Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
12
Рис. 8.33. Методы разработки грунтов зимой:
а — рыхление |
мерзлых грунтов |
взрывным |
способом; 6 — блочная разработка мерзлых |
грун- |
|||
ТОв; |
в — оттаивание мерзлых грунтов горелками инфракрасного излучения; |
|
|||||
/ — экскаватор; |
2 — взорванный |
грунт; 3 — шпур; |
4 — буровой станок; |
5 — нарезанные |
блоки |
||
мерзлого грунта; 6 — кожух; 7 — керамический излучатель (800—900°); |
8 — редуктор; 9 — га |
||||||
зовый баллон; |
/0 — запальный |
факел; / / |
— кран; |
12 — ножки рамы; |
^ — коллектор; |
14 — |
|
|
|
|
трубка; |
рабочая рама |
|
|
Прогрессивными надежными выгодными способами рыхления и разработки грунта являются механические — с использованием ма шин. Экскаваторы с прямой лопатой при емкости ковша 0,65 м3 без предварительного рыхления разрабатывают слой грунта толщиной до 25 см, а с ковшом 1 м3 и более толщиной до 40—50 см. Мерзлый грунт можно рыхлить дизель-молотом с клином, трехклиновыми рыхлителями на тракторах и погрузчиках, экскаваторах трубчаты ми мерзлорыхлителями МТУ-СПИ-2 на тракторе Т-100. Дешевым
•способом является рыхление навесными рыхлителями на мощных тракторах в 130 л. с. и более с одним или несколькими зубьями. Рыхление производят на глубину не менее 15 см в пределах рабочих контуров выемки с уширением на двойную глубину промерзания. Выработку навесного рыхлителя при разработке мерзлых грунтов продольными проходами рассчитывают по формуле
. Я э = ( hB L pTkB) : ( Z p : 1000t>px) + ( / пов : 3600),
где h — средняя глубина рыхления, м; В — ширина захвата при рыхлении, м; Lp — длина рабочего хода в одну сторону, м; кв — коэффициент использования машины по времени; ир.х — рабочая скорость при рыхлении, км/ч; /Пов — длительность разворота в конце участка, сек (20—25);
В = [K-tJ'b + 2tgfi + /(n — 1)],
к п— коэффициент перекрытия соседних полос рыхления; b — тол
щина зуба рыхлителя, м; t — шаг зубьев, м; п — число зубьев; |
ц — |
|||
угол |
скола |
от вертикали |
(15—20°); Т — продолжительность |
сме |
ны, |
ч. |
|
8.36, б) состоит в том, что монолитность |
|
Блочный |
способ (рис. |
мерзлого грунта нарушают, нарезая его на блоки или полосы земле резными машинами и убирая экскаваторами.
Для непосредственной разработки мерзлых грунтов без подго товки к экскавации применяют траншейные и роторные экскаваторы с рабочими органами, режущими мерзлоту; одноковшовые экскава торы с ковшами, имеющими пневмоударные или виброударные (с электроприводом) активные зубья. В качестве активизатора зубьев в ковшах успешно применяются мощные пневмомолоты, установлен ные на передней стенке ковша. Пневматический ударный привод позволяет при ограниченных габаритах получать энергию удара •80— 100 кгс/см2. Пневмомолоты питаются от передвижной компрес сорной установки при давлении воздуха 6—7 кгс/см2. Выработка экскаватора с ковшом емкостью 0,5 м3 мерзлой супеси с глубиной промерзания составляет 40—45 м3/ч при погрузке на автомобили.
В механизации разработки грунтов зимой особое место занима ет гидромеханизация. Ее осуществляют плавучими землесосными снарядами из подводных забоев. Для этого вокруг землесосного снаряда поддерживают незамерзающую полынь (майну) с помощью потока более теплой воды, подаваемой с глубины насосами. Добы тая плавучими снарядами гидросмесь подается с начала по утеп ленному плавучему трубопроводу, а затем по стационарному трубо проводу к месту укладки. Обезвоживание грунта зимой осуществ
257
ляется водосборными колодцами, иглофильтрами и трубчатыми дренажами.
О с о б е н н о с т и т р а н с п о р т и р о в а н и я г р у н т а з имо й . Перемещение грунта должно быть организовано с таким расчетом, чтобы он был доставлен к месту выгрузки, разгружен и уплотнен раньше, чем произойдет его смерзание. Начало смерзания зависит от температуры наружного воздуха:
Температура |
наружного |
воздуха, |
—5 |
— 10 |
—20 |
—30 и ниже |
град....................................... ........................... |
|
|
|
|
||
Начало смерзания грунта, |
мин . . |
90 |
60 |
40 |
20 |
При скорости ветра более 7 м/с, а также наличии мерзлых ко мьев в количестве 10—30% эти сроки сокращают вдвое.
Транспортный цикл можно сократить, ускоряя процессы погруз ки и разгрузки, увеличивая скорости движения за счет устройства хороших землевозных путей к местам погрузки и разгрузки, тща тельно ухаживая за землевозными путями, за машинами, обеспечив условия нормальной работы обслуживающего персонала. Чтобы предотвратить примерзание грунта, кузова транспортных средств необходимо опрыскивать нефтепродуктами. При возможности ис пользуют автомобили-самосвалы с двойными стенками кузовов, между которыми пропускаются отработавшие газы. Способ обогре ва кузова не требует дополнительных эксплуатационных затрат и в определенных условиях достаточно эффективен. Однако он имеет и недостатки: нередко в кузове остается некоторый объем примерз шего грунта, который приходится удалять вручную; увеличивается сопротивление газов на выхлопе, что приводит к потере мощности двигателя, ухудшает режим его работы и как следствие увеличива ет расход топлива. Лучшим средством борьбы с примерзанием грун та дает смазка кузова автомобиля различными веществами, напри мер ниогрином.
Работа землеройных машин в забоях с подготовленным к разра ботке грунтом должна производиться непрерывно и круглосуточно, узким фронтом во избежание промерзания грунта во время переры вов. Стремление повысить выработку землеройных машин застав ляет использовать скреперы зимой. Накоплен достаточный опыт, чтобы сделать вывод о пригодности их для работы круглый год. Для набора используют толкачи, с осени в грунт добавляют соль из разчета 0,5 кг на 1 м2.
У с т р о й с т в о н а с ып е й . Насыпи, как правило, должны уст раиваться только из талого грунта. При отсыпке насыпи количество мерзлого грунта, если одежда устраивается вслед за отсыпкой, не должно быть более 20% с размером комьев не более 20—30 см, если одежда будет устраиваться после осадки насыпи, то 50% (СНиП Ш -Б 1-71). Наличие снега и льда в насыпях не допускается; выпа дающий снег следует удалять, во время сильных метелей и снегопа дов укладку грунта прекращают. Комья мерзлого грунта должны быть равномерно распределены в теле насыпи. Верхний слой насыпи толщиной 1,2— 1,5 м отсыпают только из талого грунта. Для устрой
268
ства насыпей зимой могут применяться без ограничения предвари тельно разрыхленные скальные грунты, гравий, щебень, песок круп ный и средней крупности. Несвязанные грунты укладывают и уплот няют как в летнее время.
Нижние части дорожных насыпей, окончание устройства кото рых намечают на зиму, отсыпают из хорошо дренирующих грунтов. Насыпи, располагаемые в пределах поймы реки или на затопляемой территории, а также регуляционные земляные сооружения возводят только из скальных и крупнообломочных грунтов или из крупного и средней крупности песка. Для уплотнения грунта в зимних усло виях рекомендуются трамбующие машины или плиты тяжелого типа, которые позволяют производить работы на коротком участке и зна чительной толщине уплотняемых слоев грунта или катки на пневма тических шинах и решетчатые катки. Для того чтобы грунт не поте рял способность уплотняться из-за быстрого смерзания, период от начала его разработки в карьере до окончательного уплотнения в насыпи (в мин) должен быть не более указанных на стр. 358.
Допускаемая крупность мерзлых кусков в зависимости от типа уплотняющих машин:
|
Величина комьев, см |
Катки на пневматических шинах массой 25—40 т |
15—20 |
Решетчатые катки и трамбующие машины . . . |
25—30 |
Работы по устройству земляного полотна должны непрерывно контролироваться.
При производстве земляных работ в зимнее время необходимо соблюдать указания СНиП 449-72.
О х р а н а т р у д а . Все рабочие, связанные с земляными рабо тами зимой, должны пройти инструктаж, знать требования техники безопасности при работе с машинами. Во время механического раз рушения мерзлого грунта в радиусе 50 м от экскаватора всем рабо чим, кроме машиниста, находящегося на кране, находиться нельзя. Запрещается одновременная работа двух экскаваторов на одном участке в радиусе 50 м, из которых один разрушает мерзлый грунт ударной нагрузкой, а другой разрабатывает разрыхленный грунт. Кабина машиниста экскаватора, рыхлящего мерзлый грунт (лобная часть), должна быть снабжена металлическим защитным кожухом и утеплена. Если защитным приспособлением служит металличе ская сетка, машинист должен иметь защитные очки с небьющиыися стеклами.Запрещается проход и нахождение людей между экскава тором и дизель-молотом или рыхлителем во время работы. При рых лении грунта взрывами должны соблюдаться правила ведения взрывных работ открытым способом (см. гл. 2).
§ 46. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ И ОТДЕЛКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Планировочные работы выполняются в общем технологическом потоке возведения земляного полотна на каждой захватке. Для удобства планировки насыпи по ширине возводят с запасом грунта
259
на откосах 5— 10 см, а откосы выемок не добирают на 10— 15 см. Запас не делают при отсыпке растительной земли на откосы. Ре зервы планируют после нивелирования их дна в продольном направ лении, чтобы обеспечить водоотвод. В поперечном направлении дну резерва придают уклон в соответствии с проектным профилем. Для планировки дна и откосов резервов применяют грейдеры, автогрей деры, легкие моторные катки. Внешний откос резерва планируют за один проход автогрейдера, дно резервов — за один-два прохода ав тогрейдера от подошвы насыпи, перекрывая по ширине каждый про ход на 0,2—0,3 м; и уплотняют за три-четыре прохода по одному следу при длине захватки 400—500 м.
Высокие насыпи и глубокие выемки планируют автогрейдерами (рис. 3.34, а) с откосниками или универсальным экскаватором-пла нировщиком Э-2516 рис. 8,34, б) — универсальной машиной, которая может выполнять различные операции и работать в грунтах I— III групп. Универсальность достигается за счет телескопического рабо чего оборудования и наличия сменных рабочих органов. На пово ротной платформе смонтированы силовая установка, гидропривод, механизм поворота, рабочее оборудование и кабина машиниста. Сменными рабочими органами являются ковши (экскавационный) емкостью 0,25 м3, планировочный со сплошной режущей кромкой емкостью 0,4 м3, погрузочный емкостью 0,4 м3, отвал шириной 1,8 м и удлинители стрелы 1 и 2 м. Средняя продолжительность рабочего цикла в отвале равна 21 сек, при планировке дна выемки — 28,4 сек; наибольший радиус копания — 6,8—7,8 м, глубина копания — 3—3,7 м, высота копания и выгрузки — 3,2—3,6 м, угол поворота ковша— 116°, угол поворота стрелы вокруг своей оси в обе сторо ны — 45°.
260
Рис. 8.35. Контроль планировочных работ с использованием ПУЛ
Для уплотнения откосов применяют катки моторные с гладкими вальцами и на пневматических шинах. Откосы отделывают за дватри прохода сначала с обочины сверху, затем со стороны резерва снизу. Грунт, срезанный с откосов, распределяют на обочины, после этого уплотняют обочины. При невысоких насыпях и неглубоких вы емках планируют грейдерами или автогрейдерами с откосниками и уширителями, также бульдозерами с откосниками; для уплотнения применяют легкие моторные катки с гладкими вальцами или на пневматических шинах. Откосы отделыв-ают за два-три прохода, разравнивая излишний грунт на обочине. При отделке обочин угол отвала устанавливают под углом 50—70°.
Верхнюю часть земляного полотна планируют автогрейдерами или прицепными грейдерами по 8- или 11-проходной стандартной схеме. Если захватка меньше 500 м, автогрейдер должен двигаться челночно с разворотом отвала на 180? в конце участка. Обочины уплотняют катками легкими моторными или на пневматических шинах за два-четыре прохода по одному следу с перекрытием сосед них следов. При планировке высоких откосов грунт, срезанный с откоса выемки, вывозят, а срезанный с откоса насыпи разравни вают бульдозером по берме или дну резерва.
Контроль качества планировки ведут инструментально и визу ально, проверяя правильность отметок земляного полотна, крутизну и положение откосов лекалами на всех пикетах, переломных и про межуточных точках.
На рис. 8.35 показана схема контроля планировочных работ с использованием станций ПУЛ. Направляющую станцию устанавли вают на расстоянии а, равном 64-2-4-6 м. Прожектор ориентируют по симметрично расположенной вехе на расстоянии 500 м и уста-
261
Рис. 8.36, Способы укрепления откосов:
а — одерновкой; б — гидропосевом трав; / — дерноукладчик-дернорез; 2 — дернина, уложенная на откос
навливают радиосигнальную зону луча на проектное значение уклона земляного полотна. Откосопланнровщик устанавливают на гра нице раздела светофильтров, фотоприемник ориентируют на про жектор, а удлинитель отвала по показаниям уклонометра фикси руют под проектным значением уклона откоса. До планировочных работ ликвидируют все временные въезды и съезды.
§ 47, УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НА ОБОЧИНАХ И ОТКОСАХ
Откосы и обочины укрепляют, чтобы предохранить их от раз рушения водой, ветром. Основным видом укрепления является посев многолетних трав, обеспечивающий наиболее экономичное и быст рое создание прочного дернового покрова, или одерновка из свеже го лугового дерна (рис. 8.36). Для засева трав с планировкой или без нее используют агрегат ЦНИИС, экскаватор, кран или трактор,
снавесным оборудованием. Для одерновки применяют дернорездерноукладчик на колесном тракторе с прицепом для доставки дер на. Одерновка бывает: сплошная с планировкой и без нее, в стенку
сзасевом травами. Эти способы пригодны при небольшой крутизне укрепляемого откоса— 1: 1,5.
Многолетние травы сеют по растительному грунту, уложенному
на откосах слоем 10— 15 см; при гидропосеве грунт не применяют (рис. 8.36,6). При механизированном способе укрепления откосов посев трав рекомендуется производить сразу после нанесения расти тельного грунта. Если укрепление откосов производится поздней осенью, когда посев трав уже не допускается, подготовленные отко сы следует покрывать растительным грунтом, а травы высевают весной. Для посева применяют смесь семян трех биологических групп — рыхлокустовых, корневищных и бобовых.
На откосах устраивают также шлако-глинобитный или глини стый защитный слой. Средствами механизации служат экскаватордраглайн с ковшом 1 м3, автогрейдеры и бульдозеры. Экскаватор рассыпает материал, а другие машины его распределяют и плани руют. Откосы можно укреплять грунтом, обработанным в смесите лях вяжущим. Грунт распределяют на насыпях высотой до 3,5 м
262