Файл: Пузыня, К. Ф. Совершенствование планирования в НИИ и КБ машиностроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
Перевод формул в номограммы позволит достаточно просто (с известной степенью приближения) определять ожидаемую трудоемкость или себестоимость проектирования и изготовления уже на этапе разработки ТЗ, сразу после установления важнейших параметров нового изделия.
4. Разработка дифференцированных нормативов трудоемкости НИР и ОКР
для календарного и оперативного планирования
Для объемно-календарного, в том числе сетевого и оператив ного индивидуального планирования в НИИ и КБ может быть рекомендована система нормативных расчетов трудоемкости по видам ОКР (и даже НИР), которая базируется на описанных выше классификаторах ОКР по направлениям машиностроения или приборостроения (или классификаторах научных разработок) и классификаторах видов работ и деятельности, имеющих место при создании тех или иных изделий или их функциональных частей.
Система дифференцированных нормативов трудоемкости ОКР по видам работ для определенного направления состоит из не скольких нормативных таблиц, в том числе одной таблицы, вклю чающей классификацию изделий конкретного направления и
состав характерных |
при их выполнении работ, и ряда таблиц |
(по числу входящих |
ФЧ), представляющих классификации ФЧ |
и видов работ, обычно выполняемых при их разработке. На пересечении в матрицах проставляются нормативы трудоемкости выполнения различных работ с учетом классификационной слож ности изделия в целом или конкретной ФЧ, установленные либо на базе статистических данных, либо на основе правильно органи зованной экспертизы.
Для целей экспертизы используются разработанные класси фикационные матрицы. Здесь (табл. 13— 15) приведены три из шести нормативно-классификационных таблиц для определения трудоемкости проектирования вальцов — одного из направлений химического машиностроения.
Расчет трудоемкости отдельных видов работ по описанным нормативно-классификационным таблицам будет включать сле дующие элементы: 1) устанавливаются характеристики нового изделия и входящих в него функциональных частей; 2) из норма тивно-классификационных таблиц по каждой ФЧ (табл. 14 и 15) уточняется ожидаемый к выполнению перечень работ, квалифи кация исполнителей и ожидаемые характеристики новой ФЧ; 3) на пересечении видов работ по категориям исполнителя с клас сификационным шифром ФЧ находится трудоемкость каждого вида предполагаемых работ по каждой ФЧ (/норм ФЧ); 4) в нормативно классификационной таблице по ОКР в целом (табл. 13) уточняются этапы и перечень предполагаемых работ по категориям исполни-
102
Шифр работы (коды)
|
Подгруппа |
m |
|
|
к |
1 |
1 |
О |
|
||
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
|
4 |
0 |
|
2 |
1 |
1 |
7 |
О |
|
о |
|
з |
! 1 |
1 |
о
w
Нормативная |
классификационная таблица трудоемкости ОКР направления «вальцы» |
|
Таблица 13 |
||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация изделий |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Назначение вальцов |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
(тип) |
|
Микровальцы |
Лабораторные вальцы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Удельное распорное уси |
01 |
02 |
|
03 |
04 |
i 05 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
лие на I см длины рабо |
200 кгс 400 |
кгс |
600 кгс |
?0Э кгс |
! П00 |
кгс |
|||||
|
|
|
|
|
|
чей части валка (подтип) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Название вида работы |
|
|
Исполнение (класс) |
001 |
|
|
002 Пожаробезо- |
003 |
безопас- |
||||||||
|
|
Нормальное |
пасное |
|
|
НОе |
|||||||||||
и единица измерения |
|
|
|
|
|
|
0001 |
Индиви- |
0002 |
|
! 0003 |
Группо- |
|||||
|
|
|
|
|
|
Вид привода (подкласс) |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Сдвоенный |
j |
|
BOjj |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дуальи ый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К л а с с и ф и к а ц и о н н ы й ш и ф р и з д е л и й |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
пн |
1121 |
1131 |
1211 |
1221 |
J 1231 | |
2311 |
| 2312 |
2411 | |
2421 |
| |
2431 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудоемкость, чел. -ч |
|
|
|
|
|||
Поиск патентных ма- |
Ведущий |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
65 |
|
65 |
||||
териалов и другой ин |
инженер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
формации по теме, 1 за- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
дан не |
|
подготов |
То же |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
63 |
|
63 |
||
Изучение |
|
||||||||||||||||
ленной |
информации, |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
печатный лист |
направ |
» |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
|
32 |
|||
Обоснование |
|
||||||||||||||||
ления |
разработки, |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
обоснование |
|
техниче- |
» |
40 |
40 |
40 |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
50 |
50 |
|
60 |
||
Составление |
|
||||||||||||||||
ского задания, |
1 ТЗ |
|
» |
40 |
40 |
40 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
|
55 |
||
Расчет электросхемы, |
|
||||||||||||||||
1 расчет |
|
|
кинема |
|
» |
18 |
18 |
18 |
22 |
22 |
22 |
22 |
22 |
|
22 |
|
22 |
Разработка |
|
22 |
|
||||||||||||||
тической схемы, 1 раз- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
работка |
|
|
|
|
Инженер |
100 |
100 |
100 |
120 |
120 |
120 |
120 |
130 |
120 |
120 |
|
120 |
Разработка общего ви- |
|
||||||||||||||||
да изделия, |
1 общий вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шифр
работы (коды)
—
'
|
га |
|
|
с |
|
га |
с |
|
С |
о. |
|
с |
и |
Вил |
и |
с |
|
а |
о |
|
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
I |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
4 |
3 |
8 |
2 |
Нормативно-классификационная
|
|
ФЧ |
|
|
|
Вид |
Конструк |
|
|
Подвид |
Тип валко |
|
|
ни |
|
|
|
|
|
|
Квали |
|
Диаметр |
Название вида работы |
фикация |
Группа |
|
и единица измерения |
исполни |
|
ка, |
|
теля |
|
|
|
|
Подгруппа |
Длина рабо |
|
|
вал |
|
|
|
|
Проведение необходимых расчетов, выбор валковых подшипников, 1 расчет
Разработка сборочного чертежа, 1 сборка
Деталировка, 1 деталь:
валка переднего
»заднего
корпуса подшипни ка:
переднего левого
» правого
заднего левого
»правого
приводного зубчато го колеса
фрикционных ше стерен (4 шт.)
остальных деталей узла
Расчет размерных цепо чек 1 расчет:
на сборочном чертеже
на детальных чертежах
Составление специфика ции узла, 1 ведомость
1111 |
1122 |
п зз |
1144 |
1155 |
Норма
Ведущий |
15 |
22 |
22 |
27 |
27 |
инженер |
|
|
|
|
|
То же |
12 |
20 |
20 |
20 |
22 |
|
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
» |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
» |
4 |
5 |
5 . |
5 |
5 |
•» |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
» |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Инженер |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
» |
6 |
10 |
10 |
10 |
16 |
» |
12 |
18 |
18 |
18 |
21 |
|
|
|
|
|
|
Ведущий |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
инженер |
|
|
|
|
|
То же |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Инженер |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
104
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
|
таблица трудоемкости ОКР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Функциональная |
часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
01 |
|
| |
|
|
|
|
|
Валки |
|
|
|
|
|
|
ция валков |
| |
* |
|
|
Литая |
|
|
j ^ |
|
Сварная |
|
|||
вых подшип- |
|
01 |
|
|
Качения |
|
|
02 |
|
Скольжения |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бочки |
вал- |
|
001 |
50 |
002 |
100 |
003 |
160 |
004 |
|
225 |
005 |
315 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чей части |
|
0001 |
100 |
0002 |
200 |
0003 |
320 |
0004 |
450 |
0005 |
630 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
к а , мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шифр ФЧ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1211 |
1222 |
1 1233 | |
1244 |
1255 2111 |
2122 |
| 2133 | |
2144 |
| 2155 |
2211 |
2222 |
| 2233 |
| 2244 |
2255 |
|
тивная трудоемкость |
чел. -ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
15 |
22 |
1 22 |
27 |
27 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
15 |
30 |
30 |
30 |
30 |
12 |
20 |
20 |
20 |
22 |
15 |
30 |
30 |
30 |
30 |
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
12 |
17 |
17 |
17 |
17 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5 |
5 |
5 |
8 |
6 |
10 |
10 |
10 |
16 |
10 |
10 |
10 |
10 |
16 |
6 |
10 |
10 |
10 |
16 |
15 |
25 |
25 |
25 |
30 |
12 |
18 |
18 |
18 |
21 |
18 |
30 |
30 |
30 |
32 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
14 |
16 |
16 |
16 |
16 |
18 |
^0 |
20 |
| 20 |
20 |
|
||||||||||||||
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 4 |
|
|
I
Ю5
о
05
Шифр работы (коды)
П од Группа группа Вид
3 |
1 |
2 |
2 |
7 |
2 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
2 |
I |
4 |
|
1 |
4 |
мсо< |
1 |
4 |
8 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Таблица 15 |
|
Нормативно-классификационная таблица трудоемкости ОКР |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Функциональная часть |
|
|
|
|
|
|
Шифр 04 |
Станина вальцов |
||
|
|
|
|
|
Тип |
1 Откры- |
2 ^ |
|
|
|
|
Вид |
Закры- |
||
|
|
|
|
станины |
тыи |
тый |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Наименование вида работы |
Исполни |
|
Способ |
01 |
02 |
|
|
и единица измерения |
тель |
Подвид |
изготов |
Сварная |
||
|
|
|
|
|
ления |
Литая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шифр ФЧ |
|
|
|
|
|
|
1100 |
1200 |
2100 |
2200 |
|
|
|
|
Нормативная трудоемкость |
чел-ч |
||
Разработка сборочного чертежа, 1 сбор- |
Ведущий |
53 |
53 |
53 |
53 |
||
ка |
|
|
инженер |
40 |
50 |
40 |
50 |
Проверочные расчеты на прочность, 1 |
То же |
||||||
Разработка узлового чертежа, 1 сбороч- |
Инженер |
6 |
6 |
6 |
6 |
||
ная единица |
|
|
|
|
|
|
|
Деталировка, 1 деталь: |
» |
6 |
6 |
6 |
6 |
||
противня |
|
||||||
плиты |
|
» |
23 |
23 |
23 |
23 |
|
станины правой |
22 |
45 |
45 |
45 |
|||
|
» |
левой |
» |
22 |
45 |
45 |
45 |
поперечины правой |
» |
13 |
15 |
15 |
15 |
||
|
» |
левой |
» |
8 |
15 |
15 |
15 |
Расчет размерных цепочек, 1 расчет: |
Ведущий |
17 |
20 |
20 |
20 |
||
на сборочном чертеже |
|||||||
» |
узловом чертеже |
инженер |
7 |
10 |
10 |
10 |
|
То же |
|||||||
» |
детальном чертеже |
» |
21 |
40 |
40 |
40 |
|
Составление спецификаций, 1 ведомость |
Инженер |
5 |
5 |
5 |
5 |
телей и ожидаемые характеристики ОКР; 5) на пересечении этапов и видов работ с классификационным шифром 01<Р находится трудоемкость каждого вида работ (/норм окр), которые не могут быть отнесены к отдельным ФЧ.
Суммирование трудоемкости по этапам и в целом по ОКР даст значение Тн0рм по этапам и на всю разработку.
Все расчеты должны производиться в определенной норма тивно-плановой карте.
Система дифференцированных нормативов в ряде случаев, в том числе при небольшом количестве изделий в классификацион ной группе, может успешно заменить систему укрупненных норма тивов в объемных расчетах.
Накопление статистических данных о трудоемкости видов работ и корреляционные исследования ее зависимости от факторов, определяющих сложность ФЧ и ОКР в целом и организационно технические условия их выполнения, позволят установить фор мулы множественной зависимости /норм от значений факторов сложности вида
,ахЬу
Оорм р »
где 4 орМ|3 — трудоемкость |3-го вида работы; а, Ь, с — параметры, определяющие сложность выполнения работы данного вида (под группы); х, у, z — значения степеней влияния факторов слож ности на трудоемкость |3-го вида работы.
При совершенствовании уровня организации работы по сравне нию с имевшимся ранее и учтенным в нормативной трудоемкости, например при механизации отдельных работ ОКР, необходимо применить корректировочные коэффициенты ужесточения трудо емкости работ.
Изложенная методика позволяет решить задачу создания нормативной базы планирования не только ОКР, но и НИР. В этом случае в левой части таблицы будет приведен перечень работ, характерных для выполнения научно-исследовательских тем определенного направления, а в правой верхней части—клас сификация этих тем по ряду установленных признаков.
5. Организация работ по созданию, внедрению и совершенствованию нормативов в НИИи КБ
Как показал опыт ряда НИИ и КБ машиностроения и приборо строения (ЦКБ ЛОМО, ВНИИЭП, ЛенНИИхиммаш, КБ завода «Металлист» и др.) по внедрению нормативов трудоемкости и стоимости наиболее целесообразным и скорым путем создания нормативов является организация параллельной их разработки во всех отделах НИИ и КБ (по направлениям) силами ведущих специалистов отделов при участии группы НОТ и планового отдела.
107