Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Рис. 4.6. Установка для нагревания органического теплоносителя:
/ — топливный бак для |
солярового масла; 2 - |
вентилятор; 3 — автоматическая |
форсунка; |
||||
4 _ |
расширительный бак; |
5 — силикагенный патрон для защиты теплоносителя |
от попадания |
||||
влаги |
из атмосферы; 6 — кран; 7 — газосборник |
для сброса газообразных продуктов в |
бак |
||||
4; |
5 — предохранительный клапан; 9 — змеевик; |
10 — шестеренчатый насос; |
11 — котел |
на |
|||
Воздух |
холодный — ВХ; |
грева теплоносителя |
|
теплоноси |
|||
воздух горячий — ВГ\ |
теплоноситель холодный — ТХ; |
||||||
|
|
|
тель горячий — ТГ |
|
|
|
сителю. Змеевики плотно навитые, изготовлены из труб диаметром 50 мм, образуют ходы для дымовых газов. Змеевики закрыты двумя кожухами, образующими полость для прохода воздуха, нагнетаемо го вентилятором 2, который затем подается в зону горения факела форсунки 3 в качестве вторичного воздуха, а также служит защит ным экраном и предохраняет змеевики от перегрева. Наверху кот ла установлен расширительный бак 5, который по мере надобности может быть снят и помещен в любое место в зависимости от схемы
обогрева. Топливная система нагревателя |
состоит из |
автоматиче |
|
ской форсунки 3 (АФ-65), топливного бака |
1 емкостью 200 л, фильт |
||
ра-отстойника и топливопроводов. В |
качестве топлива |
применяют |
|
соляровое масло. Расширительный бак предназначен |
для компен |
||
сации температурных расширений |
теплоносителя, а |
также для |
подпитки системы в случае его утечки.
На пульте управления размещены контрольно-измерительная . аппаратура и приборы. Схема автоматики позволяет наблюдать за температурой, давлением теплоносителя на входе в котел и на вы ходе из нее, уровнем теплоносителя в расширительном баке. Тепло-
производительность нагревателя 150 |
тыс. ккал/ч. |
О б о г р е в б и т у м н ы х к о м |
м у н и к а ц и й . В технологи |
ческой схеме склада или базы битума важным элементом являются трубопроводные коммуникации, краны и насосы которых должны постоянно нагреваться во избежание застывания битума. Обогрев преследует две цели: в пусковой период разогреть битум, оставший ся в трубопроводах, до жидкотекучего состояния, а прй установив шемся тепловом режиме поддерживать постоянную температуру
!00
битума на всем пути его транспортирования. Нагрев насосов и кра нов происходит в процессе циркуляции горячего битума и непосред ственного воздействия теплоносителя. Битумные коммуникации могут обогреваться паром, горячим маслом и электричеством. Обо грев электричеством имеет ряд преимуществ перед паровым: нет надобности в установках для разогрева теплоносителя, устраняется обводнение битума или утечка теплоносителя через неплотности ар матуры, улучшаются санитарно-гигиенические условия работы, до стигается значительный эффект за счет повышения к.п.д., простоты регулирования и автоматизации, снижается количество обслу живающего персонала и упрощается технологический процесс. Для электрообогрева битумных коммуникаций применяют трубчатые электронагреватели ТЭН — металлические трубки, в которые за прессована в кварцевом песке или в кристаллическом порошке плавленой окиси магния (периклазе) спираль из нихромовой про волоки диаметром 0,2— 1,6 мм. Песок или периклаз обеспечивает электрическую изоляцию и облегчает передачу тепла благодаря высокому коэффициенту теплопроводности. Трубчатому нагрева тельному элементу может быть придана любая форма за счет изги ба трубки в холодном состоянии после ее отжига. Температуру на грева поверхности ТЭН можно регулировать в большом диапазоне, что имеет большое значение, так как избыточный нагрев приводит к интенсивному коксованию битума на поверхности нагревателя и даже его воспламенению.
Для установки в битумопроводах применяют ТЭН с диапазоном удельных мощностей 0,6— 1,5 Вт/см2.
§ 21. ЗАВОДЫ, ЦЕХИ И БАЗЫ ДОРОЖНЫХ ЭМУЛЬСИЙ
Дорожные эмульсии позволяют вести работы практически в лю бую погоду при положительных температурах воздуха, до 20—30% сократить расход вяжущего за счет значительно лучшего распреде ления эмульгированных битумов на поверхности каменных мате риалов. Дорожные эмульсии приготовляют из двух не смешиваю щихся между собой компонентов: битума (дегтя) и воды.
По концентрации битума в воде дорожные эмульсии делят на три основные группы: прямые (битумные) с содержанием 50—60% битума, 40—50%: нежесткой воды и 1—5°/0 эмульгатора; обратные, у которых дисперсной фазой являются дегти; высококонцентриро ванные эмульсии с содержанием до 80%' битума и 5—6% эмульга тора. При употреблении эти эмульсии растворяют в нежесткой воде в количестве 20— 10%'. Если при приготовлении концентриро ванной эмульсии используют твердые эмульгаторы, например гли нистые, известковые, то получают пасты.
Размер раздробленных частиц в эмульсиях составляет от одного до нескольких десятков микрометров. Для того чтобы частицы дис персной фазы не объединялись, при приготовлении эмульсии вводят ПАВ — эмульгатор. Адсорбируясь на поверхности капель вяжуще го, он снижает поверхностное натяжение на границах двух фаз
101
(масла и воды), создает механически прочные защитные пленки. Благодаря эмульгатору эмульсия не распадается при хранении и транспортировке. При нанесении эмульсий тонким слоем на по
верхность каменного материала равновесие системы |
нарушается, |
и эмульсия распадается; мельчайшие частицы битума |
(или дегтя) |
оседают на поверхности каменного материала, образуя тонкую пленку. Промежуток, за который происходит распад эмульсии, не одинаков и зависит, в первую очередь, от вида эмульгатора. По ско рости распада дорожные эмульсии делят на медленно распадаю щиеся, распадающиеся со средней скоростью и быстро распадаю щиеся.
Дорожные эмульсии приготовляют на базах и заводах, в цехах АБЗ. Приготовление в основном сводится к диспергированию жидкостей и к стабилизации дисперсной системы. Для диспергиро вания жидкости применяют гомогенизаторы, лопастные смесители, акустические диспергаторы. В гомогенизаторе битум, нагретый до 150°, и водный раствор эмульгатора, нагретый до 90°, проходит под давлением через узкие зазоры (до 0,1 мм), в которых битум раз мельчается и на его капельках адсорбируется эмульгатор. Луч шими считаются многоступенчатые гомогенизаторы-диспергаторы.
Смесители могут быть лопастные и шнеко-лопастные. В отличие от гомогенизаторов мешалки проще; они относятся к машинам цикличного (порционного) действия. Концентрированный раствор эмульгаторов заливают в резервуар, где вращается вал с лопастями со скоростью 40—80 об/мин. Битум подают постепенно по мере об
разования эмульсии. В лопастных |
мешалках |
получают |
эмульсии |
с высокой концентрацией битума |
(80—95% ), |
которые |
перед упо |
треблением разбавляют водой до требуемой концентрации. Технология получения прямых эмульсий в лопастных смесите
лях сложнее, чем в гомогенизаторах (диспергаторах). Кроме того, не Есе водорастворимые эмульгаторы, используемые для изготов ления эмульсий в гомогенизаторах, пригодны для получения эмуль сий в мешалках. Эмульсии обратные и на твердых эмульгаторах приготавливают только в лопастных мешалках.
Используя комплект ДС-71, можно организовать базу с выра боткой 5 т/ч эмульсии по технологии, показанной на рис. 4.7. В ком плект входят установка для приготовления эмульсии, цистерны для битума и готовой эмульсии, блок водоподготовки и парообразова тель. Цистерна для горячего битума служит расходной емкостью, изолирована минеральной ватой слоем 100 мм. Для поддержания температуры битума в требуемых пределах цистерна оснащена ж а ровыми трубами 19 и форсунками. Сбоку цистерны, на ее опоре, укреплен обогреваемый шестеренчатый насос 20, который закачи вает битум из автобитумовоза в цистерну и осуществляет циркуля
цию в самой цистерне. На всасывающем патрубке насоса установ лен фильтр 21.
Эмульсию приготавливают в теплоизолированной цистерне, раз деленной на отсеки для воды, концентрированного раствора эмуль гатора (КРЭ) и водного раствора эмульгатора ВРЭ. На цистерне 1
102
Рис. 4.7. Технологическая схема приготовления дорожной эмульсии с использо ванием установки ДС-71
смонтирована площадка, где размещены: пульт управления, шкафы с электрооборудованием, паровыводящий двухходовой оводоподогреватель 2 (МВН 1431-01) с регулятором температуры 3, регули
рующим клапаном 4 и ротаметром 5*, смеситель 6 |
горячей воды |
||
и КРЭ |
червячного типа с регулирующим клапаном |
7 |
и ротамет |
ром 8, |
блок дозировки битума и ВРЭ. Блок дозировки |
состоит из |
обогреваемого шестеренчатого насоса 9 для битума и шестеренча того насоса 10 для ВРЭ, цепной передачи 11, электродвигателя 12, одноступенчатого редуктора 13 и смены звездочек 14 для изменения содержания битума и ВРЭ.
Диспергатор механического типа 15 представляет собой набор шести пар подвижных и неподвижных дискон с крыльчаткой. Снизу на опорах цистерны 1 укреплены насосы 16, 17 и 18 для подкачки и циркуляции воды, нагнетания и циркуляции КРЭ, подачи и раз мещения ВРЭ. Уровень воды и ВРЭ контролирует поплавковый указатель уровня.
В состав блока водоподготовки входит резервуар для воды, катионитовый фильтр, солерастворитель, центробежный насос и си стема трубопроводов. Блок применяют в том случае, если вода имеет жесткость более 3 мг-экв/л. При приготовлении эмульсий кислых, щелочных с концентратом барды, а также с минеральными
* Прибор для измерения малых расходов веществ.
1;03
эмульгаторами, жесткость воды не ограничивается и блок не при
меняют.
Для подогрева воды, поддержания температуры КРЭ и ВРЭ, битумных коммуникаций, шестеренчатых насосов и диспергатора используют передвижной парообразователь Д-564. Вода, проходя блок водоподготовки, нагревается, избыток ее через трубопровод 24 сбрасывается в отсек для воды, а количество регулируется кла паном 4 с моторным исполнительным механизмом, получающим сигнал от ротаметра 5. Регулятор температуры 3, получая сигнал от датчика температуры воды, регулирует количество подаваемого па ра, поддерживая температуру воды в пределах 80— 100°. Нагретая вода и КРЭ, расход которой регулируется дистанционно, смеши вается в требуемой пропорции в смесителе 6, представляющем со бой отрезок трубы, внутри которого помещен стержень с винтовыми канавками. В отверстие стержня нагнетается КРЭ, снаружи по ка навкам идет вода. Проходя через радиальные отверстия в теле стержня, КРЭ смешивается с водой. Контроль водного раствора эмульгатора и КРЭ осуществляют ротаметром 8, установленным на выходе из смесителя.
Битум с температурой 130— 140° С насосом 20 подается в блок дозатора, перед которым стоит трехходовой кран 25 с линией возврата 26.
Необходимое количество битума дозирующим насосом 9 подает ся в диспергатор 15. В диске ротора оба потока объединяются, крыльчатка проталкивает жидкость сквозь отверстия во вращаю щихся дисках, битум дробится на мельчайшие капли и обволаки вается эмульгатором. Готовая эмульсия по гибкому шлангу-рука ву 23 поступает в цистерну, автобитумовоз или гудронатор.
Эмульсию хранят в закрытых цистернах и помещениях, защи щенных от солнечного нагревания лучами и от охлаждения, при температуре воздуха не ниже +3°. Продолжительность хранения зависит от типа эмульсии и колеблется от нескольких часов до не скольких месяцев. Длительность хранения высококонцентрирован ных эмульсий неограниченна.
Цистерна для готовой эмульсии оборудована шестеренчатым насосом 22, предназначенным для выдачи готовой эмульсии потре бителям, ее перемешивания внутри цистерны во избежание образо вания корки битума. Оборудование установки для приготовления эмульсии мобильное: его транспортируют на трейлерах и монтиру ют на заранее подготовленной площадке, вблизи места потребления. Для нормальной эксплуатации оборудования необходимо регуляр но подавать обезвоженный и подогретый до рабочей температуры битум, концентрированный раствор эмульгатора и воду.
Оборудование можно устанавливать также на битумной базе или АБЗ.
Химическое эмульгирование при приготовлении битума проще, чем с помощью различных диспергаторов. Оно основано на реакции, протекающей между ПАВ, находящимся в битуме, и соответствую щим электролитом, имеющимся в водном растворе (рис. 4.8).
104