стерства, не включаются в их сметную стоимость, а образуются за счет последующих отчислений от дополнительной прибыли, возникающей после выпуска соответствующих изделий. При уста новлении надбавки к цене па эффективность изделия действуют ограничения по максимуму: надбавка не должна превышать 50% нормативной рентабельности. Ограничение приводит к значитель ным потерям поощрительных средств. Например, по одному из изделий ВНИИЭСО пришлось снизить надбавку в 25 раз, а общая сумма потерь поощрительных фондов из-за введенных ограниче ний составила свыше 100 тыс. руб.
Однако в МЭТП не установлено гарантированных условий, показателей и источников материального поощрения теорети ческих и поисковых работ, финансируемых за счет единого фонда министерства (госбюджета), плохо стимулируются сложные ра боты с длительным циклом выполнения, так как авансирование премий не применяется, а премирование после запуска в произ водство в этом случае слишком удалено от периода заверше ния НИР и ОКР и не имеет стимулирующего значения. Это при вело к отрицательному явлению: дроблению тематики, увеличе нию количества мелких тем, исключению из тематических планов крупных работ, не дающих эффекта в ближайший период, но необ ходимых народному хозяйству и возможно потенциально высоко эффективных в последующие годы.
Большинство НИИ и КБ МЭТП не было готово к работе поновому, не имело полного набора условий и нормативных доку ментов, определяющих действие систем, регламентирующих взаи моотношение со всеми участниками процесса создания новой тех ники, в том числе с заказчиками в своем и других министерствах; отсутствовала нормативная база для определения стоимости и эф фективности работ, не было разработанных систем внутреннего хозрасчета НИИ и КБ и т. п.
При изменении источников экономического стимулирования не была учтена длительность переходного периода, который составил один-два года.
В связи с изложенным целесообразно, ориентируясь на задачи, указанные в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 24/IX 1968 г., дополнить систему условиями, определя ющими повышение производительности труда в машинострои тельных отраслях, объективными показателями для расчета отдачи НИИ и КБ и исчисления стимулов и размеров ответ ственности. Необходимо использовать положительные резуль таты системы и не допускать повторения отрицательных мо ментов.
К' числу проблем, требующих решения при внедрении новых методов планирования и стимулирования в НИИ и КБ, кроме рассмотренных проблем совершенствования планирования на базе созданных нормативов и указанных выше принципов и задач укрепления хозрасчета, надо отнести следующие проблемы: