Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
устройства проезжей части автомобильных дорог, требующих по условиям, составу и интенсивности движения усовершенствованных покрытий облегченного типа. Смеси укладывают асфальтоукладчи ком или универсальным щебнеукладчиком, уплотняют 5-тонными катками за три-четыре прохода по одному следу или катками на пневматических шинах за шесть-восемь проходов, чем ускоряется процесс формирования. Если применяют виброкатки, то три-пять проходов выполняют с включенным вибратором и шесть-восемь с выключенным. Окончательное уплотнение и формирование проис ходит под воздействием проезжающих автомобилей, особенно ин тенсивно 3—4 недели после постройки, затем затухает в течение нескольких лет. Для повышения водоустойчивости покрытия устра ивают одиночную поверхностную обработку через 2—3 недели после открытия движения автомобилей.
Для получения холодного асфальтобетона, кроме жидких биту мов, начинают применять дорожные эмульсии. Технология приго товления смесей упрощается, но нужно сушить каменный материал. Строительный сезон можно удлинить на весь период сохранения по ложительной температуры. Смеси на эмульсии способны длительное время сохранять свои свойства при хранении в штабелях. Это по зволяет готовить материал в запас, используя зимний сезон и третью смену работы АБЗ.
Дальность перевозки холодной смеси потребителям ограничена только транспортными расходами. По данным Белдорнии [9.4], се бестоимость 1 т холодной смеси равна 5 р. 48 к., горячего асфаль тобетона 13 р. 25 к.
В качестве вяжущего в эмульсиях, на которых готовят холодные смеси, рекомендуется использовать нефтяные битумы из малопара финистых арлано-чикмагушских и им подобные нефтей, обеспечи вающих стабильное сцепление битумной пленки с поверхностью каменного материала. Чтобы получить хорошую холодную смесь на эмульсии, следует ограничить содержание в каменном материале мелких и пылевидных фракций. Для этого каменный материал тща тельно сортируют мокрым способом на фракции 0—5, 5— 10, 10— 15 и 25—40 мм. При приготовлении смеси вяжущее добавляют в сме ситель одновременно с каменным материалом.
Большой опыт применения холодных смесей, приготовленных на • эмульсиях, имеет Югославия, где его используют для устройства поверхностной обработки на асфальтобетонных покрытиях, для создания шероховатого слоя на гладкой асфальтобетонной поверх-/ ности, для ремонта покрытий и др. Холодный асфальт можно укла дывать на влажное основание, во время дождя.
§ 52. МЕХАНИЗАЦИЯ УСТРОЙСТВА УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ ПОКРЫТИЙ КАПИТАЛЬНОГО ТИПА
Усовершенствованные капитальные покрытия устраивают: на дорогах I категории при интенсивности движения более 3000 авт/сутки — цементобетонные (монолитные и сборные), асфальтобетонные
288
из горячих, и теплых смесей; на дорогах I и II категорий — мостовые из брусчатки и мозаиковой шашки на каменном или бетонном осно вании; на дорогах III категории с интенсивностью движения 2500— 3000 авт./сутки— щебеночные из прочных каменных материалов по добранного состава с введением минерального порошка или без не го, обработанные в смесителе органическим вяжущим.
В зависимости от требуемой прочности дорожной одежды и на личия местных материалов усовершенствованные капитальные по крытия устраивают на основаниях щебеночных, гравийных, из до менных и котельных шлаков, отходов промышленности, из грунтов, обработанных битумом, цементом или известью.
Цементобетонные монолитные и сборные покрытия обладают вы сокой сопротивляемостью нагрузкам. Слабым местов этих покрытий являются температурные швы, которые устраивают, чтобы компен сировать изменение их длины при колебаниях температуры. Через швы при недостаточном качестве гидроизоляции и неплотности меж ду плитами может проникнуть вода в основание. При укладке не посредственно на грунт или тонкую песчаную прослойку плиты те ряют контакт с грунтом, под ними вначале возникают полости, а за тем в плитах появляются трещины.
М о н о л и т н ы е б е т о н н ы е п о к р ы т и я . Земляное полотно возводят до отметки низа основания с устройством присыпных обо чин. Основания устраивают из щебня, гравия, шлака, гравийно-пес чаных смесей, из грунтов, укрепленных цементом или битумом. Уст ройство песчаных оснований допускают, если исключено их переув лажнение. Толщина основания делается 8— 10 см. Если оно используется для движения построечного транспорта, то 14— 15 см. По основанию из щебня, шлака, гравия и грунтов, укрепленных цементом, устраивают выравнивающий трехсантиметровый слой из песка, обработанного битумом, или среднезернистого необработан ного песка. Основание должно быть шире покрытия не менее чем на 0,5 м с каждой стороны и не менее ширины укрепленной полосы обо чины. Дополнительный слой основания устраивают из морозоустой чивых и дренирующих материалов, чтобы уменьшить зимнее неодно родное получение.
В целях предупреждения потери ровности бетонных покрытий от пучения подстилающего грунта в нижнем слое дорожной одежды в ряде случаев целесообразно закладывать пенопласт толщиной 7,5 см, который по теплоизоляционным свойствам эквивалентен слою гравия толщиной 27,5 см.
Бетонное покрытие бывает одно- и двухслойным одной толщины по всей ширине проезжей части. В нижнем слое двухслойного по крытия используют менее прочный и менее морозостойкий местный материал. Толщину бетонного покрытия устраивают с учетом кате гории дороги:
Категория |
д о р о г и ................................................................... |
I |
II |
III |
Песчаное |
осн о в ан и е ................................................................ |
— |
22 |
20 |
Основание из грунта, укрепленного цементом или |
|
|
|
|
битумом,, |
щебеночное, гравийное, с м ......................... |
22 |
20 |
18 |
289
а)
УШ / / / / Л
Рис. 9.10. Конструкция температурных швов:
а — продольный; б — сжатия; |
в — расширения; |
под. |
|
/ — штырь; 2 — битумная обмазка; 3 — прокладка |
из древесины; 4 — каркас для |
||
держки штырей в горизонтальном положении; 5 |
— колпачок, |
заполненный опилками |
|
или деревянной пробкой толщиной 20 мм; б — шпильки для |
удержания штырей |
при |
|
их установке |
|
|
|
Если в составе движения более 30% автомобилей грузоподъем ностью 4 т и более, толщину покрытия для каждой категории дороги увеличивают на 2 см, а толщину выравнивающего слоя из необрабо танного песка на 1 см. В процессе строительства монолитное бетон ное покрытие разрезают продольными температурными швами на отдельные плиты, чтобы предотвратить образование в них трещин, при изменении температуры и влажности бетона, неравномерных поднятиях и просадках грунта земляного полотна. Поперечные швы бывают двух типов: расширения (для обеспечения возможного уд линения и укорочения плит) и сжатия (только для укорочения плит) (рис. 9.10). Продольный шов (шов коробления) устраивают по ти пу шва сжатия для покрытия шире 4,5 м. От шва расширения он от личается тем, что штыри не обмазывают битумом или этинолевым лаком. Такой шов работает как шарнир при зимнем вспучивании земляного полотна и препятствует раздвижке плит. Расстояние меж ду поперечными швами устанавливают расчетом, учитывая клима тические условия, температуру воздуха во время бетонирования и армирования покрытия. Верхнюю часть швов расширения и попе речных швов сжатия заполняют эластичным материалом для созда ния водонепроницаемости швов при колебаниях температуры. Во донепроницаемость продольного шва с анкерными штырями созда ют, закладывая в свежеуложенный бетон ленту толщиной 1—2 мм
из листового изола.
На участках дорог I и II категорий с тяжелым интенсивным движением, на насыпях выше 3 м, проходящих через болота, над во допропускными трубами покрытие армируют плоской или рулонной сварной сеткой с продольной арматурой диаметром 6 мм и попереч ной 4 мм с расстоянием между стержнями в 100 мм и поперечными 250. Покрытия шириной 7,5 и 7,0 м армируют тремя сетками шири ной 2,3 м каждая. В продольном направлении смежные сетки укла дывают внахлестку с перекрытием не менее чем на 30 мм и не дово дят до поперечных швов на 10— 15 мм. В однослойных покрытиях сетку укладывают на 60 мм ниже поверхности плит, в двухслой ных— между верхним и нижним слоями.
Процесс постройки монолитного бетонного покрытия начинают с установки рельс-форм Д-280 и Д-280-4М (рис. 9.11). Их в бетон ноукладочном комплекте 510 шт. общей длиной 2040 м. Рельс-фор-
290
a .) |
S ) |
Рис. 9..11. Установка и снятие рельс-форм: (в кружках — разряд дорожных рабочих):
1 — рельс-форма (звено); 2 — автомобильный кран; 3 — основание; 4 — готовое покрытие; 5 — автомобиль грузовой
мы служат опалубкой при укладке смеси и путем для движения рельсового комплекта бетоноукладочных машин. Рельс-формы ус танавливают только после приемки земляного полотна. Разметку линии установки рельс-форм в плане выполняют: по одной стороне покрытия при помощи теодолита, по другой — шаблоном. Установку рельс-форм по высоте производят по проектным отметкам при по мощи нивелира. До начала устройства покрытия, установленные рельс-формы обкатывают распределителем бетона, выявившиеся просадки устраняют подбивкой основания и подъемкой рельс-форм с проверкой их положения нивелиром. Перед укладкой бетонной смеси рельс-формы смазывают с внутренней стороны отработавшим маслом или известково-глинистым раствором. Снимают их не рань ше 18 ч после укладки бетона, если температура воздуха не выше 15° С и не ранее 24 ч, если температура не ниже 150° С. Устанавлива ют, снимают и грузят рельс-формы на прицеп или автомобиль при помощи стрелового 3-тонного автомобильного крана желательно с удлиненной стрелой или гидравлическим краном.
Основание, укрепленное вяжущим, перед укладкой бетона про филируют самоходным гидрофицированным профилировщиком Д-509 (Д-674) с выработкой до 75 м3/ч (250—500 м в смену) при ширине обрабатываемой полосы 7 м. Рабочими органами машины служат профилирующая фреза с распределительной лопаткой и от валом и виброуплотнительный брус. Лопатка, установленная за фрезой, перемещает срезанный материал поперек полосы для вырав нивания основания. На песчаном основании профилирование и уп лотнение выполняют профилировщиком Д-502А (Д-345А), выра ботка которого равна 48 т/ч при ширине обрабатываемой полосы
3,5; 5 и 7 м.
Для полосы шириной 3,75 и 7,5 м используют профилировщик ДС-502Б (Д-345Б) с той же выработкой. Виброуплотнение песка производят обязательно с поливкой водой.
291
Рис. 9.12. Технология устройства монолитного бетонного покрытия комплектом машин на рельс-формах:
I —установка рельс-форм и подготовка основания; II — распределение бетонной смеси, уплотнение и отделка поверхности бетонного покрытия, обработка пленкообразующим мате риалом; III — нарезка швов, их заполнение герметиком, снятие рельс-форм;
1 — автомобильный кран; 2 — профилировщик; 3 — распределитель смеси; 4 — бетоноотделоч
ная машина; |
5 — нарезчик |
швов; - 6 — передвижной тент; 7 — машина для розлива пленко |
|
образующих |
материалов; 8 |
— автомобиль с |
рельс-формами; 9 — передвижная электростан |
|
ция; 10 — нарезчик; |
И — заливщик швов |
Подготовив основание, устанавливают прокладки и штыри для швов расширения из чистообрезных досок толщиной 20—30 мм и длиной 3,500. или 3,75 м. Для пропуска штырей в прокладках дела ют отверстия на 1 мм меньше диаметра штырей. Прокладки закреп ляют по месту металлическими костылями с обеих сторон через 0,8— 1 м. Перед установкой штыри очищают от масел, ржавчины и окалины. Стержни краевой арматуры укладывают на бетонные про кладки, подставки из арматурной стали. Сварные сетки с продоль ными стержнями диаметром 9— 12 мм устанавливают по месту на приваренные к стержням сетки Г-образные лапки. Установку шты рей в поперечных швах сжатия и продольных швах производят на подкладках из арматурной стали.
Если швы нарезают в затвердевшем бетоне, то при помощи тон кой стальной проволоки на свежеуложенном бетоне отбивают чер ту, которая впоследствии служит ориентиром для нарезки шва. Смесь, приготовленную на ЦБЗ, доставляют в автомобилях-само свалах с боковой разгрузкой.
Перед загрузкой кузова очищают и смазывают, используя крас кораспылители с щелевой насадкой.
Распределение бетонной смеси производят равномерно по подго товленному основанию, выравнивание, уплотнение и отделку (выгла живание) необходимо выполнить до начала схватывания смеси, ина че она станет непригодной. Смесь распределяется по ширине поло сы бункерным или шнековым распределителем (рис. 9.12). Первые относятся к машинам периодического действия, вторые — непрерыв ного. Вдоль дороги распределительный бункер перемещается вместе со всей машиной, имеющей колесный ход и установленной на рельсформах. Промышленность изготавливает самоходные бетонораспределители ДС-503А (Д-375А) с выработкой 55 м3/ч при ширине слоя
3,5; 5 и 7 м. Для |
ширины 3,75 и 7,5 |
используют распределитель |
ДС-503Б (Д-375Б) |
той же выработки. |
Оба распределителя бункер |
ного типа. Шнековый распределитель |
ДС-507 (Д-664) — самоход- |
292