Файл: Сердечный, В. Н. Тепловая подготовка лесотранспортных машин при безгаражном содержании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Плотность электролита

(г{смъ)

 

 

 

ч

с учетом температурной поправки

 

 

Плотность электролита, заливаемого

 

 

 

перед первым зарядом

 

Климатические

Время

в батареи

в батареи с Р и М —

в конце

районы

года

сепараторами

 

 

с Д и Д С -

 

 

первого

 

 

сепара­

не заря­

сухозаря­

заряда

 

 

торами

 

 

 

 

женные

женные

 

Районы с резко континен­ тальным климатом (темпе­ ратура зимой —40° С и н и ж е ).....................................

Северные районы (темпера­ тура зимой до_^-40°С) . .

Северные районы (темпера­ тура зимой д о '—30° С) . . Южные районы (темпера­ тура зимой до —20° С) . .

Зима

1,34

1,28

1,31

1,31

Лето

1,30

1,24

1,27

1,27

В тече-

1,31

1,25

1,29

1,29

ние года

 

 

 

 

То же

1,30

1,24

1,27

1,27

»

п

1,28

1,22

1,25

1,25

П р и м е ч а н и е . Д обозначает, что материал сепаратора — дерево (ольха);

ДС — то же, со стекловолокном (комбинированный сепаратор); Р — материал сепаратора микропористый эбонит; М — сепаратор из пористой пластмассы (мипласт).

Высокая плотность электролита ускоряет разрушение плас­ тин, особенно при повышенной температуре, поэтому для увели­ чения срока службы аккумуляторных батарей желательно под­ держивать минимальную плотность электролита, исключающую его замерзание. Снижение плотности электролита на 0,01 соот­ ветствует разряду аккумуляторной батареи примерно на 5—

6%.

Для улучшения зарядки аккумулятора при отрицательных температурах зарядное напряжение генератора повышается на 0,5—1,2 в. Увеличение зарядного напряжения свыше указанных величин может привести к разрушению активной массы плас­ тин аккумуляторов.

Уровень электролита в аккумуляторах должен полностью закрывать верхнюю часть пластин. Уровень электролита прове­ ряется стеклянной трубкой длиной 150—180 мм с внутренним диаметром 3—5 мм и с двумя рисками на конце. Риски нано­ сятся на расстоянии 10 и 15 мм от конца трубки. При проверке уровня электролита трубку опускают в отверстие горловины до упора в решетку, закрывают верхний открытый конец, затем вынимают трубку из аккумулятора. Нормальная высота столба

2 В, Н. Сердечный

33


жидкости находится в пределах 10—15 мм. Если высота меньше, аккумулятор доливают дистиллированной водой или электролитом.

Потери тепла через межэлементные перемычки и клеммы составляют 80% и только 20% его уходит через боковые и нижние поверхности бака, поэтому более тщательно утепляют верхнюю часть батареи. Для этой цели используют специаль­ ные ящики с двойными стенками и теплоизолирующей проклад­ кой между ними из войлока, стекловаты и других материалов.

Исправная работа электрооборудования намного облегчает эксплуатацию лесотранспортных машин с электростартерным запуском (ТДТ-55, ЛП-2 и др.). При ежесменном техническом уходе за электрооборудованием наблюдают, чтобы на аккуму­ ляторных батареях не скапливалась пыль и грязь, проверяют состояние крепления батарей, при необходимости прочищают поверхность аккумулятора, окислившиеся клеммы и наконеч­ ники проводов, вентиляционные отверстия в пробках, смазы­ вают техническим вазелином неконтактные части клемм и на­ конечников.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 10° С и длительной стоянке машины на открытой площадке аккумуля­ торные батареи следует снимать и хранить в помещении, с тем­ пературой выше 0° С.

\

ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ В РАБОТЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПОДГОТОВКА ЕЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Трелевочные тракторы ТДТ-40М, ТДТ-55, ТДТ-75, ТТ-4, че­ люстные погрузчики ЛП-1, П-19, П-2 и другие лесотранспорт­ ные машины оснащены раздельно-агрегатной гидравлической системой. От ее надежности и долговечности во многом зависит успешная работа этих машин.

Детали агрегатов гидросистем изготовляются с высокой сте­ пенью точности и чистоты сопрягаемых поверхностей, поэтому требуют тщательного ухода и строгого соблюдения правил экс­ плуатации. Агрегаты гидросистем трелевочных тракторов и челюстных погрузчиков на тракторах унифицированы, и опера­ ции по уходу за ними почти одинаковы. Значительное отличие имеет только гидросистема машины ЛП-2.

При эксплуатации трелевочных тракторов, челюстных по­ грузчиков, машин ЛП-2 и других механизмов наиболее часто наблюдаются отказы в работе гидросистемы. Причины отка­ зов — нарушения правил эксплуатации или сильный износ де­ талей гидроагрегатов, а также ослабление креплений, утечка и плохая очистка масла, нарушение первоначальных регулировок, применение несоответствующих инструкциям рабочих жидко­ стей и т. п.

34-


По данным наблюдений СевНИИП, 49,7% общего количе­ ства отказов в машинах ЛП-2 приходится на гидросистемы. Среднее время на устранение отказа гидросистемы составляет 2,8 ч. Большая часть отказов происходит зимой (выходят из строя маслопроводы и арматура из-за нарушения герметич­ ности, образуются разрывы и трещины в шлангах, трубопрово­ дах и цилиндрах). В условиях северо-запада страны темпера­ тура рабочей жидкости в гидросистеме колеблется от минус 40° С зимой до плюс 75° С в летнее время. При низких темпера­ турах вязкость масла значительно возрастает и всасывающая способность гидронасоса ухудшается. Снижается скорость пере­ мещения поршней в цилиндрах. По мере увеличения вязкости масла повышается давление в нагнетательной магистрали гид­ росистемы. Гидросистема начинает работать в режиме пере­ грузки. Как следствие — разрывы шлангов нагнетательной ма­ гистрали и резиновых уплотнений, отказы в работе насоса на различных скоростных режимах.

Гидравлическая система машин ЛП-2 имеет две обособлен­ ные гидравлические схемы, работающие от различных гидрона­ сосов.

В первой гидросхеме, установленной на неповоротной части, т. е. на раме трактора, полностью используются агрегаты гид­ равлики базового трактора ТДТ-55.

Во второй гидросхеме, расположенной на поворотной плат­ форме машины, управление гидроцилиндрами стрелы, захвата, гидродвигателями привода пилы и поворотной платформы осу­ ществляется от аксиально-поршневого насоса левого вращения моделей 210.25.13.20. Вращательное движение передается насосу от переднего конца коленчатого вала двигателя трактора.

Рабочая жидкость нагнетается в гидросистему аксиально­ поршневым гидромотором, работающим в режиме насоса. На­ сос является силовым узлом объемного гидропривода, преобра­ зующим механическую энергию вращения в энергию потока ра­ бочей жидкости. Количество рабочей жидкости регулируется изменением числа оборотов привода насоса. Гидромоторы преоб­ разуют энергию потока рабочей жидкости в механическую энер­ гию на выходном валу.

Скорость и направление вращения выходного вала регули­ руются объемом и направлением потока рабочей жидкости, по­ даваемой в гидромотор.

Работоспособность гидросистемы в значительной степени зависит от вязкости и чистоты применяемой рабочей жидкости, т. е.,<'заправляемого масла. Масло, применяемое в гидросистеме,

служит не только для приведения в действие

гидроагрегатов,

но одновременно’ и для смазки и охлаждения

деталей,

тру­

щихся при высоких скоростях. Малейшее появление в

масле

механических примесей или влаги вызывает повышенный износ трущихся пар и выводит гидроагрегаты из строя.

2*

35


Заводы-изготовители гарантируют нормальную работу гид­ роагрегатов только при условии соблюдения требования инст­ рукции по эксплуатации и рассматривают претензии эксплуата­ ционников по качеству изготовления агрегатов при наличии актов, подтверждающих соответствие марки рабочей жидкости ‘ периоду года и отсутствие в жидкости посторонних примесей. Так, завод-изготовитель аксиально-поршневого гидромотора типа 210.25.13.20, используемого в гидросистеме машины ЛП-2 в качестве насоса, гарантирует безотказную его работу в тече­ ние 1 000 ч машинного времени. При использовании же в ка­ честве рабочей жидкости заменителей гарантия завода сни­ жается до 900 ч.

Такие детали гидросистемы, как золотники, клапаны и шес­ терни, изготовлены с учетом их работы с маслом определенной вязкости. Именно поэтому заводы-изготовители гарантируют нормальную работу гидросистемы при температуре масла не ниже плюс 20° С. Нельзя приступать к работе с гидросистемой под нагрузкой, если температура масла ниже плюс 20° С. На­ греть масло в холодный период года до такой температуры можно двумя способами: в специальных маслогрейках с после­ дующей заправкой рабочей жидкости в систему и путем пере­ качки ‘насосом через гидросистему на холостом ходу без на­ грузки, т. е. при нейтральном положении всех золотников. По­ вышение вязкости рабочей жидкости отрицательно сказывается на работе распределителя, так как в его масляных каналах

образуются «пробки». В результате золотник

не

возвращается

в нейтральное положение

и его не удается

передвинуть

(опустить или придать плавающее положение).

 

 

Гидросистема трелевочных тракторов, машин ЛП-2, ЛТ-48,

ТБ-1 и других выполнена по

так называемой

открытой схеме

циркуляции, при которой рабочая жидкость засасывается насо­ сом из бака через всасывающую магистраль и подается через распределитель к силовым цилиндрам. Поршни цилиндров, со­ вершая работу, выталкивают масло снова в бак, где оно пере­ мешивается и охлаждается. При нейтральном положении золот­ ников насос засасывает из бака такое же количество масла, как и при включении цилиндра, и подает его к распределителю, откуда оно по сливной магистрали снова возвращается в бак. Таким образом, масляный бак, служащий радиатором и резер­ вуаром, включен в схему циркуляции масла. Масляный насос устанавливается на некотором удалении от бака, который сое­ динен с насосом всасывающим маслопроводом.

Так как всасывающий маслопровод обладает гидравличе­ ским сопротивлением, а масло имеет определенную вязкость, то на входе масла в насос во время его работы образуется разре­ жение, которое может достигнуть больших значений, превосхо­ дящих величину, при которой происходит выделение воздуха

из масла.

36


Известно, что при разрежении 0,2—0,3 кгс/см2 наступает помутнение масла из-за выделения из него воздуха. При разре­ жении 0,5 кгс/см2 количество выделившегося воздуха стано­ вится таким, что появляются крупные пузырьки. пРи некото­ ром износе сальника ведущего вала насоса величина разреже­ ния становится выше той, которую способен удержать сальник, и в гидросистему начинает проникать атмосферный воздух,' образуя с маслом механическую смесь. При этом размельчение пузырьков может быть таким, что масляно-воздушная смесь со­ хранится в течение многих суток. Отделить воздух от масла и полностью удалить его из гидросистемы невозможно. Раз по­ павший в гидросистему воздух циркулирует в ней в течение длительного времени, нарушая ее нормальную работу, поэтому первостепенная задача — не допустить попадания воздуха в гид-, росистему и устранить условия, при которых это может

произойти.

Необходимо систематически

проверять герметичность соеди­

нений и уплотнений, своевременно промывать фильтр, доливать и заменять масло в баках, проверять и подтягивать крепления узлов и соединений маслопроводов и шлангов. Во внутренние полости разъединенных маслопроводов, шлангов и других уз­ лов не должны попадать пыль и грязь.

Уровень масла в баке не должен опускаться далее нижней метки на масломерной линейке. Рабочая жидкость гидросис­ темы не должна иметь механических примесей и воды. Тон­

кость фильтрации жидкости,

поступающей к гидронасосу

мод. 210.25.13.20, должна быть

до 30 мк.

В качестве

рабочей

жидкости для гидросистем машин ЛП-2

используются

только

масла, указанные в инструкции завода. В гидросистемах треле­ вочных тракторов, челюстных погрузчиков, тракторов ТБ-1 и других применяются те же дизельные масла, что и для смазки двигателя (см. главу III).

От качества рабочей жидкости зависит четкость и надеж­ ность работы гидроагрегатов. Вязкость рабочей жидкости при

пуске гидромотора

машины

ЛП-2 не

должна превышать

700 сст.

При низких температурах

наружного воздуха

гидро­

систему

необходимо

прогреть.

Для

этого

гидромотор

должен

поработать 5—10 мин с минимальной производительностью, за­ тем число оборотов постепенно увеличивают. Когда система про­ греется до плюс 20° С, можно приступить к работе.

С увеличением вязкости рабочей жидкости резко возрастают потери давления на ее проталкивание по магистрали гидро­ системы и каналам гидроагрегатов, от этого производитель­ ность насоса падает, так как ухудшаются условия всасывания рабочей жидкости из масляного резервуара. При большой вяз­ кости подача масла может полностью прекратиться. Серьезную опасность представляет попадание воздуха в гидросистему,

37