Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
автогрейдерами, более 3,5 экскаваторами-драглайнами, уплотняют катками или вибромашинами, подвешенными к стреле экскаватора. Прибегают также к укреплению щебнем, мощением откосов (руч ные работы), крупногабаритными блоками 1—5 т с укладкой их на откосы краном. Для укрепления откосов применяют бетонную или пластмассовую решетку, в ячейки которой засевают траву. Неболь шая масса пластмассовой решетки облегчает ее монтаж. Одерновку следует приурочивать к весеннему или осеннему периоду.
При гидропосеве в состав смеси входят: мульчирующие мате риалы— опилки, солома, целлюлоза, вода, битумная эмульсия, смесь семян различных сортов. Эта смесь тщательно перемешивает ся и наносится на откосы под давлением с использованием машины
(рис. 8.36,б).
§ 48. ВЫБОР МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
На выбор машин для производства земляных работ, их типо размеров существенное влияние оказывают конструкция и размеры земляного полотна, группа грунта, его гранулометрический состав и влажность.
По трудности разработки машинами грунты делятся на четыре группы; I — легкоподдающиеся разработке; II — средней трудности, III и IV — трудно разрабатываемые. Следует учитывать, что в раз ное время года один и тот же грунт может быть отнесен к разной группе, что должно быть учтено при выборе машин. Деление грун тов по трудности разработки различными землеройными машинами
[8, П].
Для получения наиболее высоких показателей машин требуется строгий контроль режимов работы их рабочих органов и регулиров ка углов резания, захвата и других установок, внимательное отно шение к техническому состоянию рабочих органов, например свое временной заточке ножей, работа по рациональным схемам и ре жимам так, чтобы для машины с самой высокой выработкой в комплекте подготовили благоприятные условия, например автогрей дер готовит забой для первого прохода грейдер-элеватор и др.
Важным элементом повышения выработки машин является пра вильное нормирование, учет работы каждой машины по объемным показателям во всех случаях, когда это возможно при оперативном учете и затраченном на работу времени. Хорошо налаженный учет позволяет ежедневно контролировать выработку каждого машини ста, оператора и добиться широкого социалистического соревнова ния, развития коммунистических методов труда.
Выбор ведущих машин (одной или нескольких), от которых зависит успех, производится при обязательном их сравнении по тех нико-экономическим показателям, после чего подбирают комплек тующие машины для механизации остальных процессов и рассчиты вают потребность в них. При этом нужно стремиться к минималь ному количеству машин в комплекте. Комплект машин, входящих в
263
колонну, отряд, бригаду или звено, должен быть подобран с учетом рельефа местности, грунтовых условий, заданных темпов работ, сроков сооружения земляного полотна и дорожных одежд.
Выбор типовых технологических схем достаточно сложен и мо жет быть правильно решен только после предварительного сравне ния нескольких вариантов и оптимизации на основе экономико-мате матических методов расчета, с использованием ЭВМ [8.15]. Вначале устанавливают вид землеройных машин в различных сооружениях земляного полотна. Далеко не все машины одинаково эффективны при сооружении насыпей или разработке выемок различной высоты (глубины) и ширины, поскольку конструктивные особенности не позволяют многим из них быть универсальными. Нужно учитывать источники получения грунта для насыпей. В последние годы от при трассовых карьеров приходится отказываться в силу того, что земли около дороги бывают заняты сельскохозяйственными угодьями. Чаще всего грунт берут из ближайших карьеров и выемок на доро ге, с непригодных для сельского хозяйства земель.
При строительстве дорог редки случаи, когда одна и та же руко водящая отметка остается одинаковой на большом протяжении на сыпи. На подходах к искусственным сооружениям, переходе трассы через понижения или повышения отметка земляного полотна замет но меняется. Такие изменения хотя и на коротких участках трассы, затрудняют постройку земляного полотна одной ведущей машиной и требуют включение в подразделение других машин.
Для того, чтобы предварительно и сугубо ориентировочно наме тить машины, можно воспользоваться данными табл. 13.
Типовые комплекты машин, разработанные различными научноисследовательскими и проектными организациями, например Союздорнии Минтрансстроя СССР, ВНИИСтройдормаш и др., с полным расчетом сил и средств, экономических показателей облегчают пред варительный подбор машин для выполнения отдельных видов работ.
При подборе комплекта машин из ведущих и комплектующих необходимо обеспечивать его надежность. Надежность комплекта — это комплексный показатель, характеризующий свойство комплекта машин работать безотказно, быть долговечным, ремонтопригодным и выполнять заданные ему функции — производить комплексно-ме ханизированные процессы по возведению земляного полотна в опре деленных эксплуатационных условиях. Надежность комплекта машин зависит от надежности каждой машины, входящей в ком плект.
Вероятность того, что за промежуток времени t произойдет п от казов (выходов из строя какой-либо машины комплекта) прибли женно равно
P n ( t ) = ( l t ) nl n \ е (л= о,1,2...),
где 2,7181..., X означает положительное число, не зависящее от С Физический смысл числа %— это среднее число отказов системы в единицу времени. Для того чтобы иметь возможность заранее рас считать надежность комплекта машин, нужно знать надежность тех
264
Никитин — Полосин 10
Высота
насыпи или Тип поперечного профиля глубина Ведущая машина
выемки, м
|
1 |
|
2 |
3 |
|
Насыпь |
из |
боко |
0 - 0 ,5 |
Автогрейдер |
(грейдер) |
вых резервов |
|
|
|
|
|
Насыпь |
из |
привоз |
0 ,6 |
Экскаваторы |
|
ного грунта |
|
и выше |
|
|
|
Насыпь |
из |
двусто |
До 1,0 |
Автогрейдеры |
средние, |
ронних боковых ре |
|
тяжелые или бульдозеры |
|||
зервов |
|
|
|
|
|
Комплектующие машины
4
Дорожный рыхлитель
Автомобили-самосва лы, землевозы, полуприцепные и самоходные скреперы
Дорожные рыхлители
То |
же |
|
|
|
1 ,2 5 - 1 ,5 |
Грейдер-элеваторы |
Автогрейдеры |
||||||
Насыпь из односто |
0,8 |
То |
же |
|
|
|
То же |
|
|||||
ронних |
резервов |
|
|
|
|
|
|
|
» |
|
|||
Насыпь |
из |
двусто |
Свыше |
Бульдозеры |
для |
ниж |
|
||||||
ронних |
резервов |
|
1,0 |
ней |
части насыпи, |
скре |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
перы до 10 м3, |
экскава |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
торы-драглайны |
1 |
м3 для |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Свыше |
верхней части |
насыпи |
» |
|
|||
Насыпь |
из |
|
одно |
То же |
|
|
|
|
|||||
сторонних |
резервов |
1,0 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Чередующиеся |
на |
Не огра |
Скреперы 10 |
м3, |
экска |
Бульдозеры, |
звеньевые |
||||||
сыпи и выемки раз |
ничена |
ваторы 1 м3 |
|
|
|
транспортеры, |
землевозы |
||||||
личной высоты, глу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
бины |
и |
длины |
(от |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
дельные |
участки |
сос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
редоточенных |
работ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13
Г руппа |
Средняя |
грунта |
дальность |
|
возки, м |
5 |
6 |
I— IV |
7— 10 |
I— IV |
500 |
|
и более |
I— III |
5 —10 |
I— III |
8— 15 |
I— III |
8— 15 |
I— III |
8 - 3 0 |
I— III |
8—50 |
I—III |
До 500 |
Оптимальная длина захватки, м
7
250—500
500— 1000 (в равнинной или
слабопересеченной местности)
500— 1000 (в равнинной местно
сти с продольными уклонами не более
5 0 - 6 0 %0
То же
250—500
250—500
Зависит от условий сосредоточенных ра бот
П родолж ен и е табл. 13
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
То же, или насыпи Не огра- |
Полуприцепные |
или |
Автомобили-самосва- |
I — |
I I I |
|||||||||
из специальных карь- |
ничена |
самоходные |
скреперы |
лы, землевозы |
|
|
|
|||||||
еров |
|
|
|
|
10 м3, |
экскаваторы |
1 |
м3 |
|
|
|
|
||
То |
же |
|
|
То же |
Экскаваторы |
до |
2 |
м3 |
Автомобили-самосва- |
I — |
I V |
|||
|
|
|
|
|
Полуприцепы |
и |
само |
лы, автогрейдеры |
|
|
||||
|
|
|
|
» |
ходные |
скреперы > |
10 |
м3 |
Г рейдеры-элеваторы |
1— |
I I I |
|||
Полунасыпи-полу- |
Универсальные бульдо- |
|||||||||||||
выемки |
на |
косогор- |
|
зеры, |
экскаваторы |
до |
|
|
|
|
||||
ных участках не кру- |
|
1 м3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
че 20° |
|
|
» |
Скреперы до |
10 |
м3 |
|
Бульдозеры |
|
I — |
I I I |
|||
То же, при про |
|
|
||||||||||||
дольном |
перемещении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
грунта |
|
|
|
Экскаваторы |
|
|
|
Автомобили-самосва- |
I V |
|||||
Насыпи и выемки в |
|
|
|
|
||||||||||
горных |
условиях, а |
|
|
|
|
|
|
|
лы, компрессоры, перфо- |
|
|
|||
также |
в |
скальных |
|
|
|
|
|
|
|
раторы, станки буровые. |
|
|
||
грунтах |
или |
мерзлых |
|
|
|
|
|
|
|
универсальные |
бульдозе- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ры |
|
|
|
Насыпь в |
поймах |
» |
Оборудование |
для гид- |
Бульдозеры, |
краны |
I — |
I V |
||||||
реки |
» |
на болотах |
По про- |
ромеханизации |
до |
3 |
м3 |
трубоукладчики |
|
I — |
I V |
|||
|
Экскаваторы |
Автомобили-самосва- |
||||||||||||
|
|
|
|
екту |
в карьере, |
до |
1,5 |
м3 |
на |
лы, бульдозеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выторфовывании |
|
|
Автогрейдеры |
|
I — |
I I I |
|||
Отделочные и пла- |
До 2 ,5 — |
Автогрейдеры, бульдо* |
|
|||||||||||
нировочные |
работы |
4 |
зеры |
с |
планировочным |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
оборудованием |
|
|
|
То же |
|
I — |
I I I |
||
То |
же |
|
|
Свыше |
Специальное или смен- |
|
||||||||
|
|
|
|
4 , 5 - 6 |
ное |
оборудование |
на |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
и более |
экскаваторах, |
экскава |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
тор-планировщик |
|
|
|
|
|
|
До 3000 |
То же |
Свыше
3000
До 30 |
50— 100 |
До 500 |
250—500 |
До 500 |
Зависит от условий |
|
работы |
До 2000 |
То же |
Зависит |
|
работы |
|
— |
500— 1000 |
— |
500— 1000 |
|
|
Т а б л и ц а 14 |
||
Марка автомобиля |
Грузоподъем |
Инвентарно-рас |
Себестоимость |
|
ность, т |
четная стоимость, |
машино-часа, |
||
|
|
тыс. руб. |
руб. |
|
ГАЗ-93Б |
2 ,2 5 |
1,58 |
1 ,7 1 (0 ,6 1 ) |
|
ГАЗ-САЗ-53Б |
3 ,5 |
3,9 6 |
2 ,5 1 (0 ,7 3 ) |
|
ЗИЛ-ММЗ-585И |
3 ,5 |
1,87 |
2 ,2 2 |
(0 ,7 ) |
КАЗ-600В |
3 ,5 |
2,547 |
2 ,3 8 |
(0 ,7 ) |
ЗИЛ-ММЗ-555 |
4 ,5 |
3,61 |
2 ,7 1 (0 ,7 6 ) |
|
МАЗ-205 |
6 ,0 |
3,531 |
2 ,9 9 (0 ,9 ) |
|
МАЗ-503Б |
7 ,0 |
6,4 2 |
3 ,7 (1 ,0 2 ) |
|
КрАЗ-222Б |
10,0 |
9,17 |
4 ,9 4 (1 ,2 ) |
|
КрАЗ-256 |
10,0 |
8,635 |
5 ,0 7 (1 ,2 2 ) |
|
КрАЗ-256Б |
12,0 |
9,01 |
4 ,8 (1 ,2 ) |
|
МАЗ-525 |
25 ,0 |
18,725 |
8 ,6 4 (1 ,3 9 ) |
|
БелАЗ-540 |
27,0 |
26,145 |
9 ,8 3 (1 ,4 2 ) |
|
МАЗ-530 |
40 ,0 |
38,52 |
1 3 ,1 7 (1 ,9 7 ) |
|
БелАЗ-548А |
40 ,0 |
38,73 |
1 5 ,4 8 (1 ,9 7 ) |
|
П р и м е ч а н и е . В скобках |
показана себестоимость рабочей |
силы, входя |
||
щая в себестоимость машино-часа. |
|
|
|
|
машин, которые входят в комплект. Это делают испытанием машин. Наиболее надежны те комплекты, которые составлены из машин со знаком качества. Для повышения надежности комплекта, приходит ся резервировать те машины в комплекте, которые чаще всего дают отказы в работе или имеют малый показатель надежности.
Транспортные расходы при работе экскаваторов с автомобиля ми-самосвалами составляют большую долю стоимости производства земляных работ. Для ее снижения необходимо правильно выбрать транспортные средства. На земляных работах наиболее распрост ранены автомобили-самосвалы, землевозы с самосвальными кузо вами (табл. 14). Для повышения эффективности использования автомобилей в ряде случаев целесообразно применить прицепысамосвалы, кузов которых опрокидывается водителем. Выработку автомобиля-самосвала определяют по ЕНиРам или по формулам.
Для транспортирования грунта по бездорожью за рубежом раз рабатывают конструкции прицепов на воздушной подушке [8.2].
Где это возможно, выработку автомобиля-самосвала повышают при работе с прицепами. Техническую возможность и экономиче скую целесообразность применения прицепов к грузовым автомоби лям в определенных условиях можно определить следующим обра зом. Вначале рассчитывают силу тяги на ободе колеса автомоби ля (кг)
1Ш 3600 2707V
F k = v ^ 1000' |
v 11 ’ |
где N ■— наибольшая эффективная мощность двигателя автомобиля, л. с.; v — скорость движения, км/ч; т] — к. п. д. двигателя автомобиля
(0,82—0,90).
10* |
267 |