Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4.6. Установка для нагревания органического теплоносителя:

/ — топливный бак для

солярового масла; 2 -

вентилятор; 3 — автоматическая

форсунка;

4 _

расширительный бак;

5 — силикагенный патрон для защиты теплоносителя

от попадания

влаги

из атмосферы; 6 — кран; 7 — газосборник

для сброса газообразных продуктов в

бак

4;

5 — предохранительный клапан; 9 — змеевик;

10 — шестеренчатый насос;

11 — котел

на­

Воздух

холодный — ВХ;

грева теплоносителя

 

теплоноси

воздух горячий — ВГ\

теплоноситель холодный — ТХ;

 

 

 

тель горячий — ТГ

 

 

 

сителю. Змеевики плотно навитые, изготовлены из труб диаметром 50 мм, образуют ходы для дымовых газов. Змеевики закрыты двумя кожухами, образующими полость для прохода воздуха, нагнетаемо­ го вентилятором 2, который затем подается в зону горения факела форсунки 3 в качестве вторичного воздуха, а также служит защит­ ным экраном и предохраняет змеевики от перегрева. Наверху кот­ ла установлен расширительный бак 5, который по мере надобности может быть снят и помещен в любое место в зависимости от схемы

обогрева. Топливная система нагревателя

состоит из

автоматиче­

ской форсунки 3 (АФ-65), топливного бака

1 емкостью 200 л, фильт­

ра-отстойника и топливопроводов. В

качестве топлива

применяют

соляровое масло. Расширительный бак предназначен

для компен­

сации температурных расширений

теплоносителя, а

также для

подпитки системы в случае его утечки.

На пульте управления размещены контрольно-измерительная . аппаратура и приборы. Схема автоматики позволяет наблюдать за температурой, давлением теплоносителя на входе в котел и на вы­ ходе из нее, уровнем теплоносителя в расширительном баке. Тепло-

производительность нагревателя 150

тыс. ккал/ч.

О б о г р е в б и т у м н ы х к о м

м у н и к а ц и й . В технологи­

ческой схеме склада или базы битума важным элементом являются трубопроводные коммуникации, краны и насосы которых должны постоянно нагреваться во избежание застывания битума. Обогрев преследует две цели: в пусковой период разогреть битум, оставший­ ся в трубопроводах, до жидкотекучего состояния, а прй установив­ шемся тепловом режиме поддерживать постоянную температуру

!00


битума на всем пути его транспортирования. Нагрев насосов и кра­ нов происходит в процессе циркуляции горячего битума и непосред­ ственного воздействия теплоносителя. Битумные коммуникации могут обогреваться паром, горячим маслом и электричеством. Обо­ грев электричеством имеет ряд преимуществ перед паровым: нет надобности в установках для разогрева теплоносителя, устраняется обводнение битума или утечка теплоносителя через неплотности ар­ матуры, улучшаются санитарно-гигиенические условия работы, до­ стигается значительный эффект за счет повышения к.п.д., простоты регулирования и автоматизации, снижается количество обслу­ живающего персонала и упрощается технологический процесс. Для электрообогрева битумных коммуникаций применяют трубчатые электронагреватели ТЭН — металлические трубки, в которые за­ прессована в кварцевом песке или в кристаллическом порошке плавленой окиси магния (периклазе) спираль из нихромовой про­ волоки диаметром 0,2— 1,6 мм. Песок или периклаз обеспечивает электрическую изоляцию и облегчает передачу тепла благодаря высокому коэффициенту теплопроводности. Трубчатому нагрева­ тельному элементу может быть придана любая форма за счет изги­ ба трубки в холодном состоянии после ее отжига. Температуру на­ грева поверхности ТЭН можно регулировать в большом диапазоне, что имеет большое значение, так как избыточный нагрев приводит к интенсивному коксованию битума на поверхности нагревателя и даже его воспламенению.

Для установки в битумопроводах применяют ТЭН с диапазоном удельных мощностей 0,6— 1,5 Вт/см2.

§ 21. ЗАВОДЫ, ЦЕХИ И БАЗЫ ДОРОЖНЫХ ЭМУЛЬСИЙ

Дорожные эмульсии позволяют вести работы практически в лю­ бую погоду при положительных температурах воздуха, до 20—30% сократить расход вяжущего за счет значительно лучшего распреде­ ления эмульгированных битумов на поверхности каменных мате­ риалов. Дорожные эмульсии приготовляют из двух не смешиваю­ щихся между собой компонентов: битума (дегтя) и воды.

По концентрации битума в воде дорожные эмульсии делят на три основные группы: прямые (битумные) с содержанием 50—60% битума, 40—50%: нежесткой воды и 1—5°/0 эмульгатора; обратные, у которых дисперсной фазой являются дегти; высококонцентриро­ ванные эмульсии с содержанием до 80%' битума и 5—6% эмульга­ тора. При употреблении эти эмульсии растворяют в нежесткой воде в количестве 20— 10%'. Если при приготовлении концентриро­ ванной эмульсии используют твердые эмульгаторы, например гли­ нистые, известковые, то получают пасты.

Размер раздробленных частиц в эмульсиях составляет от одного до нескольких десятков микрометров. Для того чтобы частицы дис­ персной фазы не объединялись, при приготовлении эмульсии вводят ПАВ — эмульгатор. Адсорбируясь на поверхности капель вяжуще­ го, он снижает поверхностное натяжение на границах двух фаз

101


(масла и воды), создает механически прочные защитные пленки. Благодаря эмульгатору эмульсия не распадается при хранении и транспортировке. При нанесении эмульсий тонким слоем на по­

верхность каменного материала равновесие системы

нарушается,

и эмульсия распадается; мельчайшие частицы битума

(или дегтя)

оседают на поверхности каменного материала, образуя тонкую пленку. Промежуток, за который происходит распад эмульсии, не­ одинаков и зависит, в первую очередь, от вида эмульгатора. По ско­ рости распада дорожные эмульсии делят на медленно распадаю­ щиеся, распадающиеся со средней скоростью и быстро распадаю­ щиеся.

Дорожные эмульсии приготовляют на базах и заводах, в цехах АБЗ. Приготовление в основном сводится к диспергированию жидкостей и к стабилизации дисперсной системы. Для диспергиро­ вания жидкости применяют гомогенизаторы, лопастные смесители, акустические диспергаторы. В гомогенизаторе битум, нагретый до 150°, и водный раствор эмульгатора, нагретый до 90°, проходит под давлением через узкие зазоры (до 0,1 мм), в которых битум раз­ мельчается и на его капельках адсорбируется эмульгатор. Луч­ шими считаются многоступенчатые гомогенизаторы-диспергаторы.

Смесители могут быть лопастные и шнеко-лопастные. В отличие от гомогенизаторов мешалки проще; они относятся к машинам цикличного (порционного) действия. Концентрированный раствор эмульгаторов заливают в резервуар, где вращается вал с лопастями со скоростью 40—80 об/мин. Битум подают постепенно по мере об­

разования эмульсии. В лопастных

мешалках

получают

эмульсии

с высокой концентрацией битума

(80—95% ),

которые

перед упо­

треблением разбавляют водой до требуемой концентрации. Технология получения прямых эмульсий в лопастных смесите­

лях сложнее, чем в гомогенизаторах (диспергаторах). Кроме того, не Есе водорастворимые эмульгаторы, используемые для изготов­ ления эмульсий в гомогенизаторах, пригодны для получения эмуль­ сий в мешалках. Эмульсии обратные и на твердых эмульгаторах приготавливают только в лопастных мешалках.

Используя комплект ДС-71, можно организовать базу с выра­ боткой 5 т/ч эмульсии по технологии, показанной на рис. 4.7. В ком­ плект входят установка для приготовления эмульсии, цистерны для битума и готовой эмульсии, блок водоподготовки и парообразова­ тель. Цистерна для горячего битума служит расходной емкостью, изолирована минеральной ватой слоем 100 мм. Для поддержания температуры битума в требуемых пределах цистерна оснащена ж а­ ровыми трубами 19 и форсунками. Сбоку цистерны, на ее опоре, укреплен обогреваемый шестеренчатый насос 20, который закачи­ вает битум из автобитумовоза в цистерну и осуществляет циркуля­

цию в самой цистерне. На всасывающем патрубке насоса установ­ лен фильтр 21.

Эмульсию приготавливают в теплоизолированной цистерне, раз­ деленной на отсеки для воды, концентрированного раствора эмуль­ гатора (КРЭ) и водного раствора эмульгатора ВРЭ. На цистерне 1

102


Рис. 4.7. Технологическая схема приготовления дорожной эмульсии с использо­ ванием установки ДС-71

смонтирована площадка, где размещены: пульт управления, шкафы с электрооборудованием, паровыводящий двухходовой оводоподогреватель 2 (МВН 1431-01) с регулятором температуры 3, регули­

рующим клапаном 4 и ротаметром 5*, смеситель 6

горячей воды

и КРЭ

червячного типа с регулирующим клапаном

7

и ротамет­

ром 8,

блок дозировки битума и ВРЭ. Блок дозировки

состоит из

обогреваемого шестеренчатого насоса 9 для битума и шестеренча­ того насоса 10 для ВРЭ, цепной передачи 11, электродвигателя 12, одноступенчатого редуктора 13 и смены звездочек 14 для изменения содержания битума и ВРЭ.

Диспергатор механического типа 15 представляет собой набор шести пар подвижных и неподвижных дискон с крыльчаткой. Снизу на опорах цистерны 1 укреплены насосы 16, 17 и 18 для подкачки и циркуляции воды, нагнетания и циркуляции КРЭ, подачи и раз­ мещения ВРЭ. Уровень воды и ВРЭ контролирует поплавковый указатель уровня.

В состав блока водоподготовки входит резервуар для воды, катионитовый фильтр, солерастворитель, центробежный насос и си­ стема трубопроводов. Блок применяют в том случае, если вода имеет жесткость более 3 мг-экв/л. При приготовлении эмульсий кислых, щелочных с концентратом барды, а также с минеральными

* Прибор для измерения малых расходов веществ.

1;03

эмульгаторами, жесткость воды не ограничивается и блок не при­

меняют.

Для подогрева воды, поддержания температуры КРЭ и ВРЭ, битумных коммуникаций, шестеренчатых насосов и диспергатора используют передвижной парообразователь Д-564. Вода, проходя блок водоподготовки, нагревается, избыток ее через трубопровод 24 сбрасывается в отсек для воды, а количество регулируется кла­ паном 4 с моторным исполнительным механизмом, получающим сигнал от ротаметра 5. Регулятор температуры 3, получая сигнал от датчика температуры воды, регулирует количество подаваемого па­ ра, поддерживая температуру воды в пределах 80— 100°. Нагретая вода и КРЭ, расход которой регулируется дистанционно, смеши­ вается в требуемой пропорции в смесителе 6, представляющем со­ бой отрезок трубы, внутри которого помещен стержень с винтовыми канавками. В отверстие стержня нагнетается КРЭ, снаружи по ка­ навкам идет вода. Проходя через радиальные отверстия в теле стержня, КРЭ смешивается с водой. Контроль водного раствора эмульгатора и КРЭ осуществляют ротаметром 8, установленным на выходе из смесителя.

Битум с температурой 130— 140° С насосом 20 подается в блок дозатора, перед которым стоит трехходовой кран 25 с линией возврата 26.

Необходимое количество битума дозирующим насосом 9 подает­ ся в диспергатор 15. В диске ротора оба потока объединяются, крыльчатка проталкивает жидкость сквозь отверстия во вращаю­ щихся дисках, битум дробится на мельчайшие капли и обволаки­ вается эмульгатором. Готовая эмульсия по гибкому шлангу-рука­ ву 23 поступает в цистерну, автобитумовоз или гудронатор.

Эмульсию хранят в закрытых цистернах и помещениях, защи­ щенных от солнечного нагревания лучами и от охлаждения, при температуре воздуха не ниже +3°. Продолжительность хранения зависит от типа эмульсии и колеблется от нескольких часов до не­ скольких месяцев. Длительность хранения высококонцентрирован­ ных эмульсий неограниченна.

Цистерна для готовой эмульсии оборудована шестеренчатым насосом 22, предназначенным для выдачи готовой эмульсии потре­ бителям, ее перемешивания внутри цистерны во избежание образо­ вания корки битума. Оборудование установки для приготовления эмульсии мобильное: его транспортируют на трейлерах и монтиру­ ют на заранее подготовленной площадке, вблизи места потребления. Для нормальной эксплуатации оборудования необходимо регуляр­ но подавать обезвоженный и подогретый до рабочей температуры битум, концентрированный раствор эмульгатора и воду.

Оборудование можно устанавливать также на битумной базе или АБЗ.

Химическое эмульгирование при приготовлении битума проще, чем с помощью различных диспергаторов. Оно основано на реакции, протекающей между ПАВ, находящимся в битуме, и соответствую­ щим электролитом, имеющимся в водном растворе (рис. 4.8).

104