Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Подаваемая форсунками вода при соприкосновении со стенками испа рителя мгновенно замерзает и образует тонкую пленку льда. Наморо женный лед срезается ножами и падает в льдосборник.
Общий вид установки для производства чешуйчатого льда при веден на рис. 164.
Льдогенераторы указанной конструкции, установленные на ряде судов промыслового флота, хорошо показали себя в эксплуатации.
|
Характеристики |
льдогенераторов |
|||||
f |
представлены в табл. |
38. |
|||||
|
Охлаждение жидкой средой при |
||||||
|
меняется в основном как промежу |
||||||
|
точная операция в общем процессе |
||||||
|
обработки рыбы |
на судах с целью |
|||||
|
сохранения качества продукта до |
||||||
|
его окончательной переработки или |
||||||
|
глубокого |
замораживания. |
|||||
|
Охлаждение производится вван |
||||||
|
нах предварительного охлаждения |
||||||
|
либо на |
специальных стеллажах |
|||||
|
методом |
орошения. |
|
В |
качестве |
||
|
Рис. 163. Льдогенератор |
с |
двусторонним |
||||
|
намораживанием |
льда |
на |
испарителях. |
|||
|
/ — наружный |
кронштейн; |
|
2 — режущее |
|||
|
устройство;,? |
— оросительное устройство; 4 — |
|||||
|
испаритель; |
5 — привод; |
6 — электродвига |
||||
|
тель; 7 — внутренний |
кронштейн; 8 — вал; |
|||||
|
9 — водосборник; |
1 0 — водомер; |
/ / — фильтр; |
||||
|
|
12 — насос. |
|
|
Рис. 164. Льдогенераторная установка.
1 — регулирующий клапан; 2 — компрессорно-конденсационный агрегат; 3 — перепускной клапан; 4 — электрощит; 5 — теплообменные аппараты; 6 — термометр; 7 — щит регули ровочной станции; 3 — отделитель жидкости; 9 — льдогенератор.
2 7 8
Т а б л и ц а 38
Основные характеристики льдогенераторов
М арка льдогенератора
Х арактеристики
Л-150 |
Л -200 |
Л -500 |
Л -1000 |
Проектная |
производи |
150 |
200 |
500 |
тельность, кг/'ч |
|
|
|
|
Фактическая |
средняя |
200 |
250 |
600 |
производительность, кг/ч |
|
|
|
|
Поверхность льдообразо |
1,5 |
1,6 |
4,0 |
|
вания, м2 |
|
|
|
|
Частота вращения ноже |
9,0 |
9,0 |
12,0 |
|
вого вала, об/мин |
|
|
|
|
Хладагент |
|
Фреон |
Фреон |
Аммиак |
|
|
или аммиак |
или аммиак |
|
Температура |
испарения |
—25 |
—25 |
—22ч— 25 |
хладагента, °С |
|
|
|
|
Температура воды, пода |
20 |
20 |
20 |
|
ваемой на орошение, °С |
|
|
|
|
Габарит, м: |
|
|
|
|
длина |
|
0,96 |
1,0 |
1.0 |
ширина |
|
0,96 |
’ 1,0 |
1,0 |
высота |
|
1,5 |
1,5 |
2,0 |
Масса льдогенератора в |
500 |
500 |
1200 |
|
сухом виде, кг |
|
|
|
|
Мощность |
электродви |
1,5 |
1,5 |
4,5 |
гателя, кВт |
|
|
|
|
1000
1050
8,0
12,0
Аммиак
сл■L |
со о |
|
1 |
20
2,0
2,0
2,3
2500
8,0
охлаждающей среды используют воду или водный раствор поварен ной соли. Воду охлаждают в специальных охладителях змеевиками, устанавливаемыми непосредственно в охлаждаемых емкостях.
Снабжение холодом охлаждающих установок осуществляется от судовых холодильных машин, работающих по принципу рассольного охлаждения.
Схема системы охлаждения рыбы в жидкой среде с использованием ванн предварительного охлаждения, применяемая на БМРТ, приве дена на рис. 165. Ванны предварительного охлаждения емкостью 5— 10 т установлены в рыбообрабатывающем отделении. Они запол няются морской водой и подключаются к действующей системе холодоснабжения. Рыба и вода охлаждаются рассолом, циркулирующим в змеевиках, находящихся в ванных. На ряде судов для охлаждения ванн применяют автономную холодильную установку небольшой мощности.
На крупных судах для предварительного охлаждения рыбы ис пользуют целые комплексы, включающие в себя систему ванн, охла-
279
ждаемых помещений и устройств для создания и поддержания необ ходимой температуры. На консервном заводе «Андрей Захаров» техно логическое оборудование для предварительного сохранения рыбы состоит из аккумуляторных ванн для охлаждения рыбы в морской воде при температуре 0° С, аккумулятора охлажденной рыбы ем костью 600 м3 с температурой —2° С, пяти вертикальных льдогенера-
6 ода
Рис. 165. Схема подключения ванн предварительного охлаждения на судах типа БМРТ.
/ |
— концентратор |
рассола; |
2 — уравнительный |
сосуд; |
3 — кожухотрубные |
испарители; |
4 |
— подогреватель |
рассола; |
5 — центробежный |
насос; |
6 — регулировочный |
клапан; 7 — |
|
|
ванны предварительного охлаждения. |
|
торов, установленных в специальном охлаждаемом до —2° С помеще нии, и льдохранилища объемом 150 м3, рассчитанного на темпера туру —5° С.
Схема системы предварительного охлаждения и обработки рыбы, используемая на БКРТ «Наталья Ковшова», показана на рис. 166.
Пойманная рыба поступает из трала в приемный бункер ем костью 20 т. Рыба не сортируется, но в момент загрузки бункера пере сыпается чешуйчатым льдом, который поступает из льдогенератора, установленного над бункером. Выгружаемая из накопительного бун кера рыба проходит первую грубую сортировку и подается транспор тером в один или несколько бункеров-охладителей, где охлаждается до температуры 0° С. Каждый из четырех охладителей-аккумуляторов рассчитан на 9 т рыбы и 9 т охлажденной морской воды. Каждый бун кер имеет индивидуальный водоохладитель емкостью 4 м3, в котором
2 8 0
размещена гладкотрубная батарея непосредственного испарения аммиака с поверхностью охлаждения 37 м2, центробежный насос, си стему трубопроводов и пневматических клапанов, обеспечивающих наполнение бункеров забортной водой и рыбой, охлаждение послед них и освобождение от них емкости, промывку и очистку всей системы и повторное использование охлаждаемой воды.
Отличительной особенностью приведенной системы предваритель ного охлаждения рыбы в жидкой среде является высокая степень
Рис. 166. Система предварительного охлаждения рыбы на траулере «Наталья Ковшова».
1 — охладители; 2 — отделитель |
рыбы от воды; |
3 — льдогенератор; 4 , 8 |
— бун |
керы; 5 — отстойный фильтр; |
6 — транспортер; |
7 — система сжатого |
воздуха; |
|
9 — насос. |
|
|
автоматизации. Управление работой системы и бункеров охлаждения производится с центрального пункта. Выполнение всех операций происходит автоматически, а переход от одной операции к другой осуществляется нажатием соответствующей кнопки.
Последовательность автоматически выполняемых операций сле дующая. Ванна предварительного охлаждения (бункер) заполняется забортной водой, которая циркулирует с помощью насоса через бун кер и охладитель. При температуре воды ■—1°С в бункер подается пойманная рыба. Начало подачи рыбы и окончание загрузки осуще ствляется автоматически специальными датчиками. После загрузки рыбы циркуляция воды продолжается, причем интенсивность водо обмена регулируется температурными датчиками. При выгрузке рыбы система с помощью пневматических клапанов переключает ток воды и рыба с водой поступает в водоотделитель. Вода стекает в от стойник и далее в охладитель, а затем снова направляется в бункер — ванну. Выгруженная охлажденная рыба следует на транспортер вто ричной сортировки и на дальнейшую переработку.
4 5 6 |
281 |
Данная система обеспечивает хранение охлажденной рыбы в тече ние 40 ч.
Известный интерес представляет установка предварительного охлаждения рыбы в морской воде, примененная на серийных судах типа «Атлантик». В этом случае предварительное охлаждение и хра нение рыбы производится в четырех рабочих цистернах емкостью 46 м3 воды и 24 т рыбы и в одной дополнительной емкостью 15 м3. Рабочие цистерны заполняются забортной водой по 10— 12 м3 в каж дую. Циркуляция воды осуществляется сжатым воздухом. При тем пературе воды 0° С через палубные люки загружают рыбу. Необходи мая температура в ваннах поддерживается путем добавления охла жденной воды из вспомогательной пятой ванны, имеющей дополни тельную поверхность охлаждения. Выгрузка рыбы из ванн произво дится ковшовым или пневматическим элеватором.
Иногда в качестве охлаждающей жидкости применяют слабый раствор поваренной соли (5—6%), охлажденный до температуры
—3 -=— 4° С с добавлением дробленого льда. В этом случае достигается вполне удовлетворительный эффект, несколько снижаются расходы на обработку, однако затрудняется контроль технологической чи стоты процесса, так как сохранение параметров охлаждающей среды становится затруднительным.
Воздушное охлаждение — обдувание рыбы потоками охлажденного воздуха— является по существу первоначальной стадией воздущ-' ного замораживания. При воздушном охлаждении используется обо рудование и помещение, пригодные для замораживания. Вследствие того, что процесс требует большой точности и тщательного наблюде ния, этот способ широкого промышленного применения в настоящее время не находит.
Замораживание рыбы контактным способом подразделяют на льдо соляное, рассольное и плиточное.
Льдосоляное замораживание основано на самоохлаждении смеси льда и соли. При образовании этой смеси происходит растворение поваренной соли и таяние льда. Этот процесс сопровождается погло щением большого количества тепла при температуре более низкой, чем температура таяния льда.
Этот способ в настоящее время промышленного значения не имеет. Основными его недостатками являются малая производительность, ограниченная температура, кратковременность действия, изменение и ухудшение первоначальных свойств продукта, неблагоприятные условия для обслуживающего персонала и др.
Рассольное замораживание находит ограниченное применение на рефрижераторах старой постройки, оборудованных морозильными установками мокрого контактного замораживания.1 Схема этого спо соба приведена на рис. 167.
Ванна-резервуар 5 наполнена рассолом, концентрация которого позволяет сохранять свойства жидкости при температуре до ‘—20° С.
1 Исключение составляют тунцеловные клипперы, на которых применяется рассольное замораживание.
2 8 2
В нижней части ванны находится змеевик 4, отделенный от рабочей части перегородкой 3. Змеевик соединен с холодильной установкой (на схеме не показана). Замораживаемая рыба помещается в специаль ную выгородку или емкость, через которую мешалкой 1 посредством привода 2 перегоняется находящийся в ванне рассол. В качестве рас сола используется раствор поваренной соли.
1
Рис. 167. Схема контактного рассольного замораживания рыбы.
Этот способ является по существу промышленным вариантом льдо соляного замораживания и сохраняет почти все присущие ему недо статки. Это обстоятельство ограничивает его широкое применение.
Плиточное замораживание основано на том, что рыба или блоки рыбы замораживаются между охлаждающими поверхностями
Металлические |
Т/ |
.......---------------- - ’---------------- |
* |
||
/ |
|
|
■X падоносител.ь |
||
полые |
плиты |
( |
|
|
|
|
|
\ |
\ |
. |
/ |
|
г |
г |
Л |
У / |
|
|
|
|
Замораживаемый |
||
|
|
|
|
продукт |
|
Рис. |
168. Схема контактного |
плиточного замораживания рыбы. |
плитами в непосредственном контакте с ними. Схема плиточного спо соба замораживания приведена на рис. 168.
Плиточные контактные морозильные установки по конструктив ному исполнению подразделяют на горизонтально-плиточные, вер тикально-плиточные и роторные.
К достоинствам плиточных морозильных аппаратов следует отне сти компактность, высокую удельную производительность, дости гающую в многоплиточных аппаратах 2—3 т/сут на 1 м2 площадки, в воздушных морозильных аппаратах 1,5 т/сут, а также простоту и удобство обслуживания. Недостатком этого способа замораживания
283