Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Силу тяги автомобиля проверяют по сцеплению с дорожным по­ крытием: F cn = 4- Q) ера, где/3 — собственная масса автомобиля, кг; Q — полезная нагрузка (грузоподъемность) автомобиля, кг; Ф — коэффициент сцепления ведущих колес с дорожным покрытием (щебеночным, гравийным, мокрым асфальтом 0,3— 0,5, сухой грун­ товой дорогой 0,4—0,6, мокрой 0,2—0,4); а — коэффициент, опреде­ ляющий, какая часть массы автомобиля передается на ведущие колеса (для автомобилей и автомобилей-тягачей двухосных у = 0,55—0,65, для автомобилей и автомобилей-тягачей с двумя ве­ дущими осями — 0,65—0,75, для седельных двухосных тягачей с по­ луприцепами (от массы тягача плюс нагрузка от прицепа

а = 0,65—0,75).

Затем определяют, какой тип прицепа можно применить в дан­ ных условиях рельефа местности с учетом возможности движения на участках с наибольшим подъемом i.

Сопротивление груженого автомобиля на подъеме:

Wb = (W0 + i)(P + Q),

где Р —-собственная масса автомобиля, кг; Q — полезная на­ грузка автомобиля, кг; Wo — основное удельное сопротивление при движении приведено ниже:

 

 

 

 

 

W a , к г с / с м 2

Рыхлый

 

песок слоем не более 20 см . . . . .

.

250

—•

Грунт,

отсыпанная

н а с ы п ь ..........................................

 

300

—■

Грунтовая дорога в плохом состоянии . . . . . .

 

100—200

То же,

в

удовлетворительном состоянии . . . .

 

30

 

Щебеночное (гравийное) покрытие................................

 

25—35 30—40 .

Бетонное

покрытие

. ...................................................Ю— 14

12— 16'

Асфальтобетонные

крупнозернистые смеси . .

.

И — 12

14— 15

То же, песчаны е.....................................................................

 

10—14

12— 16

Свободная сила тяги, которая может быть использована для пе­ редвижения прицепа, (кг) F CB = ^сц — Wa. Наибольшая возмож­ ная масса прицепа с грузом определится из уравнения (кг) '

(W o + i) (Япр + Qnp) — Т'св и P a v + Qnp = (Тсв : «'о + Р -

По выбранной массе прицепа в справочнике определяют его мар­ ку. Затем рассчитывают экономическую эффективность применения прицепов разных марок и грузоподъемностей при различных вели­ чинах подъемов при движении. Сравнение ведут по стоимости ма- шино-смены, по приведенным затратам и последующим показате­ лям: общее количество перевезенного грунта при общем сменном пробеге без прицепа; с прицепом; количество перевезенного груза по каждому варианту; стоимость перевозки груза по тем же вариантам; окончательный расчет снижения стоимости перевозок при примене­ нии прицепов.

268


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 8

8.1.Автоматизация производственных процессов в дорожном строительстве. Под ред. д-ра техн. наук Л. Я. Цикермана. М., «Транспорт», 1972. 310 с.

8.2.А д а с и н с к и й С. А. Эффект воздушной подушки и его использование.

М., «Наука», 1974. 320 с.

8.3.

А л е к с е е в а

Т.

В.,

А р т е м ь е в

К. А. и

др.

Дорожные

машины

для земляных работ. М., «Машиностроение», 1972. 504 с.

 

 

 

 

8.4.

Б и т к и н Г.

В.,

Г о р и н М.

А.,

В а в и л о в Н.

Г. Гидромеханиза­

ция на транспортном строительстве. М., «Транспорт», 1970. 304 с.

 

 

 

8.5.

Д е г т я р е в

 

В.

С.

 

Основы

автоматизации

землеройных

машин.

М.,

«Высшая школа», 1969. 88 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.6.

К а л у ж с к и й

Н.

А., Б а т р а к о в

О. Т.

Уплотнение земляного

по­

лотна и дорожных одежд. М.,

«Транспорт», 1971. 155 с.

 

 

 

 

 

8.7.

К а р д а е в

М. А.,

В е л и ч к о

В.

А., М е п у р и ш в и л и

Г-

Е.

Гео­

дезия в дорожном строительстве. М., «Недра», 1972. 144 с.

 

 

 

 

8.8.

К р и в ш и н

А.

П.,

 

М а р т ы н о в

Н. В. и

др.

Повышение произво­

дительности землеройно-транспортных машин. М., «Транспорт», 1969. 150 с.

8.9. Машины для разработки мерзлых грунтов. Под общей ред. В. Д. Телуш-

кина. М.,

«Машиностроение»,

19731. 268

с.

 

 

 

 

8.10.

П о л о с и н - Н и к и т и н

С.

М.

Механизация дорожных работ.

М.,

«Транспорт», 1966. 399 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.11.

П о л о с и н - Н и к и т и н

С.

М.

Основы

технологии

дорожных работ.

М., «Транспорт», 1972. 328 с.

 

 

 

 

 

 

 

8.12.

П л е ш к о в Д.

И.

и

др.

Самоходные

скреперы

и землевозы.

М.,

«Машиностроение», 1971.

271

с.

 

 

 

 

 

 

8.13.Сибирский автомобильно-дорожный институт. Вопросы строительства автомобильных дорог. Западно-Сибирское книжное издательство, 4970. 244 с.

8.14.Строительство автомобильных дорог. Ч. И. Под ред. Н. Н. Иванова.

М., «Транспорт», 1969. 407 с.

8.15. С о р о к и н

П. И. Комплексная механизация возведения

земляного

полотна автомобильных дорог. М., «Транспорт», 1967. 160 с.

 

 

8.16. С о р о к и н

П.

И.

Оптимальное использование машин

на

земляных

работах в дорожном строительстве. М., «Транспорт», 1973. 280 с.

 

 

8.17. Х а р х у т а

Н.

Я-

Машины для уплотнения грунтов.

Л.,

«Машино­

строение», 1973. 172 с.

 

 

 

 

 

8.18.Ш к у н д и н В. М. Оборудование гидромеханизации земляных работ.

М., «Энергия», 1970. 240 с.


Г л а в а 9

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

§49. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЙКИ ПОКРЫТИЙ НИЗШЕГО ТИПА

Взависимости от скорости, перспективной интенсивности и ха­ рактера движения, капитальности конструкций, межремонтных сро­ ков покрытия, технико-экономических показателей (стоимости пост­ ройки, себестоимости перевозок, срока окупаемости расходов) дорожные одежды разделяют на основные группы: усовершенство­ ванные капитальные и облегченные, переходные, низшие.

Покрытия низшего типа устраивают на дорогах V категории.

Для интенсивности движения 250 авт./сутки пригодны грунтовые покрытия, укрепленные местными скелетными материалами (гра­ вием, щебнем и др.), если интенсивность 200 авт./сутки — грунтовые с подобранным гранулометрическим составом, для 100 авт./сутки — грунтовые неукрепленные.

На грунтовых профилированных дорогах водоотвод обеспечи­ вают, устраивая поперечный уклон проезжей части и боковые кана­ вы. Постройка профилированной дороги механизирована (рис. 9.1). Профилированием называют процесс устройства невысоких насы­ пей из боковых канав или нешироких резервов; он заключается в последовательных проходах грейдера или автогрейдера с обеих

сторон обрабатываемого

участка; выполняются работы

сначала

по зарезанию, затем по

перемещению и разравниванию

грунта

(рис. 9.1). Для отделки канав трепециевидного профиля на послед­ них проходах используют откосник. Верхний слой грунтовой доро­ ги уплотняют легкими кулачковыми и моторными катками, прицеп­ ными катками на пневматических шинах.

Для повышения эффективности профилирования рекомендуется придерживаться определенных углов установки отвала и глубины резания (табл. 15).

Грунтовые дороги с подобранным гранулометрическим составом, т. е. улучшенные гранулометрическими добавками оптимального состава применяются теперь сравнительно редко. Грунт оптималь­ ного состава— это смесь, обладающая максимальной плотностью и устойчивостью. Улучшение грунтов достигается добавкой к глини­ стому грунту песка или к песчаному грунту глины. Подбором фрак-

270



Рис. 9.1. Схема профилирова­ ния грунтовой дороги авто­ грейдером

дий можно добиться минимальной пористости и максимальной плотно­ сти грунта. Практика строительства дает основание считать, что в засуш­ ливых районах оптимальные смеси должны содержать больше глини­ стых частиц (8— 14% ); в районах избыточного увлажнения глинистых частиц в оптимальной смеси должно быть меньше 3— 10%.

Грунтовые, укрепленные местны­ ми скелетными материалами (грави­ ем, щебнем), позволяют сократить срок распутицы на дороге. Для это­ го по спрофилированному земляному полотну рассыпают улучшающий ма­ териал, который заранее вывозят на обочину. По мере погружения щебня (гравия) в грунт добавляют новые его порции. По другому способу в земляном полотне отрывают корыто или подсыпают обочины. В хорошо уплотненное корыто рассыпают рас­ четное количество щебня, который засыпают грунтом, взятым из коры­ та или доставленным со стороны.

Затем грунт и щебень тщательно перемешивают прицепным грей­ дером или автогрейдером и уплотняют катками. По третьему спо­

собу грунт земляного полотна

разрыхляют, рассыпают

щебень

(гравий), перемешивают и автогрейдером уплотняют катками.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

 

 

№ прохода

 

Углы, град

 

Операция (см. рис. 8.37)

по рис. 8.37

захвата

резания р

наклона f

 

 

а

Зарезание (200 мм)

1

35

28

9

Перемещение

 

2

 

50

41

I

Зарезание (200

мм)

3

 

35

28

11

Перемещение

 

4 ,

5

50

41

I

Зарезание (200

мм)

6

 

35

29

11

Перемещение

 

7 , 8 , 9

50

41

2

Зарезание (150

мм)

10

 

35

29

19

Перемещение

 

11

 

50

41

3

Зарезание (150 мм)

12

 

35

29

17

Перемещение

 

13,

14

50

41

3

Разравнивание

 

15,

16

50

41

3

Отделка канав откосником

 

 

45

41

19

Разравнивание

грунта отвалом с

17,

18

55

41

3

Удлинителем

 

 

 

 

 

 

271