Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
Рис. 7.12. Технологическая линия ма-jj шин и оборудования полигона по из- ’ готовлению дорожных шестигранных плит методом силовою вибропроката:
/ — приемные |
бункера; 2 —- транспортирую |
||||||||||
щие устройства; |
5 — расходные |
бункера; |
|||||||||
4 — весовые |
дозаторы; |
5 — бетоносмеси |
|||||||||
тель; 6 — дозировочная секция; |
7 — вибро. |
||||||||||
площадка; |
8 — подъемно-передающий |
ме |
|||||||||
ханизм; |
9 — прокатная тележка; |
10 — стан |
|||||||||
силового |
вибропроката; |
|
11 — рычажный |
||||||||
съемник; |
12 — кран-балка; |
13 — тележка- |
|||||||||
вагонетка; |
14 — тележечный |
поезд; |
|
15 — |
|||||||
тележка-вагонетка; |
16 — штанговый |
транс |
|||||||||
портер; |
17 — кран-балка; |
|
18 — траверзная |
||||||||
тележка; |
19 — транспортер |
возврата |
форм; |
||||||||
20 — механизм |
чистки-смазки форм; |
|
21 — |
||||||||
кантователь; |
22 — отгонный |
транспортер; |
|||||||||
23 — тельфер |
с автозахватом; |
24 — тележ |
|||||||||
ка-вагонетка; |
25 — тележечный |
поезд; |
26 — |
||||||||
тележка-вагонетка; |
27 — штанговый |
транс |
|||||||||
портер; |
28 — путь |
возврата |
тележек-вагоне |
||||||||
ток; 29 — козловой |
кран; |
30 — станки |
|
прав |
|||||||
ки-резки |
арматуры; |
31 — машины |
элект- |
||||||||
роточечной сварки; |
32 — станки |
гибки |
кар. |
||||||||
касов; |
33 — кондукторы |
сборки |
каркасов |
нентов которых является тонкомолотая смесь цемента с цеском. Защитное декоративное покрытие камня устраивают из коллоидно го цементного клея. Долговечность камней из песчаного бетона со ставляет 5— 6 лет по сравнению с камнями, изготовленными из обычного бетона с крупным гранитным заполнителем и уплотняе мыми на виброплощадках (3—4 года).
Работа машины происходит в автоматическом режиме: поддон, предварительно очищенный, смазанный и покрытый слоем колоидного цементного клея, при помощи толкателя подающего рольганга устанавливается на вибростол. Точность установки поддона обеспе чивается снижением скорости подачи толкателя в конце хода. После
установки поддона подается команда на |
опускание |
бортоснастки. |
В конце хода бортоснастки по команде |
конечного |
выключателя |
производится включение прижимов и привода передвижения рамы для установки укладчика смеси в рабочее положение. В этом поло жении открываются затворы дозаторов и бетонная смесь 'выдается на поддон с бортоснасткой. После освобождения емкостей доза торов затворы закрываются и начинается их заполнение смесью для следующего цикла.
После укладки смеси подается команда на возврат передвижной рамы в исходное положение и на включение электродвигателей дебалансных валов вибростола и пневмоцилиндров опускания Пуассо нов. Время вибропрессования контролирует моторное реле, по команде которого производится выключение вибраторов и выпуск воздуха из рабочих полостей цилиндров пуассонов. Чтобы исклю чить возможность нарушений структуры уплотненного бетона из-за
183
Рис. 7.13. Технология изготовления железобетонных колец в виброформе:
а — наружная форма; б — вибросердечник;
1 — установка арматурного каркаса; |
2 — установка |
наружной формы |
и |
конуса-направляю- |
||
щего для |
подач и смеси; 3 — подача |
бетонной смеси |
и вибрирование; |
4 и 5 — удаление сер |
||
дечника |
и наружной формы с корпусом; |
6 — готовое изделие — кольцо |
на тепловлажную |
|||
|
обработку или на склад |
(уход за изделием на месте) |
|
резонансных колебаний вибростола, после отключения электродви гателей ‘производится их торможение при помощи реверсивного пус кателя и реле времени. Когда электродвигатели и вибростолы оста новятся, подается команда на выключение прижимов и подъем бортоснастки. Затем после небольшого хода оснастки подается команда на подъем пуассонов. Когда пуассоны и бортоснастка при ходят в верхнее положение, включается привод толкателя рольган га. При помощи толкателя очередной подготовленный поддон сдви гает поддон с отформованным изделием на приемный рольганг и устанавливается на вибростол. Для предотвращения налипания бетона стенки бункеров, емкостей, дозаторов и воронки укладчика футерованы полипропиленом, как и нижняя часть пуассонов.
Т е х н о л о г и я |
и з г о т о в л е н и я |
ж е л е з о б е т о н н ы х |
в о д о п р о п у с к н ы х |
тру,б. Звенья водопропускных труб диа |
метром 1— 1,5 м и свай-оболочек 1,6—2 м можно изготовлять на за водах и полигонах в вертикальных виброформах, которые состоят из наружной и внутренней опалубок. Бетонную смесь уплотняют наружным маятниковым вибратором, создавая колебания, направ ленные перпендикулярно к стенке виброформы, обеспечивая более эффективное уплотнение (рис. 7.13). Каркас арматуры состоит из внутренних и наружных цилиндрических стенок. Формы разбирают по достижении бетоном прочности, превышающей 25% марочной.
Эффективен и выгоден для изготовления звеньев диаметром 1,0 и 1,5 м водопропускных труб станок СМ-210К- Формование труб
184
производят вертикально. Применяют бетонную смесь жесткостью до Г00 с, что позволяет распалубливать изделие немедленно после формования. Станок состоит из металлической формы в виде не разъемного цилиндра, вибросердечника цилиндрической формы по диаметру трубы, загрузочного бункера и питателя для поДачи бе тонной смеси, поворотного стола, смонтированного на шаровой опоре, тележки с приводными лебедками для установки и снятия формы с поворотного стола, поддона и гидропривода. Форма имеет нижнее съемное кольцо для предохранения звеньев от повреждения, а вверху — уширение для удержания смеси. Для бесперебойной ра
боты используются четыре формы. Выработка |
станка составляет |
8 шт/ч труб диаметром 1 м и 6 шт/ч труб 1,5 |
м при длине звеньев |
1,5 м.
Ф о р м о в а н и е т р у б ч а т ы х б е т о н н ы х и ж е л е з о б е т о н н ы х к о н с т р у к ц и й . К трубчатым конструкциям отно сятся бетонные и железобетонные безнапорные трубы, железобетон ные напорные трубы, звенья колодцев, трубчатые сваи опор освеще ния, контактной сети и др. Трубчатые конструкции могут быть без арматуры (бетонные), с продольной и поперечной предварительно напряженной арматурой. Их формуют центрифугированием, вибро формованием в горизонтальном или вертикальном положении, прес сованием, трамбованием, торкретированием и комбинированным способом — виброгидропрессованием, центрифугированием с вибра цией и прессованием, вибрированным формованием с вакуумирова нием, вибрированием инъектируемой смеси и др.
Центрифугирование применяют для формования безнапорных трубчатых изделий, а также сердечников напорных труб при трех ступенчатой технологии. Во время центрифугирования бетонная смесь подвергается воздействию центробежных сил и некоторой по бочной реакции вибрации, возникающей от собственных изгибных колебаний формы, ударов, толчков опорных элементов центрифуг. Иногда создается вибрация специальными вибрационными устрой ствами.
Для загрузки бетонной смеси в форму применяют питатели, при центрифугировании используют разъемные и неразъемные формы. Разъемные могут быть перфорированными для отжатия излишней воды через отверстия в форме, неразъемные формы изнутри покры вают парафином. После твердения бетона парафин выплавляют и он стекает в специальные приямки камер. Формы могут быть сняты до окончания тепловой обработки изделия.
Т е х н о л о г и я и з г о т о в л е н и я п р е д в а р и т е л ь н о н а п р я ж е н н ы х и з д е л и й . Наиболее распространен способ изго товления железобетонных конструкций, при котором арматура натя гивается на жесткие упорные устройства с последующим бетониро ванием изделия. В связи с тем что обжатие бетона происходит после его твердения, когда обеспечивается надежное сцепление напряженной арматуры с бетоном, а в процессе выполнения всех операций имеется возможность строгого контроля, удается получать изделия высокого качества.
185
Рис. 7.14. |
Изготовление |
предварительно |
напряженных мостовых |
плит |
||
|
|
|
по агрегатной технологии: |
|
|
|
1 — бункер |
подачи |
бетона; |
2 — натяжное оборудование; 3 — мостовой |
кран; |
4 — те |
|
кущий ремонт форм; 5 — выдержка изделий; 6 — пропарочная камера; |
7 — подготов |
|||||
ка вибропригруза; |
8 — бетоноукладчик; 9 — силовые формы; 10 — пуансоны; |
11 — ле |
||||
|
|
бедка; 12 — роликовая рама; |
13 — виброблоки |
|
|
Предварительно напряженные изделия можно готовить стендо вым и агрегатным способом (рис. 7.14). Технологический поток со стоит из трех линий: заготовки хомутов и распределительных стерж ней балок, прутьев для поперечных стержней, изготовление широ ких сеток и пучков. Арматура поставляется в бухтах в виде катанки из стали классов A-I или A -III для I и II линий и высокопрочной проволоки для III линии. Арматурные заготовки собираются в про странственные каркасы на кондукторе. Если балки имеют стержне вую напрягаемую арматуру, при изготовлении плит в цехе устраи вают линии заготовки арматурных петлей и узких сеток, хомутов и распределительных стержней. Протяженность линий определяется размерами приемных и промежуточных рольгангов, которые назна чаются по длинам изготовляемой арматуры, а также габаритными размерами размещаемого оборудования.
При изготовлении предварительно напряженных изделий натя жение арматуры на отвердевший бетон применяется реже. В этом случае отдельные стержни или пучки протаскивают сквозь каналы в изделии и подвергают натяжению. После натяжения и анкеровки арматуры на торцах конструкции в каналы накачивают цементный раствор под давлением 4— 5 кгс/см2, который защищает арматуру от коррозии.
А к т и в и з а ц и я т в е р д е н и я б е т о н а . Различают отпуск ную и распалубочную прочности бетона. Отпускная примерно наз начается в пределах 70— 100% проектной и зависит от вида конст рукции, условий транспортирования и монтажа. Большое значение имеет распалубочная прочность, т. е. прочность, которую должен иметь бетон к моменту распалубки. Для изделий, твердеющих в формах, эту прочность принимают равную 50% проектной.
186
Твердением бетона при температуре 15—20° С и относительной влажности воздуха 90— 100% достигается 60—70% прочности лишь через семь суток после укладки в форму, а 100% через 28 суток. Длительность такого твердения до получения распалубочной проч ности намного превышает суммарную длительность всех других опе раций по изготовлению изделий, вызывая потребность в больших производственных площадях. Процесс можно активизировать, про паривая изделие в камерах при нормальном атмосферном давлении и температуре 60— 100° С, обработкой в автоклавах в среде насы щенного водяного пара при повышенном давлении (8— 13 кгс/см2) и температуре 175— 193° С, контактным обогревом изделий теплоноси телем, циркулирующем в замкнутом пространстве, электропрогре вом бетона при пропускании электрического тока через тело изделия или периферийный его обогрев инфракрасными лучами, примене нием горячего формования, ускорением твердения за счет примене ния быстротвердеющих цементов (БТЦ ). При пропаривании соблю дается строгий режим тепловой обработки изделия: подогрев в ка мере при подъеме температуры до принятого наивысшего уровня, изотермический прогрев при наивысшей температуре, остывание в камере при снижении температуры, последующее выдерживание. Для того чтобы повысить прочность, изделия из бетона на портланд цементе необходимо выдерживать до пропаривания 6—8 ч при поло жительной температуре. Точное соблюдение режима пропаривания достигается в ямных камерах-автоматах (рис. 7.15).
Пропарочная камера заглублена в землю, где отформованные изделия подвергаются тепловлажностной обработке. Для экономии пара соединяют несколько камер. При размещении изделий в ка мере необходимо зазор между ними и стенками делать минималь ным, но позволяющим проходить захватам автоматической травер сы подъема и опускания изделий. В камеру вводят паропровод для сосредоточенной подачи пара. В камере объемом более 50 м3 пар лучше вводить при помощи уложенной внизу перфорированной тру бы. При разогреве камер избыток паровоздушной смеси выходит наружу через обратную трубу, имеющую входное отверстие внизу камеры, а выходное с ее наружной стороны. Расположенные в ка мере изделия затрудняют равномерное перемешивание и распреде ление паровоздушной смеси, в пустотах изделий и между ними теп лообмен ухудшается. Поэтому рекомендуется для более эффектив ного теплообмена внутри камеры устанавливать эжекторное устройство. Автоматическое регулирование температуры произво дится по двухпозиционному способу с использованием программного регулятора температуры 16 типа ПРТЭ-2М. Задатчиком каждого регулятора 16—26 является свой копир, вырезаемый в соответствии с графиком температурного режима тепловлажностной обработки. Давление пара в сети 0,6—0,8 кгс/см2. Для регулирования давле ния устанавливают клапан прямого действия 04а. При понижении давления пара до 0,4 кгс/см2 процесс тепловлажностной обработки задерживают на время нарушения режима. Эту задачу решает сиг нализатор падения давления 02а путем отключения регуляторов
187