Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Таб л и ц а 16
Технологическая операция
Завоз и распределение щебня 40—70 мм,
м3/Ю0 м2
Уплотнение катком, число проходов по одному
следу |
|
|
|
|
Розлив вяжущего, л/м2 |
|
|||
Вторая |
россыпь щебня 20(25)— 40 мм |
|
||
То |
же, |
фракций 10—20(15—25) мм, м3/100 |
м2 |
|
Уплотнение катком, число проходов по одному |
||||
следу |
|
|
|
|
Розлив вяжущего, л/м2 |
|
|||
Третья |
россыпь |
щебня 3(5) — 10(5— 15) |
мм, |
|
м3/ 100 |
м2 |
|
|
|
То |
же, |
фракций |
10—20(15)—25 мм, м3/ 100 |
м2 |
Уплотнение катком, число проходов по одному |
||||
следу |
|
|
|
|
Розлив вяжущего, л/м2 |
|
|||
Четвертая россыпь щебня 3 (5 )— 10(5— 15) |
мм, |
|||
м3/100 |
м2 |
|
|
|
Уплотнение катком, число проходов по одному следу
Норма расхода материалов при использовании
трех фракций |
четырех фракций |
|
щебня |
щебня |
|
8— 10 |
5 —6 |
|
5 - 7 |
5 - 6 |
|
5 |
—7 |
5—6 |
3 |
- 4 |
— |
1, 0 |
— 1,1 |
— |
5 |
—7 |
СО 1 |
2 ,0 — 2,5 |
2 , 5 - 3 , 0 |
|
0 ,9 — 1,1 |
— |
—1, 0— 1,1
СО 1 |
3 - 4 |
—2 ,0 —2 ,5
—0 , 9 - 1 , 1
— |
СО 1 |
П р и м е ч а н и е . |
Большие нормы расхода и число проходов катка относят |
ся к слою толщиной 8 |
см. |
клинки, но с розливом вяжущего (рис. 9.7). Закончив постройку по крытия способом пропитки, 20—25 дней ведут наблюдения за фор мированием и регулируют движение. По покрытию устраивают одиночную поверхностную обработку.
I _______Ж__________________Ж__________ _________ Ш__________________ у
ГГГГГП7Т7ТГГ7П1 7 1 7Т |Т7тТТ|Т7ГЛ 7ТЛ |
т г г т г т . т т г л г г г г т т - г . - г п - |
й Ь т п т т г п т т 7ГГ17ГГГ7717Г7ТТТГГ7Г7Т |
|||
7 |
© |
7 |
« Г ------------ |
7 ^ 7 |
|
№ в О |
|
© |
© ------------ |
f c m u i ' J J l i n n ш ш п ш ш ш ш П Л П П З Н Щ Т Э |
- Й Г П Ш Ш Щ Ц П Ш Ч Ш В Ш И |
-°Ч1р|
ш^ИЙ
Рис. 9.7. Технологическая схема устройства щебеночного покрытия по методу пропитки (стрелками показан переход дорожных рабочих, а в кружках — их раз ряд):
1 — завоз и распределение |
щебня первой |
фракции; |
II — уплотнение; III — розлив битума, |
|||||
распределение |
щебня |
второй |
фракции |
и |
уплотнение; IV - розлив битума, распределение |
|||
щеоня третьей |
фракции |
и |
уплотнение; |
Г — розлив |
битума, распределение щебня четвертой |
|||
1 — автомобиль-самосвал; |
|
|
фракции и уплотнение; |
|||||
2 — самоходный |
распределитель щебня; 3 — моторный каток 5—6 т; |
|||||||
4 — моторные |
катки |
12—15 |
т; |
5 — автогудронатор; |
6 - автомобили-самосвалы с навесным |
|||
|
|
|
|
|
распределителем мелкого щебня |
283
Щ е б е н о ч н ы е и г р а в и й н ы е п о к р ы т и я , у с т р о е н н ы е с п о с о б о м с м е ш е н и я на д о р о г е . Этот способ трудо емок, поскольку выполняется только автогрейдерами. Технологиче ский процессе использованием автогрейдера включает доставку ка менного материала, его разравнивание слоем заданной толщины, розлив нормы вяжущего в несколько приемов, предварительное пере мешивание вяжущего с каменным материалом, окончательное пере мешивание. Вяжущее разливают с помощью автогудронатора, готовую смесь распределяют отвалом автогрейдера, установленным под углом 45—60° к оси дороги. Для равномерного распределения по ширине проезжей части и удобства уплотнения материала устраи вают упоры по краям проезжей части, уплотняют самоходными кат ками на пневматических шинах. Если отсутствуют такие катки, мож но использовать моторные с гладкими вальцами массой 5— 10 т. В жаркое время года при незначительной влажности каменного мате риала для лучшего уплотнения холодную битумоминеральную смесь рекомендуется поливать водой по норме 3 л/м2, а вальцы обя зательно смачивать водой. Уход за покрытием длится 15—20 суток, за основанием 7— 10. Если уплотняли катками на пневматических шинах или виброкатками, срок ухода сокращают до 5— 10 суток.
П о к р ы т и я ( о с н о в а н и я ) из ч е р н о г о щ е б н я и л и ч е р н ы х щ е б е н о ч н ы х ( г р а в и й н ы х ) с м е с е й , п р и г о т о в л е н н ы х на АБЗ или на б а з е , получаются более высо кого качества. Черный щебень не крупнее 15 мм и черные щебеноч ные (гравийные) смеси, содержащие не более 50% частиц крупнее 15 мм, приготавливают в смесителях принудительного перемешива ния цикличного или непрерывного действия, из них предпочтитель нее смесители непрерывного действия. Для приготовления черного щебня и черных щебеночных (гравийных) смесей с более крупными фракциями можно использовать смесители со свободным перемеши ванием. Если смеси готовят без подогрева каменного материала, можно использовать бетоно-и растворосмесители. Смеси могут при готовляться горячими, холодными и теплыми в зависимости от при меняемого вяжущего.
Горячий и теплый щебень и черная щебеночная (гравийная) смесь из смесителя поступает к месту укладки и должна иметь тем пературу (80— 190°) в зависимости от марки битума или дегтя: Черный щебень и черные смеси, заготовляемые впрок, из смесителя доставляют на склад для хранения. Чтобы не допустить слеживание перед отправкой на склад смеси охлаждают до 30—35° С струей воздуха во вращающихся барабанах, систематическим рыхлением одноковшовым экскаватором или погрузчиком. Слеживаемость мож но уменьшить, добавив в смеситель водные растворы (отходы соапстока, сульфитно-спиртовой барды с хлорным железом и др.) в коли честве 2,2—3,5% от массы смеси. Длительность перемешивания уве личивают на 1—20 с. Летом холодные смеси хранят на открытых пло щадках или под навесом в штабелях высотой 1,5—2 м. Если при приготовлении используют жидкий битум класса СГ и дегти, смеси хранят под навесом 6—8 месяцев; если были применены жидкий
284
битум МГ и СГ, каменноугольный деготь или прямая эмульсия — 4 месяца. Готовую продукцию складывают в штабели высотой не более 2—4 м на площадках с искусственным покрытием, обеспечен ных водоотводом.
У с т р о й с т в о п о к р ы т и й или о с н о в а н и й из ч е р н о щ е б е н о ч н ы х с м е с е й .
Втехнологию постройки входят доставка смеси к месту работ,
еераспределение по подготовленному основанию слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения, уплотнение смеси, уст ройство поверхностной обработки (рис. 9.8).
Перед распределением смеси универсальными щебнеукладчиками или асфальтоукладчиками устанавливают боковые упоры, чтобы уплотнить края. Правильность поперечного и продольного профилей проверяют шаблоном и рейкой. Замеченные недостатки немедленно устраняют.
Горячие и теплые крупнозернистые смеси из прочных горных по род уплотняют тяжелыми катками, средне- и мелкозернистые или песчаные смеси из прочных пород сначала уплотняют легкими кат ками за три-пять проходов по одному следу, затем тяжелыми за 12—20 проходов, начиная с краев к середине и перекрывая каждую соседнюю полосу на 20—30 см. Вальцы катков смазывают во избе жание прилипания к ним смеси. Уплотнение считается законченным, когда от тяжелого катка не остается след. Черные щебеночные (гра вийные) смеси, укладываемые в холодном состоянии, хорошо уп лотняются самоходными катками на пневматических шинах (шестьдесять проходов по одному следу). Их можно уплотнять моторными катками с гладкими вальцами и 5-тонными виброкатками (вначале два-три прохода с выключенным вибратором, затем три-четыре с включенным). Если в качестве вяжущего применена прямая эмуль сия, уплотнение начинают не раньше 2 ч после укладки, вначале де лая два-три прохода 5—6-тонным катком по одному следу, а затем 8— 10 проходов 8— 10-тонным катком. Уход за покрытием продол жается 15—20 суток и заключается в регулировании движения ав томобилей, утюжке покрытия, дополнительной подкатке в первое время с подсыпкой обработанными высевками в местах обнажения щебня, устранением деформаций. По покрытию из горячего щебня движение можно открывать после его остывания. Если покрытие из теплого щебня, уход сокращают на 3—7 суток.
П о в е р х н о с т н а я о б р а б о т к а устраивается на всех видах новых и находящихся в эксплуатации дорожных покрытиях, за ис ключением мостовых, покрытий из цементобетона и мелкозернисто го асфальтобетона. Поверхностная обработка может служить в ка честве слоя износа для повышения водонепроницаемости покрытия или защиты его на период формирования. Для защитного слоя при годны вязкие и жидкие битумы, дегти, эмульсии. Поверхностная об работка увеличивает шероховатость покрытий. Она может быть оди ночной, двойной и тройной (рис. 9.9). В районах с влажным и холод ным климатом, а также при производстве работ в осенний период для поверхностной обработки используют щебень, щебеночные
285
Рис. 9.8. Технологическая схема устройства покрытий и оснований из чернощебеночных смесей (в кружках показаны разряды рабочих)
I — доставка и распределение щебня первой |
фракции; |
II — уплотнение щебня |
первой фракции; |
III — розлив |
битума, распределение щебня |
||||||
второй фракции и |
уплотнение; IV — розлив |
битума, |
распределение щебня |
третьей фракции и уплотнение; |
V — розлив битума, |
распределе |
|||||
|
|
|
ние щебня четвертой фракции и уплотнение; |
|
|
|
|
|
|||
/ — автомобиль-самосвал; 2 — самоходный |
распределитель щебня; |
3 — легкий моторный каток (5—6 т); |
4 — тяжелые |
катки |
(12—15 |
т); |
|||||
5 _, автогудронатор; |
6 — автомобили-самосвалы |
с навесными распределителями мелкого щебня; 7 |
вагончик |
для рабочих; |
8 — площадка |
для |
|||||
|
|
|
стоянки машин; |
9 — душ; |
10 — туалет |
|
|
|
|
|
Рис. 9.9. Технологическая схема устройства поверхностной обработки:
/ — распределение битума; |
/ / |
— распределение |
щебня; |
III — разравнивание |
||||
щебня и устранение |
дефектов; |
IV — уплотнение |
щебня; |
V — готовый участок; |
||||
/ — автогудронатор; |
2 — автомобиль-самосвал с |
навесным |
распределителем; |
|||||
3 — щетка; 4 — самоходные |
катки с |
гладкими |
вальцами; |
5 — участок, |
пере |
|||
крытый битуминированной |
бумагой; |
б — участок |
готовой |
поверхностной |
обра |
|||
|
|
|
ботки |
|
|
|
|
|
(гравийные) смеси, |
только обработанные органическим вяжущим. |
Если используют необработанные каменные материалы, в качестве вяжущего применяют прямые битумные эмульсии или вяжущее с добавкой ПАВ. Перед устройством шероховатых слоев износа по крытие ремонтируют и тщательно очищают. Технологический про цесс состоит в нанесении комплексного вяжущего на поверхность покрытия, распределения черного щебня, уплотнении россыпи в про цессе формирования. Работу производят при температуре не ниже + 15°. Предварительно покрытие обрабатывают известковым моло ком, что улучшает прилипание вяжущего к каменному материалу. Вяжущим служат битум марки БНД-130/200, дегти марок Д-3, Д-4,
Д-5, (ГОСТ 4641—49).
Поверхностная обработка с применением битумов и дегтеполи мерных вяжущих предложена канд. техн. наук Л. В. Колчановым и проф. В. К. Некрасовым (МАДИ). При обычной поверхностной об работке период формирования продолжается 2—3 недели. На этот период приходится ограничивать скорость движения, регулировать движение по ширине проезжей части, наметать щебень. Невтопленный щебень может разбить ветровые стекла автомобилей, нанести травмы людям, повредить окраску автомобилей. При новом способе формирование слоя износа с 2—3 недель снижено до 2—3 ч. Можно разрешать движение всем типам автомобилей независимо от темпе ратуры окружающего воздуха. Щебень настолько прочно приклеи вается к вяжущему, что почти полностью исключено его выбрасы вание колесами автомобилей.
Покрытия из холодного асфальтобетона строят так же, как из горячих и теплых смесей, несколько изменяется режим укладки и уплотнения. Эти смеси можно укладывать при температуре воздуха не ниже +5° С на полностью оттаявшее и просохшее основание.
Формирование покрытия протекает медленно в течение 20—30 су ток, что зависит от погоды, интенсивности движения автомобилей и их грузоподъемности. Холодный асфальтобетон применяют для
287