Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
§ 8
Дизель-электрические установки
Как известно из истории развития судового дизелестроения, дй- зель-электрическая установка явилась первой в мире судовой энер гетической установкой с дизельным приводом и была применена на первом в мире теплоходе «Вандал», построенном Сормовским заво дом в 1903 г. Ввиду несовершенства отдельных элементов этот тип был вытеснен реверсивными дизелями с непосредственной передачей на винт.
В последнее время дизель-электрические установки получили широкое распространение, в частности на крупнотоннажных рыбо ловных судах-траулерах и на некоторых типах транспортных и про изводственных рефрижераторов отечественной постройки.
Данный тип установки обеспечивает следующие преимущества:
—хорошую маневренность и возможность получения малых скоростей;
—возможность непосредственного управления ходом судна из нескольких постов (рулевой рубки, кормовой рубки, машинного отделения);
— возможность работы гребного винта с полной мощностью как во время траления, так и на свободном ходу независимо от усло вий плавания;
—экономичную работу установки на всех режимах судна благо даря перераспределению мощности главных агрегатов на привод гребного винта, судовую сеть и привод траловой лебедки;
—максимальное уменьшение установочной мощности дизелей;
—возможность использования средне- и высокооборотных дизе
лей, легких и малогабаритных;
— удобство компоновки механизмов и общее сокращение машин ного отделения благодаря размещению агрегатов в два яруса.
К недостаткам дизель-электрических установок можно отнести наличие сложных дополнительных механизмов — генераторов гребных электродвигателей, которые в отдельных случаях увели чивают построечную, а иногда и эксплуатационную стоимость и обслуживание, а также несколько снижают общий к. п. д. установки
(на 1,5—2,5%).
Энергетическая установка постройки ПНР в дизель-электр ическом исполнении большого морозильного траулера дедвейтом 1500 т показана на рис. 13.
Установка состоит из трех главных генераторов постоянного тока 1200 А, мощностью по 700 кВт, приводимых в действие четырех тактными дизелями мощностью по 810 кВт (110 л. с.) при 1000 об/мин, двух преобразователей с асинхронными генераторами трехфазного тока мощностью по 400 кВА, напряжением 400 В, частотой 50 Гц; одного.вспомогательного дизель-генератора, состоящего из. синхрон ного генератора трехфазного тока мощностью 400 кВА, напряже нием 400 В, частотой 50 Гц, приводимого в действие четырехтактным
31
со to
|
|
|
Рис. |
13. Машинное отделение траулера-завода с дизель-электрическим приводом. |
|
|
|||||||||||
1 — главны й |
д и зель -ген ер ато р |
700 |
кВ т; 2 — дизель-генератор |
400 |
кВт; |
3 — гребной двигатель; 4 — устройство ВРШ ; |
5 — котел; |
6 , 7 — |
|||||||||
ком прессоры ; |
8 |
— баллоны сж атого |
возд уха; 9 |
— умформеры; |
10 |
— осуш ительный |
насос; |
И |
— балластны й насос; 12 |
— пожарный |
насос; |
||||||
J3 |
— сепаратор |
трю м ны х |
вод; |
14 — вакуум ны й |
испаритель; |
15 |
— пневмоцистерны |
санитарной |
воды; 16 |
— подогреватель санитарной |
воды; |
||||||
17 |
— гидроф орны е насосы |
(для пневм оцистерн); |
18 — м асляны й |
насос; |
19 — насос охлаж даю щ ей воды; 20 |
— сепараторы дизельного топлива; |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
21 — главны й распределительны й |
щит; 22 — паровой |
испаритель. |
|
|
|
дизелем мощностью 368 кВт (500 л. с.) при 1000 об/мин. Гребной элек тродвигатель постоянного тока 1200 А размещен в специальном по мещении.
Принятая электрическая схема позволяет подключать на об щие шины питание гребного винта, общесудовую сеть и траловую лебедку.
Для главной сети предусмотрен постоянный ток, а для общесу довой сети — переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
Рис. 14. Схема электрического привода винта и вспомогательной электро станции дизель-электрического траулера.
Питание вспомогательной сети производится через преобразователи от цепи привода гребного винта на всех режимах работы траулера, а также автономным вспомогательным дизель-генератором.
Во время стоянки в порту потребность в электроэнергии сравни тельно невелика, и для ее обеспечения достаточен вспомогательный генератор или питание с берега. При работе на промысле мощность для привода гребного винта увеличивается, и необходим запуск всех трех главных агрегатов.
На рис. 14 дана схема электрического привода винта и вспомога тельной электростанции. Главные генераторы, гребной электродви гатель, двигатели преобразователей, а также двигатель траловой лебедки соединены последовательно. Эта система обеспечивает ра боту любого числа главных агрегатов при любом количестве двига телей. Соответствующая защита обеспечивает высокую надежность
3 В. П. Помухин |
33 |
системы. Система создает более равномерную загрузку главных ге нераторов, чем в случае, когда от этих генераторов питается только один гребной мотор.
Работа траловой лебедки при значительном уменьшении требуе мой мощности на гребной винт увеличивает степень загрузки главных агрегатов. Это обстоятельство, а также возможность запуска необ ходимого числа агрегатов обеспечивает экономичную работу механиз мов на всех режимах. Постоянство частоты вращения дизелей и их равномерная нагрузка дают возможность использовать вакуумные испарители для дешевого производства пресной воды.
Судами, где дизель-электрические установки нашли весьма удач ное применение, являются отечественные транспортные рефриже раторы типа «Актюбинск», производственные рефрижераторы типа «Севастополь» и ряд других судов отечественной зарубежной пост ройки.
Электроходы «Актюбинск» и «Севастополь» приводятся в движе ние электрогребной установкой постоянного тока, состоящей из четырех дизель-генераторов, работающих на один гребной электро двигатель. Главная гребная установка проста в обслуживании, очень маневренна и обеспечивает судну скорость до 18 уз.
Потребности судна в электроэнергии полностью удовлетворяются тремя вспомогательными дизель-генераторами мощностью по 300 кВт.
Машинное отделение разделено на пять самостоятельных отсеков. Главные дизель-генераторы установлены на платформе в носовом отсеке. Перед главными дизель-генераторами расположено простор ное отделение, в котором сосредоточены насосы, сепараторы и дру гие вспомогательные механизмы. В кормовом отсеке, отделенном от носового водонепроницаемой переборкой, размещен гребной элек тродвигатель и на платформе над ним—три вспомогательных дизельгенератора. Котельное отделение находится над водонепроницаемой переборкой, занимая часть шахты машинного отделения, переходя
щей в кожух трубы. |
генераторов используют дизели марки |
В качестве привода |
|
ЗД-100 — вертикальные, |
десятицилиндровые, двухтактные, со |
встречно-движущимися поршнями и прямоточной продувкой. Ди зели развивают мощность 1320 кВт (1800 л. с.) при 810 об/мин. Генераторы рассчитаны на мощность по 1375 кВт при напряжении 500 В. Генераторы снабжены принудительной вентиляцией, обеспе чиваемой специальными вентиляторами и воздухоохладителями, работающими по замкнутому циклу. Дизели и генераторы установ лены на одной раме и крепятся к судовым фундаментам на резиновых амортизаторах.
Гребной электродвигатель постоянного тока имеет рабочую ча стоту вращения 125 об/мин. Главные дизель-генераторы и гребной электродвигатель управляются дистанционно, из двух постов управ ления, расположенных в рулевой рубке и центральном посту управления (ЦПУ) в машинном отделении. Переключение постов управления производится из ЦПУ с главного щита электродви жения.
34
В установках данного типа для повышения экономичности работы дизелей на частичных режимах предусмотрена ступенчатая регу лировка частоты вращения валов дизель-генераторов в пределах от 460 до 810 об/мин через каждые 50 оборотов. При этом частота вращения гребного электродвигателя плавно регулируется от 20 до 125 об/мин. Направление вращения гребного винта изменяется путем реверсирования гребного электродвигателя непосредственно из постов управления.
Полный ход судна обеспечивается работой четырех главных генераторов на оба якоря гребного электродвигателя. Работа лю бых трех генераторов на оба якоря гребного электродвигателя позволяет судну развивать скорость до 16 уз. При работе двух гене раторов на один якорь гребного двигателя (резервный вариант) судно развивает скорость до 14 уз.
Электродвижение находит широкое применение в энергетических установках плавучих баз, предназначенных для приема и перера ботки рыбы, т. е. там, где неизбежны большие колебания мощности.
Схема энергетической установки сельдяной плавучей базы, выполненной в дизель-электрическом варианте, приведена на рис. 15. В отличие от рассмотренной ранее, эта установка имеет два гребных электродвигателя, каждый из которых работает на свой гребной вал. Каждый из .четырех главных дизель-генераторов может питать лю бой гребной двигатель, поэтому данная установка является еще более универсальной и гибкой.
Наиболее полно преимущества электродвижения используются на судах с едиными электроэнергетическими системами. Дизель-ге нераторы, установленные на таких судах, не делятся на главные и вспомогательные, а вырабатываемая ими энергия в зависимости от режимов эксплуатации и производственных нужд распределяется между гребной электрической установкой и другими судовыми по требителями.
Примером установки, выполненной по такому принципу, может служить установка большого консервного рыболовного траулера (БКРТ) типа «Наталья Ковшова». Траулеры данного типа построены по заказу СССР французской верфью «Ателье э Шантье де Нант» и предназначены для добычи рыбы донным или разноглубинным тралом, переработки улова на консервы, мороженую рыбу и рыбную муку, для хранения переработанной продукции и ее доставки в порт.
Траулеры типа «Наталья Ковшова» имеют дизель-электрическую установку, работающую на переменном токе, и единую энергетиче скую систему для обеспечения движения и всех общесудовых нужд. В состав дизель-электрической установки входят три главных дизельгенератора, сдвоенный синхронный гребной электродвигатель, валопровод с винтом регулируемого шага, вспомогательный (стояночный) дизель-генератор, аварийный дизель-генератор, главный распреде лительный щит высокого напряжения, вспомогательный распреде лительный щит, сети канализации электроэнергии.
Основу энергетической установки составляет судовая электро станция переменного тока напряжением 2000/380 В и частотой 50 Гц.
3: |
35 |