Файл: Помухин, В. П. Дизельные установки, механизмы и оборудование промысловых судов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
13 |
47 |
Buff на тбиндек1
Рис. 15. Схема энергетической установки сельдяной плавучей базы. |
ш |
||||
|
|
||||
1 — гребной электродвигатель 2X 2360 кВт; |
2 - дизель-генератор 400 кВА; 3 |
- дизель-генератор |
1500 |
кВА; |
|
4 — котел; 5 — компрессор; 6 — баллоны сжатого воздуха; 7 — насос забортной |
воды; |
8 — насос пресной |
воды; |
||
9 — циркуляционный масляный насос; 10 — сепараторы топлива и масла; 11 — паровой |
испаритель; 12 — охлади |
||||
тель масла; 13 — охладитель пресной воды; 14 — охлаждаю щий насос рефрижераторной установки; 15 |
— балластно |
||||
осушительный насос; 16 — пожарный насос; |
17 — сепаратор трюмных вод; 18 — пневмоцистерны санитарной воды. |
Главные дизель-генераторы — переменного |
трехфазного тока со |
||
статическим |
возбуждением. |
|
|
|
|
Характеристики главных генераторов |
|
Т и п ............................................... |
|
|
144-71 Альстом |
Номинальная мощность, кВА . |
2100 |
||
Коэффициент мощности . . . . |
0,8 |
||
Напряжение, В |
........................ |
2000 |
|
Сила тока, А ................................ |
|
605 |
|
Частота вращения, об/мин . . |
500 |
||
Частота тока, Г ц ........................ |
50 |
||
Коэффициент полезного действия |
0,968 |
||
при cos ф = |
1 .................... |
||
» |
cos ф = |
0,8 ................ |
0,955 |
Число полю сов............................ |
12 |
Обмотки возбуждения главных генераторов питаются от кремни евых выпрямителей (тиристоров), что ограничивает колебание напря жения при сбросе и наборе нагрузки в пределах 2,5%. Охлаждение генераторов — воздушное, по замкнутому циклу, с охлаждением воздуха в водяном холодильнике. Циркуляция воздуха достигается, с помощью двух электровентиляторов.
Гребной электродвигатель — двухъякорный, синхронный, трех фазного тока.
|
Характеристики гребного электродвигателя |
|
Т и п .......................................................................................... |
|
220-40 |
Номинальная мощность, кВт (э. л. с . ) .................... |
2X 1470 (2X2000) |
|
Напряжение, В ................................................................... |
2000 |
|
Сила тока, |
А ........................................................................ |
452 |
Частота вращения, о б /м и н ............................................... |
187,5 |
|
Частота тока, Гц ................................................................ |
50 |
|
Коэффициент мощности .................................................... |
1,0 |
|
Коэффициент полезного дей стви я............................ |
0,945 |
|
Число полюсов .................................................................... |
32 |
|
Возбуждение гребного электродвигателя осуществляется с по |
||
мощью управляемых кремниевых выпрямителей (тиристоров), что |
||
обеспечивает |
поддержание коэффициента |
мощности равным 1. |
Пуск гребного электродвигателя обеспечивается одним главным |
||
дизель-генератором при частоте вращения 250 об/мин и шаговом |
||
отношении винта в пределах от 0 до 0,7. |
|
|
Для обеспечения электроэнергией судна на стоянке в составе |
||
энергетической установки предусмотрен стояночный дизель-генера |
||
тор переменного трехфазного тока со статическим возбуждением. |
||
|
Характеристики вспомогательного генератора |
|
Т и п ........................................................................................................ |
|
Дессау |
Номинальная мощность, к В А ........................................................ |
340 |
|
Коэффициент м ощ ности.................................................................... |
0,8 |
|
Напряжение, В .................................................................................... |
380 |
|
Сила тока, |
А ........................................................................................ |
520 |
Частота вращения, об/мин ............................................................ |
500 |
|
Частота тока, Г ц ................................................................................ |
50 |
38
Генератор получает вращение от двигателя 6NVD-36A, име ющего мощность 309 кВт (420 э. л. с.) при 500 об/мин. Кроме того, в составе энергетической установки траулера имеется аварийный генератор переменного трехфазного тока типа AT-250LFZ/PV «Альстом» мощностью 90 кВА при напряжении 380 В, частоте 650 Гц, частоте вращения 1500 об/мин и cos ф = 0,8. Генератор приводится во вращение от дизеля 4Р/1 «Пойо» мощностью 100 кВт (136 э. л. с.) при 1500 об/мин и имеет автоматический электростартерный пуск, обеспечивающий запуск агрегата и подачу электроэнергии в судовую аварийную сеть при падении напряжения тока основных источников электроэнергии до 75% от номинального.
Двигатели траловой лебедки и брашпиля питаются электроэнер гией через преобразователь переменно-постоянного тока мощностью 500 кВт. Питание от главных дизель-генераторов подается на глав ный распределительный щит (ГРЩ) 2000 В, на шины электродвиже ния и шины общесудовых, производственных и технологических нужд. Питание от ГРЩ подается на гребной электродвигатель и через два понижающих трансформатора (2000/380 В) на вспомога тельный распределительный щит, состоящий из двух секций, соеди ненных с помощью автоматического выключателя.
Основные потребители электроэнергии, обеспечивающие движе ние судна и его живучесть, подключены таким образом, чтобы при выходе из строя одной секции щита энергия подавалась от другой секции.
ГЛАВА III
•
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛАВНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ
§ 9
Устройство, основные детали и системы дизелей
Общая компоновка и показатели любой дизельной судовой уста новки зависят от конструкции и мощности главных и вспомогатель ных дизелей.
Дизели представляют собой разновидность поршневого двигателя внутреннего сгорания, у которого химическая энергия топлива пре образуется в механическую работу непосредственно в самом двига теле. Преобразование химической энергии в тепловую и тепловой — в энергию движения поршня (механическую) происходит практи чески одновременно, непосредственно в цилиндрах двигателя. В ре
39
зультате сгорания рабочей смеси в цилиндрах образуется смесь газообразных продуктов с высокими давлением и температурой.
Под влиянием давления газообразных продуктов поршень совер шает поступательное движение, которое с помощью шатуна и щеки кривошипа преобразуется во вращение коленчатого вала. Таким образом, основными деталями любого двигателя внутреннего сго рания, или дизеля, являются: цилиндры с цилиндровыми крышками, поршни, шатуны, коленчатый вал, состоящий из рамовых, мотылевых шеек и щек и лежащий в подшипниках, установленных на раме двигателя. Рама связана с цилиндрами с помощью станины и анкер ных связей. Часто цилиндры и станина выполняются как одно целое, тогда они носят название блока.
Открытие и закрытие впускных и выпускных устройств, с помощью которых происходит заполнение цилиндра свежим зарядом воздуха и удаление отработавших газов, осуществляется посредством газораспределительного механизма.
Судовые двигатели внутреннего сгорания подразделяют по сле дующим основным признакам.
По способу осуществления рабочего цикла — четырехтактные и двухтактные.
По способу действия— простого действия, двойного и с противо положно движущимися поршнями. В двигателях простого действия рабочий цикл совершается только в верхней полости цилиндра, в дви гателях двойного действия (ДД) — в двух полостях цилиндра (верх ней и нижней). Двигатели с противоположно движущимися поршнями имеют одну общую камеру сгорания, в которой роль цилиндровой крышки выполняет второй поршень. Они выпускаются только в двухтактном варианте.
По роду применяемого топлива — работающие на легком, ди зельном, тяжелом и газообразном топливе. К легкому топливу отно сят бензин, керосин, лигроин, спиртовые смеси; к дизельным и тя желым сортам — дизельное, моторное топливо, соляровое масло и мазут; к газообразному >— светильный и генераторный газы. Основ ные судовые двигатели работают на дизельном и тяжелом топливе, на легком работают небольшие двигатели, устанавливаемые на кате рах. Двигатели на газообразном топливе, как и двигатели на пыле видном топливе, на флоте рыбной промышленности не применяются.
По способу смесеобразования — с внутренним и внешним смесе образованием. В двигателях с внутренним смесеобразованием рабо чая смесь образуется внутри рабочего цилиндра. Топливо подается насосом высокого давления через форсунку в цилиндры, где смеши вается с воздухом. По этому принципу работают все дизели (двига тели с самовоспламенением топлива) и двигатели легкого топлива с непосредственным впрыском его в цилиндр. В двигателях с внешним смесеобразованием рабочая смесь образуется в специальных устрой ствах, называемых карбюраторами. По этому принципу работают все карбюраторные двигатели и двигатели на газообразном топливе.
По способу наполнения — с наддувом и без него. В четырехтакт ных двигателях без наддува рабочая смесь всасывается непосред
40
ственно поршнем. В двигателях с наддувом подается рабочая смесь или воздух повышенного давления, в результате чего происходит увеличение плотности и массы свежего заряда воздуха.
По способу воспламенения топлива — с самовоспламенением ра бочей смеси (дизели), с принудительным зажиганием и со смешанным воспламенением. Самовоспламенение топлива (рабочей смеси) про исходит благодаря высокой температуре, возникающей в конце хода сжатия. По этому принципу работает большинство судовых двигателей. В случае принудительного зажигания воспламенение смеси происходит от электрической искры. По этому принципу рабо тают все карбюраторные и газовые двигатели. При смешанном воспла менении горение смеси происходит вначале от специального запаль ного устройства, а затем под влиянием температуры стенок и заряда. По этому принципу работают калоризаторные и газовые двигатели.
По характеру рабочего процесса— со сгоранием при постоянном объеме, со сгоранием при постоянном давлении и со смешанным сго ранием. По изохорному циклу, т. е. с подводом тепла при постоян ном объеме, работают двигатели с низкой степенью сжатия и принуди тельным зажиганием — карбюраторные, калоризаторные и газовые. По изобарному циклу, т. е. с подводом тепла при постоянном давле нии, работают компрессорные дизели (в настоящее время не выпус каются). По смешанному циклу, в котором подвод тепла происходит вначале при постоянном объеме, а затем при постоянном давлении, работает большинство современных судовых двигателей.
По конструктивному исполнению — тронковые и крейцкопфные.
В тронковых двигателях, к которым относится большая часть совре менных двигателей, роль направляющей выполняет тронковая часть поршня. В крейцкопфных двигателях роль направляющей выпол няет ползун (крейцкопф). В этом исполнении выпускаются мощные малооборотные судовые двигатели.
По числу цилиндров — одно- и многоцилиндровые.
По расположению цилиндров ■— вертикальные и горизонтальные, однорядные и двухрядные, а также с V-, W- и звездообразным, парал лельным и противоположным расположением цилиндров (с проти воположно движущимися поршнями).
По изменению направления вращения коленчатого вала— ревер сивные и нереверсивные; по направлению вращения — правого и левого вращения.
По средней скорости хода поршня — тихоходные и быстроход ные. К тихоходным относятся двигатели со средней скоростью поршня меньше 6,5 м/с, к быстроходным — со средней скоростью поршня больше 6,5 м/с. Быстроходность зависит от частоты вращения и хода поршня.
По назначению — главные и вспомогательные.
Маркировка отечественных и иностранных двигателей. В СССР
введено специальное обозначение, в соответствии с которым каждому типу двигателя присвоено краткое условное обозначение. Естест венно, что в кратком обозначении невозможно дать полную характе ристику двигателя, поэтому согласно ГОСТ отмечается только число
41
цилиндров, тактность двигателя, возможность реверсирования, диаметр и ход поршня: Ч — четырехтактный, Д — двухтактный, Р — реверсивный, К — крейцкопфный, Н — с наддувом, С — судо вой с реверсмуфтой, П — с редукторной передачей.
Число цилиндров обозначается цифрой перед буквами, а диаметр цилиндров (числитель) и ход поршня (знаменатель) указываются дробью после букв. Например, 8ДР 43/61 — двигатель восьмицилин дровый, двухтактный, реверсивный, с диаметром цилиндра 430 мм и ходом поршня 610 мм. Часто наравне с ГОСТ заводы дают свои обозначения или условные марки. Так, двигатель 8ЧРН 30/38 из вестен под условной маркой 9ДМ, а двигатель 12ЧСПН 18/20 — как М50ФЗ.
Единая система индексации двигателей помимо СССР разрабо тана и введена в ГДР.
Иностранные фирмы придерживаются своих обозначений.
Обозначения фирмы |
MAH: G — тронковый, |
К — крейцкопф |
||
ный, Z — двухтактный, |
D — двухтактный |
двойного действия, |
||
V — четырехтактный (может обозначать V-образную конструкцию), |
||||
С — с газотурбинным наддувом (только для |
двухтактных двига: |
|||
телей). |
Бурмейстер |
и Вайн: |
Т •— крейцкопфный |
|
Обозначения фирмы' |
||||
(для двухтактных), V — двухтактный простого действия, W —двух |
||||
тактный двойного действия, М — четырехтактный, |
В-— с газотур |
|||
бинным наддувом, F — судовой, S — стационарный, Н — вспомо |
||||
гательный, Т — бескомпрессорный (для четырехтактных). |
||||
Обозначения фирмы Зульцер: Т —■тронковый, |
S — крейцкопф |
|||
ный, В — четырехтактный, А — с |
наддувом, |
G — с реверсредук- |
||
тором, D — реверсивный, R — с механизмом управления выпуском, |
Н — вспомогательный, М — тронковый повышенной быстроходности.
Например, 8TRD 48/70: |
8 —число |
цилиндров, Т — тронковый, |
|
R — с механизмом управления |
выпуском, |
D — реверсивный, |
|
48 — диаметр цилиндра, |
см, 70 — ход поршня, |
см. |
В табл. 8 приведены марки двигателей фирм Зульцер и Бур мейстер и Вайн и соответствующие им обозначения по ГОСТ.
Основные детали и части двигателей. Каждый дизель независимо от назначения и конструкции состоит из ряда деталей и узлов, обес печивающих функционирование агрегата. Детали дизелей подраз деляют на неподвижные и подвижные. К неподвижным деталям, которые составляют остов дизеля, относят фундаментную раму, картер (станину), рамовые подшипники, цилиндры, рабочие втулки и крышки (головки) цилиндров; к подвижным — поршень, шатуны, крейцкопфный механизм и коленчатый вал. Подвижные детали обра зуют механизм движения, и поэтому их часто называют деталями движения.
Фундаментная рама является основанием двигателя. На нее укладывают коленчатый вал и устанавливают картер. Двигатель вместе с рамой крепят к судовому фундаменту. Отдельные фундамент ные рамы применяют в основном в тихоходных двигателях большой и средней мощности. В быстроходных двигателях отдельная фунда-
42