Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
раций путем расширения номенклатуры механизированного инстру мента и повышения оснащенности ими строительных организаций,. а также внедрения новых машин для выполнения отдельных неме ханизированных до сих пор операций при производстве земляных, бетонных и других видов работ.
Все возрастающие объемы капитального строительства, необ ходимость ускорения ввода в действие новых производственных мощностей, улучшения экономических показателей работы требу ют дальнейшей интенсификации строительного производства путем применения более производительных машин. Речь идет об увеличе нии единичной мощности (емкости ковша экскаватора, скрепера, отвала бульдозера, грузоподъемности автомобилей-самосвалов и других машин), о чем сказано в решении XXIV съезда КПСС. По вышение мощности машин значительно увеличивает все технико экономические показатели. Так, самоходный скрепер с ковшом емкостью 25 м3 обеспечивает повышение выработки на 300%, сни жение трудовых затрат на 100%, снижение себестоимости работ на 1000 м3 на 20% по сравнению с 8— 10-кубовым скрепером. Асфаль тоукладчик Д-150Б имеет выработку до 100 т/ч, а автоматизиро ванный ДС-669 до 150 т. Производительность труда машиниста ав томатизированного укладчика возрастает на 120— 150%, а стои мость укладки 1 км покрытия снижается на 25% •Для увеличения эффективности производства земляных работ большое значение имеет повышение грузоподъемности автомобилей-самосвалов.
Однако было бы неправильным комплектовать парк только ма шинами большой единичной мощности. Известно, что на показате ли эффективности механизации большое влияние оказывает объем работ на строительной площадке. При небольших объемах наибо лее эффективными могут оказаться именно мобильные машины малой мощности, затраты на перемещение которых с объекта на объект лишь в незначительной степени отражаются на себестоимо сти работ. Следовательно, для повышения эффективности производ ства необходима широкая номенклатура машин и комплектов, позволяющая выбрать экономически целесообразный вариант ме ханизации с учетом конкретных условий.
Выбор оптимальных комплектов машин для различных дорож но-строительных процессов и их распределение по объектам дела ется точно и быстро с помощью линейного программирования,
ЭВМ и др. [2.6].
При комплектовании машинно-дорожных строительных подраз делений необходимо больше уделять внимания универсальным ма шинам с различным сменным оборудованием, включению средств малой механизации.
Автоматизация является высшей степенью механизации произ водственных процессов и должна применяться при управлении ма шинами, учете их использования, контроле качества и обеспечении безопасности работ. Человек осуществляет лишь общий контроль за ходом процесса и работой машин различными устройствами и приборами.
22
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Под организацией строительных работ понимают установление и обеспечение общего порядка, очередности и сроков работ по строительству автомобильной дороги, обеспечение материалами, машинами, автомобилями, трудовыми и денежными ресурсами с целью сооружения объекта в установленные сроки при минималь ных затратах материальных ресурсов.
Дорожное строительство отличается от других отраслей строи тельства разнообразием производимой продукции, значительной протяженностью объекта при неравномерном распределении объе мов и видов работ по длине, существенным влиянием природных условий — грунтов, климата, рельефа местности, гидрологии и др.
Все работы по характеру производства делятся на заготовитель ные, транспортные и строительно-монтажные. Заготовительные — заготовка и хранение каменных и вяжущих материалов, приготов ление из них смесей и полуфабрикатов — бетонной и асфальто бетонной смесей, изделий сборного железобетона для дорог, мо стов и зданий дорожной и транспортной служб. Транспортные работы связаны с доставкой дорожно-строительных материалов, смесей, готовых изделий от мест их изготовления до мест укладки или монтажа. Строительно-монтажными называют работы, выпол няемые непосредственно на объекте — дороге, мосте, здании, произ водственном предприятии.
В соответствии с особенностями организации все дорожные ра боты можно разделить на сосредоточенные и линейные. Сосредото ченные выполняются, как правило, в одном месте, а линейные ■— распределяются по узкой полосе дороги и выполняются с помощью механизированных подразделений, передвигающихся по трассе.
Линейные работы более или менее равномерно распределены по длине строящейся дороги и повторяются на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений: устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, оснований и покрытий, труб и малых мостов, установка дорожных знаков и ог раждений. Из линейных работ наиболее объемны постройка зем ляного полотна и дорожных одежд. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений и дорож ных знаков) периодически повторяются примерно через равные промежутки.
Сосредоточенные работы обычно выполняют на коротких участ ках дороги. Они редко повторяются на соседнем участке и по слож ности производства, трудоемкости и большому объему резко отли чаются от других вцдов работ: глубокие выемки и высокие насыпи, участки скальных работ, большие и средние мосты, комплексы зданий дорожной и автотранспортной служб, дороги через болота большой протяженности, пересечения в разных уровнях. Сосредо точенные работы должны всегда опережать линейные с таким рас четом, чтобы линейные работы выполнялись непрерывным потоком.
23
|
|
|
|
В дорожном строительстве |
||||||||
|
|
|
|
приняты два метода |
организа |
|||||||
|
|
|
|
ции работ: поточный и непоточ |
||||||||
|
|
|
|
ный. |
Наиболее |
прогрессивен |
||||||
|
|
|
|
поточный метод, в котором все |
||||||||
|
|
|
|
процессы, |
сгруппированные |
в |
||||||
|
|
|
|
технологические |
циклы, |
|
на |
|||||
|
|
|
|
всех участках идут непрерыв |
||||||||
|
|
|
|
но и параллельно в технологи |
||||||||
|
|
|
|
ческой |
|
последовательности. |
||||||
|
|
|
|
Каждое звено машин, выпол |
||||||||
|
|
|
|
няя закрепленный за ним тех |
||||||||
|
|
|
|
нологический цикл, |
переходит |
|||||||
|
|
|
|
с одного |
участка |
потока |
на |
|||||
|
|
|
|
другой |
с |
учетом |
требований |
|||||
Рис. 2.1. Схема поточной организации |
технологии. Разработаны |
эко |
||||||||||
строительства автомобильной дороги: |
номико-математические |
мето |
||||||||||
О, ... О — объектные |
потоки; |
С, |
... С — |
ды, |
позволяющие |
оптимизиро |
||||||
специализированные |
потоки; |
Чи ..., |
Ч п — |
вать дорожно-строительный по |
||||||||
частные потоки; |
..., Зл - звенья |
одно- |
||||||||||
ток, |
все |
технологические |
про |
|||||||||
типных машин |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
цессы и обеспечить макси* |
||||||||
мальный коэффициент использования машин [2.3; 2.6]. |
|
|
|
|||||||||
Поточный метод отвечает основному |
требованию |
экономики — |
обеспечить условия для всемерного снижения затрат общественно необходимого труда на единицу продукции, вырабатываемой при данной организации производства.
По степени укрупнения процессов производства потоки могут быть: частные, специализированные, объектные и комплексные (рис. 2.1). Частный поток — организация работы звена однотипных машин (экскаваторы, скреперы), последовательно выполняющих заданный процесс на соответствующих участках.
Специализированным потоком называется совокупность частных потоков, объединенных производством общей продукции — участок земляного полотна, основания дорожной одежды. Совокупность специализированных потоков составляет объектный поток, который обеспечивает завершение полностью готового участка дороги. Сово купность объектных потоков составляет комплексный поток, вклю чающий устройство всех инженерных сооружений дороги. В потоке различают: звено машин — группу однотипных машин, выполняю щих работы частного потока; комплект машин — группу звеньев машин; захватку — участок дороги, на котором действуют машины частного потока.
Главный параметр потока — скорость — длина участка дороги L r, на котором поток заканчивает работы в час, смену, сутки. Вели
чина эта изменяется по времени, и обычно используют ее среднее значение.
При неравномерном распределении объемов работ по длине до
роги специализированный поток характеризуется темпом в час, сме ну, сутки.
54
Успешное продвижение потока целиком зависит от своевремен ного и планомерного обеспечения строительных работ материала ми, полуфабрикатами и изделиями. Исходя из этого, мощность производственных предприятий должна быть запроектирована так, чтобы они обеспечивали заданную суточную скорость строительства дороги.
Начало действия производственных предприятий устанавливают с опережением против начала работ на трассе, необходимом для создания небольшого запаса материалов в пределах 5— 10-суточной потребности. Направление потока выбирают с учетом условий стро ительства и, как правило, «от себя», используя строящуюся дорогу для доставки материалов. Управление потоком должно быть опе ративным. Увязку работы частного потока, контроль и руководство общим ходом строительных процессов осуществяют начальник и главный инженер СУ через аппарат производственного отдела. В условиях поточного метода связь является основным средством управления потоком. Связь устанавливают с управлением строи тельства, с частными потоками, звеньями, производственными пред приятиями и базами снабжения.
Для обслуживания дорожных машин в состав частных потоков включают передвижные ремонтные мастерские, способные обеспе чить полевой ремонт и правильную эксплуатацию дорожных машин и транспортных средств.
Применение поточного метода с присущими ему высокими тем пами указывает на необходимость устройства всех слоев дорожной одежды из таких материалов, которые удобно укладываются, хоро шо уплотняются и допускают движение построечных транспортных средств.
Сосредоточенные работы могут явиться серьезным препятстви ем, если их окончание не будет строго согласовано с графиком вы полнения линейных работ. Поэтому особенность проектирования организации сосредоточенных работ заключается в установлении срока их окончания в соответствии с общим движением частных потоков, выполняющих линейные работы. Для выполнения сосредо точенных работ целесообразно использовать зимний период. Удли нение строительного сезона за счет зимы имеет много положитель ных качеств: сохраняется постоянная квалифицированная рабочая сила, повышается коэффициент использования дорожных машин и автомобилей. Некоторое удорожание зимних работ компенсируется ускорением строительства автомобильных дорог, досрочным вводом их в эксплуатацию.
При строительстве дороги наиболее трудоемко устройство осно ваний и покрытий; чаще всего они определяют скорость потока.
Важным элементом в организации потока является обеспечение жильем работающих в потоке, их бытовое обслуживание. Для раз мещения рабочих используют палатки, вагончики, сборно-раз борные помещения легкого типа. Удобно и целесообразно заранее строить здания дорожной службы, чтобы их использовать для вре менного размещения работающих на дороге.
25
Несмотря на явные преимущества поточного метода, в ряде случаев работы по строительству дороги рассредоточивают, произ водя их на широком фронте. К этому есть много причин: короткие и сложные участки дорог; кратковременное привлечение на дорож ные работы машин, транспортных средств промышленных и сель скохозяйственных организаций; недостаточно полно разработанная техническая документация и др. Для облегчения контроля и руко водства работами при непоточном методе строящуюся дорогу делят на участки. На каждом из них работы организуют с учетом местных условий и независимо от работ на соседних участках. Непоточный метод имеет много недостатков. К ним следует отнести увеличение продолжительности строительства, невозможность использования дороги для проезда в период строительства. Хотя отдельные участ ки закончены, но их нельзя использовать из-за отсутствия связи между ними. Рассредоточенность осложняет руководство работами, ухудшаются контроль качества работ и условия технического об служивания средств механизации, возрастает потребность в маши нах и автомобилях, так как однотипные работы выполняются одно временно во многих местах.
Врезультате снижается общий уровень использования техники
ирабочей силы. Непоточный метод иногда сочетается с поточным, что в ряде случаев оправдано строительством с большими объема
ми сосредоточенных работ.
§ 5. УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
XXIV съезд КПСС подчеркнул, что совершенствование управле ния является одним из узловых вопросов экономической политики партии; рост его значения на современном этапе обусловлен значи тельным увеличением масштабов производства, качественными сдвигами в экономике, завершением перехода всех отраслей произ водства на новую систему планирования и материального стимули рования.
Планирование включает прогнозирование развития и моделиро вание управляемых объектов. Организация представляет собой выбор и формирование объекта и структуры управления, определе ние соотношений между структурными элементами системы и их взаимодействия. Регулирование направлено на поддержание тре буемого соотношения между различными элементами системы, лик видацию возможных отклонений от плановых заданий в функци онировании управляемого объекта. Контроль заключается в наблю дении и проверке соответствия хода и развития процесса производства заданному разработанному плану. Учет — это подведение итогов выполнения плана или определенных этапов его осуществления. Он позволяет иметь итоговую информацию, систе матизировать ее, использовать информационную базу для разра ботки программы действия системы в последующий период. Пе речисленные общие принципы управления применимы к дорожно строительному производству.
26