Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Рис. 5.4. Беспыльное |
приготовление битумоминеральных смесей Ви-Бау |
(Ф РГ): |
|||||||
1 — питатель-дозатор |
песка и щебня; 2 — сборный транспортер; 3 — грохот |
для |
отде |
||||||
ления негабарита; |
4 — ленточный транспортер; |
5 — бункер промежуточный |
для |
песка |
|||||
и щебня; |
6 — бак |
для добавки |
с дозатором; |
7 |
— дозатор щебня и песка; 8 — дозатор |
||||
добавки; |
9 — дозатор битума; |
10 — система |
регулирования подачи добавок; 11 — ло |
||||||
пастной |
смеситель; |
12 — питатель; |
13 — дымосос-вентилятор; 14 — барабан-активатор; |
||||||
|
15 — скиповый подъемник; |
16 — накопительные бункера; 17 — склад |
|
|
литься по их поверхности. В смесителе приготовляется холодный жидкотекучий промежуточный продукт, состав которого независи мо от содержания воды соответствует составу готовой смеси. (Здесь процесс можно прервать и передать смесь на склад.) Из смесителя промежуточный продукт без выделения пыли поступает
вбарабан-активатор, где битум расплавляется, обволакивая мине ральные зерна. Вода испаряется, и смесь нагревается до заданной температуры. Продукты сгорания топлива, содержащие пыль, от сасываются вентилятором в дымовую трубу. Для нагрева бара бана-активатора используют нефтяную горелку, подающую в ак тиватор заданное количество смеси воздуха и топлива. Благодаря этому полностью сгорает топливо в активаторе. Готовая смесь из активатора поступает при помощи скипового подъемника в бункер.
Новый способ приготовления битумоминеральных смесей ха рактерен также тем, что процесс можно прервать, а смесь хранить
ввиде полуфабриката длительное время. Новая технология имеет
инедостатки, так как в качестве поверхностно-активных добавок применяют соли металлов, дозируемые в виде водных растворов. Такие растворы токсичны и химически агрессивны. Дозировочные устройства должны быть устойчивыми против коррозии. В техно-
117
Рис. 5.5. Технология приготовления грунта, укрепленного вяжущим, в притрас совом карьере
1 — транспортер; 2 — дозаторы; 3 — смеситель; 4 — накопительный бункер; 5 — трехходовой
.кран; 6 — компрессор; В — вода; ВЖ — вяжущее жидкое; Ц — цемент; ДЖ — добавки жидкие
■логии отсутствует сортировка и дозировка нагретых и высушенных каменных материалов, что предъявляет жесткие требования в отношении исходного зернового состава.
Б а з ы по п р и г о т о в л е н и ю у к р е п л е н н о г о в я ж у
ще г о г р у н т а |
в п р и т р а с с о в ы х к а р ь е р а х . Качество |
обработки грунтов |
в установках намного выше, чем смешивание |
фрезами, самоходными грунтосмесителями, автогрейдерами на до роге. Основным мобильным легко перебазируемым оборудованием служит карьерный смеситель Д-709 производительностью 100 т/ч. Он состоит из четырех агрегатов: транспортера для подачи грунта из карьера, смесителя, накопительного бункера и транспортера выдачи готовой смеси (рис. 5.5). Кроме этого, в него входит ком плектующее оборудование: емкости-склады для порошкообразных вяжущих материалов, для жидких вяжущих и воды, передвижная электростанция мощностью 200 кВт.
По основным показателям карьерный грунтосмеситель нахо дится на уровне лучших зарубежных образцов. Для размельчения глинистых и суглинистых грунтов придается агрегат Д-70, который позволяет расширить диапазон используемых грунтов, главным образом несвязных. Выработка агрегата — до 100 т/ч. В его со ставе колосниковый грохот, грунтоизмельчитель и ленточный транспортер. В составе грохота бункер с двухскатной колоснико вой решеткой (с уклоном наружу), совершающей возвратно-посту пательное движение. Грохот монтируют на бункере агрегата пита ния установки Д-709. Грунтосмеситель выполнен по типу валковой дробилки. Валки имеют гофрированную поверхность и вращаются навстречу друг другу с разными скоростями. Один валок — под вижной, оборудован предохранительными пружинами, позволяю щими ему отходить для пропуска недробимых материалов. Уста новка управляется с пульта дистанционно. Передислокация всего оборудования занимает не более одной-двух смен. Дозировка би-
Ш
Рис. 5.6. Схема дозировки:
а — битума; 6 — химических добавок;
/ — насос; |
2 — регулировочный кран; 3 — |
фильтр; |
4 — нефтемер; 5 — трехходовые |
краны; 6 — фланцевый кран; 7 — распреде лительная труба; 8 — входные трубо проводы
тума и добавок осуществляется по схемам, изображенным |
на |
рис. 5.6. |
|
Управление агрегатов ДС-70 — дистанционное из кабины |
уп |
равления. оператора установки Д-709. Технология измельчения: грунт подается экскаватором, одноковшовым погрузчиком на гро хот, на колосниках которого происходит предварительное грубое разрушение крупных комьев и отсев каменных и других недробимых материалов. Прошедший через грохот материал при помощи ленточного транспортера подается в грунтоизмельчитель и после этого направляется в смеситель установки Д-709.
§ 23. ТИПЫ АБЗ, ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Для приготовления асфальтобетонных и битумоминеральных смесей строят асфальтобетонные заводы (АБЗ) — основные про изводственные предприятия дорожного строительства. По длитель ности нахождения на одном месте АБЗ подразделяют на стацио нарные, постоянно действующие и временные. Сооружения стационарных АБЗ капитальные, машины и оборудование, как правило, большой мощности, установлены на прочных фунда ментах. Стационарные АБЗ обслуживают нужды городов и райо нов по радиальному принципу. В целях уменьшения расходов на эксплуатацию производственных предприятий, снижения себестои мости продукции целесообразно создавать комбинаты, в состав которых могут входить: бетонный завод, цех приготовления биту ма, эмульсионная база, завод или база железобетонных изделий; цех минерального порошка; холодных битумоминеральных смесей и др. Такие комплексы управляются централизованно., обеспечи вая нужды всех организаций, занятых строительством и эксплуа тацией автомобильных дорог, независимо от ведомственной под чиненности. После окончания строительства дорог стационарные АБЗ остаются, их основными потребителями становятся организа ции, на которые возложены ремонт, содержание, реконструкция и улучшение дорог. При создании стационарных заводов должна быть учтена потребность в продукции с учетом развития и совер шенствования дорожной сети экономического района.
Временные АБЗ можно создавать на базе инвентарного сборно разборного оборудования. Передвижные АБЗ целесообразно вклю чать в состав потока по строительству дороги. Оборудование для передвижных АБЗ выпускается в блочном исполнении, при кото-
119
/
io.,:
4
Рис. 5.7. Комплект агрегатов передвижного АБЗ в транспортном положении (Ви-Бау):
Г _ сушильный агрегат; 2 — дозировочно-сортировочный агрегат; 3 — смесительный агрегат; 4 — кабина управления; 5 — накопительный бункер; 6 — агрегат пылеочистки
ром каждый блок представляет собой агрегат на колесах (рис. 5.7). Монтаж такого оборудования занимает от одного до пяти дней. В составе оборудования имеются подъемно-транспорт ные машины в виде гидравлических домкратов, кранов, облегчаю щих процесс монтажа, или используются стреловые краны, имеющиеся на строительстве. Передвижные АБЗ снабжают мате риалами с прирельсовых баз и складов или размещают в районах месторождений каменных материалов.
Выбор типа АБЗ, его состав, размещение в районе потребления продукции представляют большую сложность. Экономическим критерием при выявлении оптимального варианта развития и раз мещения производственной базы служит минимум затрат на про изводство, транспортирование и потребление продукции [3.6].
Ввиду увеличивающихся с каждым годом объемов дорожного строительства, большого количества построенных дорог во многих районах Советского Союза наметилась тенденция к снижению количества небольших АБЗ. При укрупнении АБЗ, более правиль ном их расположении, подчинении одной организации увеличи вается производительность труда, экономятся энергетические ре сурсы, резко сокращается территория, занимаемая под АБЗ.
Стационарные предприятия в зимний период могут готовить асфальтобетонные брикеты из высококачественных смесей для централизованного снабжения ими небольших потребителей, имею щих несложное оборудование для «разогрева» брикетов, а также
холодные смеси в запас |
для использования по |
мере |
надобности. |
В ы б о р м а ш и н и |
о б о р у д о в а н и я |
д л я |
А Б З . Про |
мышленность Советского Союза выпускает большое количество ти поразмеров асфальтосмесителей. Компоновка агрегатов АБЗ мо жет быть башенной, партерной и подубашенной. Башенная, или вертикальная, компоновка (рис. 5.8,а) требует меньших затрат энергии на подачу материала, так как он поднимается 1 раз и за тем за счет использования силы тяжести (гравитации) поступает на переработку. Площадь для размещения требуется относительно небольшая. Однако при этой компоновке необходимо большое количество монтажных и демонтажных работ при перебазировке АБЗ: затрудняется ремонт, усиливается вредное влияние вибра ции на все весовые устройства. Этот недостаток устраняется при-
120