Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
При работе с погрузкой грунта в транспортные средства в дву стороннем резерве выработка определится по формуле
П" = 60 (LhbKnt\fl2KB):[L : v + (гаа.с — 1) tc + *n0B],
где n а-с — число автомобилей, загруженных на разрабатываемом участке; tc — время для смены автомобилей под погрузкой (0,20—- 0,25 мин); г\2 — коэффициент потери грунта при передаче с транс портера в автомобиль (0,9—0,95).
Продолжительность загрузки автомобиля-самосвала или землевоза зависит от длины пути Ln, проходимом грейдер-элеватором, рабочей скорости машины vp.x и потери времени tU0B на подъезды и отъезды автомобиля. Обычно при отъезде груженого автомобиля грейдер-элеватор останавливают для ожидания порожнего автомо биля. Когда он становится под выгрузочный конец транспортера, грейдер-элеватор начинает вновь двигаться и включается транс портер. При этой схеме создается холостой ход и становится небез опасной работа автомобиля, так как кабина иногда находится под транспортером.
* % “Г ^п.о*
Снижение времени на погрузку можно достичь применяя схему подачи автомобилей, показанную на рис. 8.14, по которой после за грузки грунтом автомобиль № 1, развернувшись вправо, отъезжа ет, а автомобили № 2, 3 и т. д. ожидают погрузки.
Продолжительность цикла работы автомобиля-самосвала
^а-с = (^р-х '•^р.х) + Рр + ( £ х.х '■v x .x ) + Ci] I
где Vp.x, vx.x — скорости движения груженого и порожнего пробега автомобиля; tM— продолжительность маневрирования автомобиля (0,5—0,8 мин); Lpx и Lx.x — путь груженого и порожнего пробега ав томобиля, м/мин tp — время на разгрузку (0,3— 1,2 мин).
Точно выработку грейдер-элеватора можно рассчитать, применяя графо-аналитический метод. Этим методом можно также анализи-
.ровать режимы машины, тягача, тяговых качеств колесного дви жителя, сопротивление грунта копанию и факторов, определяющих эффективность использования грейдер-элеватора, удельный расход топлива на 1 м3 вырезанного грунта [8.3].
Чтобы повысить выработку грейдер-элеватора, вначале с по мощью автогрейдера или бульдозера устраивают забой с вертикаль ными стенками высотой 40 см, грунт режут стружкой шириной 25—30 см. Регулируя плужную систему применительно к Д-437А (рис. 8.15), получают нужные углы резания ножа у, захвата а, вы соту расположения ножа Н и расстояние LR. Угол резания регули руют при помощи наклона кронштейна с ножом в нужную сторону за счет изменения крепления подкоса. Угол резания у может быть от 20 до 55°. Меньшие значения рекомендуются для тяжелых грун тов, большие — для легких. Угол захвата может иметь три значения: 40, 47, 30 и 55°. (рис. 8.15, а). Меньшие величины рекомендуются для тяжелых грунтов, большие — для легких. Для того чтобы диск
219
а)
Рис. 8.14. Схема движения автомобилейсамосвалов при работе с грейдер-элевато ром:
№1, 2, 3 — автомобили-самосва лы, 4 — грейдер-элеватор
Рис. 8.15. Регулировка рабочих органов грейдер-элеватора:
а — дискового |
ножа; |
б — ленточного |
транс |
|
|
портера; |
сверху); 2 — дис |
||
/ — лента транспортера |
(вид |
|||
ковый нож; |
3 — направление |
движения |
грей |
|
|
дер-элеватора |
|
|
располагался правильно, расстояние Ьд должно быть равно пример но 450 мм. В этом случае дорожный просвет приблизительно равен 370 мм, высота Н — около 800 мм при полностью поднятой плуж ной балке. Для уменьшения потерь грунта зазор между ножом и лентой транспортера должен быть минимальным (рис. 8.15, б ), но не менее 70—80 мм*во избежание пореза ленты. Грейдер-элевато рами можно возводить насыпи из боковых резервов, разрабатывать выемки и неглубокие канавы, устраивать полунасыпи на косогор ных участках с поперечным уклоном не более 10°.
Возведение насыпей грейдер-элеватором заключается в после довательных проходах вырезанием слоя грунта, отваливанием его на транспортер и перемещении транспортером в сторону. Грунт разрабатывается послойно на всю ширину резерва (рис. 8.16). Ширина зарезания зависит от группы грунта и обычно равна 27—
40см.
Трактор передвигается вплотную к кромке борозды. Для того
чтобы получить нужную глубину, обеспечивающую хорошую выра ботку, делают три прохода по одному следу. Нож заглубляют по степенно, во избежание нежелательных ударных нагрузок на грей дер-элеватор. Каждый последующий проход параллелен предыду щему, что достигается совмещением края гусеницы трактора с кромкой откоса борозды. Размер поперечных сечений насыпей оп ределяют длиной транспортера и предельной высотой подъема его
220
____^ |
3-й слой |
1-й. слой |
Ш г Н |
/ |
— к д |
в |
|
|
1-й слой.
шЩ'
1-й слой.
Рис. 8.16. Схема сооружения насыпи грейдер-элеватором в отвал:
/ — разметочные колья; 2 — забой, сделанный автогрейдером для первого прохода грейдерэлеватора; 3 — кол с высотной разметкой; 4 — ось дороги
верхнего конца. При разработке одного резерва один из продоль ных проходов будет холостым, поэтому его следует выполнять на высшей передаче трактора. В конце разрабатываемого участка нож выглубляют, приподнимают транспортер и уменьшают обороты двигателя трактора. Длина участка работы не должна превышать 800— 1000 м. При меньших участках много времени тратится на повороты, а при больших грунт очень пересыхает и его приходится увлажнять до оптимальной влажности.
Разработку выемок грейдер-элеватором выполняют редко. При работе в отвал на обе стороны выемку разрабатывают круговыми рейсами с поворотом в конце участка. Машина послойно зарезает и- перемещает грунт в продольные отвалы. Ширина разрабатывае мой выемки достигает 18, а глубина 1,7 м. Для эффективной рабо ты грейдер-элеватора участок должен быть очищен от леса, пней, камней, кустарника, растительного слоя. Грейдер-элеваторы не мо гут быть использованы для разработки сыпучих, переувлажненных, липких грунтов, каменистых грунтов, в мокрых забоях, в пересечен ной местности на сравнительно крутых косогорах (больше 10°), так как он может сползти и опрокинуться.
При возведении насыпи в комплект включают грейдер-элеватор, (ведущая машина), бульдозеры, автогрейдер, катки на пневмати ческих шинах.
Бульдозеры разравнивают слои перед уплотнением, автогрейде
ры планируют и отделывают откосы и резервы. |
|
|
|
|
Грейдер-элеваторы с совковыми ножами ЦНИИС МПС |
Д-437 |
|||
АК во многих случаях эффективнее |
с дисковым. |
Его |
выработку |
|
можно (в м3/ч) подсчитать по формуле ЦНИИС |
|
|
|
|
77э.сопк — ЮООДр&р^р.х^фКп > |
|
|
|
|
где ftp — глубина грунта, м; (ftp = 2 |
р); ftp — ширина стружки грун |
|||
та (ftp= l,6 р, м; Ур.х — рабочая скорость машины, |
км/ч; |
Кф — коэф |
||
фициент формы поперечного сечения стружки (~ 0 ,9 5 ); |
кп — коэф |
|||
фициент потерь грунта (~ 0 ,8 8 ); р -— параметр параболы, |
очерчи |
|||
вающей поперечное сечение стружки. |
|
|
|
В табл. 11 приведена схема потока при возведении земляного полотна грейдер-элеватором в качестве ведущей машины.
221
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
||
№ сменной захватки |
I |
|
II |
|
|
III |
|
IV |
V |
|
|
|
•Наименование про |
Удаление |
Подготовка |
забоя |
Послойная досыпка |
Ликвидация времен |
Перемещение расти |
||||||
цесса |
раститель |
для грейдер-элевато |
насыпи с |
разравнива |
ных въездов. Устрой |
тельного грунта на от |
||||||
|
ного слоя |
ра. Послойная отсып |
нием грунта и уплот |
ство корыта, планиро |
косы и дно резерва. |
|||||||
|
грунта |
ка в насыпь. Разрав нением |
|
|
вание насыпи, откосов |
Окончательная |
плани |
|||||
|
|
нивание грунта. По |
|
|
|
|
ровка откосов |
и |
дна |
|||
|
|
слойное |
уплотнение |
|
|
|
|
резерва |
|
|
|
|
|
|
грунта. Заделка раз |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
рывов в земляном по |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
лотне. Устройство вре |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
менных въездов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ процесса |
I |
|
2—7 |
|
|
8— 10 |
|
П , 12 |
13, |
14 |
|
|
Длина захватки, м |
270 |
5 40+ 540 |
|
|
270 |
|
540 |
540 |
|
|
||
Длина специализи |
|
|
1200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рованного потока, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление потока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы на каждую |
Бульдозер |
Автогрейдер |
Д-557 |
Скрепер |
Д-374Б |
Автогрейдер Д-557 |
Бульдозер |
Д-535 |
||||
смену |
Д-535 |
№ 1 (0.25). |
|
№ 1— 5 |
(1,0). |
Буль |
№ 1 (1,0) № 2,3 (2,0). |
№ 7 (1,0). |
Автогрей |
|||
|
№ 1— 4 |
Г рейдер-элеватор |
дозер Р-535 № 5 (0,4). |
Бульдозер Д-535 № 6 |
дер Д-557 № 1 |
(0,8) |
||||||
|
( 1 , 0 ) * |
Д-437 А № 1— 2 |
(4.0). Каток Д-263 № 2 (0,5) |
(0,3) |
|
|
|
|
||||
|
|
Бульдозер |
Д-535 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ 5 (2,4) № 6 (2,8). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Каток |
Д -263 А |
№ 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4,0) № 2 (2,0) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* В скобках коэффициент использования машин.