Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
тральный щит, на котором гаснет лампочка с номером стоянки и появляется звуковой сигнал.
Для электроподогрева автомобилей в автоколонне оборудо вано 68 машино-мест. Внедрение электроподогрева двигателей в зимний период эксплуатации значительно облегчает труд во дителей. Годовой экономический эффект от внедрения электро подогрева 68 автомобилей составляет около 4900 руб. в год.
Рис. 23. Принципиальная электрическая схема приспособления для электро подогрева двигателей автомобилей
Для подогрева масла в картере двигателя автобуса ПАЗ-651 в Митинском леспромхозе объединения Вологдалеспром изго товлен электронагреватель с закрытой спиралью, состоящий из трубки с наружным диаметром 60 мм и внутренним 50—52 мм.
В трубчатом корпусе находится нагревательный элемент, ко торый шпилькой крепится к торцовой стенке трубы. Концы спи рали нагревательного элемента выведены на клеммы, располо женные на текстолитовом щитке. Нагреватель подключается к электросети нормальной частоты напряжением 220 в. Эксплуа тация нагревателя показала, что он обеспечивает нагрев масла в картере двигателя до 50° С в течение 15 мин при температуре окружающего воздуха минус 20—25° С.
Представляют интерес электронагреватели низкого напряже ния, вмонтированные в поддон картера двигателя, применяемые
91
в гараже Котласского ЦБК (Архангельская область). В каче стве источника тока здесь использован сварочный трансформа тор типа ТС-300 с устройством выводов низкой стороны на на пряжение 36 в. Конструкция нагревательного элемента включает трубу диаметром 57 мм и длиной 250 мм, асбоцементный сер дечник с намотанной на нем спиралью из нихромовой проволоки сечением 1 мм2 и длиной 2 ж и две шпильки, служащие клем мами. Напряжение к элементу подводится через розетку. Мощ ность трансформатора позволяет одновременно нагревать масло
вкартерах 30 двигателей автомобилей. Электроподогрев масла
взимний период позволил сократить время на подготовку и пуск
двигателей |
на 40—60 мин. Расход горячей воды сократился |
в 3 раза. |
Подготовка автомобилей к выходу занимает 15— |
20 мин. Годовой экономический эффект от внедрения этих нагре
вателей, подсчитанный только по экономии |
горячей воды для |
30 автомобилей, составил 4125 руб. |
|
ПОДОГРЕВ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗОВЫМИ |
|
ИНФРАКРАСНЫМИ ИЗЛУЧАТЕЛЯМИ |
|
Перспективным решением межсменного |
подогрева двига |
телей лесотранспортных машин при безгаражном их содержа нии является использование подогревателей с инфракрасными излучателями. Инфракрасные излучатели являются наиболее экономичными обогревательными приборами и в последние годы находят широкое распространение для различных тех нологических целей в нашей стране и за рубежом. Основными видами газообразного топлива для питания излучателей явля ется сетевой природный газ (метан) и сжиженный газ (смесь пропана и бутана) в баллонах.
Инфракрасный излучатель представляет собой разновид ность инжекционной беспламенной горелки, в которой приго товленная смесь газа с воздухом поступает в распределитель ную камеру, оттуда через 800—1200 каналов диаметром 0,8— 1,6 мм в керамических насадках выходит наружу, где и сго рает непосредственно у поверхности ровным и тонким слоем пламени. В инфракрасных излучателях достигается полное сго рание газа. Создана группа подогревателей «Малютка» для автомобилей ЗИЛ, МАЗ и КрАЗ.
Подогреватель «Малютка-ЗМ» (рис. 24) состоит из инфра красного излучателя, теплообменника, ветрозащитного устрой ства и узла крепления [23].
Конструкция теплообменника представляет собой сварную емкость объемом 0,9—1,4 л , закрытую кожухом, который за щищает излучатель от ветра. На подогревателе используется излучатель «Звездочка» (рис. 25), включающий корпус, набор керамических плиток и форсунку. Подогреватель конструк тивно прост, подключается к системе охлаждения двигателя.
$2
Нагрев жидкости в теплообменнике вызывает термосифонную лиркуляцию в системе охлаждения. Подогрев двигателей ве дется в течение всего межсменного периода стоянки автомобиля.
390
Рис. 24. Подогреватель «Малютка-ЗМ» для автомобиля МАЗ:
1 |
— ветрозащитное устройство излучателя; |
2 — излучатель; |
3 — жалюзи теплообменника; |
|||
4 |
— подводящий |
патрубок; |
5 — штуцер для присоединения |
шланга |
отопителя кабины; |
|
•€ — резьбовая |
пробка; |
7 — отводящий |
патрубок; 8 — основание |
теплообменника; |
||
|
|
|
9 — бачок |
теплообменника |
|
|
|
Подогреватели |
типа «Малютка» могут |
быть |
использованы |
и для предпускового разогрева двигателей, в этом случае си стема охлаждения двигателей должна быть заправлена анти
фризом. |
Опыт |
эксплуатации по- |
2 з |
догревателей «Малютка» показал |
|
||
эффективность |
их применения |
|
|
при температуре наружного воз |
|
||
духа до минус 35° С. |
|
||
Благодаря |
высокой экономич |
|
|
ности подогревателей типа «Ма |
|
||
лютка» |
целесообразно держать |
|
|
на непрерывном подогреве авто |
|
||
мобили даже в случаях длитель- |
|
Рис. 25. Инфракрасный излуча тель типа <<Звездочка»:
1—корпус излучателя; |
2—керамический блок; |
|
3 — сетка; 4 — корпус |
форсунки; |
5 — штуцер |
для присоединения |
шланга; |
6 — форсунка |
ной (до 3—4 дней) стоянки. При этом не возникает необходи мости в дополнительном подогреве масла, температура которого даже при минус 30° С держится на уровне плюс 2—3°С.
93
Сравнительная |
характеристика подогревателей |
приведена |
|||||||
в табл. 17. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 17 |
|
|
|
|
|
Характеристика подогревателей |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Заводские для предпус |
|
||
у |
|
|
|
|
|
кового подогрева |
Типа |
||
|
Основные показатели |
|
|
||||||
|
ПЖД-44 |
П-100 |
„ Малютка" |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
(МАЗ-509) |
(ЗИЛ-130) |
|
|
Тепловая производительность, т-ккал |
40 |
18 |
2,5 |
||||||
Потребляемое |
топливо |
....................... |
|
Дизельное |
Бензин |
Природный |
|||
Расход тепла на |
пуск одного двига |
|
|
газ |
|||||
19 |
0,9 |
25 |
|||||||
теля |
при минус |
30° С, |
тыс. ккал . . |
||||||
Стоимость тепла на пуск одного |
10,4 |
7,1 |
6,3 |
||||||
двигателя, коп. ...................................... |
|||||||||
Трудоемкость |
монтажа |
подогрева |
19,5 |
9 |
0,8 |
||||
теля, |
ч е л .-ч ............................................................. |
|
|
|
|
||||
Вес элементов подогревателя, уста |
27 |
8 |
3,5 |
||||||
новленных на |
автомобиле, |
кг . . . |
|||||||
Время, затрачиваемое |
на пуск и про |
30 |
22 |
10 |
|||||
грев |
двигателя |
при минус 30° С, мин |
|||||||
Стоимость подогревателя, руб. . . |
270 |
44 |
18 |
||||||
Удельные капиталовложения на обо |
|
|
|
||||||
рудование одного автомобиля (места |
|
|
120—160* |
||||||
стоянки), руб......................................... |
|
|
|
|
— |
— |
Однако несмотря' на то, что газ является самым дешевым видом топлива, отсутствие его в настоящее время в доста точном объеме в большинстве лесозаготовительных районов не позволяет широко применять инфракрасные излучатели.
УСТАНОВКА ВОЗДУХОПОДОГРЕВА АВТОМОБИЛЕЙ
СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОКАЛОРИФЕРОВ
ВСавинском, Вилегодском и других леспромхозах объеди нения Архангельсклеспром для предпусковой подготовки авто мобилей используются установки, в которых воздух подогре
вается электрокалориферами. |
В |
качестве |
генераторов тепла |
|
в Савинском |
ЛПХ используется |
шесть |
электрокалориферов |
|
ОКБ-3 083, мощностью 20 кет каждый. |
|
|||
Установка |
предназначена |
для |
одновременного подогрева |
30 автомобилей. В передней торцовой части воздуховода уста новлено пять электрокалориферов с вентилятором Ц70 № 6 и одним калорифером для предварительного нагрева воздуха на
94
воздухозаборном патрубке вентилятора. Блок калорифера, вен тилятор и защитно-регулирующая аппаратура установки разме щены в деревянном помещении.
Конструкция воздуховода и подачи горячего воздуха к ав томобилям унифицированы с установкой, в которой использу ются пароводяные калориферы. Установка с использованием в качестве теплоносителя электрической энергии позволяет ре гулировать процесс подогрева автомобилей в зависимости от температуры окружающего воздуха путем отключения отдель ных электрокалориферов.
Объем подаваемого горячего воздуха к автомобилю ЗИЛ составляет 300 мъ/ч и к автомобилю МАЗ — 500 мР/ч. Воздух нагревается до 70—78° С. Эксплуатация установки в условиях леспромхоза эффективна при наличии дешевой электроэнергии.
УСТАНОВКА ВОЗДУХОПОДОГРЕВА С НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ ЭЛ ЕКТРОКАЛОРИФЕРАМИ
Большинство электрокалориферных установок имеет недо статки: высокая температура поверхности нагрева, аккумули руют от 20 до 40% тепла в конструкции самих калориферов (каркасе, кожухе и других деталях). Несовершенная венти ляция и слаборазвитая поверхность нагрева снижают эффек тивность их применения. Электрокалориферы с трубчатыми нагревателями (ТЭН) также имеют низкий коэффициент тепло передачи из-за большого термического сопротивления и слабо развитой поверхности нагрева.
На Троицком электромеханическом заводе создан проволоч ный бесспиральный нагревательный элемент, который значи тельно отличается по своим теплотехническим и экономическим характеристикам от известных открытых элементов. Темпера
тура |
нагрева оребренной поверхности |
при скорости |
воздуха |
||||
б узком сечении |
3,5 м/сек и |
поверхностной |
мощности |
||||
7,02 |
вт/см2 в 3 раза |
ниже, чем у |
нагревателей |
без |
оребре- |
||
ния |
[24]. На базе такого нагревательного элемента создан низ |
||||||
котемпературный электрокалорифер типа НЭК. |
из |
электрока- |
|||||
Электрокалорифер НЭК-32 (рис. |
26) |
состоит |
-лорифера, вентилятора и защитно-регулирующей аппаратуры.
Они |
предназначены для |
подогрева |
воздуха |
до |
60° С |
и снаб |
жены напорным вентилятором ЭВР-4. |
заводом |
создана |
||||
На базе калорифера |
НЭК-32 |
Троицким |
||||
установка группового обогрева автомобилей |
(рис. 27). В перед |
|||||
ней, |
торцовой части |
трубы установлен |
электрокалорифер |
|||
НЭК-32 с вентилятором производительностью |
1500 мъ/ч, воз |
|||||
дух |
нагревается до 65° С. Электрокалорифер |
имеет две группы |
нагревательных элементов мощностью по 16 кет, которые вклю чают в зависимости от количества обогреваемых автомобилей
95
и температуры наружного воздуха. Затраты в месяц на один автомобиль при расходе воздуха 300 мг/ч и тепла 4000 ккал/ч составляют около 14 руб.
3
Рис. 26. Электрокалорифер НЭК-32:
/ — магнитный пускатель; 2 — провод; 3 — кнопка управления; 4 — калорифер; 5 — термореле
Ц36
6500
“ Л
[п
4 s |
\ / |
EDIs] |
|
Рис. 27. Установка группового обогрева автомобилей:
1 — вентилятор; 2 — электрокалорифер; |
3 — шибер; 4 — труба; 5 — чехол; 6 — изоляция |
Однако из-за невысокой |
температуры воздуха, подаваемого |
к автомобилям, установки рекомендуется применять в условиях умеренного климата.
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ВОЗДУХОРАЗОГРЕВА АВТОМОБИЛЕЙ
Для облегчения запуска двигателей в холодный период года в' Мордовском транспортном управлении разработана конструк ция передвижной установки. Она предназначена для воздухоразогрева автомобилей, находящихся в отрыве от производст
96
венной базы. Установка смонтирована на одноосном прицепе А4-02М. Воздух в ней подогревается теплогенератором ТГ-150 ВИЭС.
На полуприцепе 1 (рис. 28) установлен теплогенератор 2, который закрыт кожухом 3, предохраняя его от атмосферных осадков. В средней части прицепа установлен отсек 4 для сек ций воздуховода 5. Сзади находится бак 6 для воды емкостью 1.5 мъ. Для нагрева воды в емкости размещены два электрона
гревателя |
мощностью |
по |
|
|
|
|
|
|||
4.5 кет |
каждый. |
Питание |
|
|
|
|
|
|||
электронагревателей |
осуще |
|
|
|
|
|
||||
ствлено от энергощита ка |
|
|
|
|
|
|||||
белем. Воздуховод в рабо |
|
|
|
|
|
|||||
чем состоянии устанавлива |
|
|
|
|
|
|||||
ется на подставках. Для сое |
|
|
|
|
|
|||||
динения |
секций |
в |
общий |
|
|
|
|
|
||
воздуховод применяются бы- |
|
|
|
|
|
|||||
строустанавливающиеся бол |
|
|
|
|
|
|||||
товые зажимы. |
Подставки |
Рис. 28. Передвижная установка воз- |
||||||||
воздуховода в транспортном |
||||||||||
духоподогрева |
автомобилей: |
|||||||||
положении размещаются |
в |
1 — полуприцеп; 2 — теплогенератор; |
3 — ко |
|||||||
отсеке 8. Воздух к автомоби |
жух; 4, |
8 — отсек; 5 — секции |
воздуховода; |
|||||||
6 — бак |
для воды; |
7 — бак |
для |
топлива; |
||||||
лям подается снизу |
двигате |
|
8 — отсек |
|
|
ля через брезентовые рукава.
Работа установки заключается в следующем: открывается кран подачи топлива из бака 7, которое поступает в форсунке теплогенератора самотеком. Вентилятор включается, камера смешения продувается в течение 2—3 мин. Затем включается зажигание свечи, и тумблер переводится в 'положение «отопле ние». Подача топлива регулируется вентилем.
После воспламенения топлива установка, поработав в ре жиме «пуск», переводится в режим «работа». Нагрев 1,5 мг воды электронагревателями с +10 до +100° С обеспечивается за 2 ч.
После окончания разогрева автомобилей выключается по дача топлива и производится продувка камеры теплогенера тора.
К преимуществам установки следует отнести ее конструктив ную простоту, легкость проведения монтажно-ремонтных работ, несложность управления и легкость транспортировки.
Установка обслуживает 12 автомобилей, обеспечивая разо грев узлов двигателя до пусковых температур. С ее примене нием автомобили, находящиеся в отрыве от производственной базы, вовремя выходят на линию. По приведенным расчетам годовой экономический эффект от внедрения данной установки составляет около 317 руб. на один автомобиль.
4 В. Н. Сердечный |
97 |