ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
тального изучения отдельных участков объекта требуется останов ка передающей камеры на срок от 10— 15 сек, для анализа карти ны повреждений на данном участке и при фотографировании — до нескольких минут.
Подводные обследования с использованием телевизионных ус тановок без участия водолазов производятся при помощи направ ляющих или смотровых тележек. Если верхнее строение сооруже ния имеет нависающую часть, то применяются специальные склад ные консоли, обеспечивающие заводку камеры под сооружение. При использовании смотровых тележек подтягиванием одного из направляющих тросов достигается перемещение передающей теле визионной камеры в горизонтальном направлении. Смотровые те лежки позволяют также осуществить осмотр сооружения незави симо от глубины, так как можно легко изменить длину направля ющих тросов. Глубина осмотра определяется только характеристи ками подводной телевизионной установки.
Методика проведения подводных обследований и отчетная до кументация. Основными объектами обследований в портах явля ются: дно акваторий, подводная часть гидротехнических сооруже ний и дно у сооружений. Задачи, которые ставятся при обследова нии, и методика их проведения зависят от вида обследуемого объ екта и его технического состояния. Перед началом подводно-тех нических работ составляется программа обследований, которая должна содержать: перечень участков акватории и сооружений или перечень конструктивных элементов сооружений, подлежащих об следованию; основные задачи водолазных обследований, методи ку их проведения, а также требования, которые предъявляются к материалам, получаемым в процессе обследований; очередность и сроки проведения обследований.
Данные, полученные при обследованиях, фиксируются в журна лах наблюдений, которые ведутся непосредственно на обследуемых объектах.
Обследование дна акваторий портов осуществляется с целью обнаружения затонувших предметов, препятствующих безопасной эксплуатации акватории, и определения характера грунта, залега ющего на дне акваторий. При значительных размерах акватории ее дно обследуется с помощью судов (катеров), снабженных придон ными мягкими или жесткими тралами и имеющих на борту водо лазную станцию. В ходе обследования дна акватории заносят ха рактеристику обнаруженного предмета и номер вехи, установлен ной над ним. Для обследования дна малых акваторий при глуби нах, не превышающих 10— 12 м, наиболее целесообразно исполь зовать водолазов в автономном легководолазном снаряжении, поз воляющем работать, даже не касаясь дна.
При обследовании дна малых акваторий, вне зависимости от характера водолазного снаряжения, могут применяться круговой или линейный способы осмотра. Местоположение всех обнаружен ных на дне подводных препятствий и предметов отмечают вехами или буями. Одновременно определяются координаты и габариты
8* 227
подводных препятствий и предметов с привязкой их к координа там плана обледований. Описание препятствий и предметов с ука занием номеров вех и буев далее заносится в журнал обследова ния, а координаты препятствий и предметов фиксируются на плане обследования. Зондирование грунта производится металлическим щупом. При погружении щупа в грунт водолаз должен обратить внимание на степень 'прилагаемого усилия, величину и скорость по гружения щупа.
Обследование дна акватории порта рекомендуется сочетать с выполнением подробного промера. Периодичность обследования дна акватории определяется местными условиями, а именно: интен сивностью судоходства и перегрузочных работ, осуществляемых над акваторией, степенью заносимости акватории. Однако эти об следования не должны проводиться реже чем через два года. Об следования дна акватории и промеры должны производиться во всех случаях, когда создается ситуация, опасная для морепла вания.
Обследования подводной части гидротехнических сооружений и дна у сооружений. Цель обследования дна у сооружения — выяв ление промоин, просадок грунта, а также выпучин и заиления дна. Кроме того, при обследовании фиксируется положение на дне по сторонних предметов, мешающих судоходству. Если под сооруже нием находится каменная постель, при обследовании необходимо проверить состояние ее откосов и берм. Обследование подводной части гидротехнических сооружений производится для установле ния их технического состояния, а также характера и объема воз можных повреждений. Перед началом обследования сооружений необходимо тщательно изучить техническую документацию, после чего составить программу обследования. В программе работ, с уче том задач, поставленных при обследовании, должна быть указана необходимая точность измерений. В целях улучшения ориентации водолаза и повышения точности привязки результатов обследова ния предварительно следует осуществить пространственную при вязку объекта обследования и его отдельных участков. Для при вязки в плане на сооружениях большого протяжения (причалах, молах, волноломах) должен быть разбит пикетаж через 10 м пу тем маркировки краской, нанесенной на надводной части соору жения. После этого пикеты переносятся под воду при помощи ме рительных тросов, на которых должны быть бирки с указанием но мера пикета.
Для привязки объекта обследования в плане могут быть исполь зованы геодезические знаки (кордонные наблюдательные марки), установленные на причале, а также существующие температурно осадочные швы между отдельными секциями сооружения.
Привязку по высоте на гидротехнических сооружениях, выпол ненных из массивовой кладки, можно осуществить по границам курсов массивов. Если же на сооружении отсутствуют какие-либо четкие границы его деления по высоте, то для ориентировки могут быть Использованы несколько спусковых концов с грузами, разме
228
ченных бирками и спущенных с лицевой стороны стенки сооруже ния на одинаковом расстоянии. Расстояние между ними назначает ся равным радиусу видимости под водой в данных условиях.
Задачи подводных обследований технического состояния огра дительных, причальных и берегоукрепительных сооружений опреде ляются типами конструкции этих сооружений.
Сооружения гравитационной конструкции. Для всех гравитаци онных сооружений вертикального профиля из массивовой кладки, массивов-гигантов, ряжей и уголковых Істенок при подводном обсле довании определяют наклон по высоте стенки и степень его нерав номерности по длине сооружения, перекос отдельных секций соору жения в плане, состояние швов между секциями и степень их рас крытия, состояние материала сооружения. Кроме того, проверяют состояние постели и грунта у ее подошвы для выявления промоин, просадок, выпучивания или замыва.
При осмотре бетонных и железобетонных сооружений устанав ливают состояние защитных поясов и антикоррозионных покры тий, сдвиги, наклон бетонных массивов и расхождение швов меж ду ними, наличие пробоин в железобетонных тонкостенных элемен тах и вымывание через них засыпки. При обследовании сооруже ний ряжевой конструкции выявляют возможный перенос ряжа, сте пень сохранности древесины, наличие выбоин, обрушение и вымы вание засыпки через эти выбоины, поломку отдельных венцов ря жа и сжимов, срезывание выступающих частей и врубок, истира ние стенок и вмятины на них, отрыв днища ряжа, а также состо яние металлических креплений: прочность натяжения болтов, по садку хомутов, глубину забивки скоб и нагелей, степень коррозии металла.
В процессе обследования оградительных сооружений (молов и волноломов) откосного профиля проверяют соответствие фактиче ского профиля подводной части сооружения проектному, состояние бермы откосов и материала, а также производят осмотр постели и грунта за ее пределами с целью установления подмыва и выпучи вания.
Сооружения свайной конструкции на цилиндрических оболочках
(сквозные). При обследовании сквозных сооружений: набережных, пирсов и эстакад на деревянных, железобетонных и металличе ских сваях и цилиндрических оболочках, необходимо обратить внимание на осмотр подводной части сооружения и дна перед ним (включая подпричальный откос). В процессе осмотра подводной части необходимо выявить поврежденные сваи (сломанные или изогнутые) и оболочки (со сплошными трещинами и пробоинами), определить состояние защитных кожухов и антикоррозионных по крытий, а также состояние материала самих свай и оболочек, з том числе степень их истирания, состояние верхнего строения, уз лов сопряжения свай и оболочек с ним и стыков между отдельны ми звеньями оболочек. В некоторых случаях при водолазном обсле довании требуется также установить отклонение верха свай и обо лочек от вертикали. При подводном обследовании подпричального
229
откоса определяются его уклон и повреждения защитного покры тия, фиксируются участки оползней и вымоин на откосе, а также размеры этих участков и их уклон
Сооружения из шпунта. При обследовании стенок из металли ческого, железобетонного и деревянного шпунта измеряются на клон и изгиб стенки по высоте, выявляются повреждения (изломы шпунтин, пробоины), устанавливается состояние защитных поясов и антикоррозионных покрытий, а также состояние материала само го сооружения. Кроме того, необходимо произвести осмотр дна пе ред сооружением с целью выявления участков размыва дна или его заиления.
Особое внимание при обследовании сооружений из шпунта сле дует обратить на состояние замков металлического шпунта (раз рывы замков), пазы железобетонного и деревянного шпунта (из ломы гребней и расхождение пазов), а также на обрушение и вы мывание засыпки из-за стенки через образовавшиеся в ней при этом отверстия.
Характерным для этого вида повреждений являются конусы выноса грунта на дне у стенки, которые могут быть обнаружены при отсутствии течения у сооружения, а также просадки террито рии за сооружением. Не менее важной задачей при обследовании сооружений из шпунта является проверка состояния крепления ан керных тяг к стенке и установление степени натяжения анкеров.
Берегоукрепительные сооружения. Обследования берегоукрепи тельных сооружений откосного типа производятся так же, как и оградительных сооружений откосного профиля. Особое внимание необходимо уделить узлам опирания откоса, концевым и угловым участкам, а также участкам сопряжений с берегоукрепительными сооружениями других конструкций.
Обследования берегоукрепительных стенок, бун и волноломов отличаются от обследований оградительных и причальных соору жений аналогичных конструкций только тем, что они ведутся в зо не малых глубин. Это обстоятельство несколько облегчает произ водство обследований, поскольку при этом отпадает необходимость в некоторых вспомогательных работах.
Подводные обследования гидротехнических сооружений реко мендуется проводить одновременно с их надводйым осмотром и об следованием. Периодичность подводных обследований сооружений зависит от местных условий, нО они не должны проводиться реже, чем через один год. Эти обследования рекомендуется выполнять в обычных условиях в следующие сроки: оградительные и берегоук
репительные сооружения — после осенне-зимнего штормового |
пе |
|
риодаРезультаты; причальныхобследованийсооружений. |
— после периода интенсивной |
эк |
сплуатации или после закрытия |
навигации. |
|
После соответствующей камеральной обработки данных журналов наблюдений и других исходных ма териалов оформляются акт водолазного обследования или специ альный отчет, которые должны сопровождаться техническим за ключением Эти документы должны содержать:
230