Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-очередь необходимо подготовить системы смазки, питания, ох­ лаждения, электрооборудования, силовой передачи, гидравли­ ческой системы, ходовой части, технологического оборудования, и также провести дополнительно ряд организационно-техни­ ческих мероприятий. Подготовительные работы к зимней экс­ плуатации трелевочных тракторов, погрузочных средств, машин ЛП-2 и тракторов ТБ-1 следует проводить в оснащенных РММ лесозаготовительных предприятиях, для чего все перечисленные машины на трайлерах вывозят из леса. Если это сделать невоз­ можно, то сезонный технический уход выполняют в боксе-про­ филактории, в пункте технического обслуживания на лесосеке.

Сезонный

уход за лесовозными автомобилями организуют

б гаражах,

оснащенных необходимым, оборудованием и диаг­

ностическими приборами. Выполнение сезонного ухода предпо­ лагает соблюдение высокой культуры проведения профилакти­ ческих работ. Замена смазочных материалов в агрегатах ма­ шин требует их чистоты, так как попадание в них пыли, грязи Б других механических примесей вызывает преждевременный выход из строя ответственных узлов машин. Сезонный техниче­ ский уход включает регулировочные работы, проверку крепеж­ ных соединений, устранение всех неисправностей.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И УХОД ЗА НЕЙ

Нормальная работа системы охлаждения позволяет поддер­ живать требуемый температурный режим карбюраторного и ди­ зельного двигателей. Повышение температуры двигателя ука­ зывает на неисправность системы охлаждения, связанную с утечкой охлаждающей жидкости, значительным наличием на­ кипи и отложений, неисправной работой клапана термостата, замерзанием охлаждающей жидкости в трубках радиатора, об­ рывом штифта крыльчатки насоса или ремня вентилятора л т. д.

При техническом уходе проверяется плотность соединений трубопроводов, шлангов, прокладок, исправность сливных кра­ нов охлаждающей жидкости, уровень воды в радиаторе.

При работе двигателя с недостаточным количеством воды в системе охлаждения температура его резко повышается. Нор­ мальное тепловое состояние двигателя обеспечивается удале­ нием накипи и имеющихся отложений, которые ухудшают теп­ лоотдачу от нагретых деталей.

Накипь удаляют при помощи специальных растворов, при этом термостат с двигателя должен быть снят. Сделать это ■можно следующим образом. За одну смену перед проведением сезонного технического ухода в систему залить 10-процентный раствор кальцинированной соды. Проработавший в течение смены раствор слить и тщательно промыть систему охлаждения

24


чистой водой. Для промывки системы охлаждения может при­ меняться раствор, содержащий 100 г стиральной соды и 50 г керосина, или 75 г каустической соды и 25 г керосина на 1 л воды, или 75 г размельченного технического тринатрийфосфата,. 10 г едкого калия и 12 г технического нитрата натрия на это же количество воды [5]. При скоплении в системе охлаждения осадков, мешающих нормальному течению жидкости, рекомен­ дуется вывернуть сливные краны или разъединить нижний пат­ рубок радиатора.

При сезонном техническом уходе проверяется работа тер­ мостата, дистанционного термометра и действие жалюзи. При проверке исправности термостата его погружают в сосуд с на­ гревающейся водой. При исправном термостате клапан начи­ нает открываться при температуре +70° С, а полное открытие его происходит при плюс 88—90° С.

Для обеспечения нормальной работы двигателя в условиях низких температур в систему охлаждения заливают не замер­ зающие при низкой температуре жидкости (антифризы), пред­ ставляющие собой смеси технического этиленгликоля с водой. Но нужно помнить, что применение антифриза требует перио­ дического контроля его плотности, так как в процессе работы в нем происходит испарение воды. В случае утечки антифриза систему доливают водой.

Для уменьшения отложений в виде накипи целесообразно промывать систему охлаждения мягкой (дождевой) водой. Же­ сткую воду можно умягчить, взяв 0,1 г извести или 0,6 г каль­ цинированной соды на 10 л воды. Для этой цели применяются специальные емкости, оборудованные кранами сбоку и в дни­ ще. Боковой кран служит для слива умягченной воды,, а в днище — для слива осевшего шлама. Воду с растворенной содой или известью в определенных количествах следует тща­ тельно перемешать, затем дать отстояться в течение 4—5 ч.

Степень циркуляции охлаждающей жидкости в системе оп­ ределяется по разнице температур верхней и нижней части ра­ диатора, которая у прогретого двигателя не должна превышать

10—12° С.

После окончания рабочей смены машину ставят на пло­ щадке, если нет межсменного подогрева слив воды из системы охлаждения производится при открытой заливной горловине ра­ диатора в чистую посуду для повторного использования. После слива воды горловину радиатора закрывают, а сливные кра­ ники оставляют открытыми. Вода из водяного насоса удаляется посредством прокручивания коленчатого вала двигателя стар­ тером или вручную.

При зимней эксплуатации машин недопустим пуск двига­ теля без охлаждающей жидкости. Нельзя также работать при снятом термостате, так как это приводит к переохлаждению двигателя и преждевременному его износу. Исследованиями

25


установлено, что при снятом термостате и полной нагрузке тем­ пература воды в системе охлаждения не поднимается выше в5° С и, как правило, всегда намного ниже.

ПОДГОТОВКА И УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ

При подготовке топливной системы и системы питания к зимней эксплуатации следует промыть топливные баки, топ­ ливопроводы, фильтры и отстойники, проверить и при необходи­ мости отремонтировать и отрегулировать приборы питания дви­ гателя, топливные насосы и форсунки, убедиться в исправности и герметичности приборов и топливопроводов. Нормальная ра­ бота карбюраторного двигателя невозможна без регулировки карбюратора.

Промывку топливных баков производят без снятия их с ма­ шины. Проверку и регулировку подкачивающего насоса, фор­ сунок, топливного насоса и других приборов системы питания осуществляют на специальных стендах и приборах, при необхо­ димости заменяя изношенные детали.

В холодное время года дизельные двигатели лесотранспорт­

ных машин должны

работать на зимнем дизельном

топливе,

к качеству которого

предъявляются высокие требования.

При

заправке машин топливо необходимо фильтровать,

для

чего

в воронку ставят фильтр из капроновой, шелковой или флане­ левой ткани.

Топливные баки механизмов заправляются в конце смены. Оставлять на ночь незаполненный бак не рекомендуется, ввиду

того что на внутренней

поверхности его

образуется

иней за

счет конденсации содержащейся в воздухе влаги.

 

Во время снегопада горловину топливного бака прикрывают

брезентом, а заправку

ведут закрытым

способом.

В конце

смены сливают отстой из топливного бака и корпусов топлив­ ных фильтров, после чего удаляют воздух. Регулярно следят - за тем, чтобы при заправке в бак вместе с топливом не попала вода, которая может вызвать образование ледяных пробок в топливопроводах, в результате чего подача топлива в ци­ линдры прекратится. При обнаружении воды в топливном баке топливо сливают и оставляют его на морозе, а затем при по­ мощи фильтров удаляют образовавшиеся льдинки. ■'

При проведении сезонного обслуживания фильтрующий эле­ мент фильтра тонкой очистки топлива заменяют,- если он от­ работал более половины срока. Замена фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки топлива производится: хлопчатобумаж­ ных — через 960 мото-часов работы двигателя, если давление снизилось до 0,2 кгс/сж2, бумажных — после отработки 1 920 мото-часов. Фильтрующие элементы заменяют и при падении мощности, появлении перебоев в работе двигателя и ухудшении пусковых качеств.

26


Признаки неисправности в работе системы питания следую­ щие: ухудшение пусковых качеств двигателя, потеря мощности* перебои в работе двигателя, темный цвет выхлопных газов, уве­ личенный расход топлива. На работающем двигателе неисправ­ ность форсунки определяется по пульсации трубопроводов высокого давления, на ощупь или поочередным ослаблением на­ кидных гаек трубок высокого давления, т. е. поочередным вы­ ключением подачи топлива в один или другой цилиндр двигателя. Если при этом установленный режим вращения коленчатого вала не меняется, а дымность выхлопа уменьшается, форсунка неисправна. Если при отключении форсунки наблюдается сни­ жение оборотов, она исправна.

В условиях пункта технического обслуживания мастерского* участка, на котором имеется самоходная ремонтно-профилакти­ ческая мастерская СРПМ-2 или Т-142Б и др., форсунки необ­ ходимо проверять на приборе КИ-562. При помощи прибора проверяется качество распыла топлива, герметичность распыли­ теля, давление начала впрыска, угол конуса струи распыливае-

мого топлива и герметичность колпака форсунки.

давления

Герметичность распылителя проверяется до

230 кгс/см2, причем время падения давления

с 200 да

120 кгс/см2 должно быть не менее 4 сек. После проверки фор­ сунок на герметичность регулируется величина давления начала впрыска топлива, которая должна быть 125 + 5 кгс/см2. Угод конуса факела распыливаемого топлива должен составлять 23—27° С, а его ось совпадать с осью распылителя. Отклонение геометрической оси факела более ^чем на lU угла конуса не до­ пускается. Момент начала впрыска топлива насосом на трак­ торе определяется приспособлением, состоящим из накидной гайки, металлической и стеклянных трубок, соединенных рези­ новой муфтой. В холодный период года уход за топливным на­ сосом двигателя должен быть особенно тщательным. Проверка: технического состояния снятого насоса, как правило, должна выполняться в условиях РММ лесопункта (леспромхоза), осна­ щенной стендом СДТА-1 или СДТА-2М.

При проведении сезонного ухода большое значение имеет установление оптимального угла опережения впрыска топлива. Если угол большой, то топливо подается в недостаточно про­ гретый и сжатый воздух, что увеличивает период задержки вос­ пламенения, а следовательно, повышает жесткость работы ди­ зеля.

При большом угле опережения впрыска сгорание топлива может происходить до прихода поршня в верхнюю мертвую» точку, при этом продукты сгорания создают в цилиндре двига­ теля противодавление, мощность снижается. При использовании в двигателе топлива другого сорта должен быть установлен и: оптимальный угол опережения впрыска именно для него. Тех­ ническими условиями допускается неравномерность подачи

27


топлива в пределах 3—4%. Увеличение неравномерности по­ дачи вызывает дымный выхлоп, падение мощности и повышен­ ный расход топлива.

При обслуживании насоса необходимо систематически про­ верять уровень масла в картере регулятора насоса и заливать масло требуемых сортов.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Важным'условием обеспечения нормальной работы системы смазки двигателей при зимней эксплуатации машин является правильный подбор сортов масел. Смазка двйгателей и сило­ вых передач должна осуществляться только такими маслами, физико-химические свойства которых предусмотрены действую­ щими стандартами.

Перед заправкой двигателей зимними маслами необходимо произвести принудительную промывку системы смазки. Широко применяемый в леспромхозах при сезонных уходах способ про­ мывки системы смазки кратковременной работой двигателя на дизельном топливе не обеспечивает хорошего качества про­

мывки. Проведенные

институтом

исследования показали, что

в результате замены

картерного

масла, промывки центрифуги

и системы смазки дизельным топливом уже после 30 мин ра­ боты двигателя на холостых оборотах содержание механиче­ ских примесей в свежем масле возросло с 0,01 до 0,1888%, т. е. примерно в 18 раз, а через 25 ч — до 1,91%, т. е. в 191 раз.

Такой интенсивный рост процента механических примесей в первые часы эксплуатации свежего масла происходит вслед­ ствие появления комплексных механических примесей, образую­ щихся в результате трения сопрягающихся деталей и вымыва­ ния потоком масла продуктов износа при некачественной про­ мывке. Если первая причина характерна для всех масел и не может быть устранена, то вторая — всецело зависит от качества промывки системы при смене мас'ла.

В связи с этим промывка системы смазки должна произво­ диться дизельным топливом под давлением при неработающем двигателе. Для этой цели используется установка конструкции СевНИИП. Установка серийно изготовляется Плесецким РМЗ (рис. 11) и входит в комплект самоходной ремонтно-профилак­ тической мастерской СРПМ-2 (СРПМ-ЗА).

Основные узлы установки следующие: трехсекционный бак, поршневой подкачивающий насос, система трубопроводов, блок фильтров, трубчатый электронагреватель и приборы контроля.

При помощи установки под давлением промывают: 1) мас­ ляный радиатор, трубопроводы, полости под колпаками фильт­ ров грубой и тонкой очистки; 2) главную масляную магистраль, масляные каналы в коленчатом вале, теле шатунов, распреде­ лительном валике, шатунные и коренные подшипники, подшип­

28