Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

совпадает с отверстием К, топливо из полости насоса начинает вытесняться через паз плунжера в отверстие К, подача к фор­ сунке прекращается. Момент отсечки топлива зависит от поворота

плунжера и от того, какое место спиральной

кромки

находится

на одной вертикали с отвер-

стием

К-

поворачивается

Плунжер

вокруг оси с помощью втулки,

зубцы

которой

соединены

с рейкой, приводимой в дви­ жение от центробежного регу­ лятора.

 

 

 

 

 

Р ис.

41. П ринцип действия

п о дк а ­

 

типа.

 

 

 

чиваю щ его

насоса ш естеренного

/ — пружина;

2 — нагнетательный

клапан;

3

 

 

типа.

 

седло клапана;

4 — втулка; 5 — плунжер;

6

1 — шестерни;

2 — нагнетательная

зубчатая рейка; 7 — зубчатый сектор; 8

— корпус

магистраль;

3 — перепускные

кла­

насоса; 9 — пружина; 10 — тарелка;

11

— толка­

паны;

4 — всасывающая магистраль.

тель; 12 — ролик; 13 — кулачок;

14 — стопор­

 

 

 

 

 

ный винт.

 

 

 

 

 

 

 

Топливоподкачивающие насосы служат для поддержания избы­ точного давления топлива, подаваемого к всасывающей полости на­ сосов высокого давления. По конструктивному исполнению топливо­ подкачивающие насосы подразделяют на плунжерные, шестеренные, коловратные и диафрагменные (для двигателей, работающих на лег­

ком

топливе).

Схема

подкачивающего насоса шестеренного типа приведена

на

рис.

41.

Форсунки предназначены для распыливания топлива при его по­ даче в цилиндры дизелей. Они выполняются открытыми и закрытыми. В настоящее время применяются преимущественно форсунки закры­ того типа, имеющие запорный клапан (иглу) распылителя, разобщаю­ щий нагнетательный трубопровод от полости цилиндра.

62


63
1 — сопло; 2 — направляю щ ая иглы; 3 \ — игла; 4 — промежуточная шайба; 5 — промежуточный стержень; 6 — пружина иглы; 7 — нажимной винт; 8 — клапан для выпуска воздуха; 9 — щелевой фильтр; 10 — штуцер подвода топлива; 11 — втулка нажимного винта; 12 — колпачок.
N V D -4 8 .
Р и с. 4 2 . Зак ры тая ф ор сун к а ди зел я
Одна из конструкций форсунки закрытого типа представлена на рис. 42. Штифтовая (однодырчатая) форсунка41закрытого типа вихрекамерного быстроходного двигателя показана на рис. 43.
Основными деталями закрытых форсунок являются распылители, состоящие из корпуса с соплом и иглы, притертой к ним. Сопло имеет одно отверстие или не­ сколько диаметром 0,20—0,40 мм, через которое топливо подается в цилиндры.
Распылители различных кон­ струкций показаны на рис. 44.
Несколько лет назад на неко­ торых рыбопромысловых судах получили распространение фор­ сунки с гидрозапором. В отличие от других конструкций в таких форсунках уплотняющими поверх­ ностями являются торцевые по­ верхности иглы и упорной плиты или корпуса, а не цилиндрические поверхности иглы и направляю­ щей. Пружинное запирание иглы заменено гидравлическим, а игла в верхнем положении образует верхний запорный узел с диффе­ ренциальной площадкой.
Специально проведенные испы­ тания и опыт эксплуатации ' вы­ явили преимущества этого способа подачи топлива, при котором достигается почти полная раз­ грузка нагнетательного трубопро­ вода и исключаются случаи за­ едания (зависания) иглы. Послед­ нее имеет особое значение при использовании топлива с повы­ шенным содержанием серы и поз­ воляет держать значительно мень­ шую минимально устойчивую ча­ стоту вращения двигателя.
Система гидравлического за­ пирания иглы форсунки двигателя NVD-36 показана на рис. 45. Она состоит из бака 1 и насоса 2 гидро­ смеси с регулятором давления 3, блока толкателя 4 и привода на­ соса 5, автомата повышения дав-

ления АПД 6 с предохранительным клапаном 7, манометра 9 и форсунок 8.

Принцип действия системы заключается в следующем. В бак через запорный клапан и горловину с сетчатым фильтром подается

/ — корпус

форсунки; 2 — штуцер

слива

топлива; 3 — прижимной фланец;

4 — втулка

прижимного

винта;

5 — прижимной

винт;

6 — колпачок; 7 — пружина иглы

форсунки;

8 — штуцер

подвода

топлива;

9 — промежуточный стержень; 10 — корпус распылителя;

 

 

11

— штифт;

12 — распылитель.

 

Р ис. 44. К онструкции распы лителей: а многоды рчаты й; б — одноды рчаты й; в, г штифтовые.

жидкость — гидросмесь, в качестве которой используют машинное масло или смесь масла с дизельным топливом. Из бака через про­ ходной кран гидросмесь самотеком поступает к насосу с регулиру­

64

емым активным ходом. От насоса через фильтр высокого давления и невозвратный шариковый клапан она идет в головку автомата по­ вышения давления, откуда через щелевой фильтр направляется к полости форсунок. Из этой полости через сверления в упорной плите гидросмесь поступает в полость иглы и закрывает отверстия сопла. Регулирование давления гидросмеси, а значит, и начала

Р и с. 45. С хем а гидравли ческ ого зап и р ан и я иглы ф ор сун к и .

впрыска топлива производится во время работы двигателя в зави­ симости от режима работы за счет изменения натяжения спиральной трубки регулятора давления.

Применение системы с гидрозапором и гидроприводом требует незначительного изменения конструкции существующих форсунок, что было осуществлено в некоторых организациях рыбной промыш­ ленности, преимущественно на небольших по мощности дизелях.

Отличительной особенностью форсунок этого типа является то, что вместо иглозапирающего механизма у них установлен штуцер 1 (рис. 46), через который гидросмесь от насоса подается в полость запирания иглы. Распыливающий элемент состоит из направляющей 3 иглы, иглы 4 и упорной плиты 2. В сопло дополнительно введены упорная плита и новый соплодержатель 5. В игле форсунки выпол­ нено вертикальное сверление, являющееся составной частью полости гидрозапирающей смеси. Кроме того, игла в верхней части имеет

5 В. Ц. Лопухин

65


торцевую уплотняющую полость, создающую верхнюю дифферен­ циальную площадку. Игла охлаждается гидросмесью, попадающей в ее полость. За счет дифференциального эффекта суммарные силы запирания резко возрастают и игла быстро опускается на свое место. Это позволяет почти полностью исключить вторую фазу свободного истечения топлива в конце подачи, которая имеет место при низких

Гидросмесь

давлениях

топлива

и

высоких

плотностях

рабочего тела

в

цилиндре.

 

преимущества

 

Несмотря

на

известные

 

форсунок с гидрозапором, их применение

 

носит

 

еще

в

основном

экспериментальный

 

характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вклю­

 

Система смазки судовых дизелей

 

чает в себя емкости

для

хранения

 

масла,

 

маслопроводы,

 

насосы,

 

холодильники,

 

фильтры, редукционные устройства,

 

масло­

 

сборники (рис. 47).

В зависимости

 

от спо­

 

соба

подвода

смазки

к

трущимся

деталям

 

в двигателях

используют

принудительную

 

или комбинированную систему смазки.

 

Принудительная циркуляционная система

 

смазки

применяется

в тронковых

дизелях

 

с диаметром цилиндров более 400 мм, а также

 

во всех крейцкопфных двигателях. При этой

 

системе масло подается под давлением ко

 

всем основным трущимся деталям, причем

 

смазка цилиндров осуществляется, как пра­

 

вило,

 

от

особой

системы

с

плунжерными

 

насосами — лубрикаторами.

 

 

применяется

 

Комбинированная

система

 

для

большинства

тронковых

двигателей

Рис. 46. Форсунка с гидро­

с диаметром цилиндров

до

400 мм.

 

В этом

запором.

случае

рамовые

и

шатунные

 

подшипники,

 

подшипники распределительного вала и го­

ловные подшипники смазываются принудительно. Детали

цилин­

дропоршневой группы *— втулка

цилиндра,

поршень,

 

кольца,

аиногда и поршневой палец — смазываются разбрызгиванием. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от работаю­

щих деталей двигателей, поддержания их температуры в допусти­ мых пределах и создания оптимального теплового режима работы.

Вэту систему отводится 15—35% всего выделяемого топливом тепла.

Внастоящее время применяются две основные системы охлаждения — воздушная и жидкостная. Жидкостная система наиболее распро­ странена в судовых дизелях. В качестве охлаждающей жидкости для втулок и крышек используют забортную или пресную воду, для поршней — пресную воду и масло.

Водяную систему охлаждения подразделяют на проточную (за­ бортной воды) и замкнутую (пресной воды). Проточная система отли­

чается простотой конструкции, однако по сравнению с замкнутой

66