Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
5)не допускать переполнения или полного опорожнения бункеров промежу точной и готовой продукции;
6)мокрая уборка помещений и оборудования от осевшей пыли;
7)наличие эффективно работающей аспирации;
8)блокировка электродвигателей вентиляторов аспирационных систем и узлов гидрообеспыливания с технологическим оборудованием, выключая работу машин при неработающей аспирации и гидрообеспыливании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 3 |
|
|
|
|
|
||
3.1. Б у р д у н |
Г. |
Д. Справочник по |
международной |
системе единиц. |
М., |
||
«Издательство стандартов», 197,2!. 231 с. |
|
|
|
|
|
||
3.2. В е й ц м а н |
|
М. И., Е г о з о в |
В. П. |
Краткий |
справочник строителя |
||
автомобильных дорог. М., «Транспорт», 1972. 279 с. |
|
|
|||||
3.3. И в а н о в |
Н. Н., П о л о с я н - |
Н и к к т и н С. М., М о г и л е в и ч В. |
М. |
||||
и др. Строительство |
автомобильных дорог. Ч. |
II. М., «Транспорт», 1970. 487 |
с. |
||||
3.4. К а т а е в |
Ф. П., А б р о с и м о в |
К. |
Ф. и др. Машины для строитель |
||||
ства автомобильных дорог. М., «Машиностроение», 1971. |
622 с. |
|
|||||
3.5. Л е в е н е он |
Л. Б., П р е й г е р з о н |
А. М. Дробление и грохочение по |
|||||
лезных ископаемых. М., Металлургиздат, 1940. 599 с. |
|
|
|||||
3.6. М и р о т и н |
Л. Б. Размещение притрассовых карьеров и производствен |
ных предприятий дорожного строительства и планирование перевозок строитель ных материалов. М., «Высшая школа», 1966. 86 с.
3.7. П и к о в с к и й Я. М., П о л о с и н - Н и к и т и н С. М. и др. Дорожные машины и оборудование. М., «Машгиз», 1960. 604 с.
3.8. |
Справочник по дорожно-строительным материалам. Под ред. Н. В. Го- |
релышева. М., «Транспорт», 1972. 304 с. |
|
3.9. |
П о л о с и н - Н и к и т и н С. М. Основы технологии дорожных работ. |
М., «Транспорт», 1972. 322 с.
Г л а в а 4
СКЛАДЫ И БАЗЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАВОДЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ДОРОЖНЫХ ЭМУЛЬСИЙ
§18. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ, ИХ СВОЙСТВА
Встроительстве автомобильных дорог в качестве органических вяжущих материалов используют битумы, дегти, дегтебитумы и битумодегти, полимерные и дорожные эмульсии.
Би т у м ы . Наиболее распространенным вяжущим являются би тумы, вырабатываемые на нефтеперегонных заводах. Бывают при родные, которые получают из битуминозных пород. Встречаются ме сторождения битума в чистом виде. Нефть — горючее ископаемое, маслянистая жидкость от черного до светлого цвета. Бывает легкая
(плотность менее 0,9 г/см3) и тяжелая (более 0,9 г/см3). В СССР
в 1970 г. добыто 348,8 Млн. т нефти, а к концу девятой пятилетки до быча возрастет до 496 млн. т, т. е. на 142,2% по сравнению с 1970 г. По ресурсам нефти СССР занимает первое место в мире, а по. ее добыче второе.
Битумы представляют собой твердые или жидкие водонераство римые органические вяжущие, состоящие из смеси углеводородов и их сернистых, кислородных и азотных производных, растворимых в сероуглероде или четыреххлористом углероде. В битуме содер жатся отдельные группы химических соединений: масла, придаю щие ему подвижность и текучесть; смолы, обусловливающие плас тичность; асфальтены, придающие ему вяжущие свойства. От изме нения их соотношения меняются свойства битума и качество смазы вания (склеивания) отдельных частиц каменных материалов, грун та, минерального порошка.
По способу переработки нефтяные битумы, твердые, полутвердые и жидкие, разделяются на остаточные, окисленные, крекинговые и экстрактные.
Для оценки качества вязких битумов, кроме глубины проника ния, очень важным показателем служит его прилипание к каменным материалам.
Основные методы испытаний битумов регламентированы ГОСТ
11501—65 и ГОСТ 1Г512—65.
91
При переработке любой нефти получается тяжелый остаток, ко торый может быть использован как сырье для получения битума; свойства его зависят от химического состава нефти, технологическо го режима переработки остатка. Чем больше в нефти нафтеновых ароматических и других углеводородов, тем быстрее и в большем количестве при ее переработке образуются смолисто-асфальтеновые вещества — важнейшие составные части битума.
Ж и д к и е б и т у м ы в отличие от вязких могут быть получены не только в результате переработки нефти, но и разбавлением вяз ких битумов. Жидкие битумы бывают двух классов: среднегустеющие СГ и медленногустеющие МГ. Если из вязкого битума приго тавливают жидкий класса СГ, в качестве разжижителя берут керо син, фракции дизельного топлива. Если же требуется получить жидкий битум класса МГ, разжижителем может служить нефть,
мазут, а также жидкие битумы малой вязкости. Жидкие битумы |
|
(ГОСТ 11955—66) наибольшее применение находят |
в районах с |
умеренным климатом и повышенной в'лажностью. |
|
Д о р о ж н ы е д е г т и (ГОСТ 4641—4 9 ) — продукт |
разложения |
органических веществ, главным образом твердых видов топлива при высокой температуре без доступа воздуха. Дегти по происхожде нию подразделяются на каменноугольные, буроугольные, торфяные, древесные и сланцевые, а по методу переработки исходного сырья — на коксовые и газовые. Коксовые дегти в зависимости от температуры коксования бывают высокотемпературные (коксова ние до 1200°) и низкотемпературные (полукоксование исходного сырья при 450—600°); газовые дегти получают при производстве светильного газа.
Высокотемпературные каменноугольные дегти подразделяют на сырые (каменноугольные смолы), отогнанные и составленные. Сы рые дегти получают при коксовании каменных углей, отогнанные при отгоне от сырого дегтя масел различных фракций. Каменно угольный пек является остатком после отгона от каменноугольного дегтя легких, средних и тяжелых фракций и частично антраценовых масел. Составленный каменноугольный деготь приготавливают сме шиванием пека и антраценового масла или пека и сырого дегтя.
П р и г о т о в л е н и е п о в е р х н о с т н о - а к т и в н ы х в е щ е с т в (П А В). Недостаточная адгезионная способность (прилипа ние к каменным материалам), особенно битума из высокопарафи нистой нефти, склонность к старению и морозному разрушению заставляют прибегать к улучшению битума с помощью ПАВ или применять каменные материалы с повышенными свойствами, что не всегда экономично из-за дальности их транспортирования. ПАВ мо гут быть добавлены: в процессе производства битума на нефтепере гонных заводах, на битумных базах и в цехах АБЗ; при приготовле нии смеси на АБЗ, для устройства покрытий способом смешения в установке или на дороге; при изготовлении минерального порошка;
впроцессе активации песка и т. д.
ВСоюздорнии разработано новое полимерно-битумное вяжущее ПБВ, которое с успехом можно использовать при приготовлении ас
92
фальтобетонных смесей и мастик для заполнения трещин в покры тиях, для устройства покрытий на мостах. Асфальтобетонные смеси на его основе по температурному режиму приготовления, укладки и уплотнения относят к теплым смесям. Физико-механические свойства асфальтобетона на основе ПБВ удовлетворяют требова ниям, предъявляемым к горячему асфальтобетону. Асфальтобетон ные покрытия с применением ПБВ допускается устраивать при по ниженных температурах до — 10° С. Особо рекомендуется ПБВ в районах с резко континентальным климатом. ПБВ приготавливают в отдельных цехах АБЗ, на битумной базе. Оборудование цеха не сложное и включает цистерны различной емкости, насосы для бен зина и битума, мешалку пропеллерного или лопастного типа. Ис ходным материалом для приготовления ПБВ являются битумы БНД-60/90, 90/130 (ГОСТ 11954—66), дивинил-стирольные термо электропласты ДСТ-30 с содержанием 28—32%' стирола, углеводо родные растворители, ксилол, неэтилированные бензины. Несмотря на положительный эффект, применять ПАБ следует осторожно, под строгим контролем лаборатории с опытной проверкой.
§ 19. СКЛАДЫ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ
Для приема органических вяжущих создают центральные скла ды, которые обслуживают одного или нескольких потребителей. Как правило, склады располагают вблизи железнодорожных стан ций, устраивая ветки и тупики. Такой склад должен быть за чертой города. Основным технологическим оборудованием склада являют ся крытые хранилища битума с нагревательными устройствами и насосами. На складе строят площадки-рампы с оборудованием для перекачки и разогрева битума в бункерных вагонах, цистернах-тер мосах, устанавливают паровые котлы, передвижные парообразова тели. Жидкие битумы и дегти транспортируют в железнодорожных цистернах с нижним сливным патрубком диаметром 160 мм и змее виками для разогрева паром, а также в автобитумовозах. Твердый пек прибывает в крытых вагонах и на платформах.
Хранилища бывают заглубленные (подземные), полуподземные и наземные: грунтовые со стенами из бетона, железобетона, кирпич ной кладки; стальные цилиндрические цельные и сборно-разборные. В качестве хранилищ можно использовать железнодорожные цис терны-термосы (по договору с управлением железной дороги), полуприцепные автобитумовозы. Конструкция автобитумовозов по зволяет транспортировать битум к месту работ, сохраняя темпера туру в цистерне без подогрева, подогревать до рабочей температуры, перекачивать битум (используя насос), забирать битум из храни лища. Для уменьшения тепловых потерь цистерна покрыта тепло изоляционным слоем стекловолокна; она оборудована термометром, поплавковым указателем уровня вяжущего, системой подогрева материала, битумным насосом и сливным шлангом. Насос обогре вается отработавшими газами двигателя. Выпускаются полуприцепные битумовозы следующих емкостей:
93
Рис. 4.1. Битумохранилище с паровым разогревом битума:
/ — пульт управления; 2 — мост; 3 — паровой разогреватель; 4 — перила; 5 — конечный вы ключатель; 6 — битумопроводы; 7 — мотор-редуктор; 8 — ведущее колесо механизма передви жения моста
Емкость цистерны (по |
22 |
5 |
10 |
15 |
|
лезная), |
тыс. л. . . . |
||||
Т ягач ............................................... |
|
КрАЗ-258 |
ЗИЛ-130В1 |
ЗИЛ-164АН |
МАЗ-504 |
Скорость |
опорожнения |
20 |
5 |
Ю |
15 |
цистерн, мин............................. |
Для доведения вяжущего до жидкотекучего состояния применя ют донные паровые змеевики (регистры); масляные калориферы с циркулирующим по ним горячим минеральным маслом; электроподогревательные элементы; инфракрасные лучи. Нагревательные устройства размещают в хранилище и в заглубленных в грунт отсе ках-приямках, откуда нагретое вяжущее забирают насосом, установ ленным на уровне земли или непосредственно в толще битума (глубиные насосы).
Используется агрегат Д-592, перемещающийся по рельсовым пу тям вдоль битумохранилища (рис. 4.1). Самоходная тележка имеет форму козлового крана, на котором смонтировано все оборудование агрегата. Погружаемый разогреватель состоит из пакета трубчатых регистров с поверхностью нагрева 50 м2, образующих колодец, внутри которого установлен короб с насосом. Конструкция короба препятствует попаданию неподогретого битума к насосу. Обтекая трубы погруженного нагревателя, битум поднимается до верха ко роба и, перетекая через его край, поступает к всасывающему филь тру насоса, нагнетательная труба которого соединена с отводящим битумопроводом. Обогрев битумопровода и насоса — паровой, в других конструкциях можно использовать электроподогрев. Кран с поднятым нагревателем обеспечивает разогрев битума в любом месте хранилища. В нерабочем состоянии нагреватель находится над зеркалом битума или на ремонтной площадке. Привод ходовых тележек агрегата осуществляется от двух электродвигателей. Про цесс нагрева и перекачивания битума может быть автоматизирован.
94