Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При работе с погрузкой грунта в транспортные средства в дву­ стороннем резерве выработка определится по формуле

П" = 60 (LhbKnt\fl2KB):[L : v + (гаа.с — 1) tc + *n0B],

где n а-с — число автомобилей, загруженных на разрабатываемом участке; tc — время для смены автомобилей под погрузкой (0,20—- 0,25 мин); г\2 — коэффициент потери грунта при передаче с транс­ портера в автомобиль (0,9—0,95).

Продолжительность загрузки автомобиля-самосвала или землевоза зависит от длины пути Ln, проходимом грейдер-элеватором, рабочей скорости машины vp.x и потери времени tU0B на подъезды и отъезды автомобиля. Обычно при отъезде груженого автомобиля грейдер-элеватор останавливают для ожидания порожнего автомо­ биля. Когда он становится под выгрузочный конец транспортера, грейдер-элеватор начинает вновь двигаться и включается транс­ портер. При этой схеме создается холостой ход и становится небез­ опасной работа автомобиля, так как кабина иногда находится под транспортером.

* % “Г ^п.о*

Снижение времени на погрузку можно достичь применяя схему подачи автомобилей, показанную на рис. 8.14, по которой после за­ грузки грунтом автомобиль № 1, развернувшись вправо, отъезжа­ ет, а автомобили № 2, 3 и т. д. ожидают погрузки.

Продолжительность цикла работы автомобиля-самосвала

^а-с = (^р-х '•^р.х) + Рр + ( £ х.х '■v x .x ) + Ci] I

где Vp.x, vx.x — скорости движения груженого и порожнего пробега автомобиля; tM— продолжительность маневрирования автомобиля (0,5—0,8 мин); Lpx и Lx.x — путь груженого и порожнего пробега ав­ томобиля, м/мин tp — время на разгрузку (0,3— 1,2 мин).

Точно выработку грейдер-элеватора можно рассчитать, применяя графо-аналитический метод. Этим методом можно также анализи-

.ровать режимы машины, тягача, тяговых качеств колесного дви­ жителя, сопротивление грунта копанию и факторов, определяющих эффективность использования грейдер-элеватора, удельный расход топлива на 1 м3 вырезанного грунта [8.3].

Чтобы повысить выработку грейдер-элеватора, вначале с по­ мощью автогрейдера или бульдозера устраивают забой с вертикаль­ ными стенками высотой 40 см, грунт режут стружкой шириной 25—30 см. Регулируя плужную систему применительно к Д-437А (рис. 8.15), получают нужные углы резания ножа у, захвата а, вы­ соту расположения ножа Н и расстояние LR. Угол резания регули­ руют при помощи наклона кронштейна с ножом в нужную сторону за счет изменения крепления подкоса. Угол резания у может быть от 20 до 55°. Меньшие значения рекомендуются для тяжелых грун­ тов, большие — для легких. Угол захвата может иметь три значения: 40, 47, 30 и 55°. (рис. 8.15, а). Меньшие величины рекомендуются для тяжелых грунтов, большие — для легких. Для того чтобы диск

219



а)

Рис. 8.14. Схема движения автомобилейсамосвалов при работе с грейдер-элевато­ ром:

1, 2, 3 — автомобили-самосва­ лы, 4 — грейдер-элеватор

Рис. 8.15. Регулировка рабочих органов грейдер-элеватора:

а — дискового

ножа;

б — ленточного

транс­

 

портера;

сверху); 2 — дис­

/ — лента транспортера

(вид

ковый нож;

3 — направление

движения

грей­

 

дер-элеватора

 

 

располагался правильно, расстояние Ьд должно быть равно пример­ но 450 мм. В этом случае дорожный просвет приблизительно равен 370 мм, высота Н — около 800 мм при полностью поднятой плуж­ ной балке. Для уменьшения потерь грунта зазор между ножом и лентой транспортера должен быть минимальным (рис. 8.15, б ), но не менее 70—80 мм*во избежание пореза ленты. Грейдер-элевато­ рами можно возводить насыпи из боковых резервов, разрабатывать выемки и неглубокие канавы, устраивать полунасыпи на косогор­ ных участках с поперечным уклоном не более 10°.

Возведение насыпей грейдер-элеватором заключается в после­ довательных проходах вырезанием слоя грунта, отваливанием его на транспортер и перемещении транспортером в сторону. Грунт разрабатывается послойно на всю ширину резерва (рис. 8.16). Ширина зарезания зависит от группы грунта и обычно равна 27—

40см.

Трактор передвигается вплотную к кромке борозды. Для того

чтобы получить нужную глубину, обеспечивающую хорошую выра­ ботку, делают три прохода по одному следу. Нож заглубляют по­ степенно, во избежание нежелательных ударных нагрузок на грей­ дер-элеватор. Каждый последующий проход параллелен предыду­ щему, что достигается совмещением края гусеницы трактора с кромкой откоса борозды. Размер поперечных сечений насыпей оп­ ределяют длиной транспортера и предельной высотой подъема его

220


____^

3-й слой

1-й. слой

Ш г Н

/

— к д

в

 

 

1-й слой.

шЩ'

1-й слой.

Рис. 8.16. Схема сооружения насыпи грейдер-элеватором в отвал:

/ — разметочные колья; 2 — забой, сделанный автогрейдером для первого прохода грейдерэлеватора; 3 — кол с высотной разметкой; 4 — ось дороги

верхнего конца. При разработке одного резерва один из продоль­ ных проходов будет холостым, поэтому его следует выполнять на высшей передаче трактора. В конце разрабатываемого участка нож выглубляют, приподнимают транспортер и уменьшают обороты двигателя трактора. Длина участка работы не должна превышать 800— 1000 м. При меньших участках много времени тратится на повороты, а при больших грунт очень пересыхает и его приходится увлажнять до оптимальной влажности.

Разработку выемок грейдер-элеватором выполняют редко. При работе в отвал на обе стороны выемку разрабатывают круговыми рейсами с поворотом в конце участка. Машина послойно зарезает и- перемещает грунт в продольные отвалы. Ширина разрабатывае­ мой выемки достигает 18, а глубина 1,7 м. Для эффективной рабо­ ты грейдер-элеватора участок должен быть очищен от леса, пней, камней, кустарника, растительного слоя. Грейдер-элеваторы не мо­ гут быть использованы для разработки сыпучих, переувлажненных, липких грунтов, каменистых грунтов, в мокрых забоях, в пересечен­ ной местности на сравнительно крутых косогорах (больше 10°), так как он может сползти и опрокинуться.

При возведении насыпи в комплект включают грейдер-элеватор, (ведущая машина), бульдозеры, автогрейдер, катки на пневмати­ ческих шинах.

Бульдозеры разравнивают слои перед уплотнением, автогрейде­

ры планируют и отделывают откосы и резервы.

 

 

 

Грейдер-элеваторы с совковыми ножами ЦНИИС МПС

Д-437

АК во многих случаях эффективнее

с дисковым.

Его

выработку

можно (в м3/ч) подсчитать по формуле ЦНИИС

 

 

 

77э.сопк — ЮООДр&р^р.х^фКп >

 

 

 

где ftp — глубина грунта, м; (ftp = 2

р); ftp — ширина стружки грун­

та (ftp= l,6 р, м; Ур.х — рабочая скорость машины,

км/ч;

Кф — коэф­

фициент формы поперечного сечения стружки (~ 0 ,9 5 );

кп — коэф­

фициент потерь грунта (~ 0 ,8 8 ); р -— параметр параболы,

очерчи­

вающей поперечное сечение стружки.

 

 

 

В табл. 11 приведена схема потока при возведении земляного полотна грейдер-элеватором в качестве ведущей машины.

221


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

11

сменной захватки

I

 

II

 

 

III

 

IV

V

 

 

 

•Наименование про­

Удаление

Подготовка

забоя

Послойная досыпка

Ликвидация времен­

Перемещение расти­

цесса

раститель­

для грейдер-элевато­

насыпи с

разравнива­

ных въездов. Устрой­

тельного грунта на от­

 

ного слоя

ра. Послойная отсып­

нием грунта и уплот­

ство корыта, планиро­

косы и дно резерва.

 

грунта

ка в насыпь. Разрав­ нением

 

 

вание насыпи, откосов

Окончательная

плани­

 

 

нивание грунта. По­

 

 

 

 

ровка откосов

и

дна

 

 

слойное

уплотнение

 

 

 

 

резерва

 

 

 

 

 

грунта. Заделка раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рывов в земляном по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лотне. Устройство вре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

менных въездов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ процесса

I

 

2—7

 

 

8— 10

 

П , 12

13,

14

 

 

Длина захватки, м

270

5 40+ 540

 

 

270

 

540

540

 

 

Длина специализи­

 

 

1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рованного потока, м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление потока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы на каждую

Бульдозер

Автогрейдер

Д-557

Скрепер

Д-374Б

Автогрейдер Д-557

Бульдозер

Д-535

смену

Д-535

№ 1 (0.25).

 

№ 1— 5

(1,0).

Буль­

№ 1 (1,0) № 2,3 (2,0).

№ 7 (1,0).

Автогрей­

 

№ 1— 4

Г рейдер-элеватор

дозер Р-535 № 5 (0,4).

Бульдозер Д-535 № 6

дер Д-557 № 1

(0,8)

 

( 1 , 0 ) *

Д-437 А № 1— 2

(4.0). Каток Д-263 № 2 (0,5)

(0,3)

 

 

 

 

 

 

Бульдозер

Д-535

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 5 (2,4) № 6 (2,8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каток

Д -263 А

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4,0) № 2 (2,0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* В скобках коэффициент использования машин.