), пазы железобетонного и деревянного шпунта (из­ ломы гребней и расхождение пазов), а также на обрушение и вы­ мывание засыпки из-за стенки через образовавшиеся в ней при этом отверстия.

Характерным для этого вида повреждений являются конусы выноса грунта на дне у стенки, которые могут быть обнаружены при отсутствии течения у сооружения, а также просадки террито­ рии за сооружением. Не менее важной задачей при обследовании сооружений из шпунта является проверка состояния крепления ан­ керных тяг к стенке и установление степени натяжения анкеров.

Берегоукрепительные сооружения. Обследования берегоукрепи­ тельных сооружений откосного типа производятся так же, как и оградительных сооружений откосного профиля. Особое внимание необходимо уделить узлам опирания откоса, концевым и угловым участкам, а также участкам сопряжений с берегоукрепительными сооружениями других конструкций.

Обследования берегоукрепительных стенок, бун и волноломов отличаются от обследований оградительных и причальных соору­ жений аналогичных конструкций только тем, что они ведутся в зо­ не малых глубин. Это обстоятельство несколько облегчает произ­ водство обследований, поскольку при этом отпадает необходимость в некоторых вспомогательных работах.

Подводные обследования гидротехнических сооружений реко­ мендуется проводить одновременно с их надводйым осмотром и об­ следованием. Периодичность подводных обследований сооружений зависит от местных условий, нО они не должны проводиться реже, чем через один год. Эти обследования рекомендуется выполнять в обычных условиях в следующие сроки: оградительные и берегоук­

репительные сооружения — после осенне-зимнего штормового

пе­

риодаРезультаты; причальныхобследованийсооружений.

— после периода интенсивной

эк­

сплуатации или после закрытия

навигации.

 

После соответствующей камеральной обработки данных журналов наблюдений и других исходных ма­ териалов оформляются акт водолазного обследования или специ­ альный отчет, которые должны сопровождаться техническим за­ ключением Эти документы должны содержать:

230