Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 157.

Схема

комбинированной жиротопной установки.

1 — жиротопный

котел;

2 — насос; 3 — сепаратор «Де Лаваль»; 4 — подо­

 

 

греватель воды.

Рис. 158. Расположе­ ние технологического оборудования в жиро­ топном отделении при комбинированном спо­ собе получения жира.

1 — загрузочный

бак;

2насосная установка;

3щит управления ав ­

томатикой; 4 — охлади­ тель; 5 — электронасос;

6 — контрольный

бак;

7 — щит питания

уста­

новки; 8 — сепараторный агрегат.

2 6 3

Кроме того, они позволяют перерабатывать любое количество сырья и являются установками непрерывного действия. Гракса при этом способе выходит из сепаратора обезжиренной и может быть исполь­ зована для производства рыбной муки, сепаратор может служить для очистки «прессовых вод» при выработке рыбной муки, обработка пе­ чени занимает всего несколько минут, а отсутствие воздуха и быстрый переход через зону высоких температур ускоряют выделение витами­ низированных соединений, не вызывая окисления жира. Установки комбинированного типа весьма компактны, не требуют частых чисток сепараторов и просты в обслуживании.

Расположение технологического оборудования при использова­ нии комбинированной жиротопной установки отечественного произ­ водства в консервном отделении траулера показано на рис. 158.

§30

Механизмы консервного производства

Развитие рыбной промышленности страны характеризуется не только освоением новых районов промысла и ростом технической оснащенности судов, но и расширением ассортимента и повышением качества вырабатываемой продукции. В первую очередь это отно­ сится к выпуску консервов, ассортимент которых уже превышает 600 наименований. Значительная часть выпускаемых консервов вы­ рабатывается на судах, непосредственно в районах добычи рыбы. Бла­ годаря этому повышается их качество, резко увеличивается общий процент использования ценного рыбного сырья и получается допол­ нительный экономический эффект.

Для выработки консервов на судах флота рыбной промышлен­ ности используют сардину, крабы, сайру, сельдь, скумбрию, ставриду, креветки, кальмары, печень трески, лососевые породы рыб и др.

В зависимости от предварительной подготовки сырья все кон­ сервы, вырабатываемые на судах, подразделяются на три основные группы:

1. Консервы натуральные, вырабатываемые из рыб разных пород, ракообразных, креветок, печени рыб, гребешка и т. д. При изготов­ лении консервов этого типа в банки закладывают сырец без предва­ рительной обработки, соль и специи. Такие консервы имеют высокую пищевую ценность и по своему составу и качеству наиболее близки

кнатуральному составу свежих рыб.

2.Консервы закусочные, приготовляемые из частично или пол­ ностью разделанных и подвергнутых тепловой обработке рыб или рыбопродуктов. Сырье обжаривают в растительном масле, коптят, подсушивают, варят или бланшируют в зависимости от вида конеч­ ного продукта, укладывают в банки, заливают растительным маслом или соусами и стерилизуют.

3.Консервы из нерыбных продуктов, приготовляемые из мидий, устриц, трепангов, водорослей. При подготовке сырья для выработки этих консервов применяют в зависимости от их вида все перечислен­ ные ранее виды предварительной обработки.

264


В настоящее время все морские и океанские суда рыбной промыш­ ленности в той или иной степени оснащены оборудованием и маши­ нами для выпуска консервов. В зависимости от назначения судов и степени их оснащения консервным оборудованием производство кон­ сервов носит побочный, вспомогательный или основной характер. В последнее время флот рыбной промышленности пополнился спе­ циальными судами — плавучими консервными заводами типов «Андрей Захаров», «Наталья Ковшова» и рядом других. Предусмот-

Рис. 159.

Технологическая схема универсальной рыбонабивочной машины ИНА-115:

/ — стол;

2 — прижимная планка; 3 — рыбовод;

4 — ноус; 5 — копир; 6 — поршень.

рена переработка значительной части

улова на консервы на таких

судах-гигантах как база «Восток», «Пятидесятилетие СССР». Механизмы консервного производства подразделяются на три

основные группы. К первой группе относятся машины для разделки рыбы — резательные, потрошильные и другие, предназначенные для предварительной обработки. Вторая группа включает машины и ме­ ханизмы тепловой обработки (варочные, обжарочные и др.), предна­ значенные для вкусовой обработки сырья. К третьей группе отно­ сятся устройства для непосредственного консервирования — банко­ наполнительные, закаточные и др.

Деление на указанные группы является условным, так как боль­ шинство машин консервного производства являются многоопера­ ционными и выполняют одновременно несколько различных функций.

Технологическая схема универсальной рыбонабивочной машины ИНА-115 приведена на рис. 159.

265


Группа машин, подобранных по технологическим признакам и предназначенная для выполнения какого-либо законченного техноло­ гического цикла, называется консервной линией.

Механизация консервного производства идет в основном по пути механизации и автоматизации всех процессов, в том числе и вспомо­ гательных, и по пути увеличения производительности труда при сокращении численности обслуживающего персонала.

Общая схема производства консервов на специализированном судне приведена на рис. 160. Из схемы видно, что в общем процессе обработки рыбы собственно консервирование занимает относительно небольшой объем. Смысл механизации процессов обработки заклю­ чается в комплексном решении проблемы, в том чтобы повысить эф­ фективность всех этапов и процессов обработки, как конверсирова­ ния, так и подготовительных и заключительных операций. В качестве примера такого полного решения проблемы можно привести принятый технологический процесс на траулере «Наталья Ковшова», основной продукцией которого являются рыбные консервы.

Траулер приспособлен специально для производства консервов на месте промысла и оснащен комплексом современных рыборазде­ лочных машин и машин для производства консервов, рассчитанных на суточную выработку 100 тыс. физических банок рыбных консер­ вов, 20 т мороженой продукции и 4 т рыбной муки. Общая мощность технологического оборудования рассчитана на переработку 70 т рыбы-сырца ежесуточно. Консервное оборудование траулера состоит из двух автономных линий, одна из которых предназначена для выра­ ботки консервов «Сардины атлантические в масле», а вторая для про­ изводства «Скумбрия атлантическая в масле». Сардины выпускаются

вфигурных банках № 17 и 19 (150 и 230 г), скумбрия или ставрида —

вбанках № 3 (250 г). Обе линии обеспечивают выработку по 50 тыс. физических банок в сутки. Консервные линии механизированы, авто­ матизированы и оснащены новейшим оборудованием, ряд механизмов

имашин работает по заранее заданной программе. Схема технологи­ ческих линий для производства консервов на траулере «Наталья Ковшова» показана на рис. 161 (см. вклейку).

Работа линий происходит следующим образом. Весь процесс производства консервов разбит на типовые технологические этапы (сортировка рыбы, разделка, мойка и удаление чешуи, посол, рас­ фасовка и т. д.). Рыба, предварительно отобранная на транспортерах первой сортировки, по транспортерам 37 поступает в водоотделитель 35, для отделения от нее лишней воды. Далее рыба подается гидравли­ ческим способом на транспортер второй сортировки 34, где она сорти­ руется по породе, размерам и качеству. После этого рыба поступает на моечные машины 28, где одновременно производится удаление чешуи. Каждая линия оборудована одной моечной машиной фирмы Варле, представляющей собой барабан из нержавеющей стали, уста­ новленный на стальной оцинкованной станине. Внутри барабана по его стенкам закреплены стальные ленты в виде терок из нержавеющей стали и труба с перфорированными отверстиями для подачи воды.

При вращении барабана рыба трется о терки и одновременно омы-

2 6 6


ко

СП

-4

Рис. 160. Схема производства консервов на специализированном консервном траулере.

1 — головорубочные машины; 2 — контрольный участок и ручное потрошение; 3 — участок ручной укладки рыбы в банки; 4

бланширователи; 5 — маслозаливочная

машина; 6 — участок укладки крышек; 7 — маслозаливочная и закаточная машины; 8 —

вакуум -закаточный станок; 9 — мойка

банок после

закатки; 10 — автоклавы;

11 — моечно-сушильный аппарат; 12 — этике­

тировочные машины; 13 — автоматическая упаковка

консервов в тару; 14 — обвязочная машина; 15 — ручная упаковка консер­

вов в тару; 16 — распаковка пустых банок №

3; 17 — распаковка пустых банок №

17 и 19; 18 — мойка пустых банок; 19 — уча­

сток автоматической укладки рыбы в банки;

20 — вкусовой посол; 21 — контрольный участок; 22 — головоотсекающие машины;

23 — моечная и чешуесъемочная машины; 24 — участок

второй сортировки

(линии натуральных консервов); 25 — участок пер­

 

вой сортировки

(линии консервов

в масле).

вается водой. Производительность машины 1,5 т рыбы в час, масса —

400 кг.

Промытая и очищенная от чешуи рыба поступает на транспортер подачи к рыборазделочным машинам.

Разделка сардины производится на двух машинах «Аренко» 24 производительностью по 250 рыб в минуту. Для обслуживания машин типа «Аренко» требуется четыре рабочих. При работе этой машины до 15% количества рыбы оказываются необработанными *.

Скумбрию и ставриду разделывают на двух машинах «Баадер-33» производительностью по 120 рыб в минуту при двух обслуживающих рабочих. Тушки разделанной скумбрии и ставриды поступают в посо­ лочные машины 23 (по одной на каждую линию) фирмы Хопи и Кросс. Эти машины — барабанного типа с автоматической дозировкой рас­ сола.

Расфасовка и укладка рыбы в банки производится на линии обра­ ботки сардин на специальном расфасовочном транспортере вручную, на линии ставриды — двумя набивочными машинами 21 японской фирмы Тойо Сейкан. Процесс на второй линии полностью механи­ зирован, производительность каждой машины составляет 60—70 ба­ нок в минуту при обслуживающем персонале 10 человек.

Наполненные банки поступают в бланширователи непрерывного действия фирмы Сен-Жорж с автоматической загрузкой и выгрузкой банок. В бланширователе предусмотрена возможность изменения скорости движения конвейера с банками и регулирования темпера­ турных режимов.

Закатка наполненных банок производится на первой линии двумя автоматическими закаточными машинами 9 для фигурных банок пор­ тугальской фирмы Серлей. Закаточные машины снабжены маслона­ полнительными и маркировочными устройствами, производитель­ ность каждой машины 55 банок в минуту. Закатка круглых банок на второй линии восполняется автоматической закаточной машиной 8 и 10 японской фирмы Тойо Сейкан. В состав закаточной линии входят маслонаполнитель, машина предварительной закатки и вакуум-зака- точная машина.

После закатки банки поступают на мойку и стерилизацию. Мойка производится в двух моечных машинах 12 французской фирмы Хема Кемпер (в каждой линии установлено по одной машине) горячей во­ дой с температурой 80—90° С с добавлением специального моющего средства в количестве до 2% для удаления масла с поверхности банок. Стерилизация банок осуществляется в десяти автоклавах фирмы

Бурье

Фре Нант. Каждый автоклав рассчитан на стерилизацию

10 тыс.

физических банок в сутки. Загрузка и выгрузка консервов

в автоклавы полностью механизированы, а процесс стерилизации происходит автоматически по заранее заданной программе. Програм­ маторы автоклавов автоматически осуществляют следующие опера-1

1 Эти недостатки привели к необходимости разработки новых моделей. Одна из таких моделей — отечественная машина АРС-1 уже освоена промышленностью и поступает на суда. Машина имеет вдвое большую производительность (500 кг/ч) при меньшем числе обслуживающего персонала (два человека).

2 6 8


 

41

40 JO

38

37

36

35

34 33

3231

3029 28

27 26

25

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

161.

Схема технологических линий для производства консервов на траулере

типа «Наталья Ковшова».

 

 

 

 

 

 

 

/ — глазуровочный аппарат;

2 — стол для упаковки

блоков;

3 — транспортер

подачи блоков

на

дефростацию; 4 — инспекционный

стол; 5 — солеконцентратор;

6 — бланширователь;

7 — маслозаливочная

машина;

8 — машина

предварительной . закатгки

банок;

9 — заливочные и закаточные

машины для фасонной тары;

10

— машина

окончательной закатки

банок; 11 — сборник для банок;

12 — машина для мойки банок после закатки; 13 — транспортер; 14 — автоклавы; 15 — машина

для

укладки круглых банек

в кар ­

тонные

ящики: 16 — проволокообвязочная машина;

17 — этикетировочная

машина; 18 — машина для мойки и сушки банок после стерилизации; 19 —- поворотный стол; 20 — расфасовочный транспортер;

21 — набивочные

машины;

22 — транспортер набивочной

машины;

24 — машина для

посола рыбы; 25 — сардиноразделсчная машина «Аренко»; 25 — сетчатый транспортер

подачи рыбы в бункеры морозильного агрегата; 26 — транспортер

подачи рыбы на первую линию

,№? 1;

27 — транспортер подачи рыбы на вторую

линию;

28

моечная машина;

29 — машина для разделки

ставриды

и скумбрии;

30 — машина для мойки рыбы; 31

— дефростер; 32 — морозильный агрегат непрерывного действия;

33 — транспортер загрузки моечной машины;

34

— транспортер второй

сорти­

 

 

 

 

ровки;

35

водоотделитель; 36 — воздушный

охладитель рыбы; 37 — транспортер для загрузки; 38 — транспортер для подачи рыбы в воздушный охладитель; 39, 40 — транспортеры; 41 — бункер.

 

 

 

Б. П. Помухии