Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смертного окоченения качество разделки резко снижалось. Серьез­ ным недостатком подобных машин была их настройка, исключающая возможность обработки нестандартных или отличных по размеру рыб. В последующих моделях машин этой фирмы и в машинах, вы­ пускаемых другими заводами, большая часть отмеченных недостат­ ков была устранена.

Транспортирующие машины. Транспортирующие машины пред­ назначены для подачи рыбы и транспортировки полуфабри­ ката между технологическими этапами и операциями обработки. Основным рабочим органом этих машин служат ленточные, цепныз и роликовые транспортеры, реже бесконечные ленты с захватами и крючками. Эти машины, как и моечные, выполняют вспомогательные операции и применяются как автономно, так и в комплексе с другими.

Укладочные машины. Укладочные машины служат для штучной укладки рыбы в коробки, ящики и консервные банки. При укладке полуфабриката в консервные банки эти машины применяются в ком­ плексе с дозировочными, соле- и спецеукладочными машинами. В этом случае они называются иногда наполнительными машинами. Общий недостаток однооперационных машин — узкая специализа­ ция и ограниченный охват операций. Эго приводит к необходимости укомплектовки линий большим числом машин различного назначе­ ния, что вызывает, с одной стороны, перенасыщение судовых поме­ щений сложной техникой, а с другой, не позволяет полностью меха­ низировать процессы.

Попытки совмещения в одной машине нескольких функций пред­ принимались с момента создания однооперационных машин. В част­ ности, ряд машин фирмы Баадер первых выпусков был рассчитан на выполнение нескольких операций. Таким образом, развитие кон­ струкций рыборазделочных машин шло по пути создания многооперационных агрегатов.

Многооперационные машины. Многооперационные машины пред­

ставляют собой комбинацию машин простого типа в одном блоке и выполняют одновременно две или более различных технологических операций.

Большинство современных рыбообрабатывающих машин, за ис­ ключением вспомогательных —■моечных и транспортирующих, яв­ ляются комбинированными многооперационными машинами. В ка­ честве примера многооперационной машины комбинированного типа можно привести отечественную машину ИРА-104, предназначенную для разделки свежей и дефростированной скумбрии, сельди, став­ риды и сардинеллы на тушку и для производства консервов, а также для разделки этих рыб при производстве пресервов и мороженой продукции. Она применяется в рыбной промышленности на берего­ вых предприятиях и рыбообрабатывающих судах, работающих в ус­ ловиях тропиков.

Машина ИРА-104 рассчитана на выполнение следующих техно­ логических операций: отрезание голов вместе с грудными плавни­ ками наклонным резом, надрез брюшка в зоне онального отверстия и подрезку прямой кишки, гидровымыв внутренностей через при-

1 6 ;

243


головный срез без вскрытия брюшной полости, зачистку брюшной полости с помощью гидроструи, отрезание хвостового плавника, за­ грузку рыбы в лотки транспортера.

Техническая характеристика ИРА-104

 

Производительность,

количестворыб в м и н у ту ...........................

100

Количество обрабатываемых рыб, с м ........................................

25—40

Расход воды, м3/ ч .................................................................................

 

16

Давление воды, кН/м2 (кгс/м2) .....................................................

250 (2,5)

Мощность электродвигателей,к В т ..........................................

10,4

Габарит, мм:

 

3000

длина ............................................................................................

 

ш ирина............................................................................................

..................................................

1100

в ы с о т а ...................................

1400

Масса, к г .................................................................................................

 

100

6 - 0 подернуто

а)

6)

Рис. 143. Технологическая схема ИРА-104.

а — загрузка с выставкой по плечевой кости; б — отрезание головы; в — под­ резание прямой кишки; г —• гидровымыв внутренностей и зачистка кровяной почки; д — перемещение с выставкой по хвосту; е — отрезание хвоста.

В конструкции ИРА-104 использован метод гидровымыва внут­ ренностей и зачистки кровяной почки, позволивший при хорошем качестве разделки сделать ее пригодной для обработки нескольких видов рыб. Технологическая схема ИРА-104 приведена на рис. 143.

Машина ИРА-104 по сравнению с аналогичной машиной «Баа- дер-ЗЗМ» имеет следующие преимущества: более качественная раз­ делка, возможность разделки нескольких пород рыб, уменьшение потерь сырья и увеличение выхода тушки примерно на 10%.

Для лучшего сохранения рыбопродукции в качестве конечной стадии обработки широко применяется глазурование рыбы и рыбных

2 4 4


брикетов. Эта операция производится с помощью специальных машин, которые значительно повышают производительность труда персонала.

Из большого числа подобных машин наиболее удачной считается глазуровочная машина А8-ИГЗ-А. Она предназначена для глазуровки блоков мороженой рыбы методом трехкратного погружения их в хо­ лодную пресную воду с подсушиванием на холодном воздухе и пред­ варительным оттаиванием.

Машину устанавливают в упаковочном отделении рыбофабрики судов типа БМРТ. Ее производительность составляет пять блоков

1 *

Рис. 144. Схема технологического комплекса для производства филе и обезглавлен­ ной рыбы.

I — рабочие столы для сортировки

и ручного потрошения; 2 — сборный бункер; 3 — п а­

лубные люки; 4 — филетировочная

машина для морского окуня; 5 — филетировочная м а­

шина для мелкой и средней трески; 6

— моечная машина; 7, 8, 13 — шкуросъемиые машины;

9 — рабочие места для укладки рыбы в противни; 10 — воздушные морозильные аппараты;

II — глазуровочные аппараты;

12 — стеллажи-тележки; 14 — филетировочная машина для

крупной

трески; 1 5 — головорубочная машина.

рыбы в минуту. Размер блоков 300x250x60, масса — около 10 кг. Габарит машины: длина 2675 мм, ширина 1360 мм, высота 1635 мм. Масса машины в рабочем состоянии 2322 кг. Расход холода составляет 2285 ккал/ч, расход пресной воды (для глазуровки) — 70 кг на 1 т готовой продукции. Привод машины — гидравлический.

Поточные технологические линии. Поточные технологические линии для переработки рыбы являются, как уже упоминалось, даль­ нейшим и наиболее рациональным развитием конструкций одно- и многооперационных машин. Подобные комплексы, ориентированные на производство филе и обезглавленной рыбы, характерны для боль­ ших морозильных траулеров, добывающих главным образом рыбу донных пород (треску, окунь, пикшу и т. д.). Вариант такого техноло­ гического комплекса — поточной линии БМРТ для производства филе и обезглавленной рыбы, замороженной блоками, показан на рис. 144.

245



Цех обработки разделен на две основные части: отделение раз­ делки и расфасовки рыбы в противни и отделение замораживания и упаковки рыбы в картонные коробки. Линии этого типа помимо рыборазделочных машин включают в свой состав все механизмы и устройства, связанные с переработкой, транспортировкой и хране­ нием рыбы, в том числе механизмы морозильного оборудования, ванны предварительного охлаждения, транспортирующие и упаковочные устройства.

Как видно из рис. 144, выловленная рыба поступает через палуб­ ные люки 3 в сборный бункер 2, откуда самотеком направляется на находящуюся перед бункером линию сортировки. Для обработки рыбы на филе или колодку предусмотрены четыре механизирован­ ных линии. Первая линия —■ручного потрошения, отделения печени и сортировки перед отправкой на филетировочные машины. В состав линии входят система транспортеров, рабочие столы 1 и вертикальная моечная машина 6. Эта линия является подготовительной и предше­ ствует по существу трем линиям механизированной обработки рыбы.

Вторая линия — производства филе из морского окуня. В ее состав входит филетировочная машина '4 и две шкуросъемные машины 7.

Третья линия — производства филе из мелких тресковых рыб, состоящая из филетировочной машины 5 и двух шкуросъемных машин 8.

Четвертая линия —■производства филе из крупных тресковых рыб, включающая головорубочную машину 15, филетировочную ма­ шину 14 и две шкуросъемных машины 13.

Каждая из этих линий заканчивается участками, где произво­ дится расфасовка филе и укладка филе и колодки в противни. Затем противни поступают на подпрессовку и заморозку.

Схема технологической линии для производства круглой и обез­ главленной рыбы приведена на рис. 145. Поднятая на палубу судна рыба поступает через палубные люки в сырьевой бункер 1, из которого по системе транспортеров подается в ванны 3, расположенные рядом со столами разделки рыбы 4. После потрошения рыба подается транс­ портером на головорубочную машину 6, из нее в рыбомойки 5 и далее через взвешивающее устройство 7 на противни конвейерных моро­ зильных установок 9.

Предусмотрена работа линий с отключенными головорубочными машинами, когда обезглавливание производят вручную на рабочих столах одновременно с потрошением. Допускается также использо­ вание линии для цельной мелкой рыбы, не требующей специальной разделки.

Другой вариант технологической линии для производства круг­ лой и обезглавленной рыбы представлен на рис. 146.

В данном технологическом комплексе, рассчитанном для работы в тропиках, где добыча рыбы тресковых пород не производится, из линии исключен участок по вытапливанию рыбьего жира, а участок для обработки крупной рыбы рассчитан на одно-два рабочих места. Особое внимание уделено предварительному охлаждению рыбы. Четыре

2 4 6