Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Управление строительством автомобильных дорог республикан ского, областного и местного значений выполняется республикан скими министерствами и главными управлениями. Строительством автомобильных дорог общесоюзного значения занимается Главдорстрой, входящий в состав Министерства транспортного строи тельства СССР. Он имеет ряд крупных территориальных управле ний, действующих на правах трестов, объединенных в строительные управления, которые непосредственно занимаются строительством автомобильных дорог.
В строительстве существует два способа ведения работ—-под рядный и хозяйственный. В первом случае работы выполняет спе циализированная постоянно действующая строительная организа ция, называемая подрядчиком. Она строит по договорам с заказчи ком, являющимся титулодержателем, организацией, для которой ведут строительство и которая, как правило, осуществляет эксплуа тацию постоянного объекта. При хозяйственном способе работы выполняются силами самих титулодержателей.
Наиболее эффективен подрядный способ, при котором строи тельная организация является самостоятельной и обеспечивает наиболее благоприятные условия для применения в строительстве прогрессивной технологии, сборности конструкций и сооружений; комплексной механизации, автоматизации строительного производ ства, использования передовых методов организации работ, а так же хорошие условия для создания и сохранения постоянных кадров квалифицированных рабочих, специализации, снижения стоимости строительства. У нее имеются возможности улучшать и сокращать управленческий аппарат, вводить НОТ, АСУ и др. Хозяйственный метод целесообразен, когда выполняются ремонтно-строительные работы небольшого объема и привлекать подрядную организацию нецелесообразно, так как это вызывает распыление сил и средств.
А в т о м а т и з и р о в а н н а я с и с т е м а у п р а в л е н и я с т р о и т е л ь с т в о м АСУ . Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» является со ставным звеном последовательной работы партии и правительства по совершенствованию системы управления экономикой страны.
Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в до рожное строительство. Увеличились объемы строительно-монтаж ных работ, расширилась их география, появились средства механи зации повышенной мощности, машины с автоматическим и прог раммным управлением, прогрессивные технологии и строительные материалы. В этих условиях значительно возросла сложность управления, а традиционные методы и формы ее не могут дать желаемых результатов. С усложнением строительного производст ва недостаточно только качественного описания объекта управле ния, так как при этом невозможно найти даже приближенное опти мальное решение. Поэтому перед наукой, и прежде всего перед математикой, поставлена проблема точного описания объекта управления. Таким образом, оптимальное управление влечет за
27
0 S ь е |
к т ы |
С р е д с т в а |
с В я 3 и. |
Пл анирование строительст б а с применением ЭВМ
годовые
плана трестов
Графики. пот ока
СетсВые
графики
Номенклатур ные п ланы
производства деталей.
квартальные
пл а н ы р абот ы
Суточные граф ика поставка мат ериалов
Строи |
Объекты |
Предпри |
Базы |
базы |
Авто Диспет Геле |
Р адио Передача |
За |
|
|
тельные |
строи- |
ятия |
комплек механа- |
хозяй |
черский m aun |
телефон кодированJ |
ходом |
|
|
организа тельсто |
|
тации |
з а ц и и |
ст в а |
телефон |
ной инфор |
работ |
|
|
ции |
|
|
|
|
|
|
м ац и и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За комплек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тацией стро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ек материа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лами с баз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сн а б ж ен и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работ ой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строительного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспорта |
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
|
За |
t |
|
|
|
|
|
|
|
|
работой |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
машин |
Графика дост авки
бетонов |
|
|
|
Оптимальные |
|
|
|
п л а н ы |
|
|
|
перевозки |
|
|
|
грунт а |
Снижение |
Повышение |
|
Расчет ы |
|||
себестоимости |
производительности |
||
потребности |
работ |
труда |
|
ресурсов |
|
|
|
|
|
За работой |
|
|
|
специализиро |
|
|
|
ванных орга |
|
|
|
н и з а ц и й |
Улучшение |
Рост объемов |
Развитие методов |
За вводом |
использования |
строительства, |
производственно- |
|
мощностей и |
Выполняемого по |
технологической |
объектов в |
ресурсов |
точным методом |
ком плект ации |
эксплуатацию |
Р е з у л ь т а т ы
Рис. 2.2. Схема ОАСУ
собой необходимость создания математического описания и мате матических моделей управляемых процессов, а также четкой фор мулировки цели управления.
Процесс управления строительным производством одними лишь средствами техники осуществить невозможно, так как она пол ностью не заменит человека даже при самой высокой степени авто матизации. Поэтому задача заключается в том, чтобы наиболее эффективно использовать технические средства для решения управ ленческих задач. Управление строительством, его отдельными звеньями, организацией труда прежде всего является проблемой экономической, социальной, идеологической, а не технической. От подготовки людей, их правильной расстановки и взаимодейст вия, от степени их дисциплинированности и ответственности зависит успех в решении задач, поставленных перед строителями. Управле ние людьми в условиях социализма— это, в первую очередь, опти мальная организация труда, воспитание в духе коммунизма.
Автоматизированная система управления АСУ или отраслевая автоматизированная система управления ОАСУ (рис. 2.2) основана на широком применении экономико-математических методов и современных технических средств, позволяющих определять опти мальные варианты решения управленческих задач и обеспечить наиболее полное использование возможностей для улучшения сети автомобильных дорог.
Оперативное управление ходом строительства предусматривает: повседневный контроль и регулирование выполнения планов, гра фиков и проекта строительства в целом; обеспечение работ матери ально-техническими ресурсами; согласованную работу всех органи заций, участвующих в строительстве, включая производственные предприятия и обслуживающие хозяйства.
Прогрессивной формой является диспетчерское управление (СНиП III-A. 8-62), которое в полном объеме позволяет применять современную организационную технику, а при необходимости ис пользовать систему сетевого планирования и управления для строи тельства дорог (рис. 2.3).
, Механизация и автоматизация инженерно-управленческого труда на базе технических средств позволяет значительно повысить производительность труда работников управления. В числе техни ческих средств имеются: счетно-клавишные, счетно-перфорацион ные электронно-цифровые вычислительные и аналоговые вычисли тельные машины; средства механизации инженерно-конструктор ских и копировально-множительных работ; средства регулирования и управления производством — телефонная, диспетчерская, теле графная и фототелеграфная связь, телевидение; средства управле ния технологическими процессами, системы и установки автомати ческого контроля работы оборудования.
Для организации диспетчерского управления в тресте и прирав ненных к нему организациях назначают главного диспетчера, смен ных диспетчеров (при работе в несколько смен) и операторов для ведения текущей документации. В строительных управлениях наз-
29
Глабный |
Упра8ляюш,и.й |
Производст венно - |
|
|
|
Главны й |
||||||
экономист |
|
трестом |
технический от дел |
|
|
|
и н ж е н ер |
|||||
|
(начальник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
строительства) |
|
|
|
суточные |
графики. |
|
|
|
|||
|
|
|
недель но — |
|
|
|
||||||
П лановый, |
|
|
|
Главный. |
|
|
|
Ц ен т р ал ьн ая |
||||
отдел |
|
|
|
ди сп ет чер |
|
|
|
л а б о р а т о р и я |
||||
|
|
|
С т енны е |
деж у р н ы е |
|
|
|
ЦРМ |
|
|||
Финансовый |
|
|
|
ди спет черы |
|
|
|
|
|
|||
|
Диспетчерские оп ер а т и в н ы е р асп ор я ж ен и я |
|
О Г М |
|
||||||||
отдел |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О х р а н а |
|
ОТ а 3 |
|
О т дел |
Отдел |
Производ- |
дранопорт- |
|
т р у д а |
|
||||
|
П р о е к т н а л |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ный отдел |
||||
|
|
|
|
|
предприятии |
|
|
|
г р у п п а |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Учебный п у н к т |
|||||
Б у х гал т е |
|
|
|
|
|
__________________ ! |
|
|||||
ри я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
СУа~п) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
О перат ор |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ди сп ет чера, |
|
|
|
|
|
|||
Уче т В ы п о л н е н и я |
|
|
| недельно-суточных |
граф и ков |
|
|||||||
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
-------- Ж |
Журнал |
|
Учет выполнения |
Учет выпуска про |
Учет |
Учет |
Учет |
Учет |
|||||||
графиков в физи |
дукции производст |
движения |
движения |
движения |
работы |
диспет |
||||||
ческих объем ах |
|
венными предприят. |
рабочих |
материалов |
транспорта |
машин |
чера |
|||||
-------- *г~ — |
ж |
|
_ |
* |
~ |
|
|
I |
|
~1— |
|
|
|
|
Д и сп ет чер ское |
с о в е щ а н и е |
|
|
|
|
Рис. 2.3. Диспетчерское управление дорожно-строительного треста
начают старшего и сменного диспетчеров и оператора. Такой же состав создают на крупных производственных предприятиях, ком бинатах, снабжающих сырьем и полуфабрикатами дорожное строи тельство. Главные и старшие диспетчеры являются заместителями главных инженеров с функциями оперативного регулирования и контроля строительного производства с присвоением им в этих пре делах распорядительных прав. Однако без согласования с главным инженером или начальником строительства диспетчер не может изменять утвержденные планы, технологические процессы или да вать указания о замене одного материала другим. Работники стро ительства даже при несогласии с диспетчером обязаны все же выполнять его распоряжения с правом последующего опротестова ния. В диспетчерском управлении широко применяется оргтехника, позволяющая механизировать руководство строительством. Совер шенствование управления и регулирования строительством в значи тельной степени зависит от своевременной подготовки, выдачи, сбора, обработки и анализа всех видов производственно-хозяйст венной информации.
Технический прогресс, механизация и автоматизация строитель ного производства приводят к значительному повышению интенсив ности, усложнению и ускорению технологических процессов. В этих
30