Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
Г л а в а 5
ЗАВОДЫ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
ИДРУГИХ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
§22. ВИДЫ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ И БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
На автомобильных дорогах распространены покрытия и основа ния, построенные из битумоминеральных смесей. В их состав входят органические вяжущие — битум или деготь — и природные или искусственные каменные материалы. Условно битумоминеральные смеси делят на низшие и высшие. К высшим относят асфальтобе тонные смеси, содержащие прочный щебень, песок, известняковый или доломитовый минеральный порошок и битум. В состав битумо минеральных смесей низших типов могут входить гравийные мате риалы, щебень из малопрочных горных пород, шлак, минеральный порошок различного происхождения.
Асфальтобетонные смеси после укладки и уплотнения приобре тают свойства технического камня, который называется асфальто бетоном (дегтебетоном). По температуре укладки и уплотнения, вязкости битума, влияющей на скорость формирования покрытия, асфальтобетонные смеси разделяют на горячие, теплые и холодные. Горячие смеси приготавливают на битуме БНД-90/300, 90/130, 60/90 и 40/60; теплые — на битуме БНД-200/300 и 130/200. По со держанию щебня смеси бывают плотные: многощебенистые (А) 50—60, среднещебенистые 35—60 и малощебенистые 20—35%. К группе Г относятся смеси, в составе которых песчаных фракций крупностью 1,25—5 мм с содержанием песка не менее 33%. К груп пе Д — смеси из природного песка фракций 1,25—5 мм с содержа нием песка не менее 14% по массе.
К пористым относятся смеси с зернами крупностью до 40 мм, содержащие 50—75% щебня. Из них устраивают нижний и вырав нивающий слои.
Смеси типа А применяют при особо интенсивном движении и тяжелых нагрузках, типа Б — для любых условий движения и на грузок, типа В — для легкого движения, но на наиболее ответствен ных участках втапливают щебень из прочных изверженных пород в свежеуложенный слой асфальтобетона; тип Г и Д используют для легкого движения [3.8].
ПО
Для обеспечения однородности гранулометрического состава смеси щебень сортируют по фракциям: 20—40; 10—20; 5 (3 )—25,5; 5 (3 )— 10 и 10— 15 мм. Каменные материалы, из которых приготав ливают щебень, должны быть прочными.
П р и г о т о в л е н и е г о р я ч и х а с ф а л ь т о б е т о н н ы х с м е сей. Особенностью приготовления горячих смесей является строгое соблюдение температурного режима компонентов смеси при ее при готовлении до окончания уплотнения смеси в дорожном покрытии.
Типовая технология приготовления горячих смесей представлена на рис. 5.1. Со склада 9 асфальтобетонного завода каменные мате риалы подаются одноковшовым погрузчиком в агрегат питания 8. Каждый расходный бункер этого агрегата имеет дозатор прибли женного объемного дозирования щебня, песка. Непрерывно дози руемые материалы перемещаются при помощи ленточного транс портера 10 в сушильный агрегат 7, где высушиваются и нагрева ются до рабочей температуры 200—220°, которая устанавливается с учетом последующих потерь и постоянно контролируется прибо рами. Битум нагревается в установке 5. Нагретый материал подает ся на грохот 2 сортировочного агрегата для более тщательного раз деления по фракциям и поступает в отсеки горячего расходного бункера. Точно дозированные дозатором 3 компоненты смеси (ми неральный порошок 11 и горячий битум 12) подаются в смеситель 1. После тщательного перемешивания готовая смесь выгружается в автомобиль-самосвал или в теплые накопительные бункера. От ходящие газы и пыль отсасываются пылеулавливающей установ кой 6. Температура смеси, отправляемой на трассу, контролируется при выдаче каждого замеса в отправляемом автомобиле 4, а также постоянно на месте укладки техническим линейным персоналом.
В общем случае все смеси состоят из твердой (каменные мате риалы), вязко-жидкой (битум) и газообразной (воздух) фаз. В со ставе смесей, приготовленных холодным способом, может содер жаться вода. Каждая фаза включает несколько компонентов, играющих определенную роль в структуре смеси. Компоненты твердой фазы образуют каркас смеси, поры которой заполняются вязко-жидкой и газообразной фазами.
ill
Современная технология и оборудование для приготовления смесей обеспечивают выпуск смесей в полном соответствии с соста
вами, заданными лабораториями. |
|
|
||||
П р и г о т о в л е н и е |
х о л о д н ы х |
а с ф а л ь т о б е т о н н ы х |
||||
с ме с е й . |
Различают смеси на основе жидкого битума |
класса СГ |
||||
(густеющего СГ-70/130 |
для |
I марки |
смеси и СГ-70/130 или |
|||
МГ-70/130 |
для |
II марки со средней скоростью) и битума класса |
||||
МГ (медленно |
густеющего). |
Щебень |
из изверженных |
пород по |
дробимости должен быть марки не ниже 1000, из осадочных карбо натных пород — не ниже 800. Пригодны доменные шлаки не ниже 2-го класса прочности, устойчивые против распада. Покрытия из холодных смесей со шлаком формируются медленнее, чем из указанных выше. Требования к щебню пониженные: марки по дробимости соответственно 800 и 600. Доменные шлаки применя ются не ниже 3-го класса прочности, также устойчивые против распада. Наибольший размер зерен в холодном асфальтобетоне — 15 мм, максимальное количество щебня — 50%. В зависимости от содержания щебня мелкозернистые смеси делят на щебенистые, если щебня 35—50%, и малощебенистые при 18—35% .
Минерального порошка дается на 2— 5% больше, чем в горячем асфальтобетоне. Это ускоряет формирование покрытия. Хорошие результаты достигаются на активированных порошках, особенно
всмесях первой марки.
Вщебенистых и песчаных холодных смесях для создания шеро ховатых покрытий обязательно применяют щебень и искусственный
дробленый песок из -прочных труднополирующихся изверженных и метаморфических пород. Если используют щебень из полирую щихся пород, производят поверхностную обработку или втапливание щебня.
Холодные смеси готовят в асфальтосмесительных установках или на заводах со специализированным оборудованием (за рубе жом готовую смесь охлаждают до 35° и отправляют на склад). После остывания ее можно хранить в штабелях не -выше 5 м, при нимая меры против слеживания (перелопачивание экскаваторами, одноковшовыми погрузчиками, добавка хлористого кальция, ис пользование крупных дробленых материалов). При хранении сме сей летом в них при приготовлении добавляют 10-процентный раствор ссб в количестве 1 — 1,5%, при зимнем хранении — 2-—2,5% хлористого кальция 20—30-процентной концентрации. Добавки вводят в конце приготовления смеси.
Холодный асфальтобетон способен сохранять рыхлость при дли тельном хранении и уплотняться в холодном состоянии и тонком слое, обладает повышенной трещиноватостью в покрытии и нужда ется в поверхностной обработке.
Дешевые холодные смеси получают при использовании эмуль сий [5.3].
Как и при приготовлении других смесей, требуется точная дози ровка компонентов. Эмульсию вводят в смеситель одновременно с минеральной частью. Продолжительность перемешивания равна
11-2
15— 18 с, а полный цикл приготовления замеса — 20—25 с. Готовую смесь необходимо немедленно выгрузить из смесителя.
Теплые асфальтобетонные смеси начали применять в СССР
с 1940 г. Их появление связано с необходимостью повысить трещиностойкость покрытий и продлить сезон работ. Теплые смеси, укла дываемые при температуре 50— 100°, сочетающие преимущества горячих и холодных асфальтобетонных смесей, позволяют удлинить строительный сезон, что особенно важно при выполнении ремонтных работ. При приготовлении теплых смесей выработка АБЗ увеличи вается на 25—30%. Технология их приготовления аналогична горя чим смесям.
Л и т ы е а с ф а л ь т о б е т о н н ы е с м е с и по сравнению с горячим асфальтобетоном содержат больше асфальтовяжущего вещества (битума и минерального порошка), в результате чего они обладают большей подвижностью. С учетом климатических условий в литом асфальте применяют битумы марки БНД-60/90, БНД-40/60 (БН-Ш , БН-Ш У и БН-1УУ). Битума в нем на 1 — 1,5% больше, чем в асфальтобетоне. В зависимости от состава литые смеси бывают обыкновенные, полусинтетические и синтетические, а по крупности
зерен — среднезернистые с наибольшим |
размером |
зерен 7— 10 мм |
и песчаные с наибольшим размером зерен 2—3 мм. |
|
|
За последние годы взгляд на литой |
асфальт |
изменился и его |
стали рекомендовать для тяжелого автомобильного движения. Сме си используют высокощебенистые из мелкозернистого . материала
спористостью около 3% по объему, высоким расходом битума и ми нерального порошка. Зарубежный опыт показывает, что на дорогах
синтенсивным движением автомобилей, имеющих шины с шипами, износ литого асфальта меньше, чем горячего мелкозернистого. При 220—240° С литой асфальт обладает текучестью, что позволяет разравнивать его вручную или механизированным способом. Под воздействием автомобилей литой асфальт не доуплотняется. Ров ность его обеспечивается только при механизированной укладке. Стоимость литого асфальта велика, так как снижается производи
тельность смесителей из-за увеличения времени перемешивания и наличия для доставки смеси на трассу специальных автомобилейкотлов с приспособлением для перемешивания и теплоизоляцией.
113
Технология приготовления смеси приведена на рис. 5.2. В схеме применено оборудование фирмы Ви-Бау (Ф РГ). Компоненты сме си питателем подаются в бункер 2 с затвором, откуда ленточным транспортером 3 направляются в сушильный барабан 4. Нагретый материал по горячему элеватору 5 поступает в теплый бункер 6 и скиповым подъемником 7 подается в смеситель 8 с вертикально расположенным лопастным валом. Битум сюда поступает из обо греваемой цистерны 1. Смеситель обогревается горячим минераль ным маслом. Готовая смесь выгружается в автомобиль 9, на кото ром установлен теплоизолированный котел, оборудованный для перемешивания смеси. Смесь может быть приготовлена на АБЗ. Лучшее качество литой смеси получают, если минеральный поро шок подогревается в отдельном сушильном барабане с использова нием стандартного оборудования АБЗ (рис. 5.3).
П р и г о т о в л е н и е ч е р н о г о щ е б н я и б и т у м о м и н е р а л ь н ы х с ме с е й . Битумоминеральные смеси приготавливают из гравийных и щебеночных материалов, обработанных дорожными битумами, дегтями или эмульсиями. Их используют при устройстве, реконструкции, усилении и ремонте покрытий. К щебеночным ма териалам отнесен рядовой щебень и смеси его фракций, включая высевки.
Различают холодные, теплые и горячие смеси. Холодные смеси, имеющие при укладке температуру 15—50°, приготавливают: смеши ванием на дороге или в установках в основном без нагрева камен ных материалов, если применена эмульсия; на дороге с жидкими битумами или дегтями пониженной вязкости без подогрева камен ного материала, но с подогревом вяжущего до 60—80°; с жидкими битумами или дегтями повышенной вязкости в установке с нагре вом материала и вяжущего до 80— 100°. Холодные смеси до при менения можно хранить на складах.
Теплые смеси из гравийных (щебеночных) материалов готовят с битумом БНД-200/300, жидким битумом, дегтем повышенной вяз кости в установках, нагревая минеральный материал и вяжущее до 70— 120°. Теплые смеси укладывают сразу же после приготовления. Горячие смеси готовят с вязким битумом или вязким дегтем в ус тановке при нагреве материалов до 120— 170°.
Черный щебень обычно имеет крупность до 15 мм; черные ще беночные (гравийные) смеси содержат не более 50% зерен круп нее 15 мм. Их перемешивают в лопастных смесителях принуди тельного действия. Для приготовления черных холодных смесей и черного щебня без подогрева каменных материалов можно ис пользовать растворо- и бетоносмесители. В ряде случаев при при готовлении черного щебня и битумоминеральных смесей для дозирования каменного материала достаточно агрегата грубого дозирования. Просушенные и нагретые материалы из сушильного барабана направляются прямо в смеситель.
Битумоминеральные смеси (щебеночные и гравийные) выгодно приготовлять в смесителях принудительного перемешивания непре рывного действия.
114
Рис. 5.3. Использование оборудования АБЗ для приготовления литого асфальта:
1 — силос склада минерального |
порошка; 2 — сушильный |
барабан для нагрева минерального порошка; 3 — котел для |
приготов |
|||
ления тринндадского асфальта; |
4 — битумные |
цистерны с |
электроподогревом; |
5 — накопительный |
бункер; 6 — смесительный |
|
агрегат; 7 — сушильный барабан; |
8 — бункер |
(дозатор-питатель предварительного |
дозирования); 9 |
— одноковшовый |
погрузчик; |
|
10 — силос крупных зерен продукта обеспыливания: 11 — агрегат обеспыливания |
|
Для уменьшения слежизаемости при хранении и транспортиро вании холодные битумоминеральные смеси и черный щебень после выхода из смесителя охлаждают в рыхлом состоянии до 30—35° струей воздуха от вентиляторов в процессе их перемещения по транспортеру на склад; это можно делать принудительным охлаж дением струей воздуха в барабанах или пульверизацией воды, перевалкой на складе одноковшовыми погрузчиками, малыми экс каваторами. Уменьшения слеживаемости при хранении и транс портировке достигают также дозированными добавками непосред ственно в смеситель с предварительным перемешиванием 10—20 с. В качестве добавок (2,5—3,5% от массы смеси) чаще всего исполь зуют известь пушонку, водные растворы соапстока, ссб с хлорным
железом (до 10%) или без него, |
контакт Петрова и др. |
Хранить |
||
материалы в штабелях высотой |
до 2 м допускается |
не |
дольше |
|
6— 12 месяцев, а дегтеминеральной смеси не более 4 |
месяцев. |
|||
Соапсток — отход мыловарения, в нем |
содержится |
20—25% |
||
сырых жирных кислот, белки, поваренная |
соль (4— 5% ) |
и вода: |
контакт Петрова технический (керосиновый или газойлевый) образуется в результате очистки светлых нефтепродуктов — жидкость коричневого или почти черного цвета, содержит значи тельное количество сульфокислот, хорошо смешивается с водой; ссб — сульфитно-спиртовая барда, является отходом целлюлозно го и гидролизного производства.
Б е с п ы л ь н о е п р и г о т о в л е н и е б и т у м о м и н е р а л ь ных с м е с е й . Для того чтобы не создавалась пыль, минераль ные составляющие сначала смешивают с водным раствором при садок, а затем с битумом, получая промежуточный продукт. После активирования, проходящего без выделения пыли, этот продукт превращают в готовую смесь в сушильном барабане — активаторе. Промежуточный продукт можно в холодном влажном состоянии транспортировать и длительное время хранить, поэтому процесс можно прервать и произвести активацию независимо от предыду щих операций. При этом процессе пыль не отделяется от камен ных материалов и расход на пылеулавливание сокращается. По этой технологии (рис. 5.4) каменный материал из бункеров по дается дозатором на сборный транспортер. Автоматические ком пенсаторы, установленные на бункере, регулируют скорость транс портера-дозатора в зависимости от требуемой подачи сухих каменных фракций в единицу времени. Таким образом, минераль ные компоненты поступают на транспортер независимо от содер жания в них влаги в соответствии с составом готовой смеси.. С транспортера компоненты проходят через грохот, очищаясь от комьев и инородных включений, и поступают на транспортер, ко торый подает минеральную смесь в промежуточный бункер. Отсю да она поступает в дозатор, который взвешивает ее порциями и подает в вихревой смеситель. Сюда же поступает битум из ци стерны, присадка и минеральный порошок. Битум подается в сме ситель в-горячем состоянии, и капли битума быстро твердеют при контакте с холодными минеральными частицами, не успев раз-