Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
смертного окоченения качество разделки резко снижалось. Серьез ным недостатком подобных машин была их настройка, исключающая возможность обработки нестандартных или отличных по размеру рыб. В последующих моделях машин этой фирмы и в машинах, вы пускаемых другими заводами, большая часть отмеченных недостат ков была устранена.
Транспортирующие машины. Транспортирующие машины пред назначены для подачи рыбы и транспортировки полуфабри ката между технологическими этапами и операциями обработки. Основным рабочим органом этих машин служат ленточные, цепныз и роликовые транспортеры, реже бесконечные ленты с захватами и крючками. Эти машины, как и моечные, выполняют вспомогательные операции и применяются как автономно, так и в комплексе с другими.
Укладочные машины. Укладочные машины служат для штучной укладки рыбы в коробки, ящики и консервные банки. При укладке полуфабриката в консервные банки эти машины применяются в ком плексе с дозировочными, соле- и спецеукладочными машинами. В этом случае они называются иногда наполнительными машинами. Общий недостаток однооперационных машин — узкая специализа ция и ограниченный охват операций. Эго приводит к необходимости укомплектовки линий большим числом машин различного назначе ния, что вызывает, с одной стороны, перенасыщение судовых поме щений сложной техникой, а с другой, не позволяет полностью меха низировать процессы.
Попытки совмещения в одной машине нескольких функций пред принимались с момента создания однооперационных машин. В част ности, ряд машин фирмы Баадер первых выпусков был рассчитан на выполнение нескольких операций. Таким образом, развитие кон струкций рыборазделочных машин шло по пути создания многооперационных агрегатов.
Многооперационные машины. Многооперационные машины пред
ставляют собой комбинацию машин простого типа в одном блоке и выполняют одновременно две или более различных технологических операций.
Большинство современных рыбообрабатывающих машин, за ис ключением вспомогательных —■моечных и транспортирующих, яв ляются комбинированными многооперационными машинами. В ка честве примера многооперационной машины комбинированного типа можно привести отечественную машину ИРА-104, предназначенную для разделки свежей и дефростированной скумбрии, сельди, став риды и сардинеллы на тушку и для производства консервов, а также для разделки этих рыб при производстве пресервов и мороженой продукции. Она применяется в рыбной промышленности на берего вых предприятиях и рыбообрабатывающих судах, работающих в ус ловиях тропиков.
Машина ИРА-104 рассчитана на выполнение следующих техно логических операций: отрезание голов вместе с грудными плавни ками наклонным резом, надрез брюшка в зоне онального отверстия и подрезку прямой кишки, гидровымыв внутренностей через при-
1 6 ; |
243 |
головный срез без вскрытия брюшной полости, зачистку брюшной полости с помощью гидроструи, отрезание хвостового плавника, за грузку рыбы в лотки транспортера.
Техническая характеристика ИРА-104 |
|
|
Производительность, |
количестворыб в м и н у ту ........................... |
100 |
Количество обрабатываемых рыб, с м ........................................ |
25—40 |
|
Расход воды, м3/ ч ................................................................................. |
|
16 |
Давление воды, кН/м2 (кгс/м2) ..................................................... |
250 (2,5) |
|
Мощность электродвигателей,к В т .......................................... |
10,4 |
|
Габарит, мм: |
|
3000 |
длина ............................................................................................ |
|
|
ш ирина............................................................................................ |
.................................................. |
1100 |
в ы с о т а ................................... |
1400 |
|
Масса, к г ................................................................................................. |
|
100 |
6 - 0 подернуто
а)
6)
Рис. 143. Технологическая схема ИРА-104.
а — загрузка с выставкой по плечевой кости; б — отрезание головы; в — под резание прямой кишки; г —• гидровымыв внутренностей и зачистка кровяной почки; д — перемещение с выставкой по хвосту; е — отрезание хвоста.
В конструкции ИРА-104 использован метод гидровымыва внут ренностей и зачистки кровяной почки, позволивший при хорошем качестве разделки сделать ее пригодной для обработки нескольких видов рыб. Технологическая схема ИРА-104 приведена на рис. 143.
Машина ИРА-104 по сравнению с аналогичной машиной «Баа- дер-ЗЗМ» имеет следующие преимущества: более качественная раз делка, возможность разделки нескольких пород рыб, уменьшение потерь сырья и увеличение выхода тушки примерно на 10%.
Для лучшего сохранения рыбопродукции в качестве конечной стадии обработки широко применяется глазурование рыбы и рыбных
2 4 4
брикетов. Эта операция производится с помощью специальных машин, которые значительно повышают производительность труда персонала.
Из большого числа подобных машин наиболее удачной считается глазуровочная машина А8-ИГЗ-А. Она предназначена для глазуровки блоков мороженой рыбы методом трехкратного погружения их в хо лодную пресную воду с подсушиванием на холодном воздухе и пред варительным оттаиванием.
Машину устанавливают в упаковочном отделении рыбофабрики судов типа БМРТ. Ее производительность составляет пять блоков
1 *
Рис. 144. Схема технологического комплекса для производства филе и обезглавлен ной рыбы.
I — рабочие столы для сортировки |
и ручного потрошения; 2 — сборный бункер; 3 — п а |
|
лубные люки; 4 — филетировочная |
машина для морского окуня; 5 — филетировочная м а |
|
шина для мелкой и средней трески; 6 |
— моечная машина; 7, 8, 13 — шкуросъемиые машины; |
|
9 — рабочие места для укладки рыбы в противни; 10 — воздушные морозильные аппараты; |
||
II — глазуровочные аппараты; |
12 — стеллажи-тележки; 14 — филетировочная машина для |
|
крупной |
трески; 1 5 — головорубочная машина. |
рыбы в минуту. Размер блоков 300x250x60, масса — около 10 кг. Габарит машины: длина 2675 мм, ширина 1360 мм, высота 1635 мм. Масса машины в рабочем состоянии 2322 кг. Расход холода составляет 2285 ккал/ч, расход пресной воды (для глазуровки) — 70 кг на 1 т готовой продукции. Привод машины — гидравлический.
Поточные технологические линии. Поточные технологические линии для переработки рыбы являются, как уже упоминалось, даль нейшим и наиболее рациональным развитием конструкций одно- и многооперационных машин. Подобные комплексы, ориентированные на производство филе и обезглавленной рыбы, характерны для боль ших морозильных траулеров, добывающих главным образом рыбу донных пород (треску, окунь, пикшу и т. д.). Вариант такого техноло гического комплекса — поточной линии БМРТ для производства филе и обезглавленной рыбы, замороженной блоками, показан на рис. 144.
245
Цех обработки разделен на две основные части: отделение раз делки и расфасовки рыбы в противни и отделение замораживания и упаковки рыбы в картонные коробки. Линии этого типа помимо рыборазделочных машин включают в свой состав все механизмы и устройства, связанные с переработкой, транспортировкой и хране нием рыбы, в том числе механизмы морозильного оборудования, ванны предварительного охлаждения, транспортирующие и упаковочные устройства.
Как видно из рис. 144, выловленная рыба поступает через палуб ные люки 3 в сборный бункер 2, откуда самотеком направляется на находящуюся перед бункером линию сортировки. Для обработки рыбы на филе или колодку предусмотрены четыре механизирован ных линии. Первая линия —■ручного потрошения, отделения печени и сортировки перед отправкой на филетировочные машины. В состав линии входят система транспортеров, рабочие столы 1 и вертикальная моечная машина 6. Эта линия является подготовительной и предше ствует по существу трем линиям механизированной обработки рыбы.
Вторая линия — производства филе из морского окуня. В ее состав входит филетировочная машина '4 и две шкуросъемные машины 7.
Третья линия — производства филе из мелких тресковых рыб, состоящая из филетировочной машины 5 и двух шкуросъемных машин 8.
Четвертая линия —■производства филе из крупных тресковых рыб, включающая головорубочную машину 15, филетировочную ма шину 14 и две шкуросъемных машины 13.
Каждая из этих линий заканчивается участками, где произво дится расфасовка филе и укладка филе и колодки в противни. Затем противни поступают на подпрессовку и заморозку.
Схема технологической линии для производства круглой и обез главленной рыбы приведена на рис. 145. Поднятая на палубу судна рыба поступает через палубные люки в сырьевой бункер 1, из которого по системе транспортеров подается в ванны 3, расположенные рядом со столами разделки рыбы 4. После потрошения рыба подается транс портером на головорубочную машину 6, из нее в рыбомойки 5 и далее через взвешивающее устройство 7 на противни конвейерных моро зильных установок 9.
Предусмотрена работа линий с отключенными головорубочными машинами, когда обезглавливание производят вручную на рабочих столах одновременно с потрошением. Допускается также использо вание линии для цельной мелкой рыбы, не требующей специальной разделки.
Другой вариант технологической линии для производства круг лой и обезглавленной рыбы представлен на рис. 146.
В данном технологическом комплексе, рассчитанном для работы в тропиках, где добыча рыбы тресковых пород не производится, из линии исключен участок по вытапливанию рыбьего жира, а участок для обработки крупной рыбы рассчитан на одно-два рабочих места. Особое внимание уделено предварительному охлаждению рыбы. Четыре
2 4 6