Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

^ fB epx причала

зпг

Ѵ/ М

: '/^777?

 

 

*50

170

6

80

4L7

 

*4

 

 

*1

5l7l(h

 

 

 

 

 

-13

Ю

 

■ 8

 

 

5

 

-Z

 

 

- в

45

 

Я ■ 4

 

-10

 

 

-13

 

 

■ //.■ zoVA7Ж 7/

 

 

г

*75

 

*70

 

*75

*60

 

г

 

 

*5

j

0

 

 

 

 

-8

х

40

 

 

 

 

*4

 

 

 

2

 

 

 

55

-5

-4

го )

, --3

 

 

 

 

-8

 

Ѵ40

7

 

 

 

 

-4

 

0_

10

 

L

 

 

 

 

4

-20

/ « й р

-2 -15

 

*15

-5

№пикетоЬ

9

 

' L

- J

10

L

 

Уклон

+1°30'

*1°10‘

 

+1°

*0°45'

+0°20>

-0°10' -0°45}

Рис. 139. Схема, поясняющая виды повреждений и деформаций участка причальной стенки из массивовой кладки

1) Задание водолазам и сроки его исполнения, состав участни­ ков.

2)Краткое описание конструкции обследованного сооружения, включая данные проектной и исполнительной документации.

3)Описание методики проведения подводных работ и их орга­

низации, а также техники безопасности, использованной при вы­ полнении этих работ.

4)Обмеры сооружения и его элементов, данные о техническом состоянии сооружения и его элементов, описание выявленных сме­ щений, деформаций и повреждений, контрольные измерения.

Кроме того, должны прилагаться иллюстративные материалы, включающие: план, поперечные разрезы и вид сооружения с ли­ цевой стороны с показанием основных размеров элементов соору­ жения и выявленных смещений, деформаций и повреждений, ко­ торые наносятся на чертежи с помощью условных обозначений (рис. 139); план дна перед сооружением с показанием глубин; под­

водные и надводные фотографии; графики смещений и деформа­ ций и т. п.

5) Выводы о техническом состоянии сооружения и возможных условиях его дальнейшей эксплуатации, рекомендации по ремонту сооружения и срокам проведения ремонта и т. п.

Техника безопасности и охрана труда при подводно-технических работах. Условия работы водолаза под водой резко отличаются от условий работы на земной поверхности. Профессия водолаза отно­ сится к категории профессий, которые имеют вредные условия тру­ да, определяемые совместным воздействием следующих факторов:

231


высоким давлением среды, в которой работает водолаз; резким охлаждением организма;

повышенным содержанием углекислого газа и влаги в скафан­

дре; большим нервно-психическим напряжением;

значительными физическими нагрузками при спусках, особенно при выполнении подводных работ.

В связи с этим выполнение правил техники безопасности и ох­ раны труда при подводных работах является совершенно обяза­ тельным, а любые их нарушения могут привести к тяжелым по­ следствиям.

§ 12. Наблюдения за состоянием конструктивных элементов и материалов сооружения

Организация наблюдений. Степень разрушения или сохранности материалов определяется следующими методами и приемами:

визуальный метод обследования частей сооружения по всем зо­ нам по высоте с применением фиксирующей состояние материала фото-, кино-телевизионной аппаратуры, водолазного снаряжения, аквалангов и простейшего измерительного инструмента;

метод определения физико-механических свойств материала и дефектов в нем непосредственно в сооружении с применением спе­ циальной аппаратуры и приборов;

лабораторный метод определения состояния материала путем всесторонних испытаний проб материала, взятых из сооружения; косвенный прием определения качества материала сооружения путем длительных испытаний в районе расположения сооружения или непосредственно на нем опытных конструктивных элементов и образцов, изготовленных из тех же материалов, что и обследуе­ мое сооружение, с последующими полигонными и лабораторными

испытаниями опытных элементов и образцов; метод огрузки опытных участков сооружения и нагрузки от­

дельных конструкций и их элементов с использованием монтируе­ мой в них специальной аппаратуры для регистрации местных де­ формаций в материале.

Наблюдения за техническим состоянием материалов и отдель­ ных конструктивных элементов могут быть полезны и дадут объек­ тивные данные по степени сохранности сооружения в том случае, если они выполняются по единой методике, позволяющей прово­ дить сравнительный анализ и статистическую обработку обширных материалов многочисленных обследований. Такие работы уже на­ чаты, в частности, Ленморниипроектом при участии НИ И Ж Б, ОИИМФ , Черноморниипроектом и ОИСИ . Разработана методика обследования железобетонных свай в сквозных сооружениях типа пирсов и эстакад. По мере накопления опыта обследований будет корректироваться и совершенствоваться применяемая методика.

232


Наблюдение за техническим состоянием гидротехнических соо­ ружений любых типов проводится в соответствии с «Временными техническими указаниями по ремонту бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений в зоне переменного уровня» и «Пра­ вилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов Министерства морского флота».

Наиболее доступным и распространенным является визуальный метод освидетельствования, который применяется в повседневных, периодических и контрольно-инспекторских обследованиях. Этим методом пользуются порты при самостоятельном обследовании сооружений. При наблюдениях и обследованиях, выполняемых по специальной программе научно-исследовательскими и проектными организациями с участием портов, применяются по мере надоб­ ности, в зависимости от объекта и характера исследований, все вы­ шеназванные методы обследований.

Организацию наблюдений, как правило, следует начинать с под­ бора исходных данных о примененных материалах, способах произ­ водства работ, о количестве проведенных ремонтов, их стоимости и продолжительности межремонтных периодов, а также анализа результатов ранее проведенных осмотров и обследований соору­ жений.

Для общей характеристики сооружения необходимо иметь: пас­ порт сооружения, конструктивные разрезы и план с подробной ха­ рактеристикой грунтов, исполнительные чертежи. Для характери­ стики и прогноза долговечности материалов сооружения одних наблюдений за материалом еще недостаточно. Необходимо иметь гидрометеорологические данные, характеризующие агрессивность среды, в окружении которой работает сооружение: температуру воз­ духа и воды; соленость воды (химический состав); колебания уров­ ня воды; скорость и направление течений; направление и силу ветра и волнения; ледовый режим; движение наносов.

Характеристика этих факторов должна быть составлена на ос­ новании многолетних наблюдений за ними Гидрометеостанциями, проектными и научно-исследовательскими организациями. При отсутствии каких-либо сведений по некоторым факторам должны быть организованы наблюдения за ними по специальной програм­ ме. Составление характеристик среды является одним из важней­ ших разделов наблюдений.

Визуальный метод наблюдений, несмотря на простоту и доступ­ ность, может быть успешно использован лишь квалифицированны­ ми специалистами-гидротехни'ками, имеющими достаточный опыт в таких работах. Необходимость в организации инструментальных наблюдений устанавливается по результатам визуальных обследо­ ваний и специальных исследований, проводимых научными и про­ ектными организациями.

Наблюдения за состоянием материала должны проводиться на всех доступных для этой цели участках сооружения—фасадной ча­ сти, всех обозримых местах в подпричальной части сквозных соору­ жений, потерне, каналах инженерных сетей, а также на специально

233


вскрытых участках и отдельных элементах сооружения. Визуаль­ ные и инструментальные наблюдения за техническим состоянием бетонных и железобетонных сооружений включают следующие ос­

новные работы:

наблюдения за поверхностями, в том числе закрытыми, различ­ ного рода защитными покрытиями с фиксированием наименования элемента сооружения, местоположения и размеров, обнаруженных повреждений и разрушений в виде отслоений, трещин, отколов, ра­ ковин, каверн и т. п., наличия и месторасположения, размеров, формы и цвета налетов, потеков и других коррозионных разруше­

ний бетона; наблюдения за повреждениями, вызванными механическим дей­

ствием тех или иных факторов (удар волны, судна, истирание пес­ ком, галькой, швартующимися судами и др.);

исследование прочности и плотности бетона в сооружении; исследование напряженного состояния бетона и арматуры; наблюдения за коррозией арматуры, фиксация обнаженных

участков арматуры с указанием их размеров и глубины поражения коррозией;

наблюдения за трещинами и швами; наблюдения за температурой на поверхности и в толще отдель­

ных конструктивных элементов в различных частях сооружений.

В металлических конструкциях портовых сооружений произво­ дятся визуальные и инструментальные наблюдения за состоянием открытых поверхностей и антикоррозионных покрытий. Глубина коррозионных поражений определяется визуально при помощи про­ стейшего инструмента, а также с применением электро-ультразву- ковых приборов.

По образцам, высверленным в виде стружки и подвергнутым химическому анализу, проверяется качество металла, а образцы металла, вырезанные из конструкции, используются для испытания на прочность. При обследовании металлических конструкций особо тщательно должны быть освидетельствованы места сопряжения металла с другими видами материалов (бетон, дерево, камень, пластмассы и др.).

При наблюдениях за состоянием деревянных конструкций сле­ дует фиксировать места начавшегося гниения в виде плесени и дру­ гих следов грибка с указанием характера и размеров пораженных гниением участков. О начавшемся процессе загнивания судят по из­ менению цвета древесины, дряблости и трещинам. При обнаруже­ нии разрушения древесины морскими древоточцами в журнале наблюдений должны быть зафиксированы характер повреждений и их размеры. Степень поражения внутренних слоев древесины гриб­ ком определяют путем исследования в лаборатории проб, взятых с помощью пустотелых буравов.

При осмотре деревянных частей сооружения общее представле­ ние о качестве древесины можно получить путем простукивания, при этом дерево, пораженное гниением, издает глухой звук, хоро­ шее состояние материала характеризуется звонким звуком. Меха­

234


ническую прочность дерева определяют испытанием в лаборатории образцов, взятых из обследуемых элементов сооружения. Ориенти­ ровочную прочность дерева получают при применении метода стрельбы из мелкокалиберной винтовки и других простейших спо­ собов испытания дерева в сооружении.

При подводном осмотре также должны быть выявлены разру­ шения и повреждения материала и конструкции сооружения. Зона переменного уровня входит в состав работ по подводному обследо­ ванию сооружений. Первичная обработка результатов обследования должна выполняться по каждому дню работы не позднее следую­ щего за ним дня. По завершении полного комплекса наблюдений и обследований сооружения полученные результаты сопоставляются

сисходными проектными данными по конструкции и ее элемен­ там, а также с результатами предыдущих обследований для оцен­ ки состояния сооружений по всем зонам и разработки рекоменда­ ций по устранению выявленных повреждений и разрушений. Затем производится статистическая обработка материалов обследования

сцелью установления корреляционной связи отдельных видов раз­ рушения и дефектов конструктивных элементов с различными фак­ торами, их вызывающими.

На основании анализа материалов наблюдений и обследований составляется заключение о причинах разрушения и даются реко­ мендации по ремонту и защите сооружения. Данные наблюдений и обследования служат основанием для правильного выбора мате­ риалов и конструкций сооружений, а также усовершенствования методов производства работ. В результате наблюдений и обследо­ ваний должна быть получена не только качественная, но и количе­ ственная характеристика технического состояния сооружений с данными об основных свойствах и деформациях материала соору­ жения.

Для определения различных свойств материала непосредствен­ но в сооружении применяют многочисленные технические средст­ ва— от простейшего мерительного инструмента и несложных при­ боров до современной электрорадиометрической, оптической и аку­ стической аппаратуры.

Неразрушающие методы испытания материалов и изделий. Стан­ дартным методом определения физико-механических свойств строи­ тельных материалов является испытание опытных образцов раз­ личной формы и размеров разрушающей нагрузкой. Результаты испытаний относят на значительный объем материалов или изде­ лий. Такие испытания в силу неоднородности материала неизбеж­ но приводят к большим погрешностям. Кроме того взятие проб ма­ териала из сооружений для испытания на прочность сопряжено с большими трудностями, а в малодоступных местах и вовсе исклю­ чается.

Большинство морских гидротехнических сооружений выполнено из сборных тонкостенных железобетонных элементов, поэтому взя­ тие крупных проб бетона из несущих конструкций невозможно. Для получения объективных данных о качестве материалов в сооружении

235