Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 9.13. Бетонирование покрытия с использованием бетоноукладчика с ра­ бочими органами поверхностно-глубинного уплотнения:

1 — опора; 2 — рама машины; 3 — выглаживающий брус; 4 — эструзионный брус; 5 — вибрационный брус; 6 — глубинный вибратор; 7 - дозирующая заслонка; 8 — шнек; 9 — автомобиль-самосвал

ный, гидрофицированный, имеет выработку 120 м3/ч при ширине слоя 3,75 и 7,5 м.

Планом СЭВ для укладки широких полос предусмотрено изго­ товление укладчиков с электрическим подогревом уплотняющего бруса шириной укладки до 12 м и скоростью 0,5— 12 м/мин с воз­ можностью приема смесей из автомобилей-самосвалов грузоподъем­ ностью до 24 т.

Под равномерным распределением бетонной смеси понимают постоянство толщины слоя по длине и ширине покрытия, однород­ ность по плотности состава смеси. Наилучшее распределение бетон­ ной смеси обеспечивают укладчики с бункером-затвором, исключаю­ щим удар выгружаемой смеси об основание. При использовании шнековых и отвальных распределителей обязательно глубинное виброуплотнение для стабилизации бетонной смеси (рис. 9.13).

С помощью бетоноотделочной машины выравнивают смесь, рас­ пределенную по основанию, уплотняют ее и отделывают поверхность покрытия. Бетоноотделочная машина оборудована колесным ходом и перемещается по рельс-формам. Кроме этого, покрытие оконча­ тельно отделывают щетками или рифлеными (ребристыми) валика­ ми, чтобы придать поверхности шероховатость. Это улучшает сцеп­ ление шин автомобиля с дорогой, что имеет особое значение на участках со значительным уклоном. Цементное молоко, появляю­ щееся после отделки покрытия, удаляют с помощью шаблона дли­ ной не менее 1,5 м или щетки шириной не менее 0,6 м.

Изготовление и установка рельс-форм весьма дороги и трудоем­ ки, в связи с чем все большее применение получают гусеничные бе­ тоноукладчики, которые не требуют рельсового пути, роль опалубки выполняют передвигающиеся вместе с машиной скользящие метал­ лические формы. Гусеничный бетоноукладчик распределяет, уплот­ няет и отделывает цементобетонное покрытие, т. е. выполняет все операции, которые обычно осуществляются двумя машинами, пе­ редвигающимися по рельс-формам (рис. 9.14), Укладчик со сколь-

293

i

Рис. 9.14. Технологическая схема устройства монолитного бетонного покры­ тия бетоноукладчиком на гусеничном ходу со скользящими формами:

I — профилировщик; 2 — машина

со скользящими формами; 3 — проволока для авто­

мата уклона; 4 — передвижные

тенты; 5 — машина для розлива пленкообразующих

материалов; 6 — нарезчик и заливщик швов; 7 — бетонирование укрепительной полосы

зящей опалубкой рекомендуется применять для укладки смеси с увеличенным водоцементным отношением и повышенным содержа­ нием растворной части. При этом заполнители должны иметь очень стабильный зерновой состав. Такие укладчики за рубежом особо рекомендуют на строительстве бетонных покрытий, где скорость ав­ томобилей не превосходит 40—60 км/ч, а к ровности не предъявля­ ется повышенных требований. В связи с этим небезынтересен опыт ФРГ по применению бетоноукладочных машин со скользящими фор­ мами, который показывает, что толщина замыкающего слоя раство­ ра на поверхности покрытия иногда доходит до 5 см. Как известно, верхний (замыкающий) слой бетонных покрытий должен иметь ми­ нимальную толщину, так как его износостойкость в 10—20 раз ниже, чем основного слоя бетона.

Для определения прочности замыкающего слоя предложена ме­ тодика и прибор (канд. техн. наук Б. В. Шереметов, МАДИ). Вопрос эффективности этих машин должен быть хорошо исследован на до­ рогах разных категорий и с учетом климатических особенностей.

Промышленность

изготавливает укладчик на гусеничном ходу

ДС-513 шириной

захвата 7 и 7,5 м. Его выработка равна 50— 140

м/ч при толщине

слоя 0,16—0,3 м; скорость движения рабочая —

0,8—3 м/мин, транспортная — 3,0 м/мин, удельное давление гусениц на основание равно-— 1,1 кгс/см2.

Бесперебойное питание бетоноукладчика смесью за рубежом ре­ шают применением дополнительного бункера-накопителя смеси на прицепе у укладчика или применением автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности.

В два слоя устраивают бетонные покрытия армированием, чтобы давление распределялось на большей площади основания с исполь­ зованием в нижнем слое каменных материалов более низкого клас­ са. При двухслойных монолитных покрытиях бетонную смесь уплот­ няют бетоноотделочной машиной с вибробрусом, опущенным нижеверхних кромок рельс-форм, без выглаживания. Технология работ включает: устройство подстилающего слоя (если он предусмотрен проектом); установку рельс-форм; укладку битумированной бумаги или обработанного песка; установку конструкций для деформацион-

294


Рис. 9.15. Бетонирование покрытия бетоноукладчиком с интенсивным уплот­ нением смеси:

1 — лопастной

распределитель; 2 — рама

распределителя; 3 — насосная

станция

для

гидроуправления;

4 — формующая плита-рама; 5 — скользящая боковая

форма;

6 —

выглаживающий

брус; 7 — электропривод

трубчатого

вибратора;

8 — амортизатор;

9 — трубчатый

вибратор; 10 — Г-образный

вибратор;

— балка

крепления трубы

 

 

с вибраторами; 12 автомобиль-самосвал

 

 

 

ных швов; распределение и уплотнение первого слоя; укладку арматурной сетки по первому слою (если предусмотрено проектом); рас­ пределение, уплотнение и отделку второго слоя; нарезку швов; сня­ тие рельс-форм; уход за бетоном. Для этой цели используют те же машины, что и при устройстве однослойных покрытий. Бетониро­ вать рекомендуется двумя комплектами машин: первый укладыва­ ет и уплотняет смесь нижнего слоя, второй с интервалом 15—20 м передвигается вслед за первым, укладывая и уплотняя смесь верх­ него слоя. Разрыв между комплектами не должен быть более 15— 20 м. При толщине верхнего слоя покрытия не менее 8 см в плотном теле допускается уплотнять верхний и нижний слои одновременно. Устройство покрытия ведут с разрывом по времени между укладкой нижнего и верхнего слоев: если температура воздуха от 5 до 20° С — разрыв не более 1 ч; при температуре 20—25° С — не более 45 мин, если же она равна 25—30° С, то не более 30 мин.

Поперечные и продольные швы сжатия устраивают в нижнем слое основания машиной ДНШ-С-60 до твердения бетона, одновре­ менно закладывая прокладки из полиэтилена, изола или битумированной бумагой. Швы расширения в бетонном основании устраи­ вают только перед искусственными сооружениями и у пересечений дорог с покрытием или основанием жесткого типа. Расстояние меж­ ду поперечными швами сжатия равно 5 м при толщине слоя менее 20 см. В поперечных швах сжатия устанавливают штыри.

Определенный интерес представляет однопроходный бетоноук­ ладчик на гусеничном ходу (рис. 9.15), имеющий опорную часть дли­ ной 5 м и скользящую опалубку. Ширина укладываемой полосы — 7,5 м, толщина слоя — до 30 см. Укладчик оборудован 15 вибратора­ ми, заглубляемыми на толщину плиты и поперечной вибротрубой диаметром 100 мм для вибрирования верхней части бетона. Смесь

2 9 5


Рис. 9.16. Технология нарезки температурных швов дисковым нарезчиком Д-903 с алмазными дисками. Стрелками показано направление движения нарезчика при рабочем ходе и пунктирными линиями — направление движения нарезчика при холостом ходе:

/ — шов расширения; 2 — поперечный шов сжатия; 3 — продольный шов; 4 — нарезчик; 5 — цистерна с водой

доставляют автомобили-самосвалы или бетоновозы и вываливают на основание, разравнивание производит поперечно перемещающая­ ся по направляющим рельсам каретка с двумя лопастями на раме. На укладчике смонтированы профилирующая плита шириной 2,05 м, выравнивающая плита шириной 0,65 м и выглаживающий брус 0,4 м. Управление бетоноукладчиком автоматизировано. Темп ук­ ладки достигает 150—200 м в смену в зависимости от интенсивности подачи смеси. На раме укладчика смонтированы четыре электрон­ ных щупа-датчика для выдерживания заданного уровня покрытия и один щуп-датчик направления движения машины. Каждый датчик имеет прорезь, через которую проходит базовая проволока, заранее установленная геодезистами. Эта система обеспечивает ровность по­ верхности покрытия (зазор под трехметровой рейкой). Машина не может укладывать особо жесткие смеси, как и все укладчики со скользящими формами.

Иногда приходится дорабатывать бетон. Лучшее качество дости­ гается применением универсальных машин типа комбайнов, напри­ мер машины «Автогрейд».

О с о б е н н о с т ь у с т р о й с т в а п о к р ы т и й и о с н о в а н и й из п е с ч а н о г о б е т о н а . Песчаная смесь с ЦБЗ доставляется автомобилями-самосвалами с обязательным покрытием брезентом или мешковиной для защиты от атмосферного воздействия. Перево­ зить и укладывать смесь при температуре выше +30° С запрещено. Припуск на осадку смеси после уплотнения проверяют пробной ук­ ладкой. Шероховатость поверхности свежеуложенного бетона создают в процессе отделки жесткими капроновыми или металличе­ скими щетками, перемещая их перпендикулярно оси покрытия. Де­ формационные швы устраивают как обычно. В связи с повышенной способностью песчаного свежеуложенного бетона к высыханию уход должен быть организован особенно тщательно в продолжение 28 суток. Для сухого и жаркого климата при строительстве в весенне­ летний период продолжительность срока защиты поверхности бето­ на от влаги и температурных перепадов увеличивают до 2—3 ме­ сяцев.

296


Т е х н о л о г и я у с т р о й с т в а т е м п е р а т у р н ы х ш в о в (рис. 9.16). Температурные швы устраивают в затвердевшем или свежеуложенном бетоне. Пазы в свежеуложенном бетоне для швов расширения нарезают немедленно после отделки покрытия бетоно­ укладочной машиной. Поперечные швы сжатия нарезают по черте, отмеченной на поверхности свежеуложенного бетона, как только его прочность достигнет 80— 100 кгс/см2. Это зависит от температуры твердения:

Температура твердения, °С . . . .

25—30

15—25

5— 15

5

Время набора прочности, ч . . . .

6—8

10— 12

15—20

2 4 —30

Шов расширения в затвердевшем бетоне нарезают точно над гребнем прокладки однодисковым нарезчиком с ручным передвиже­ нием типа ДС-506А (Д-432А) с карборундовым диском, глубина его нарезки — 50—60 мм. Большую выработку и повышенное качество обеспечивает двухдисковый самоходный нарезчик ДС-510 (Д-903) (с алмазными дисками глубина нарезки — 50—60 мм) и Д-432Б модернизированный.

Выработка нарезчиков в смену, м, составляет:

Марка нарезчика............................................

Д-432А

Д-432Б

ДС-510

 

 

 

(Ц-903)

Выработка, м /см ену...................................

40—50

150— 160

160— 170

Трудоемкость, чел.-ч на 100 м шва

5—39

4 ,6 —5

9 ,5 — 9,6

Технология нарезки швов нарезчиком Д-903 с алмазными дис­ ками приведена на рис. 9.14

Г и д р о и з о л я ц и я шв ов . Если швы устраивают в свежеуло­ женном бетоне, их заполняют мастикой не ранее 7 и не позже 30 су­ ток после устройства. Швы, нарезанные в затвердевшем бетоне, заполняют не позднее 30 суток после нарезки. Мастику заливают трехколесным заливщиком ДС-501 (Д-344) с ручным передвижени­ ем; его выработка — 100 м/ч, емкость котла — 500 л. Перед заливкой швы тщательно очищают электрощеткой ДС-505 (Д-378) с ручным управлением; ее выработка достигает 200 м/ч.

Долговечность и надежность работы температурных швов может быть обеспечена путем применения самовулканизирующихся низко­ вязких герметиков холодного отверждения на основе полисульфидных смол — тиокола. Они во много раз лучше битуморезиновых мас­ тик. После смешивания компонентов тиоколовые герметики без предварительного подогрева превращаются в эластичные резино­ подобные материалы, не имеющие усадки при температуре окружа­ ющей среды не ниже 0°. Отвержденные тиоколовые герметики обла­ дают высокой упругостью и деформативностью, хорошим сцеплением с бетоном, бензостойкостью, стойкостью к ультрафиолетовому облу­ чению. По данным США эти свойства не меняются в течение 15—20 лет при перепадах температур от минус 60 до плюс 70° С.

Для приготовления герметиков и заполнения ими швов в Союздорнии предложено оригинальное оборудование (см. рис. 9.14), ко­ торое состоит из шнекового смесителя 1, двигателя внутреннего сго­ рания, компрессора и заливщика швов 2 — ручной тележки, на ко-

11 Полосин — Никитин

297


1 3

1

торой укреплен герметически закры­

 

 

ваемый бак. Герметизирующую пас­

 

 

ту и отвердитель в требуемом соот­

 

 

ношении вводят в бак и в течение

 

 

3 мин смешивают до получения од­

 

 

нородной массы. Заливщик устанав­

Рис. 9.17. Схема струнобетонного

ливают над пазом так, чтобы его

покрытия:

 

сопло входило в шов на

1,1— 1,5 см,

/ — анкерная балка (упор);

2 — анкер­

и сжатым воздухом тиоколовый гер­

ная плита; 3 — стальные струны

метик выдавливается

(рис. 9.17).

Швы можно заполнять любой ши­ рины; выработка заливщика — 300—350 м/ч.

Гидроизоляцию швов можно производить запрессовкой упругой прокладки. Перед запрессовкой шов прочищают и смазывают кле­ ющим вяжущим. Для заполнения швов используют также заполни­ тель из расширяющейся полиэтиленовой пены, пенопласт.

При постройке бетонных монолитных покрытий намечается тен­ денция отказаться от швов расширения; поперечные швы сжатия устраивать через 5 м. Поверх основания укладывают полиэтилено­ вую пленку. Приемный бункер бетоноукладчика снабжают вибрато­ рами для увеличения подвижности смеси.

Механизированная установка штырей удачно решается в уклад­ чике системы Гюнтера — Циммермана.

Уход за свежеуложенным бетоном состоит в нанесении защитной водонепроницаемой пленки, засыпке поверхности бетона слоем пес­ ка и поливке водой. Пленкообразующие материалы наносят на бе­ тонное покрытие машиной ЭНЦ-3 или электрокраскопультом только после отделки покрытия, удаления с его поверхности цементного мо­ лока и воды, выделившихся в процессе вибрирования. При нанесе­ нии пленкообразующих материалов бетон должен иметь влажную матовую поверхность, но без пленки воды. Для борьбы с вредным влиянием противогололедных смесей, рассыпаемых зимой, поверх­ ность бетонных покрытий рекомендуется пропитывать каждые два года смесью льняного масла и керосина в соотношении 1:1.

П р е д в а р и т е л ь н о н а п р я ж е н н ы е б е т о н н ы е п о ­ к р ыт и я . Эффективны и экономичны дорожные покрытия из пред­ варительно напряженного бетона. Они позволяют уменьшить коли­ чество поперечных швов в десятки раз, а толщину на 25—40% по сравнению с покрытиями из ненапряженного бетона. Если предвари­ тельное напряжение осуществляют с применением высокопрочной арматуры, ее расход резко снижается. Напряжение в бетоне созда­ ют: пучками из высокопрочной проволоки с передачей сил их натя­ жения после твердения бетона; высокопрочной проволокой диамет­ ром 3,5 мм, напрягаемой до бетонирования, с передачей усилий от проволоки на бетон за счет их взаимного сцепления в процессе твер­ дения (струнобетон).

Более широкое применение имеет струнобетон (см. рис. 9.15). Благодаря равномерному и частому расположению проволоки по се­

298