Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5)не допускать переполнения или полного опорожнения бункеров промежу­ точной и готовой продукции;

6)мокрая уборка помещений и оборудования от осевшей пыли;

7)наличие эффективно работающей аспирации;

8)блокировка электродвигателей вентиляторов аспирационных систем и узлов гидрообеспыливания с технологическим оборудованием, выключая работу машин при неработающей аспирации и гидрообеспыливании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 3

 

 

 

 

 

3.1. Б у р д у н

Г.

Д. Справочник по

международной

системе единиц.

М.,

«Издательство стандартов», 197,2!. 231 с.

 

 

 

 

 

3.2. В е й ц м а н

 

М. И., Е г о з о в

В. П.

Краткий

справочник строителя

автомобильных дорог. М., «Транспорт», 1972. 279 с.

 

 

3.3. И в а н о в

Н. Н., П о л о с я н -

Н и к к т и н С. М., М о г и л е в и ч В.

М.

и др. Строительство

автомобильных дорог. Ч.

II. М., «Транспорт», 1970. 487

с.

3.4. К а т а е в

Ф. П., А б р о с и м о в

К.

Ф. и др. Машины для строитель­

ства автомобильных дорог. М., «Машиностроение», 1971.

622 с.

 

3.5. Л е в е н е он

Л. Б., П р е й г е р з о н

А. М. Дробление и грохочение по­

лезных ископаемых. М., Металлургиздат, 1940. 599 с.

 

 

3.6. М и р о т и н

Л. Б. Размещение притрассовых карьеров и производствен­

ных предприятий дорожного строительства и планирование перевозок строитель­ ных материалов. М., «Высшая школа», 1966. 86 с.

3.7. П и к о в с к и й Я. М., П о л о с и н - Н и к и т и н С. М. и др. Дорожные машины и оборудование. М., «Машгиз», 1960. 604 с.

3.8.

Справочник по дорожно-строительным материалам. Под ред. Н. В. Го-

релышева. М., «Транспорт», 1972. 304 с.

3.9.

П о л о с и н - Н и к и т и н С. М. Основы технологии дорожных работ.

М., «Транспорт», 1972. 322 с.


Г л а в а 4

СКЛАДЫ И БАЗЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАВОДЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ДОРОЖНЫХ ЭМУЛЬСИЙ

§18. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ, ИХ СВОЙСТВА

Встроительстве автомобильных дорог в качестве органических вяжущих материалов используют битумы, дегти, дегтебитумы и битумодегти, полимерные и дорожные эмульсии.

Би т у м ы . Наиболее распространенным вяжущим являются би­ тумы, вырабатываемые на нефтеперегонных заводах. Бывают при­ родные, которые получают из битуминозных пород. Встречаются ме­ сторождения битума в чистом виде. Нефть — горючее ископаемое, маслянистая жидкость от черного до светлого цвета. Бывает легкая

(плотность менее 0,9 г/см3) и тяжелая (более 0,9 г/см3). В СССР

в 1970 г. добыто 348,8 Млн. т нефти, а к концу девятой пятилетки до­ быча возрастет до 496 млн. т, т. е. на 142,2% по сравнению с 1970 г. По ресурсам нефти СССР занимает первое место в мире, а по. ее добыче второе.

Битумы представляют собой твердые или жидкие водонераство­ римые органические вяжущие, состоящие из смеси углеводородов и их сернистых, кислородных и азотных производных, растворимых в сероуглероде или четыреххлористом углероде. В битуме содер­ жатся отдельные группы химических соединений: масла, придаю­ щие ему подвижность и текучесть; смолы, обусловливающие плас­ тичность; асфальтены, придающие ему вяжущие свойства. От изме­ нения их соотношения меняются свойства битума и качество смазы­ вания (склеивания) отдельных частиц каменных материалов, грун­ та, минерального порошка.

По способу переработки нефтяные битумы, твердые, полутвердые и жидкие, разделяются на остаточные, окисленные, крекинговые и экстрактные.

Для оценки качества вязких битумов, кроме глубины проника­ ния, очень важным показателем служит его прилипание к каменным материалам.

Основные методы испытаний битумов регламентированы ГОСТ

11501—65 и ГОСТ 1Г512—65.

91

При переработке любой нефти получается тяжелый остаток, ко­ торый может быть использован как сырье для получения битума; свойства его зависят от химического состава нефти, технологическо­ го режима переработки остатка. Чем больше в нефти нафтеновых ароматических и других углеводородов, тем быстрее и в большем количестве при ее переработке образуются смолисто-асфальтеновые вещества — важнейшие составные части битума.

Ж и д к и е б и т у м ы в отличие от вязких могут быть получены не только в результате переработки нефти, но и разбавлением вяз­ ких битумов. Жидкие битумы бывают двух классов: среднегустеющие СГ и медленногустеющие МГ. Если из вязкого битума приго­ тавливают жидкий класса СГ, в качестве разжижителя берут керо­ син, фракции дизельного топлива. Если же требуется получить жидкий битум класса МГ, разжижителем может служить нефть,

мазут, а также жидкие битумы малой вязкости. Жидкие битумы

(ГОСТ 11955—66) наибольшее применение находят

в районах с

умеренным климатом и повышенной в'лажностью.

 

Д о р о ж н ы е д е г т и (ГОСТ 4641—4 9 ) — продукт

разложения

органических веществ, главным образом твердых видов топлива при высокой температуре без доступа воздуха. Дегти по происхожде­ нию подразделяются на каменноугольные, буроугольные, торфяные, древесные и сланцевые, а по методу переработки исходного сырья — на коксовые и газовые. Коксовые дегти в зависимости от температуры коксования бывают высокотемпературные (коксова­ ние до 1200°) и низкотемпературные (полукоксование исходного сырья при 450—600°); газовые дегти получают при производстве светильного газа.

Высокотемпературные каменноугольные дегти подразделяют на сырые (каменноугольные смолы), отогнанные и составленные. Сы­ рые дегти получают при коксовании каменных углей, отогнанные при отгоне от сырого дегтя масел различных фракций. Каменно­ угольный пек является остатком после отгона от каменноугольного дегтя легких, средних и тяжелых фракций и частично антраценовых масел. Составленный каменноугольный деготь приготавливают сме­ шиванием пека и антраценового масла или пека и сырого дегтя.

П р и г о т о в л е н и е п о в е р х н о с т н о - а к т и в н ы х в е ­ щ е с т в (П А В). Недостаточная адгезионная способность (прилипа­ ние к каменным материалам), особенно битума из высокопарафи­ нистой нефти, склонность к старению и морозному разрушению заставляют прибегать к улучшению битума с помощью ПАВ или применять каменные материалы с повышенными свойствами, что не всегда экономично из-за дальности их транспортирования. ПАВ мо­ гут быть добавлены: в процессе производства битума на нефтепере­ гонных заводах, на битумных базах и в цехах АБЗ; при приготовле­ нии смеси на АБЗ, для устройства покрытий способом смешения в установке или на дороге; при изготовлении минерального порошка;

впроцессе активации песка и т. д.

ВСоюздорнии разработано новое полимерно-битумное вяжущее ПБВ, которое с успехом можно использовать при приготовлении ас­

92


фальтобетонных смесей и мастик для заполнения трещин в покры­ тиях, для устройства покрытий на мостах. Асфальтобетонные смеси на его основе по температурному режиму приготовления, укладки и уплотнения относят к теплым смесям. Физико-механические свойства асфальтобетона на основе ПБВ удовлетворяют требова­ ниям, предъявляемым к горячему асфальтобетону. Асфальтобетон­ ные покрытия с применением ПБВ допускается устраивать при по­ ниженных температурах до — 10° С. Особо рекомендуется ПБВ в районах с резко континентальным климатом. ПБВ приготавливают в отдельных цехах АБЗ, на битумной базе. Оборудование цеха не­ сложное и включает цистерны различной емкости, насосы для бен­ зина и битума, мешалку пропеллерного или лопастного типа. Ис­ ходным материалом для приготовления ПБВ являются битумы БНД-60/90, 90/130 (ГОСТ 11954—66), дивинил-стирольные термо­ электропласты ДСТ-30 с содержанием 28—32%' стирола, углеводо­ родные растворители, ксилол, неэтилированные бензины. Несмотря на положительный эффект, применять ПАБ следует осторожно, под строгим контролем лаборатории с опытной проверкой.

§ 19. СКЛАДЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ

Для приема органических вяжущих создают центральные скла­ ды, которые обслуживают одного или нескольких потребителей. Как правило, склады располагают вблизи железнодорожных стан­ ций, устраивая ветки и тупики. Такой склад должен быть за чертой города. Основным технологическим оборудованием склада являют­ ся крытые хранилища битума с нагревательными устройствами и насосами. На складе строят площадки-рампы с оборудованием для перекачки и разогрева битума в бункерных вагонах, цистернах-тер­ мосах, устанавливают паровые котлы, передвижные парообразова­ тели. Жидкие битумы и дегти транспортируют в железнодорожных цистернах с нижним сливным патрубком диаметром 160 мм и змее­ виками для разогрева паром, а также в автобитумовозах. Твердый пек прибывает в крытых вагонах и на платформах.

Хранилища бывают заглубленные (подземные), полуподземные и наземные: грунтовые со стенами из бетона, железобетона, кирпич­ ной кладки; стальные цилиндрические цельные и сборно-разборные. В качестве хранилищ можно использовать железнодорожные цис­ терны-термосы (по договору с управлением железной дороги), полуприцепные автобитумовозы. Конструкция автобитумовозов по­ зволяет транспортировать битум к месту работ, сохраняя темпера­ туру в цистерне без подогрева, подогревать до рабочей температуры, перекачивать битум (используя насос), забирать битум из храни­ лища. Для уменьшения тепловых потерь цистерна покрыта тепло­ изоляционным слоем стекловолокна; она оборудована термометром, поплавковым указателем уровня вяжущего, системой подогрева материала, битумным насосом и сливным шлангом. Насос обогре­ вается отработавшими газами двигателя. Выпускаются полуприцепные битумовозы следующих емкостей:

93


Рис. 4.1. Битумохранилище с паровым разогревом битума:

/ — пульт управления; 2 — мост; 3 — паровой разогреватель; 4 — перила; 5 — конечный вы­ ключатель; 6 — битумопроводы; 7 — мотор-редуктор; 8 — ведущее колесо механизма передви­ жения моста

Емкость цистерны (по­

22

5

10

15

лезная),

тыс. л. . . .

Т ягач ...............................................

 

КрАЗ-258

ЗИЛ-130В1

ЗИЛ-164АН

МАЗ-504

Скорость

опорожнения

20

5

Ю

15

цистерн, мин.............................

Для доведения вяжущего до жидкотекучего состояния применя­ ют донные паровые змеевики (регистры); масляные калориферы с циркулирующим по ним горячим минеральным маслом; электроподогревательные элементы; инфракрасные лучи. Нагревательные устройства размещают в хранилище и в заглубленных в грунт отсе­ ках-приямках, откуда нагретое вяжущее забирают насосом, установ­ ленным на уровне земли или непосредственно в толще битума (глубиные насосы).

Используется агрегат Д-592, перемещающийся по рельсовым пу­ тям вдоль битумохранилища (рис. 4.1). Самоходная тележка имеет форму козлового крана, на котором смонтировано все оборудование агрегата. Погружаемый разогреватель состоит из пакета трубчатых регистров с поверхностью нагрева 50 м2, образующих колодец, внутри которого установлен короб с насосом. Конструкция короба препятствует попаданию неподогретого битума к насосу. Обтекая трубы погруженного нагревателя, битум поднимается до верха ко­ роба и, перетекая через его край, поступает к всасывающему филь­ тру насоса, нагнетательная труба которого соединена с отводящим битумопроводом. Обогрев битумопровода и насоса — паровой, в других конструкциях можно использовать электроподогрев. Кран с поднятым нагревателем обеспечивает разогрев битума в любом месте хранилища. В нерабочем состоянии нагреватель находится над зеркалом битума или на ремонтной площадке. Привод ходовых тележек агрегата осуществляется от двух электродвигателей. Про­ цесс нагрева и перекачивания битума может быть автоматизирован.

94