Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

раций путем расширения номенклатуры механизированного инстру­ мента и повышения оснащенности ими строительных организаций,. а также внедрения новых машин для выполнения отдельных неме­ ханизированных до сих пор операций при производстве земляных, бетонных и других видов работ.

Все возрастающие объемы капитального строительства, необ­ ходимость ускорения ввода в действие новых производственных мощностей, улучшения экономических показателей работы требу­ ют дальнейшей интенсификации строительного производства путем применения более производительных машин. Речь идет об увеличе­ нии единичной мощности (емкости ковша экскаватора, скрепера, отвала бульдозера, грузоподъемности автомобилей-самосвалов и других машин), о чем сказано в решении XXIV съезда КПСС. По­ вышение мощности машин значительно увеличивает все технико­ экономические показатели. Так, самоходный скрепер с ковшом емкостью 25 м3 обеспечивает повышение выработки на 300%, сни­ жение трудовых затрат на 100%, снижение себестоимости работ на 1000 м3 на 20% по сравнению с 8— 10-кубовым скрепером. Асфаль­ тоукладчик Д-150Б имеет выработку до 100 т/ч, а автоматизиро­ ванный ДС-669 до 150 т. Производительность труда машиниста ав­ томатизированного укладчика возрастает на 120— 150%, а стои­ мость укладки 1 км покрытия снижается на 25% •Для увеличения эффективности производства земляных работ большое значение имеет повышение грузоподъемности автомобилей-самосвалов.

Однако было бы неправильным комплектовать парк только ма­ шинами большой единичной мощности. Известно, что на показате­ ли эффективности механизации большое влияние оказывает объем работ на строительной площадке. При небольших объемах наибо­ лее эффективными могут оказаться именно мобильные машины малой мощности, затраты на перемещение которых с объекта на объект лишь в незначительной степени отражаются на себестоимо­ сти работ. Следовательно, для повышения эффективности производ­ ства необходима широкая номенклатура машин и комплектов, позволяющая выбрать экономически целесообразный вариант ме­ ханизации с учетом конкретных условий.

Выбор оптимальных комплектов машин для различных дорож­ но-строительных процессов и их распределение по объектам дела­ ется точно и быстро с помощью линейного программирования,

ЭВМ и др. [2.6].

При комплектовании машинно-дорожных строительных подраз­ делений необходимо больше уделять внимания универсальным ма­ шинам с различным сменным оборудованием, включению средств малой механизации.

Автоматизация является высшей степенью механизации произ­ водственных процессов и должна применяться при управлении ма­ шинами, учете их использования, контроле качества и обеспечении безопасности работ. Человек осуществляет лишь общий контроль за ходом процесса и работой машин различными устройствами и приборами.

22


§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Под организацией строительных работ понимают установление и обеспечение общего порядка, очередности и сроков работ по строительству автомобильной дороги, обеспечение материалами, машинами, автомобилями, трудовыми и денежными ресурсами с целью сооружения объекта в установленные сроки при минималь­ ных затратах материальных ресурсов.

Дорожное строительство отличается от других отраслей строи­ тельства разнообразием производимой продукции, значительной протяженностью объекта при неравномерном распределении объе­ мов и видов работ по длине, существенным влиянием природных условий — грунтов, климата, рельефа местности, гидрологии и др.

Все работы по характеру производства делятся на заготовитель­ ные, транспортные и строительно-монтажные. Заготовительные — заготовка и хранение каменных и вяжущих материалов, приготов­ ление из них смесей и полуфабрикатов — бетонной и асфальто­ бетонной смесей, изделий сборного железобетона для дорог, мо­ стов и зданий дорожной и транспортной служб. Транспортные работы связаны с доставкой дорожно-строительных материалов, смесей, готовых изделий от мест их изготовления до мест укладки или монтажа. Строительно-монтажными называют работы, выпол­ няемые непосредственно на объекте — дороге, мосте, здании, произ­ водственном предприятии.

В соответствии с особенностями организации все дорожные ра­ боты можно разделить на сосредоточенные и линейные. Сосредото­ ченные выполняются, как правило, в одном месте, а линейные ■— распределяются по узкой полосе дороги и выполняются с помощью механизированных подразделений, передвигающихся по трассе.

Линейные работы более или менее равномерно распределены по длине строящейся дороги и повторяются на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений: устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, оснований и покрытий, труб и малых мостов, установка дорожных знаков и ог­ раждений. Из линейных работ наиболее объемны постройка зем­ ляного полотна и дорожных одежд. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений и дорож­ ных знаков) периодически повторяются примерно через равные промежутки.

Сосредоточенные работы обычно выполняют на коротких участ­ ках дороги. Они редко повторяются на соседнем участке и по слож­ ности производства, трудоемкости и большому объему резко отли­ чаются от других вцдов работ: глубокие выемки и высокие насыпи, участки скальных работ, большие и средние мосты, комплексы зданий дорожной и автотранспортной служб, дороги через болота большой протяженности, пересечения в разных уровнях. Сосредо­ точенные работы должны всегда опережать линейные с таким рас­ четом, чтобы линейные работы выполнялись непрерывным потоком.

23


 

 

 

 

В дорожном строительстве

 

 

 

 

приняты два метода

организа­

 

 

 

 

ции работ: поточный и непоточ­

 

 

 

 

ный.

Наиболее

прогрессивен

 

 

 

 

поточный метод, в котором все

 

 

 

 

процессы,

сгруппированные

в

 

 

 

 

технологические

циклы,

 

на

 

 

 

 

всех участках идут непрерыв­

 

 

 

 

но и параллельно в технологи­

 

 

 

 

ческой

 

последовательности.

 

 

 

 

Каждое звено машин, выпол­

 

 

 

 

няя закрепленный за ним тех­

 

 

 

 

нологический цикл,

переходит

 

 

 

 

с одного

участка

потока

на

 

 

 

 

другой

с

учетом

требований

Рис. 2.1. Схема поточной организации

технологии. Разработаны

эко­

строительства автомобильной дороги:

номико-математические

мето­

О, ... О — объектные

потоки;

С,

... С —

ды,

позволяющие

оптимизиро­

специализированные

потоки;

Чи ...,

Ч п

вать дорожно-строительный по­

частные потоки;

..., Зл - звенья

одно-

ток,

все

технологические

про­

типных машин

 

 

 

 

 

 

цессы и обеспечить макси*

мальный коэффициент использования машин [2.3; 2.6].

 

 

 

Поточный метод отвечает основному

требованию

экономики —

обеспечить условия для всемерного снижения затрат общественно необходимого труда на единицу продукции, вырабатываемой при данной организации производства.

По степени укрупнения процессов производства потоки могут быть: частные, специализированные, объектные и комплексные (рис. 2.1). Частный поток — организация работы звена однотипных машин (экскаваторы, скреперы), последовательно выполняющих заданный процесс на соответствующих участках.

Специализированным потоком называется совокупность частных потоков, объединенных производством общей продукции — участок земляного полотна, основания дорожной одежды. Совокупность специализированных потоков составляет объектный поток, который обеспечивает завершение полностью готового участка дороги. Сово­ купность объектных потоков составляет комплексный поток, вклю­ чающий устройство всех инженерных сооружений дороги. В потоке различают: звено машин — группу однотипных машин, выполняю­ щих работы частного потока; комплект машин — группу звеньев машин; захватку — участок дороги, на котором действуют машины частного потока.

Главный параметр потока — скорость — длина участка дороги L r, на котором поток заканчивает работы в час, смену, сутки. Вели­

чина эта изменяется по времени, и обычно используют ее среднее значение.

При неравномерном распределении объемов работ по длине до­

роги специализированный поток характеризуется темпом в час, сме­ ну, сутки.

54


Успешное продвижение потока целиком зависит от своевремен­ ного и планомерного обеспечения строительных работ материала­ ми, полуфабрикатами и изделиями. Исходя из этого, мощность производственных предприятий должна быть запроектирована так, чтобы они обеспечивали заданную суточную скорость строительства дороги.

Начало действия производственных предприятий устанавливают с опережением против начала работ на трассе, необходимом для создания небольшого запаса материалов в пределах 5— 10-суточной потребности. Направление потока выбирают с учетом условий стро­ ительства и, как правило, «от себя», используя строящуюся дорогу для доставки материалов. Управление потоком должно быть опе­ ративным. Увязку работы частного потока, контроль и руководство общим ходом строительных процессов осуществяют начальник и главный инженер СУ через аппарат производственного отдела. В условиях поточного метода связь является основным средством управления потоком. Связь устанавливают с управлением строи­ тельства, с частными потоками, звеньями, производственными пред­ приятиями и базами снабжения.

Для обслуживания дорожных машин в состав частных потоков включают передвижные ремонтные мастерские, способные обеспе­ чить полевой ремонт и правильную эксплуатацию дорожных машин и транспортных средств.

Применение поточного метода с присущими ему высокими тем­ пами указывает на необходимость устройства всех слоев дорожной одежды из таких материалов, которые удобно укладываются, хоро­ шо уплотняются и допускают движение построечных транспортных средств.

Сосредоточенные работы могут явиться серьезным препятстви­ ем, если их окончание не будет строго согласовано с графиком вы­ полнения линейных работ. Поэтому особенность проектирования организации сосредоточенных работ заключается в установлении срока их окончания в соответствии с общим движением частных потоков, выполняющих линейные работы. Для выполнения сосредо­ точенных работ целесообразно использовать зимний период. Удли­ нение строительного сезона за счет зимы имеет много положитель­ ных качеств: сохраняется постоянная квалифицированная рабочая сила, повышается коэффициент использования дорожных машин и автомобилей. Некоторое удорожание зимних работ компенсируется ускорением строительства автомобильных дорог, досрочным вводом их в эксплуатацию.

При строительстве дороги наиболее трудоемко устройство осно­ ваний и покрытий; чаще всего они определяют скорость потока.

Важным элементом в организации потока является обеспечение жильем работающих в потоке, их бытовое обслуживание. Для раз­ мещения рабочих используют палатки, вагончики, сборно-раз­ борные помещения легкого типа. Удобно и целесообразно заранее строить здания дорожной службы, чтобы их использовать для вре­ менного размещения работающих на дороге.

25


Несмотря на явные преимущества поточного метода, в ряде случаев работы по строительству дороги рассредоточивают, произ­ водя их на широком фронте. К этому есть много причин: короткие и сложные участки дорог; кратковременное привлечение на дорож­ ные работы машин, транспортных средств промышленных и сель­ скохозяйственных организаций; недостаточно полно разработанная техническая документация и др. Для облегчения контроля и руко­ водства работами при непоточном методе строящуюся дорогу делят на участки. На каждом из них работы организуют с учетом местных условий и независимо от работ на соседних участках. Непоточный метод имеет много недостатков. К ним следует отнести увеличение продолжительности строительства, невозможность использования дороги для проезда в период строительства. Хотя отдельные участ­ ки закончены, но их нельзя использовать из-за отсутствия связи между ними. Рассредоточенность осложняет руководство работами, ухудшаются контроль качества работ и условия технического об­ служивания средств механизации, возрастает потребность в маши­ нах и автомобилях, так как однотипные работы выполняются одно­ временно во многих местах.

Врезультате снижается общий уровень использования техники

ирабочей силы. Непоточный метод иногда сочетается с поточным, что в ряде случаев оправдано строительством с большими объема­

ми сосредоточенных работ.

§ 5. УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

XXIV съезд КПСС подчеркнул, что совершенствование управле­ ния является одним из узловых вопросов экономической политики партии; рост его значения на современном этапе обусловлен значи­ тельным увеличением масштабов производства, качественными сдвигами в экономике, завершением перехода всех отраслей произ­ водства на новую систему планирования и материального стимули­ рования.

Планирование включает прогнозирование развития и моделиро­ вание управляемых объектов. Организация представляет собой выбор и формирование объекта и структуры управления, определе­ ние соотношений между структурными элементами системы и их взаимодействия. Регулирование направлено на поддержание тре­ буемого соотношения между различными элементами системы, лик­ видацию возможных отклонений от плановых заданий в функци­ онировании управляемого объекта. Контроль заключается в наблю­ дении и проверке соответствия хода и развития процесса производства заданному разработанному плану. Учет — это подведение итогов выполнения плана или определенных этапов его осуществления. Он позволяет иметь итоговую информацию, систе­ матизировать ее, использовать информационную базу для разра­ ботки программы действия системы в последующий период. Пе­ речисленные общие принципы управления применимы к дорожно­ строительному производству.

26