Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подаваемая форсунками вода при соприкосновении со стенками испа­ рителя мгновенно замерзает и образует тонкую пленку льда. Наморо­ женный лед срезается ножами и падает в льдосборник.

Общий вид установки для производства чешуйчатого льда при­ веден на рис. 164.

Льдогенераторы указанной конструкции, установленные на ряде судов промыслового флота, хорошо показали себя в эксплуатации.

 

Характеристики

льдогенераторов

f

представлены в табл.

38.

 

Охлаждение жидкой средой при­

 

меняется в основном как промежу­

 

точная операция в общем процессе

 

обработки рыбы

на судах с целью

 

сохранения качества продукта до

 

его окончательной переработки или

 

глубокого

замораживания.

 

Охлаждение производится вван­

 

нах предварительного охлаждения

 

либо на

специальных стеллажах

 

методом

орошения.

 

В

качестве

 

Рис. 163. Льдогенератор

с

двусторонним

 

намораживанием

льда

на

испарителях.

 

/ — наружный

кронштейн;

 

2 — режущее

 

устройство;,?

— оросительное устройство; 4

 

испаритель;

5 — привод;

6 — электродвига­

 

тель; 7 — внутренний

кронштейн; 8 — вал;

 

9 — водосборник;

1 0 — водомер;

/ / — фильтр;

 

 

12 — насос.

 

 

Рис. 164. Льдогенераторная установка.

1 — регулирующий клапан; 2 — компрессорно-конденсационный агрегат; 3 — перепускной клапан; 4 — электрощит; 5 — теплообменные аппараты; 6 — термометр; 7 — щит регули­ ровочной станции; 3 — отделитель жидкости; 9 — льдогенератор.

2 7 8


Т а б л и ц а 38

Основные характеристики льдогенераторов

М арка льдогенератора

Х арактеристики

Л-150

Л -200

Л -500

Л -1000

Проектная

производи­

150

200

500

тельность, кг/'ч

 

 

 

Фактическая

средняя

200

250

600

производительность, кг/ч

 

 

 

Поверхность льдообразо­

1,5

1,6

4,0

вания, м2

 

 

 

 

Частота вращения ноже­

9,0

9,0

12,0

вого вала, об/мин

 

 

 

Хладагент

 

Фреон

Фреон

Аммиак

 

 

или аммиак

или аммиак

 

Температура

испарения

—25

—25

—22ч— 25

хладагента, °С

 

 

 

 

Температура воды, пода­

20

20

20

ваемой на орошение, °С

 

 

 

Габарит, м:

 

 

 

 

длина

 

0,96

1,0

1.0

ширина

 

0,96

’ 1,0

1,0

высота

 

1,5

1,5

2,0

Масса льдогенератора в

500

500

1200

сухом виде, кг

 

 

 

Мощность

электродви­

1,5

1,5

4,5

гателя, кВт

 

 

 

 

1000

1050

8,0

12,0

Аммиак

сл■L

со о

 

1

20

2,0

2,0

2,3

2500

8,0

охлаждающей среды используют воду или водный раствор поварен­ ной соли. Воду охлаждают в специальных охладителях змеевиками, устанавливаемыми непосредственно в охлаждаемых емкостях.

Снабжение холодом охлаждающих установок осуществляется от судовых холодильных машин, работающих по принципу рассольного охлаждения.

Схема системы охлаждения рыбы в жидкой среде с использованием ванн предварительного охлаждения, применяемая на БМРТ, приве­ дена на рис. 165. Ванны предварительного охлаждения емкостью 5— 10 т установлены в рыбообрабатывающем отделении. Они запол­ няются морской водой и подключаются к действующей системе холодоснабжения. Рыба и вода охлаждаются рассолом, циркулирующим в змеевиках, находящихся в ванных. На ряде судов для охлаждения ванн применяют автономную холодильную установку небольшой мощности.

На крупных судах для предварительного охлаждения рыбы ис­ пользуют целые комплексы, включающие в себя систему ванн, охла-

279


ждаемых помещений и устройств для создания и поддержания необ­ ходимой температуры. На консервном заводе «Андрей Захаров» техно­ логическое оборудование для предварительного сохранения рыбы состоит из аккумуляторных ванн для охлаждения рыбы в морской воде при температуре 0° С, аккумулятора охлажденной рыбы ем­ костью 600 м3 с температурой —2° С, пяти вертикальных льдогенера-

6 ода

Рис. 165. Схема подключения ванн предварительного охлаждения на судах типа БМРТ.

/

— концентратор

рассола;

2 — уравнительный

сосуд;

3 — кожухотрубные

испарители;

4

— подогреватель

рассола;

5 — центробежный

насос;

6 — регулировочный

клапан; 7 —

 

 

ванны предварительного охлаждения.

 

торов, установленных в специальном охлаждаемом до —2° С помеще­ нии, и льдохранилища объемом 150 м3, рассчитанного на темпера­ туру —5° С.

Схема системы предварительного охлаждения и обработки рыбы, используемая на БКРТ «Наталья Ковшова», показана на рис. 166.

Пойманная рыба поступает из трала в приемный бункер ем­ костью 20 т. Рыба не сортируется, но в момент загрузки бункера пере­ сыпается чешуйчатым льдом, который поступает из льдогенератора, установленного над бункером. Выгружаемая из накопительного бун­ кера рыба проходит первую грубую сортировку и подается транспор­ тером в один или несколько бункеров-охладителей, где охлаждается до температуры 0° С. Каждый из четырех охладителей-аккумуляторов рассчитан на 9 т рыбы и 9 т охлажденной морской воды. Каждый бун­ кер имеет индивидуальный водоохладитель емкостью 4 м3, в котором

2 8 0

размещена гладкотрубная батарея непосредственного испарения аммиака с поверхностью охлаждения 37 м2, центробежный насос, си­ стему трубопроводов и пневматических клапанов, обеспечивающих наполнение бункеров забортной водой и рыбой, охлаждение послед­ них и освобождение от них емкости, промывку и очистку всей системы и повторное использование охлаждаемой воды.

Отличительной особенностью приведенной системы предваритель­ ного охлаждения рыбы в жидкой среде является высокая степень

Рис. 166. Система предварительного охлаждения рыбы на траулере «Наталья Ковшова».

1 — охладители; 2 — отделитель

рыбы от воды;

3 — льдогенератор; 4 , 8

бун­

керы; 5 — отстойный фильтр;

6 — транспортер;

7 — система сжатого

воздуха;

 

9 — насос.

 

 

автоматизации. Управление работой системы и бункеров охлаждения производится с центрального пункта. Выполнение всех операций происходит автоматически, а переход от одной операции к другой осуществляется нажатием соответствующей кнопки.

Последовательность автоматически выполняемых операций сле­ дующая. Ванна предварительного охлаждения (бункер) заполняется забортной водой, которая циркулирует с помощью насоса через бун­ кер и охладитель. При температуре воды ■—1°С в бункер подается пойманная рыба. Начало подачи рыбы и окончание загрузки осуще­ ствляется автоматически специальными датчиками. После загрузки рыбы циркуляция воды продолжается, причем интенсивность водо­ обмена регулируется температурными датчиками. При выгрузке рыбы система с помощью пневматических клапанов переключает ток воды и рыба с водой поступает в водоотделитель. Вода стекает в от­ стойник и далее в охладитель, а затем снова направляется в бункер — ванну. Выгруженная охлажденная рыба следует на транспортер вто­ ричной сортировки и на дальнейшую переработку.

4 5 6

281


Данная система обеспечивает хранение охлажденной рыбы в тече­ ние 40 ч.

Известный интерес представляет установка предварительного охлаждения рыбы в морской воде, примененная на серийных судах типа «Атлантик». В этом случае предварительное охлаждение и хра­ нение рыбы производится в четырех рабочих цистернах емкостью 46 м3 воды и 24 т рыбы и в одной дополнительной емкостью 15 м3. Рабочие цистерны заполняются забортной водой по 10— 12 м3 в каж­ дую. Циркуляция воды осуществляется сжатым воздухом. При тем­ пературе воды 0° С через палубные люки загружают рыбу. Необходи­ мая температура в ваннах поддерживается путем добавления охла­ жденной воды из вспомогательной пятой ванны, имеющей дополни­ тельную поверхность охлаждения. Выгрузка рыбы из ванн произво­ дится ковшовым или пневматическим элеватором.

Иногда в качестве охлаждающей жидкости применяют слабый раствор поваренной соли (5—6%), охлажденный до температуры

—3 -=— 4° С с добавлением дробленого льда. В этом случае достигается вполне удовлетворительный эффект, несколько снижаются расходы на обработку, однако затрудняется контроль технологической чи­ стоты процесса, так как сохранение параметров охлаждающей среды становится затруднительным.

Воздушное охлаждение — обдувание рыбы потоками охлажденного воздуха— является по существу первоначальной стадией воздущ-' ного замораживания. При воздушном охлаждении используется обо­ рудование и помещение, пригодные для замораживания. Вследствие того, что процесс требует большой точности и тщательного наблюде­ ния, этот способ широкого промышленного применения в настоящее время не находит.

Замораживание рыбы контактным способом подразделяют на льдо­ соляное, рассольное и плиточное.

Льдосоляное замораживание основано на самоохлаждении смеси льда и соли. При образовании этой смеси происходит растворение поваренной соли и таяние льда. Этот процесс сопровождается погло­ щением большого количества тепла при температуре более низкой, чем температура таяния льда.

Этот способ в настоящее время промышленного значения не имеет. Основными его недостатками являются малая производительность, ограниченная температура, кратковременность действия, изменение и ухудшение первоначальных свойств продукта, неблагоприятные условия для обслуживающего персонала и др.

Рассольное замораживание находит ограниченное применение на рефрижераторах старой постройки, оборудованных морозильными установками мокрого контактного замораживания.1 Схема этого спо­ соба приведена на рис. 167.

Ванна-резервуар 5 наполнена рассолом, концентрация которого позволяет сохранять свойства жидкости при температуре до ‘—20° С.

1 Исключение составляют тунцеловные клипперы, на которых применяется рассольное замораживание.

2 8 2


В нижней части ванны находится змеевик 4, отделенный от рабочей части перегородкой 3. Змеевик соединен с холодильной установкой (на схеме не показана). Замораживаемая рыба помещается в специаль­ ную выгородку или емкость, через которую мешалкой 1 посредством привода 2 перегоняется находящийся в ванне рассол. В качестве рас­ сола используется раствор поваренной соли.

1

Рис. 167. Схема контактного рассольного замораживания рыбы.

Этот способ является по существу промышленным вариантом льдо­ соляного замораживания и сохраняет почти все присущие ему недо­ статки. Это обстоятельство ограничивает его широкое применение.

Плиточное замораживание основано на том, что рыба или блоки рыбы замораживаются между охлаждающими поверхностями

Металлические

Т/

.......---------------- - ’----------------

*

/

 

 

X падоносител.ь

полые

плиты

(

 

 

 

 

\

\

.

/

 

г

г

Л

У /

 

 

 

 

Замораживаемый

 

 

 

 

продукт

Рис.

168. Схема контактного

плиточного замораживания рыбы.

плитами в непосредственном контакте с ними. Схема плиточного спо­ соба замораживания приведена на рис. 168.

Плиточные контактные морозильные установки по конструктив­ ному исполнению подразделяют на горизонтально-плиточные, вер­ тикально-плиточные и роторные.

К достоинствам плиточных морозильных аппаратов следует отне­ сти компактность, высокую удельную производительность, дости­ гающую в многоплиточных аппаратах 2—3 т/сут на 1 м2 площадки, в воздушных морозильных аппаратах 1,5 т/сут, а также простоту и удобство обслуживания. Недостатком этого способа замораживания

283