Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Силу тяги автомобиля проверяют по сцеплению с дорожным по крытием: F cn = (Р 4- Q) ера, где/3 — собственная масса автомобиля, кг; Q — полезная нагрузка (грузоподъемность) автомобиля, кг; Ф — коэффициент сцепления ведущих колес с дорожным покрытием (щебеночным, гравийным, мокрым асфальтом 0,3— 0,5, сухой грун товой дорогой 0,4—0,6, мокрой 0,2—0,4); а — коэффициент, опреде ляющий, какая часть массы автомобиля передается на ведущие колеса (для автомобилей и автомобилей-тягачей двухосных у = 0,55—0,65, для автомобилей и автомобилей-тягачей с двумя ве дущими осями — 0,65—0,75, для седельных двухосных тягачей с по луприцепами (от массы тягача плюс нагрузка от прицепа
а = 0,65—0,75).
Затем определяют, какой тип прицепа можно применить в дан ных условиях рельефа местности с учетом возможности движения на участках с наибольшим подъемом i.
Сопротивление груженого автомобиля на подъеме:
Wb = (W0 + i)(P + Q),
где Р —-собственная масса автомобиля, кг; Q — полезная на грузка автомобиля, кг; Wo — основное удельное сопротивление при движении приведено ниже:
|
|
|
|
|
W a , к г с / с м 2 |
|
Рыхлый |
|
песок слоем не более 20 см . . . . . |
. |
250 |
—• |
|
Грунт, |
отсыпанная |
н а с ы п ь .......................................... |
|
300 |
—■ |
|
Грунтовая дорога в плохом состоянии . . . . . . |
|
100—200 |
— |
|||
То же, |
в |
удовлетворительном состоянии . . . . |
|
30 |
|
|
Щебеночное (гравийное) покрытие................................ |
|
25—35 30—40 . |
||||
Бетонное |
покрытие |
. ...................................................Ю— 14 |
12— 16' |
|||
Асфальтобетонные |
крупнозернистые смеси . . |
. |
И — 12 |
14— 15 |
||
То же, песчаны е..................................................................... |
|
10—14 |
12— 16 |
Свободная сила тяги, которая может быть использована для пе редвижения прицепа, (кг) F CB = ^сц — Wa. Наибольшая возмож ная масса прицепа с грузом определится из уравнения (кг) '
(W o + i) (Япр + Qnp) — Т'св и P a v + Qnp = (Тсв : «'о + Р -
По выбранной массе прицепа в справочнике определяют его мар ку. Затем рассчитывают экономическую эффективность применения прицепов разных марок и грузоподъемностей при различных вели чинах подъемов при движении. Сравнение ведут по стоимости ма- шино-смены, по приведенным затратам и последующим показате лям: общее количество перевезенного грунта при общем сменном пробеге без прицепа; с прицепом; количество перевезенного груза по каждому варианту; стоимость перевозки груза по тем же вариантам; окончательный расчет снижения стоимости перевозок при примене нии прицепов.
268
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 8
8.1.Автоматизация производственных процессов в дорожном строительстве. Под ред. д-ра техн. наук Л. Я. Цикермана. М., «Транспорт», 1972. 310 с.
8.2.А д а с и н с к и й С. А. Эффект воздушной подушки и его использование.
М., «Наука», 1974. 320 с.
8.3. |
А л е к с е е в а |
Т. |
В., |
А р т е м ь е в |
К. А. и |
др. |
Дорожные |
машины |
|||||
для земляных работ. М., «Машиностроение», 1972. 504 с. |
|
|
|
|
|||||||||
8.4. |
Б и т к и н Г. |
В., |
Г о р и н М. |
А., |
В а в и л о в Н. |
Г. Гидромеханиза |
|||||||
ция на транспортном строительстве. М., «Транспорт», 1970. 304 с. |
|
|
|
||||||||||
8.5. |
Д е г т я р е в |
|
В. |
С. |
|
Основы |
автоматизации |
землеройных |
машин. |
М., |
|||
«Высшая школа», 1969. 88 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.6. |
К а л у ж с к и й |
Н. |
А., Б а т р а к о в |
О. Т. |
Уплотнение земляного |
по |
|||||||
лотна и дорожных одежд. М., |
«Транспорт», 1971. 155 с. |
|
|
|
|
|
|||||||
8.7. |
К а р д а е в |
М. А., |
В е л и ч к о |
В. |
А., М е п у р и ш в и л и |
Г- |
Е. |
Гео |
|||||
дезия в дорожном строительстве. М., «Недра», 1972. 144 с. |
|
|
|
|
|||||||||
8.8. |
К р и в ш и н |
А. |
П., |
|
М а р т ы н о в |
Н. В. и |
др. |
Повышение произво |
дительности землеройно-транспортных машин. М., «Транспорт», 1969. 150 с.
8.9. Машины для разработки мерзлых грунтов. Под общей ред. В. Д. Телуш-
кина. М., |
«Машиностроение», |
19731. 268 |
с. |
|
|
|
|
||
8.10. |
П о л о с и н - Н и к и т и н |
С. |
М. |
Механизация дорожных работ. |
М., |
||||
«Транспорт», 1966. 399 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.11. |
П о л о с и н - Н и к и т и н |
С. |
М. |
Основы |
технологии |
дорожных работ. |
|||
М., «Транспорт», 1972. 328 с. |
|
|
|
|
|
|
|
||
8.12. |
П л е ш к о в Д. |
И. |
и |
др. |
Самоходные |
скреперы |
и землевозы. |
М., |
|
«Машиностроение», 1971. |
271 |
с. |
|
|
|
|
|
|
8.13.Сибирский автомобильно-дорожный институт. Вопросы строительства автомобильных дорог. Западно-Сибирское книжное издательство, 4970. 244 с.
8.14.Строительство автомобильных дорог. Ч. И. Под ред. Н. Н. Иванова.
М., «Транспорт», 1969. 407 с.
8.15. С о р о к и н |
П. И. Комплексная механизация возведения |
земляного |
|||
полотна автомобильных дорог. М., «Транспорт», 1967. 160 с. |
|
|
|||
8.16. С о р о к и н |
П. |
И. |
Оптимальное использование машин |
на |
земляных |
работах в дорожном строительстве. М., «Транспорт», 1973. 280 с. |
|
|
|||
8.17. Х а р х у т а |
Н. |
Я- |
Машины для уплотнения грунтов. |
Л., |
«Машино |
строение», 1973. 172 с. |
|
|
|
|
|
8.18.Ш к у н д и н В. М. Оборудование гидромеханизации земляных работ.
М., «Энергия», 1970. 240 с.
Г л а в а 9
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
§49. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЙКИ ПОКРЫТИЙ НИЗШЕГО ТИПА
Взависимости от скорости, перспективной интенсивности и ха рактера движения, капитальности конструкций, межремонтных сро ков покрытия, технико-экономических показателей (стоимости пост ройки, себестоимости перевозок, срока окупаемости расходов) дорожные одежды разделяют на основные группы: усовершенство ванные капитальные и облегченные, переходные, низшие.
Покрытия низшего типа устраивают на дорогах V категории.
Для интенсивности движения 250 авт./сутки пригодны грунтовые покрытия, укрепленные местными скелетными материалами (гра вием, щебнем и др.), если интенсивность 200 авт./сутки — грунтовые с подобранным гранулометрическим составом, для 100 авт./сутки — грунтовые неукрепленные.
На грунтовых профилированных дорогах водоотвод обеспечи вают, устраивая поперечный уклон проезжей части и боковые кана вы. Постройка профилированной дороги механизирована (рис. 9.1). Профилированием называют процесс устройства невысоких насы пей из боковых канав или нешироких резервов; он заключается в последовательных проходах грейдера или автогрейдера с обеих
сторон обрабатываемого |
участка; выполняются работы |
сначала |
по зарезанию, затем по |
перемещению и разравниванию |
грунта |
(рис. 9.1). Для отделки канав трепециевидного профиля на послед них проходах используют откосник. Верхний слой грунтовой доро ги уплотняют легкими кулачковыми и моторными катками, прицеп ными катками на пневматических шинах.
Для повышения эффективности профилирования рекомендуется придерживаться определенных углов установки отвала и глубины резания (табл. 15).
Грунтовые дороги с подобранным гранулометрическим составом, т. е. улучшенные гранулометрическими добавками оптимального состава применяются теперь сравнительно редко. Грунт оптималь ного состава— это смесь, обладающая максимальной плотностью и устойчивостью. Улучшение грунтов достигается добавкой к глини стому грунту песка или к песчаному грунту глины. Подбором фрак-
270
дий можно добиться минимальной пористости и максимальной плотно сти грунта. Практика строительства дает основание считать, что в засуш ливых районах оптимальные смеси должны содержать больше глини стых частиц (8— 14% ); в районах избыточного увлажнения глинистых частиц в оптимальной смеси должно быть меньше 3— 10%.
Грунтовые, укрепленные местны ми скелетными материалами (грави ем, щебнем), позволяют сократить срок распутицы на дороге. Для это го по спрофилированному земляному полотну рассыпают улучшающий ма териал, который заранее вывозят на обочину. По мере погружения щебня (гравия) в грунт добавляют новые его порции. По другому способу в земляном полотне отрывают корыто или подсыпают обочины. В хорошо уплотненное корыто рассыпают рас четное количество щебня, который засыпают грунтом, взятым из коры та или доставленным со стороны.
Затем грунт и щебень тщательно перемешивают прицепным грей дером или автогрейдером и уплотняют катками. По третьему спо
собу грунт земляного полотна |
разрыхляют, рассыпают |
щебень |
||||
(гравий), перемешивают и автогрейдером уплотняют катками. |
||||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
|
|
№ прохода |
|
Углы, град |
|
|
Операция (см. рис. 8.37) |
по рис. 8.37 |
захвата |
резания р |
наклона f |
||
|
|
а |
||||
Зарезание (200 мм) |
1 |
35 |
28 |
9 |
||
Перемещение |
|
2 |
|
50 |
41 |
I |
Зарезание (200 |
мм) |
3 |
|
35 |
28 |
11 |
Перемещение |
|
4 , |
5 |
50 |
41 |
I |
Зарезание (200 |
мм) |
6 |
|
35 |
29 |
11 |
Перемещение |
|
7 , 8 , 9 |
50 |
41 |
2 |
|
Зарезание (150 |
мм) |
10 |
|
35 |
29 |
19 |
Перемещение |
|
11 |
|
50 |
41 |
3 |
Зарезание (150 мм) |
12 |
|
35 |
29 |
17 |
|
Перемещение |
|
13, |
14 |
50 |
41 |
3 |
Разравнивание |
|
15, |
16 |
50 |
41 |
3 |
Отделка канав откосником |
|
|
45 |
41 |
19 |
|
Разравнивание |
грунта отвалом с |
17, |
18 |
55 |
41 |
3 |
Удлинителем |
|
|
|
|
|
|
271