Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление строительством автомобильных дорог республикан­ ского, областного и местного значений выполняется республикан­ скими министерствами и главными управлениями. Строительством автомобильных дорог общесоюзного значения занимается Главдорстрой, входящий в состав Министерства транспортного строи­ тельства СССР. Он имеет ряд крупных территориальных управле­ ний, действующих на правах трестов, объединенных в строительные управления, которые непосредственно занимаются строительством автомобильных дорог.

В строительстве существует два способа ведения работ—-под­ рядный и хозяйственный. В первом случае работы выполняет спе­ циализированная постоянно действующая строительная организа­ ция, называемая подрядчиком. Она строит по договорам с заказчи­ ком, являющимся титулодержателем, организацией, для которой ведут строительство и которая, как правило, осуществляет эксплуа­ тацию постоянного объекта. При хозяйственном способе работы выполняются силами самих титулодержателей.

Наиболее эффективен подрядный способ, при котором строи­ тельная организация является самостоятельной и обеспечивает наиболее благоприятные условия для применения в строительстве прогрессивной технологии, сборности конструкций и сооружений; комплексной механизации, автоматизации строительного производ­ ства, использования передовых методов организации работ, а так­ же хорошие условия для создания и сохранения постоянных кадров квалифицированных рабочих, специализации, снижения стоимости строительства. У нее имеются возможности улучшать и сокращать управленческий аппарат, вводить НОТ, АСУ и др. Хозяйственный метод целесообразен, когда выполняются ремонтно-строительные работы небольшого объема и привлекать подрядную организацию нецелесообразно, так как это вызывает распыление сил и средств.

А в т о м а т и з и р о в а н н а я с и с т е м а у п р а в л е н и я с т р о и т е л ь с т в о м АСУ . Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» является со­ ставным звеном последовательной работы партии и правительства по совершенствованию системы управления экономикой страны.

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в до­ рожное строительство. Увеличились объемы строительно-монтаж­ ных работ, расширилась их география, появились средства механи­ зации повышенной мощности, машины с автоматическим и прог­ раммным управлением, прогрессивные технологии и строительные материалы. В этих условиях значительно возросла сложность управления, а традиционные методы и формы ее не могут дать желаемых результатов. С усложнением строительного производст­ ва недостаточно только качественного описания объекта управле­ ния, так как при этом невозможно найти даже приближенное опти­ мальное решение. Поэтому перед наукой, и прежде всего перед математикой, поставлена проблема точного описания объекта управления. Таким образом, оптимальное управление влечет за

27


0 S ь е

к т ы

С р е д с т в а

с В я 3 и.

Пл анирование строительст б а с применением ЭВМ

годовые

плана трестов

Графики. пот ока

СетсВые

графики

Номенклатур ные п ланы

производства деталей.

квартальные

пл а н ы р абот ы

Суточные граф ика поставка мат ериалов

Строи

Объекты

Предпри­

Базы

базы

Авто­ Диспет­ Геле

Р адио­ Передача

За

 

тельные

строи-

ятия

комплек­ механа-

хозяй ­

черский m aun

телефон кодированJ

ходом

 

организа­ тельсто

 

тации

з а ц и и

ст в а

телефон

ной инфор­

работ

 

ции

 

 

 

 

 

 

м ац и и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За комплек­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тацией стро­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ек материа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лами с баз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сн а б ж ен и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работ ой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строительного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

транспорта

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

За

t

 

 

 

 

 

 

 

 

работой

о

 

 

 

 

 

 

 

 

машин

Графика дост авки

бетонов

 

 

Оптимальные

 

 

п л а н ы

 

 

перевозки

 

 

грунт а

Снижение

Повышение

Расчет ы

себестоимости

производительности

потребности

работ

труда

ресурсов

 

 

 

 

 

За работой

 

 

 

специализиро­

 

 

 

ванных орга­

 

 

 

н и з а ц и й

Улучшение

Рост объемов

Развитие методов

За вводом

использования

строительства,

производственно-

мощностей и

Выполняемого по­

технологической

объектов в

ресурсов

точным методом

ком плект ации

эксплуатацию

Р е з у л ь т а т ы

Рис. 2.2. Схема ОАСУ


собой необходимость создания математического описания и мате­ матических моделей управляемых процессов, а также четкой фор­ мулировки цели управления.

Процесс управления строительным производством одними лишь средствами техники осуществить невозможно, так как она пол­ ностью не заменит человека даже при самой высокой степени авто­ матизации. Поэтому задача заключается в том, чтобы наиболее эффективно использовать технические средства для решения управ­ ленческих задач. Управление строительством, его отдельными звеньями, организацией труда прежде всего является проблемой экономической, социальной, идеологической, а не технической. От подготовки людей, их правильной расстановки и взаимодейст­ вия, от степени их дисциплинированности и ответственности зависит успех в решении задач, поставленных перед строителями. Управле­ ние людьми в условиях социализма— это, в первую очередь, опти­ мальная организация труда, воспитание в духе коммунизма.

Автоматизированная система управления АСУ или отраслевая автоматизированная система управления ОАСУ (рис. 2.2) основана на широком применении экономико-математических методов и современных технических средств, позволяющих определять опти­ мальные варианты решения управленческих задач и обеспечить наиболее полное использование возможностей для улучшения сети автомобильных дорог.

Оперативное управление ходом строительства предусматривает: повседневный контроль и регулирование выполнения планов, гра­ фиков и проекта строительства в целом; обеспечение работ матери­ ально-техническими ресурсами; согласованную работу всех органи­ заций, участвующих в строительстве, включая производственные предприятия и обслуживающие хозяйства.

Прогрессивной формой является диспетчерское управление (СНиП III-A. 8-62), которое в полном объеме позволяет применять современную организационную технику, а при необходимости ис­ пользовать систему сетевого планирования и управления для строи­ тельства дорог (рис. 2.3).

, Механизация и автоматизация инженерно-управленческого труда на базе технических средств позволяет значительно повысить производительность труда работников управления. В числе техни­ ческих средств имеются: счетно-клавишные, счетно-перфорацион­ ные электронно-цифровые вычислительные и аналоговые вычисли­ тельные машины; средства механизации инженерно-конструктор­ ских и копировально-множительных работ; средства регулирования и управления производством — телефонная, диспетчерская, теле­ графная и фототелеграфная связь, телевидение; средства управле­ ния технологическими процессами, системы и установки автомати­ ческого контроля работы оборудования.

Для организации диспетчерского управления в тресте и прирав­ ненных к нему организациях назначают главного диспетчера, смен­ ных диспетчеров (при работе в несколько смен) и операторов для ведения текущей документации. В строительных управлениях наз-

29



Глабный

Упра8ляюш,и.й

Производст венно -

 

 

 

Главны й

экономист

 

трестом

технический от дел

 

 

 

и н ж е н ер

 

(начальник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строительства)

 

 

 

суточные

графики.

 

 

 

 

 

 

недель но

 

 

 

П лановый,

 

 

 

Главный.

 

 

 

Ц ен т р ал ьн ая

отдел

 

 

 

ди сп ет чер

 

 

 

л а б о р а т о р и я

 

 

 

С т енны е

деж у р н ы е

 

 

 

ЦРМ

 

Финансовый

 

 

 

ди спет черы

 

 

 

 

 

 

Диспетчерские оп ер а т и в н ы е р асп ор я ж ен и я

 

О Г М

 

отдел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О х р а н а

 

ОТ а 3

 

О т дел

Отдел

Производ-

дранопорт-

 

т р у д а

 

 

П р о е к т н а л

 

 

 

 

 

 

 

 

ный отдел

 

 

 

 

 

предприятии

 

 

 

г р у п п а

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный п у н к т

Б у х гал т е­

 

 

 

 

 

__________________ !

 

ри я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

СУа~п)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О перат ор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ди сп ет чера,

 

 

 

 

 

Уче т В ы п о л н е н и я

 

 

| недельно-суточных

граф и ков

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

-------- Ж

Журнал

Учет выполнения

Учет выпуска про­

Учет

Учет

Учет

Учет

графиков в физи­

дукции производст­

движения

движения

движения

работы

диспет­

ческих объем ах

 

венными предприят.

рабочих

материалов

транспорта

машин

чера

-------- *г~ —

ж

 

_

*

~

 

 

I

 

~1—

 

 

 

Д и сп ет чер ское

с о в е щ а н и е

 

 

 

 

Рис. 2.3. Диспетчерское управление дорожно-строительного треста

начают старшего и сменного диспетчеров и оператора. Такой же состав создают на крупных производственных предприятиях, ком­ бинатах, снабжающих сырьем и полуфабрикатами дорожное строи­ тельство. Главные и старшие диспетчеры являются заместителями главных инженеров с функциями оперативного регулирования и контроля строительного производства с присвоением им в этих пре­ делах распорядительных прав. Однако без согласования с главным инженером или начальником строительства диспетчер не может изменять утвержденные планы, технологические процессы или да­ вать указания о замене одного материала другим. Работники стро­ ительства даже при несогласии с диспетчером обязаны все же выполнять его распоряжения с правом последующего опротестова­ ния. В диспетчерском управлении широко применяется оргтехника, позволяющая механизировать руководство строительством. Совер­ шенствование управления и регулирования строительством в значи­ тельной степени зависит от своевременной подготовки, выдачи, сбора, обработки и анализа всех видов производственно-хозяйст­ венной информации.

Технический прогресс, механизация и автоматизация строитель­ ного производства приводят к значительному повышению интенсив­ ности, усложнению и ускорению технологических процессов. В этих

30