Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автогрейдерами, более 3,5 экскаваторами-драглайнами, уплотняют катками или вибромашинами, подвешенными к стреле экскаватора. Прибегают также к укреплению щебнем, мощением откосов (руч­ ные работы), крупногабаритными блоками 1—5 т с укладкой их на откосы краном. Для укрепления откосов применяют бетонную или пластмассовую решетку, в ячейки которой засевают траву. Неболь­ шая масса пластмассовой решетки облегчает ее монтаж. Одерновку следует приурочивать к весеннему или осеннему периоду.

При гидропосеве в состав смеси входят: мульчирующие мате­ риалы— опилки, солома, целлюлоза, вода, битумная эмульсия, смесь семян различных сортов. Эта смесь тщательно перемешивает­ ся и наносится на откосы под давлением с использованием машины

(рис. 8.36,б).

§ 48. ВЫБОР МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

На выбор машин для производства земляных работ, их типо­ размеров существенное влияние оказывают конструкция и размеры земляного полотна, группа грунта, его гранулометрический состав и влажность.

По трудности разработки машинами грунты делятся на четыре группы; I — легкоподдающиеся разработке; II — средней трудности, III и IV — трудно разрабатываемые. Следует учитывать, что в раз­ ное время года один и тот же грунт может быть отнесен к разной группе, что должно быть учтено при выборе машин. Деление грун­ тов по трудности разработки различными землеройными машинами

[8, П].

Для получения наиболее высоких показателей машин требуется строгий контроль режимов работы их рабочих органов и регулиров­ ка углов резания, захвата и других установок, внимательное отно­ шение к техническому состоянию рабочих органов, например свое­ временной заточке ножей, работа по рациональным схемам и ре­ жимам так, чтобы для машины с самой высокой выработкой в комплекте подготовили благоприятные условия, например автогрей­ дер готовит забой для первого прохода грейдер-элеватор и др.

Важным элементом повышения выработки машин является пра­ вильное нормирование, учет работы каждой машины по объемным показателям во всех случаях, когда это возможно при оперативном учете и затраченном на работу времени. Хорошо налаженный учет позволяет ежедневно контролировать выработку каждого машини­ ста, оператора и добиться широкого социалистического соревнова­ ния, развития коммунистических методов труда.

Выбор ведущих машин (одной или нескольких), от которых зависит успех, производится при обязательном их сравнении по тех­ нико-экономическим показателям, после чего подбирают комплек­ тующие машины для механизации остальных процессов и рассчиты­ вают потребность в них. При этом нужно стремиться к минималь­ ному количеству машин в комплекте. Комплект машин, входящих в

263


колонну, отряд, бригаду или звено, должен быть подобран с учетом рельефа местности, грунтовых условий, заданных темпов работ, сроков сооружения земляного полотна и дорожных одежд.

Выбор типовых технологических схем достаточно сложен и мо­ жет быть правильно решен только после предварительного сравне­ ния нескольких вариантов и оптимизации на основе экономико-мате­ матических методов расчета, с использованием ЭВМ [8.15]. Вначале устанавливают вид землеройных машин в различных сооружениях земляного полотна. Далеко не все машины одинаково эффективны при сооружении насыпей или разработке выемок различной высоты (глубины) и ширины, поскольку конструктивные особенности не позволяют многим из них быть универсальными. Нужно учитывать источники получения грунта для насыпей. В последние годы от при­ трассовых карьеров приходится отказываться в силу того, что земли около дороги бывают заняты сельскохозяйственными угодьями. Чаще всего грунт берут из ближайших карьеров и выемок на доро­ ге, с непригодных для сельского хозяйства земель.

При строительстве дорог редки случаи, когда одна и та же руко­ водящая отметка остается одинаковой на большом протяжении на­ сыпи. На подходах к искусственным сооружениям, переходе трассы через понижения или повышения отметка земляного полотна замет­ но меняется. Такие изменения хотя и на коротких участках трассы, затрудняют постройку земляного полотна одной ведущей машиной и требуют включение в подразделение других машин.

Для того, чтобы предварительно и сугубо ориентировочно наме­ тить машины, можно воспользоваться данными табл. 13.

Типовые комплекты машин, разработанные различными научноисследовательскими и проектными организациями, например Союздорнии Минтрансстроя СССР, ВНИИСтройдормаш и др., с полным расчетом сил и средств, экономических показателей облегчают пред­ варительный подбор машин для выполнения отдельных видов работ.

При подборе комплекта машин из ведущих и комплектующих необходимо обеспечивать его надежность. Надежность комплекта — это комплексный показатель, характеризующий свойство комплекта машин работать безотказно, быть долговечным, ремонтопригодным и выполнять заданные ему функции — производить комплексно-ме­ ханизированные процессы по возведению земляного полотна в опре­ деленных эксплуатационных условиях. Надежность комплекта машин зависит от надежности каждой машины, входящей в ком­ плект.

Вероятность того, что за промежуток времени t произойдет п от­ казов (выходов из строя какой-либо машины комплекта) прибли­ женно равно

P n ( t ) = ( l t ) nl n \ е (л= о,1,2...),

где 2,7181..., X означает положительное число, не зависящее от С Физический смысл числа %— это среднее число отказов системы в единицу времени. Для того чтобы иметь возможность заранее рас­ считать надежность комплекта машин, нужно знать надежность тех

264


Никитин — Полосин 10

Высота

насыпи или Тип поперечного профиля глубина Ведущая машина

выемки, м

 

1

 

2

3

 

Насыпь

из

боко­

0 - 0 ,5

Автогрейдер

(грейдер)

вых резервов

 

 

 

 

Насыпь

из

привоз­

0 ,6

Экскаваторы

 

ного грунта

 

и выше

 

 

Насыпь

из

двусто­

До 1,0

Автогрейдеры

средние,

ронних боковых ре­

 

тяжелые или бульдозеры

зервов

 

 

 

 

 

Комплектующие машины

4

Дорожный рыхлитель

Автомобили-самосва­ лы, землевозы, полуприцепные и самоходные скреперы

Дорожные рыхлители

То

же

 

 

 

1 ,2 5 - 1 ,5

Грейдер-элеваторы

Автогрейдеры

Насыпь из односто­

0,8

То

же

 

 

 

То же

 

ронних

резервов

 

 

 

 

 

 

 

»

 

Насыпь

из

двусто­

Свыше

Бульдозеры

для

ниж­

 

ронних

резервов

 

1,0

ней

части насыпи,

скре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перы до 10 м3,

экскава­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торы-драглайны

1

м3 для

 

 

 

 

 

 

 

 

Свыше

верхней части

насыпи

»

 

Насыпь

из

 

одно­

То же

 

 

 

 

сторонних

резервов

1,0

 

 

 

 

 

 

 

Чередующиеся

на­

Не огра­

Скреперы 10

м3,

экска­

Бульдозеры,

звеньевые

сыпи и выемки раз­

ничена

ваторы 1 м3

 

 

 

транспортеры,

землевозы

личной высоты, глу­

 

 

 

 

 

 

 

 

бины

и

длины

(от­

 

 

 

 

 

 

 

 

дельные

участки

сос­

 

 

 

 

 

 

 

 

редоточенных

работ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Г руппа

Средняя

грунта

дальность

 

возки, м

5

6

I— IV

7— 10

I— IV

500

 

и более

I— III

5 —10

I— III

8— 15

I— III

8— 15

I— III

8 - 3 0

I— III

8—50

I—III

До 500

Оптимальная длина захватки, м

7

250—500

500— 1000 (в равнинной или

слабопересеченной местности)

500— 1000 (в равнинной местно­

сти с продольными уклонами не более

5 0 - 6 0 %0

То же

250—500

250—500

Зависит от условий сосредоточенных ра­ бот


П родолж ен и е табл. 13

1

2

3

4

5

6

7

То же, или насыпи Не огра-

Полуприцепные

или

Автомобили-самосва-

I —

I I I

из специальных карь-

ничена

самоходные

скреперы

лы, землевозы

 

 

 

еров

 

 

 

 

10 м3,

экскаваторы

1

м3

 

 

 

 

То

же

 

 

То же

Экскаваторы

до

2

м3

Автомобили-самосва-

I —

I V

 

 

 

 

 

Полуприцепы

и

само­

лы, автогрейдеры

 

 

 

 

 

 

»

ходные

скреперы >

10

м3

Г рейдеры-элеваторы

1—

I I I

Полунасыпи-полу-

Универсальные бульдо-

выемки

на

косогор-

 

зеры,

экскаваторы

до

 

 

 

 

ных участках не кру-

 

1 м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

че 20°

 

 

»

Скреперы до

10

м3

 

Бульдозеры

 

I —

I I I

То же, при про­

 

 

дольном

перемещении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грунта

 

 

 

Экскаваторы

 

 

 

Автомобили-самосва-

I V

Насыпи и выемки в

 

 

 

 

горных

условиях, а

 

 

 

 

 

 

 

лы, компрессоры, перфо-

 

 

также

в

скальных

 

 

 

 

 

 

 

раторы, станки буровые.

 

 

грунтах

или

мерзлых

 

 

 

 

 

 

 

универсальные

бульдозе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ры

 

 

 

Насыпь в

поймах

»

Оборудование

для гид-

Бульдозеры,

краны

I —

I V

реки

»

на болотах

По про-

ромеханизации

до

3

м3

трубоукладчики

 

I —

I V

 

Экскаваторы

Автомобили-самосва-

 

 

 

 

екту

в карьере,

до

1,5

м3

на

лы, бульдозеры

 

 

 

 

 

 

 

 

выторфовывании

 

 

Автогрейдеры

 

I —

I I I

Отделочные и пла-

До 2 ,5 —

Автогрейдеры, бульдо*

 

нировочные

работы

4

зеры

с

планировочным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оборудованием

 

 

 

То же

 

I —

I I I

То

же

 

 

Свыше

Специальное или смен-

 

 

 

 

 

4 , 5 - 6

ное

оборудование

на

 

 

 

 

 

 

 

 

и более

экскаваторах,

экскава­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тор-планировщик

 

 

 

 

 

 

До 3000

То же

Свыше

3000

До 30

50— 100

До 500

250—500

До 500

Зависит от условий

 

работы

До 2000

То же

Зависит

 

работы

 

500— 1000

500— 1000


 

 

Т а б л и ц а 14

Марка автомобиля

Грузоподъем­

Инвентарно-рас­

Себестоимость

ность, т

четная стоимость,

машино-часа,

 

 

тыс. руб.

руб.

ГАЗ-93Б

2 ,2 5

1,58

1 ,7 1 (0 ,6 1 )

ГАЗ-САЗ-53Б

3 ,5

3,9 6

2 ,5 1 (0 ,7 3 )

ЗИЛ-ММЗ-585И

3 ,5

1,87

2 ,2 2

(0 ,7 )

КАЗ-600В

3 ,5

2,547

2 ,3 8

(0 ,7 )

ЗИЛ-ММЗ-555

4 ,5

3,61

2 ,7 1 (0 ,7 6 )

МАЗ-205

6 ,0

3,531

2 ,9 9 (0 ,9 )

МАЗ-503Б

7 ,0

6,4 2

3 ,7 (1 ,0 2 )

КрАЗ-222Б

10,0

9,17

4 ,9 4 (1 ,2 )

КрАЗ-256

10,0

8,635

5 ,0 7 (1 ,2 2 )

КрАЗ-256Б

12,0

9,01

4 ,8 (1 ,2 )

МАЗ-525

25 ,0

18,725

8 ,6 4 (1 ,3 9 )

БелАЗ-540

27,0

26,145

9 ,8 3 (1 ,4 2 )

МАЗ-530

40 ,0

38,52

1 3 ,1 7 (1 ,9 7 )

БелАЗ-548А

40 ,0

38,73

1 5 ,4 8 (1 ,9 7 )

П р и м е ч а н и е . В скобках

показана себестоимость рабочей

силы, входя­

щая в себестоимость машино-часа.

 

 

 

 

машин, которые входят в комплект. Это делают испытанием машин. Наиболее надежны те комплекты, которые составлены из машин со знаком качества. Для повышения надежности комплекта, приходит­ ся резервировать те машины в комплекте, которые чаще всего дают отказы в работе или имеют малый показатель надежности.

Транспортные расходы при работе экскаваторов с автомобиля­ ми-самосвалами составляют большую долю стоимости производства земляных работ. Для ее снижения необходимо правильно выбрать транспортные средства. На земляных работах наиболее распрост­ ранены автомобили-самосвалы, землевозы с самосвальными кузо­ вами (табл. 14). Для повышения эффективности использования автомобилей в ряде случаев целесообразно применить прицепысамосвалы, кузов которых опрокидывается водителем. Выработку автомобиля-самосвала определяют по ЕНиРам или по формулам.

Для транспортирования грунта по бездорожью за рубежом раз­ рабатывают конструкции прицепов на воздушной подушке [8.2].

Где это возможно, выработку автомобиля-самосвала повышают при работе с прицепами. Техническую возможность и экономиче­ скую целесообразность применения прицепов к грузовым автомоби­ лям в определенных условиях можно определить следующим обра­ зом. Вначале рассчитывают силу тяги на ободе колеса автомоби­ ля (кг)

3600 2707V

F k = v ^ 1000'

v 11 ’

где N ■— наибольшая эффективная мощность двигателя автомобиля, л. с.; v — скорость движения, км/ч; т] — к. п. д. двигателя автомобиля

(0,82—0,90).

10*

267