Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ct=>-

x :

Qo

E

C o .

I csi

CfcJ*

c

Qj

E

Co

Рис. 7.8. Технология изготовления предварительно напряженных изде­ лий по стендовой схеме

Для натяжения за счет расширяющегося цемента используется способность особого цемента при расширении развивать давление

до 40—50 кгс/см.

На рис. 7.9 показан пост натяжения арматуры гидравлическим домкратом при изготовлении бетонной плиты. Форма 1 устанавли­ вается краном на роликовые опоры 2 станины 3. Уложенные в фор­ му арматурные стержни снабжены по концам захватками 4. Тележ­ ка 5 с гидравлическим домкратом 6 передвигается на роликах вдоль торцовой стенки формы. Передние захваты крепят посредством пе­ реходника 7 и стержня с нарезкой на конце к штоку домкрата. Те­ лежка 5 имеет противовес 8. При натяжении арматуры домкрат упирается в тележку 5 поста натяжения, передавая усилие на фор­ му. Усилие натяжения контролируется по манометру. За стянутый захват закладывают клин в виде вилки. Так натягивают по очереди

178

1< 6

2

1

3

5 S

Рис. 7.9. Пост натяжения арматуры гидравлическим домкратом на форму

все стержни (можно применять групповые домкраты или натяжную машину для одновременного натяжения всех стержней). Затем форму краном передают на пост формования. После укладки, уплот­ нения и твердения бетонной смеси захватные устройства снимают, а концы стержней обрезают; тогда натяжение со стержней пере­ дается на бетон.

Закладные детали. Большинство соединений железобетонных конструкций осуществляется при помощи сварки закладных деталей, заанкериваемых в бетоне сопрягаемых элементов. Их изготавли­ вают из уголков и швеллеров на станках с дальнейшей резкой на гильотинных ножницах, ацетиленово-кислородным, бензиновым или керосиновым резаками. Если надо, заготовленные детали очищают металлическими щетками, дробеструйными и пескоструйными аппа­ ратами. Элементы соединяют электросваркой шовной, дуговой под флюсом или точечной. Если конструкции будут работать в средах, способствующих коррозии, предусматривают антикоррозийную за­ щиту арматуры и закладных деталей. В целях экономии металла

на монтажные петли рекомендуется применять

клиновые захваты,

вакуум-захваты и др. Беспетлевой способ

монтажа

позволяет не

только экономить сталь, но и улучшить

безопасность

монтажных

работ,

повысить производительность

труда

монтажников на

25—30%.

 

 

 

 

Ц ех

ф о р м о в а н и я и о б р а б о т к и ,

конструкций включает

подготовку формы или поддонов, укладку арматурных элементов, укладку и уплотнение бетонной смеси, активизацию твердения бето­ на, распалубку, обработку и доводку готовых изделий, технологиче­ ское транспортирование и хранение изделий.

Формы — один из основных видов оборудования заводов ЖБК, их стоимость составляет 40—50% общей стоимости оборудования. Формы (опалубка) обеспечивают правильные геометрические очер­ тания и размеры изготовляемых конструкций и деталей, гладкие ли­ цевые поверхности, не требующие дополнительной обработки. Их изготавливают из дерева, металла, бетона и формопласта. Наиболь­ шее применение имеют стальные формы. По конструкции формы бывают разъемные и неразъемные.

Подготовка форм включает тщательную очистку, проверку ис­ правности, смазку внутренней поверхности. Очистку производят вручную, вращающимися щетками, струей сжатого воздуха. Для

179



Рис. 7.10. Способы уплотнения бетонной смеси:

а — вибрирование;

б — виброштам-

пование;

в — вибровакуумнрование;

 

г — центрифугирование;

/ — амортизатор;

2 — изделие; 3 —

форма;

4 — вибростол;

5 — вибра­

тор;

6 — виброштамп;

7 — центри­

фуга;

8 — вакуум-насос;

9 — водо­

сборник;

10 — коллектор; 11 — ва­

 

 

куум-щит

 

смазки применяют прямые и обратные эмульсии ОЭ-2: растворы вязких и твердых нефтепродуктов и более легкие фракции нефти (петролатумно-керосиновые, солидоло-соляровые); суспензии тонко­

дисперсных минеральных

веществ — известняковые,

глинистые;

раствор отходов соапстока

на воде, уайт-спирит. Их

наносят на

внутреннюю поверхность формы кистями или распылителями с плос­ ким наконечником, форсункой с удочкой.

У к л а д к у а р м а

т у р н ы х

э л е м е н т о в в форму производят

вручную, различными

кранами.

Проектное положение арматурных

каркасов и сеток в конструкции обеспечивают бетонными подклад­ ками и прокладками, постоянными или сменными металлическими

фиксаторами. Стальные закладные детали защищают

антикорро­

зийными покрытиями.

производят

З а п о л н е н и е форм цементобетонной смесью

только после проверки установки и закрепления арматуры и заклад­ ных деталей. От бетоносмесительного цеха ЖБК или с ЦБЗ к месту укладки смесь подается ленточными транспортерами, самоходными бункерами, мототележками, бадьями на тельфере или кране и пнев­ матическим транспортом. Для укладки смеси в форму приняты бето­ ноукладчики или бетонораздатчики (подвешенные и наземные). Подвешенные раздатчики передвигаются по рельсовым путям на опорах, наземные передвигаются по рельсовым путям, установлен­ ным на уровне пола цеха или площадки. Бетоноукладчики бывают с вибролотковым, ленточным, шнековым, скребковым и гребенчатым питателями. В форму необходимо укладывать строго определенное количество смеси с учетом коэффициента уплотнения. Затем смесь разравнивают плужковым либо профильным разравнивателем или вибронасадками.

У п л о т н е н и е б е т о н н о й с м е с и осуществляют вибриро­ ванием, прессованием, прокатом и центрифугированием (рис. 7.10). Наиболее широко распространено вибрирование. Вибрация — эф­ фективное средство распределения, укладки и уплотнения бетонных

180


смесей. Под действием вибрации значительно уменьшаются трение и сцепление между частицами заполнителя, бетонная смесь из жест­ кой и малоподвижной превращается в весьма подвижную текучую. Разжиженная смесь при вибрировании тщательно заполняет формы даже сложного очертания и с густой арматурой. После прекращения вибрирования смесь теряет подвижность и приобретает большую структурную прочность. Основными параметрами вибрирования яв­ ляются частота и амплитуда. За частоту вибрации принимают число колебаний вибратора, за амплитуду вибрирования — амплитуду ко­ лебания поддона (формы). При закрепленной форме амплитуда, частота и фаза колебаний поддона и рамы виброплощадки совпа­ дают. Если отсутствует крепление, частота и амплитуда колебаний поддона могут отличаться от параметров колебаний виброплощадки. Частота вибрации в пределах 50— 100 Гц является оптимальной для уплотнения бетонных смесей. Величина пригруза в процессе формо­ вания оказывает существенное влияние на эффект уплотнения жестких и малоподвижных смесей. Различают пассивное и динами­ ческие пригрузы (вибрационные).

По способу передачи колебаний обрабатываемой смеси вибриро­ вание делят на внутреннее (глубинными вибраторами, вибросердеч­ никами, виброгребенками, в кассетных формах) и наружное (виб­ рощитами на виброплощадках, виброформами, объемное, с пригрузом). Виброплощадки выпускают грузоподъемностью от 1 до 20 т и более.

Центрифугированием изготовляют изделия трубчатого сечения: канализационные и водопроводные трубы, мачты электроосвещения и др. Основное технологическое оборудование — центробежные стан­

ки — центрифуги и питатели. Бетонные

смеси должны

быть пла­

стично-вязкими с достаточным содержанием цемента

пределах

350—400 кг/м3) . Наибольшая крупность

заполнителя

не

должна

превышать 15—20 мм. Процесс распределения смеси в форме длится 3—4 мин, а уплотнение 15—20 мин. Общий цикл формования, включая установку формы, загрузку смеси, остановку станка, слив воды и снятие формы при внутренних диаметрах труб от 1 до 3 м составляет 20—25 мин. Отформованную трубу с формой транспор­ тируют в пропарочную камеру и устанавливают там вертикально или наклонно.

§ 32. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИИ

Для сборных конструкций бетонных покрытий применяют новый эффективный способ уплотнения жестких смесей — силовой вибро­ прокат на станах. Основным формующим агрегатом стана являются вибровалки. Они приводятся в действие вибраторами, в каждом из которых имеются неуравновешенные грузы, вращающиеся навстречу друг другу. Возникающие центробежные силы при положениях «вертикально вверх» и «вертикально вниз» складываются, в осталь­ ных положениях они взаимно уравновешиваются. В результате соз-

181


а)

6)

Рис. 7.11. Схема воздействия виброуплотняющих валков силового вибропроката

даются направленные гармонические колебания вибровалков, кото­ рые передают импульсы бетонной смеси. Одновременно с вибрацией' через валки на узкую полосу жесткой смеси передается и механи­ ческое давление, величина которого возрастает от одного валка к другому.

Для достижения заданной высоты слоя бетона Я кон и величины уплотнения К у ш требуется необратимо уменьшить высоту предва­ рительно уплотненной смеси с Я нач до Я к0н на величину АЯ = ЕД/гп. Воздействие одиночного валка на бетонную смесь

АЛраб = Д ^ тах АЛ0СТ.

Уплотнение и калибрование смеси (рис. 7.11):

/7 К0Н =

Н нач — AT/; АН = АЛj + ДЛ2 4- ДА3+ ДМ +

Айп>

где Я Нач—-начальная высота слоя бетонной смеси;

Я кон — то же,

конечная. K y ll

, /Суп”— начальный и конечный коэффициенты уплот­

нения.

Технологический процесс изготовления дорожных плит происхо­

дит в такой последовательности

(рис. 7.12). Стальной жесткий под­

дон с арматурным каркасом

устанавливают на виброплощадку.

После этого смесь из дозатора

подается на поддон движущейся

пресс-формы. Бетонная смесь вибрируется в пресс-форме и переме­ щается в силовой вибропрокатный агрегат. В пресс-форме бетонная смесь снизу испытывает направленное вибрирование, а сверху обжи­ мается вибровалками и межвалковыми устройствами, последова­ тельно включающимися в работу, по мере перемещения вибропрессформы © формовочном агрегате. Вышедшее из агрегата изделие освобождают от бортоснастки, вибропресс-форма возвращается в исходное положение, и цикл формования следующего изделия пов­ торяется.

И з г о т о в л е н и е б о р т о в ы х к а м н е й м е т о д о м в и б ­ р о п р е с с о в а н и я . Основным технологическим оборудованием при изготовлении бортовых камней является машина СМЖ-190. Она

изготавливает

камни толщиной от 120 до 180 мм в количестве

100 шт. в 1 ч.

Материалом служат песчаные смеси, одним из компо-

182