Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 8

Марки двигателей зарубежных фирм и соответствующие им обозначения по ГОСТ

 

Зарубежные фирмы

 

По гост

М арка

Обозначения

М арка

Обозначения

9— девятицилиндро­ вый

 

R — с

заслонкой на

 

Зульцер

выпуск

9ДКРН

S — крейцкопфный

9RSAD-76

А — с наддувом

76/155

 

 

 

D — с

непосредствен­

 

 

ным реверсом

 

 

76 — диаметр, см

 

 

74 — диаметр цилин­

 

 

дра, см

 

 

V — двухтактный

 

Бурмейстер

Т — крейцкопфный

8ДК.РН

и Вайн

В — с

газотурбонагре-

74/160

74VTBF-160

вателем

 

F — судовой

160 — ход поршня, см

9— девятицилиндро­ вый

Д— двухтактный

К — крейцкопфный Р — реверсивный Н — с наддувом

76 — диаметр, см

155 — ход поршня, см

8— восьмицилиндро­ вый

Д— двухтактный

К— крейцкопфный

Р — реверсивный

F1 — с наддувом

74 — диаметр цилин­ дра, см

160 — ход поршня, см

ментная рама может отсутствовать, в этом случае ее роль выполняет картер.

Фундаментные рамы (рис. 16) представляют собой две продольные балки, связанные поперечными переборками, в которых предусмо­ трены места (постели) для установки рамовых подшипников.

По конструктивному исполнению различают рамы, сочлененные из нескольких частей, и сплошные. Сочлененные рамы состоят из двух-трех отливок, жестко соеди­ ненных болтами. Рамы этого типа

применяются

преимущественно

в двигателях

средней и большой1*

Рис. 16. Фундаментная рама.

1 — отверстия для фундаментных болтов; 2 — крыш ка рамового подшипника; 3 — отверстия

для крепления

картера; 4 — ш пилька

для

крепления крышек

рамовых подшипников;

5 — гнезда рамовых

подшипников; 6 — попе­

речная балка;

7 — продольная балка;

8 —

фланцы (полки) для крепления рамы к судо­ вому фундаменту.

43


мощности, а сплошные <— в двигателях малой и средней мощ­ ности.

По способу изготовления различают литые, штампованные, свар­ ные и комбинированные рамы. Материалом для изготовления фунда­ ментных рам служит чугун марок СЧ 18—36, СЧ 21—40, СЧ 28—48 и силумин, для штампованных и сварных — сталь 25, 30.

Установка рамы на фундамент производится на клиньях, сфери­ ческих прокладках, планках или амортизаторах.

Рамовые подшипники (рис. 17) являются опорами коленчатого вала

исостоят из двух вкладышей (верхнего и нижнего) и крышек. Вкладыши рамовых подшипников изготовляют из чугуна СЧ21—40

иСЧ 24—44, стали 30 и бронзы. Рабочую поверхность вкладышей

облицовывают антифрикционными

 

 

 

 

материалами.

Для

большинства

 

 

 

 

судовых дизелей

верхний

и ниж­

 

 

 

 

ний вкладыши выполняют взаимо­

 

 

 

 

заменяемыми. Конструкция ниж­

 

 

 

 

него

вкладыша

допускает

его

 

 

 

 

замену (выворачивание) без подъ­

 

 

 

 

ема коленчатого

вала. Для мало­

 

 

 

 

оборотных дизелей

рамовые

под­

 

 

 

 

шипники снабжены набором ка­

 

 

 

 

либрованных

прокладок,

с

по­

 

 

 

 

мощью

которых

 

регулируется

 

 

 

 

зазор между валом и подшипни­

Рис. 17. Рамовые подшипники.

ком. В остальных дизелях исполь­

1 — гнездо фундаментной рамы; 2 — ниж­

зуют подшипники

без прокладок.

ний

вкладыш;

3 — антифрикционный

По

конструктивному исполне­

сплав;

4 — винты (шпильки)

для креп­

нию и назначению вкладыши рамо­

ления

прокладок;

5 — набор

прокладок;

6 — верхний вкладыш; 7 — крышка; 8

вых подшипников разделяют на два

шпилька; 9 — штифт против

проворачи­

вания;

10 — штуцер для подвода масла;

типа: толстостенные’ и тонкостен­

а — масляная канавка; б — холодильник.

ные. Первые имеют (толщину

сте­

 

 

 

 

нок 5— 15 мм и толщину антифрик­

ционной заливки 0,5— 1,5 мм. Вкладыши этого

типа,

залитые баб­

битом, применяют в основном для тихоходных дизелей средней и большой мощности.

Тонкостенные вкладыши толщиной 1,5—3 мм изготовляют из стальной ленты, залитой баббитом, или из специальной биметалли­ ческой ленты, стальная основа которой облицовывается антифрик­ ционными сплавами из свинцовистой бронзы или баббита; толщина слоя — до нескольких десятых миллиметра. Подшипники этого типа применяются в основном в быстроходных дизелях.

В последние годы ряд дизелестроительных фирм разработал но­ вые конструкции подшипников, в частности многослойные и с ис­

пользованием биметаллических лент,

значительно

превосходящие

по своим качествам подшипники старого типа.

Одна из таких кон­

струкций — трехслойный подшипник

завода

SK.L,

примененный

в дизелях типа 8НВД-48А-2и, установленных на судах типа «Атлантик».

44


Картер (станина) служит основанием для рабочих цилиндров, связывает их с фундаментной рамой и образует закрытую и непрони­ цаемую для газов и масла полость. Станины (рис. 18) выполняют в виде отдельных А-образных колонн, общего литого или сварного картера, на котором устанавливают отдельные рабочие цилиндры

общего блок-картера с рубашками цилиндров и

общего картера

с фундаментной рамой.

представляющие

Колонны

в виде А-образных конструкций,

собой литые

или сварные стойки, располагают в плоскости рамовых

подшипников. Нижняя часть этих колонн крепится к фундаментной раме, верхняя служит основанием для цилиндров. Такие станины

применяют

 

преимущественно

в

дизелях

 

 

 

крейцкопфного типа.

 

 

 

 

 

 

 

Конструкция, состоящая из общего

 

 

 

блок-картера,

выполненного заодно с ру­

 

 

 

башками рабочих цилиндров

и

устанав­

 

 

 

ливаемого

на

отдельной

фундаментной

 

 

 

раме, наиболее распространена в тронко-

 

 

 

вых средне-

и

высокооборотных

двига­

 

 

 

телях. В

небольших двигателях

часто

 

 

 

применяется

безразмерная

конструкция:

Рис. 18.

Картер

(станина).

продольная и поперечная жесткость остова

1 — фланец для

крепления

обеспечивается

общим

блок-картером,

к раме;

2 — плоскости для

к нижней части

которого

подвешиваются

установки

цилиндров; 3 —люки.

рамовые подшипники. Для герметизации картера предусмотрен легкий поддон, служащий масляной емкостью.

Цилиндры и рабочие втулки являются той частью дизеля, где происходит превращение энергии сгорания топлива в возвратно­ поступательное движение поршня. При работе двигателя цилиндры подвергаются воздействию газов, имеющих большие давление и температуру, поэтому их изготовляют из высококачественного моди­ фицированного чугуна СЧ 28—48, СЧ 32—52, легированного хро­ мом, никелем, ванадием, титаном, а также из хромистых и азотиру­ емых сталей.

Цилиндры состоят из втулок и рубашек. Наиболее просты по кон­ струкции сплошные цилиндры, у которых втулка и рубашка представ­ ляет собой одну отливку. Раньше цилиндры этого типа часто приме­ няли в двигателях малой мощности. Так как рабочая поверхность цилиндров (зеркало) подвержена значительному износу, большая часть двигателей снабжается вставными сменными рабочими втулками, поверхность которых тщательно обрабатывается. В процессе экс­ плуатации такие втулки легко заменяются, что значительно упрощает и удешевляет ремонт двигателей. Для повышения жесткости остова, уменьшения длины и массы двигателя рубашки изготовляют совместно для нескольких или для всех цилиндров (блок-цилиндры). Верхняя часть блок-цилиндров тщательно обрабатывается и имеет отверстия с гнездами для установки буртов рабочих втулок.

Вставные рабочие втулки различают двух типов — сухие и мок­ рые. Сухие втулки плотно устанавливаются в блоке, соприкасаются

45


с его стенками всей поверхностью и непосредственно не омываются охлаждающей водой. Конструкции такого типа применяются в ос­ новном в небольших дизелях с воздушным охлаждением.

Мокрые втулки охлаждаются водой, циркулирующей между ними и стенками блока. Конструкции втулок представлены на рис. 19. Втулки двухтактных дизелей снабжены продувочными и выпуск­ ными окнами. Эти окна, как правило, располагаются в утолщениях пояса втулки. Последний имеет уплотнения для предотвращения проникновения воды (резиновые прокладки) и газов (красномедные прокладки). Втулки четырехтактных двигателей, у которых запол­ нение цилиндров и их очистка производится через клапаны, располо-

Рис. 19. Втулки цилиндров: а —- сухая, б — мокрая.

женные на крышках цилиндров, имеют сплошные поверхности без вырезов и окон. Устройство втулок четырехтактных двигателей по­ казано на рис. 20, двухтактных — на рис. 21. В некоторых конструк­ циях мощных двухтактных дизелей используют составные втулки, что облегчает замену верхней части втулок, которая изнашивается в 10—15 раз быстрее нижней.

Для повышения износостойкости и уменьшения трения внутрен­ нюю поверхность чугунных втулок иногда подвергают пористому хромированию, а остальные поверхности азотируют.

Крышки цилиндров ограничивают камеру сгорания и вместе с ци­ линдром и поршнем определяют ее форму и объем. В крышках раз­ мещаются форсунки, впускные, выпускные, пусковой и предохра­ нительные клапаны, каналы для подвода воздуха (у четырехтактных дизелей) и отвода отработавших газов (у четырехтактных и двух­ тактных с прямоточно-клапанной продувкой). Значительную часть объема крышки занимают полости охлаждения.

Крышки изготовляют цилиндрическими, квадратными и в виде многогранников. При диаметре цилиндра менее 200 мм вместо инди­ видуальных крышек обычно устанавливают блок-крышки, или го­ ловки, представляющие собой одну общую отливку для нескольких

46

цилиндров или для всего блока цилиндров. Наиболее распространен­ ными являются крышки коробчатого типа (рис. 22), состоящие из двух плоских днищ, соединенных вертикальными каналами и пере­ борками. Такие крышки применяются почти во всех четырехтактных

и двухтактных двигателях с прямоточно­

клапанной продувкой.

Крышки двухтактных

двигателей проще по

конструкции, однако

 

Рис.

20.

Цилиндровая

втулка

четырехтактного

двухтактного

двигателя.

 

 

 

 

двигателя.

 

 

 

1 — нижний бурт для крепления втулки;

2 — верх ­

1 — корпус

втулки; 2 — вы ­

ний

бурт;

3 — фланец;

4 — уплотнительная

к а ­

пускные окна;

3 — продувоч­

навка; 5 — выточки

для

открытия клапанов;

6

ные окна;

4 — медные уплот­

конусная

 

проточка

для

завода

колец;

7 — блок

нения (пояски);

5 — резиновые

(рубашка);

8 — крышка;

9 — водяной

патрубок;

уплотнения.

10 — уплотнительные резиновые

кольца;

11 — бур­

 

 

 

тик

на

крышке;

12 — красномедная

прокладка;

 

 

 

 

13 — опорные поверхности;

14 — сальник.

 

 

 

 

теплонапряженность их выше. Крышки крупных дизелей часто выполняют составными (рис. 23) или со вставными деталями.

Крепление крышек или головок к цилиндрам производится с по­ мощью шпилек. В двигателях рамной конструкции применяют спе­ циальное крепление шпильками и сквозными анкерными связями, проходящими через весь дизель.

Поршни воспринимают давление газов и передают его через палец и шатун коленчатому валу двигателя. У двухтактных дизелей поршни выполняют также функции распределительного механизма,

47


Рис. 22. Крышка цилиндра.

1

— отверстие для пропуска воды; 2 — перегородка для направления

потока воды; 3 —

канал выпускных клапанов; 4

канал предохранительного клапана; 5

— канал форсунки;

6

— канал пускового клапана;

7 — канал впускных клапанов; 8 — отверстие для

пробки;

9

отверстие для крепления;

10 — вертикальные стенки крышки; 11 — окна для

протока

воды; 12 — уплотнительный и установочный бурт; 13 — нижнее днище;

14 — горизонталь­

ная перегородка для улучшения циркуляции;

15 — верхнее днище; 16 — отверстие для от­

вода воды; 17 — крышки лючков

для осмотра

водяной полости; 18 — отверстие для про­

 

 

тока

воды; 19 — протекторы.

 

 

Рис. 23. Состаныые крышки цилиндров крупных дизелей: а — двухтактного; б — четырехтактного с двумя рабочими клапанами.

48

открывая и закрывая

продувочные

и выпускные окна.

Поршни

в сборе, или,

как принято называть, поршневая группа,

состоят

из собственно

поршня,

поршневых

колец и поршневого

пальца.

4

— днище; 5 — стопорные кольца; 6 — палец;

7 — бобышка;

 

 

8 — юбка.

 

Простые

поршни,

применяемые в двигателях малой и средней

мощности,

отливают

из чугуна, алюминиевых

сплавов или стали

(рис. 24). Эти поршни выполняются целыми или составными и состоят из цилиндрической направляющей части, называемой тронком, или юбкой, и головки. В крейцкопфных и форсированных дизелях устанавливают составные пор­ шни с разъемной головкой (рис. 25). Головку изготовляют из жаропрочных материалов (специальных легированных чугунов или стали). Как пра­ вило, разъемные головки порш­ ней имеют искусственное ох­

лаждение.

независимо от

Все

поршни

их конструкции

имеют набор

колец.

Кольца

размещаются

в специальных канавках в верх­ ней и нижней частях поршня.

Внекоторых конструкциях1*

Рис. 25. Поршень крейцкопфного дви­

гателя

двойного

действия.

1 — верхняя

головка;

2 — стяжные

шпильки;

3 -

ниж няя головка; 4 — ф ла­

 

 

нец штока.

 

4 В .

П .

Помухин

49