Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5.4. Беспыльное

приготовление битумоминеральных смесей Ви-Бау

(Ф РГ):

1 — питатель-дозатор

песка и щебня; 2 — сборный транспортер; 3 — грохот

для

отде­

ления негабарита;

4 — ленточный транспортер;

5 — бункер промежуточный

для

песка

и щебня;

6 — бак

для добавки

с дозатором;

7

— дозатор щебня и песка; 8 — дозатор

добавки;

9 — дозатор битума;

10 — система

регулирования подачи добавок; 11 — ло­

пастной

смеситель;

12 питатель;

13 дымосос-вентилятор; 14 — барабан-активатор;

 

15 — скиповый подъемник;

16 — накопительные бункера; 17 — склад

 

 

литься по их поверхности. В смесителе приготовляется холодный жидкотекучий промежуточный продукт, состав которого независи­ мо от содержания воды соответствует составу готовой смеси. (Здесь процесс можно прервать и передать смесь на склад.) Из смесителя промежуточный продукт без выделения пыли поступает

вбарабан-активатор, где битум расплавляется, обволакивая мине­ ральные зерна. Вода испаряется, и смесь нагревается до заданной температуры. Продукты сгорания топлива, содержащие пыль, от­ сасываются вентилятором в дымовую трубу. Для нагрева бара­ бана-активатора используют нефтяную горелку, подающую в ак­ тиватор заданное количество смеси воздуха и топлива. Благодаря этому полностью сгорает топливо в активаторе. Готовая смесь из активатора поступает при помощи скипового подъемника в бункер.

Новый способ приготовления битумоминеральных смесей ха­ рактерен также тем, что процесс можно прервать, а смесь хранить

ввиде полуфабриката длительное время. Новая технология имеет

инедостатки, так как в качестве поверхностно-активных добавок применяют соли металлов, дозируемые в виде водных растворов. Такие растворы токсичны и химически агрессивны. Дозировочные устройства должны быть устойчивыми против коррозии. В техно-

117


Рис. 5.5. Технология приготовления грунта, укрепленного вяжущим, в притрас­ совом карьере

1 — транспортер; 2 — дозаторы; 3 — смеситель; 4 — накопительный бункер; 5 — трехходовой

.кран; 6 — компрессор; В — вода; ВЖ — вяжущее жидкое; Ц — цемент; ДЖ — добавки жидкие

■логии отсутствует сортировка и дозировка нагретых и высушенных каменных материалов, что предъявляет жесткие требования в отношении исходного зернового состава.

Б а з ы по п р и г о т о в л е н и ю у к р е п л е н н о г о в я ж у ­

ще г о г р у н т а

в п р и т р а с с о в ы х к а р ь е р а х . Качество

обработки грунтов

в установках намного выше, чем смешивание

фрезами, самоходными грунтосмесителями, автогрейдерами на до­ роге. Основным мобильным легко перебазируемым оборудованием служит карьерный смеситель Д-709 производительностью 100 т/ч. Он состоит из четырех агрегатов: транспортера для подачи грунта из карьера, смесителя, накопительного бункера и транспортера выдачи готовой смеси (рис. 5.5). Кроме этого, в него входит ком­ плектующее оборудование: емкости-склады для порошкообразных вяжущих материалов, для жидких вяжущих и воды, передвижная электростанция мощностью 200 кВт.

По основным показателям карьерный грунтосмеситель нахо­ дится на уровне лучших зарубежных образцов. Для размельчения глинистых и суглинистых грунтов придается агрегат Д-70, который позволяет расширить диапазон используемых грунтов, главным образом несвязных. Выработка агрегата — до 100 т/ч. В его со­ ставе колосниковый грохот, грунтоизмельчитель и ленточный транспортер. В составе грохота бункер с двухскатной колоснико­ вой решеткой (с уклоном наружу), совершающей возвратно-посту­ пательное движение. Грохот монтируют на бункере агрегата пита­ ния установки Д-709. Грунтосмеситель выполнен по типу валковой дробилки. Валки имеют гофрированную поверхность и вращаются навстречу друг другу с разными скоростями. Один валок — под­ вижной, оборудован предохранительными пружинами, позволяю­ щими ему отходить для пропуска недробимых материалов. Уста­ новка управляется с пульта дистанционно. Передислокация всего оборудования занимает не более одной-двух смен. Дозировка би-

Ш


Рис. 5.6. Схема дозировки:

а — битума; 6 — химических добавок;

/ — насос;

2 — регулировочный кран; 3

фильтр;

4 — нефтемер; 5 — трехходовые

краны; 6 — фланцевый кран; 7 — распреде­ лительная труба; 8 — входные трубо­ проводы

тума и добавок осуществляется по схемам, изображенным

на

рис. 5.6.

 

Управление агрегатов ДС-70 — дистанционное из кабины

уп­

равления. оператора установки Д-709. Технология измельчения: грунт подается экскаватором, одноковшовым погрузчиком на гро­ хот, на колосниках которого происходит предварительное грубое разрушение крупных комьев и отсев каменных и других недробимых материалов. Прошедший через грохот материал при помощи ленточного транспортера подается в грунтоизмельчитель и после этого направляется в смеситель установки Д-709.

§ 23. ТИПЫ АБЗ, ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей строят асфальтобетонные заводы (АБЗ) — основные про­ изводственные предприятия дорожного строительства. По длитель­ ности нахождения на одном месте АБЗ подразделяют на стацио­ нарные, постоянно действующие и временные. Сооружения стационарных АБЗ капитальные, машины и оборудование, как правило, большой мощности, установлены на прочных фунда­ ментах. Стационарные АБЗ обслуживают нужды городов и райо­ нов по радиальному принципу. В целях уменьшения расходов на эксплуатацию производственных предприятий, снижения себестои­ мости продукции целесообразно создавать комбинаты, в состав которых могут входить: бетонный завод, цех приготовления биту­ ма, эмульсионная база, завод или база железобетонных изделий; цех минерального порошка; холодных битумоминеральных смесей и др. Такие комплексы управляются централизованно., обеспечи­ вая нужды всех организаций, занятых строительством и эксплуа­ тацией автомобильных дорог, независимо от ведомственной под­ чиненности. После окончания строительства дорог стационарные АБЗ остаются, их основными потребителями становятся организа­ ции, на которые возложены ремонт, содержание, реконструкция и улучшение дорог. При создании стационарных заводов должна быть учтена потребность в продукции с учетом развития и совер­ шенствования дорожной сети экономического района.

Временные АБЗ можно создавать на базе инвентарного сборно­ разборного оборудования. Передвижные АБЗ целесообразно вклю­ чать в состав потока по строительству дороги. Оборудование для передвижных АБЗ выпускается в блочном исполнении, при кото-

119



/

io.,:

4

Рис. 5.7. Комплект агрегатов передвижного АБЗ в транспортном положении (Ви-Бау):

Г _ сушильный агрегат; 2 — дозировочно-сортировочный агрегат; 3 — смесительный агрегат; 4 — кабина управления; 5 — накопительный бункер; 6 — агрегат пылеочистки

ром каждый блок представляет собой агрегат на колесах (рис. 5.7). Монтаж такого оборудования занимает от одного до пяти дней. В составе оборудования имеются подъемно-транспорт­ ные машины в виде гидравлических домкратов, кранов, облегчаю­ щих процесс монтажа, или используются стреловые краны, имеющиеся на строительстве. Передвижные АБЗ снабжают мате­ риалами с прирельсовых баз и складов или размещают в районах месторождений каменных материалов.

Выбор типа АБЗ, его состав, размещение в районе потребления продукции представляют большую сложность. Экономическим критерием при выявлении оптимального варианта развития и раз­ мещения производственной базы служит минимум затрат на про­ изводство, транспортирование и потребление продукции [3.6].

Ввиду увеличивающихся с каждым годом объемов дорожного строительства, большого количества построенных дорог во многих районах Советского Союза наметилась тенденция к снижению количества небольших АБЗ. При укрупнении АБЗ, более правиль­ ном их расположении, подчинении одной организации увеличи­ вается производительность труда, экономятся энергетические ре­ сурсы, резко сокращается территория, занимаемая под АБЗ.

Стационарные предприятия в зимний период могут готовить асфальтобетонные брикеты из высококачественных смесей для централизованного снабжения ими небольших потребителей, имею­ щих несложное оборудование для «разогрева» брикетов, а также

холодные смеси в запас

для использования по

мере

надобности.

В ы б о р м а ш и н и

о б о р у д о в а н и я

д л я

А Б З . Про­

мышленность Советского Союза выпускает большое количество ти­ поразмеров асфальтосмесителей. Компоновка агрегатов АБЗ мо­ жет быть башенной, партерной и подубашенной. Башенная, или вертикальная, компоновка (рис. 5.8,а) требует меньших затрат энергии на подачу материала, так как он поднимается 1 раз и за­ тем за счет использования силы тяжести (гравитации) поступает на переработку. Площадь для размещения требуется относительно небольшая. Однако при этой компоновке необходимо большое количество монтажных и демонтажных работ при перебазировке АБЗ: затрудняется ремонт, усиливается вредное влияние вибра­ ции на все весовые устройства. Этот недостаток устраняется при-

120