Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ные охладители защищены от внешней среды стальными кожухами.
Нижняя грузонесущая крестовина электродвигателя углублена в фундамент. Все подводящие и отводящие воду и масло трубопроводы к масляной ванне нижней крестовины и воздухоохладителям проходят через фун даментное помещение и таким образом хорошо защи-
Рис. 9-7. Общий вид и схема радиальной вентиляции асинхронного |
|
двигателя наружной установки. |
|
щены от воздействия внешней среды. Подпятник и ниж |
|
ний подшипник сегментные с баббитовой поверхностью |
|
трения с регулируемыми опорами расположены в ниж |
|
ней крестовине. Верхний направляющий подшипник ка |
|
чения размещен в легкой нижней крестовине. Выступаю |
|
щая над фундаментом часть |
машины герметизирована |
и надежно предохранена от |
попадания атмосферных |
осадков.
Асинхронные вертикальные двигатели с фазным ро
тором в основном выполняются в закрытом |
исполнении |
с контактными кольцами, размещенными |
над верхней |
крестовиной. Подобные двигатели применяются при не обходимости регулирования частоты вращения.
80
9-2. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Ввертикальных асинхронных двигателях с фазным
икороткозамкнутым роторами для охлаждения приме
няются аксиальные и радиальная системы вентиляции
сзамкнутым или разомкнутым циклом.
Саксиальной системой вентиляции обычно выпол няются быстроходные электродвигатели относительно
небольшой мощности. При аксиальной системе вентиля ции охлаждающий воздух проходит по осевым каналам в сердечниках статора и ротора, отводя тепло с поверх-
Рис. 9-8. Общий вид и схема аксиальной системы вентиляции вер тикального асинхронного двигателя.
6—730 |
81 |
Нбстей активной стали и лобовых частей обмоток. Воз дух подается в машину с одной стороны посредством Сидящего на валу ротора центробежного вентилятора и, Нроходя всю машину, выходит с другой стороны (рис. 9-8). Основным недостатком аксиальной системы вентиляции является то, что она не обеспечивает по стоянные условия охлаждения по всей длине сердечни ка. Кроме того, наличие аксиальных каналов увеличи вает радиальную глубину и массу сердечников машины. Увеличивается также длина пути магнитного потока, вследствие чего для сохранения н. с. несколько сни-
Рис. 9-9. Схема аксиальной вентиляции вертикального асинхронного двигателя наружной установки.
82
жается значение допустимой магнитной индукции. Так как лобовые части обмоток машин с аксиальной вентиляцией со стороны выхода охлаждаются потоком уже прошедшего по всей длине сердечника и нагретого воздуха, то расход последнего для обеспечения одинако вой температуры и съема одинаковых потерь должен быть увеличен по сравнению с машинами, имеющими радиальную систему вентиляции.
Аксиальная система вентиляции может применяться в асинхронных двигателях наружной установки, имею щих охлаждение по схеме воздух — воздух. В этом слу чае на валу ротора располагаются два центробежных вентилятора — один внутри машины, а второй на внеш нем конце вала (рис. 9-9). Внутренний вентилятор по дает нагретый воздух в расположенный вокруг корпуса статора трубчатый охладитель. Внешний вентилятор прогоняет холодный воздух из окружающей среды
втрубки охладителя. Нагретый воздух омывает трубки
схолодным воздухом, и охлажденный воздух вновь по
ступает в осевые каналы сердечников.
Невозможность обеспечения при аксиальной системе вентиляции ~ постоянных условий охлаждения по всей длине машины является основным препятствием для применения ее в крупных вертикальных двигателях. Для подобных машин обычно применяется система ра диальной вентиляции.
При радиальной системе вентиляции сердечники статора и ротора выполняются из отдельных пакетов электротехнической стали, отделенных друг от друга вентиляционными радиальными каналами шириной по 10 мм. Основной поток воздуха входит в пространство между валом и внутренним диаметром сердечника ро тора с двух сторон — сверху и снизу машины и затем, распределяясь по радиальным каналам ротора и стато ра, охлаждает сердечники и обмотки.
Радиальная система вентиляции при правильном сочетании размеров осевых (входящих) и радиальных (распределяющих) каналов и обеспечения соответст венных скоростей движения воздуха позволяет получить почти постоянные условия охлаждения в каждом кана ле, т. е. по всей длине машины. На рис. 9-10 представ лена схема радиальной вентиляции асинхронного верти кального двигателя с короткозамкнутым ротором с ра зомкнутым циклом вентиляции,
§: |
83 |
Воздух входит в машину с двух сторон через отвер стия в верхней и нижней крестовинах. Циркуляция воз духа внутри машины осуществляется вентилирующим действием распорок в каналах сердечника ротора и двумя центробежными вентиляторами, прикрепленными по обеим сторонам ротора. Основной поток воздуха,
Рис. 9-10. Общий вид и схема радиальной вентиляции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором серин ВАН 16-го габарита.
проходя через радиальные каналы сердечника статора, охлаждает активную часть машины. Центробежные вен тиляторы создают интенсивный обдув лобовых частей обмотки Статора, благодаря чему достигается ее хоро шее охлаждение. Для правильной и эффективной венти ляции вентиляционные каналы в сердечнике ротора должны находиться точно против каналов в сердечнике статора. Струи воздуха из вентиляционных каналов ста-
84
тора и из лобовых частей обмотки попадают в корпус статора и через круглые отверстия в обшивке статора выходят наружу.
При замкнутом цикле и радиальной схеме вентиля ции асинхронного вертикального двигателя суммарный нагретый поток воздуха выходит через большие прямо угольные отверстия в наружной обшивке корпуса ста тора в воздухоохладители, прикрепленные к корпусу. После охлаждения воздух снизу и сверху снова направ ляется внутрь машины.
Схема вентиляции асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, предназначенного для установки на открытом воздухе и имеющего радиальную схему вентиляции, видна из рис. 9-7. Циркуляция охлаждаю щего воздуха производится по замкнутому циклу. На гретый воздух охлаждается в трубчатых водяных охла дителях, прикрепленных к корпусу статора. Напор, необходимый для циркуляции охлаждающего воздуха, создается самим ротором и двумя установленными на роторе центробежными вентиляторами.
На рис. 9-11 представлена схема радиальной венти ляции вертикального синхронного двигателя с разомк нутым циклом вентиляции. Циркуляция охлаждающего воздуха внутри машины осуществляется за счет напора, создаваемого выступающими полюсами ротора и при крепленными между полюсами и установленными по обеим сторонам ротора вентиляторными крыльями. Воздух входит в машину с двух сторон снизу и сверху и попадает в ротор через отверстия в верхней и нижней крестовинах. Основной поток холодного воздуха захва тывается вентиляторами и полюсами и попадает в междуполюсное пространство и воздушный зазор машины, омывает наружные поверхности катушек возбуждения и затем распределяется по радиальным каналам сер дечника статора. Протекая через радиальные каналы, воздух снимает потери у обмотки и сердечника статора. Небольшая часть воздуха омывает лобовые части об мотки статора. Нагретый воздух из каналов сердечника статора и из лобовых частей обмотки статора выходит через круглые отверстия в обшивке статора в окружаю щую среду.
На рис. 9-12 представлен общий вид (разрез) син хронного двигателя с радиальной системой вентиляции по замкнутому циклу. Охлаждение нагретого воздуха
85
производится водяными охладителями, прикрепленными к корпусу статора.
Нагретый воздух из вентиляционных каналов сер дечника и из лобовых частей обмотки статора попадает в корпус статора и выходит через воздухоохладители уже охлажденным в пространство между корпусом ста-
Рис. 9-11. Общий вид и схема радиальной вентиляции вертикального синхронного двигателя серии ВСДН.
тора и кольцевой стенкой фундаментного помещения и оттуда снова направляется в машину. Для эффектив ного охлаждения обмотки примерно 20% расчетного расхода охлаждающего воздуха должно направляться на лобовые части обмотки статора.
В крупных вертикальных синхронных двигателях с целью форсированного охлаждения ротора катушки
86
обмотки возбуждения изготовляются из полосовой меди специального профиля «топорик» (см. рис. 11-10). Бла годаря этому значительно увеличивается наружная по верхность катушки и улучшается охлаждение обмотки
Рис. 9-12. Общим вид и схема вентиляции вертикального синхронно го двигателя серии ВДС с замкнутым циклом вентиляции.
возбуждения. При применении специального профиля плотность тока в катушках обмотки возбуждения ротора можно увеличить на 20—30%.
9-3. УНИФИКАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СИНХРОННЫХ И АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Как правило, синхронные и асинхронные вертикаль ные двигатели выполняются с основными узлами свар ной конструкции из листовой стали (корпус статора крестовины, остов ротора, щиты, фундаментные плиты и т. д.).
87
Для сварных конструкций применяются стали полуспокойных марок (ПС) и спокойных (ОП) по ГОСТ 380-71. Применение стали кипящих марок (КС) не рекомендуется, особенно для механически нагружен ных деталей, так как подобные стали подвержены ме ханическому старению, имеют большой разброс показа телей механических свойств и не выдерживают низких температур.
Синхронные и асинхронные двигатели одинакового габарита имеют высокую степень унификации конструк тивных узлов и деталей. Практически конструкция основных узлов синхронных и асинхронных двигателей сравнимой мощности и частоты вращения, за исключе нием ротора, одинаковая. Обычно конструкции корпуса
сердечника и обмотки статора, крестовин, подпятника, направляющих подшипников, вала, перекрытий щитов, фундаментных плиток, охладителей и других узлов и деталей синхронных и асинхронных двигателей идентич ные. Отличаются вертикальные синхронные и асинхрон ные двигатели в основном роторами.
Глава десятая
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА, СЕРДЕЧНИКА И ОБМОТКИ СТАТОРА
10-1. КОРПУС СТАТОРА
Корпус статора вертикального электродвигателя имеет круглую форму и выполняется сварным из листо вой стали. Он состоит из горизонтально расположенных круглых фланцев, промежуточных рам, распорных ребер и цилиндрической обшивки с отверстиями для выхода нагретого воздуха.
Расположение ребер, промежуточных рам и обшивки обеспечивает получение секционных камер для прохо ждения нагретого воздуха к охладителям — при замкну том цикле вентиляции или к отверстиям в обшивке для выхода воздуха в окружающую среду — при разомкну том цикле (рис. 10-1). Нижняя торцевая рама является опорной поверхностью, статор которой устанавливается на фундамент. К корпусу статора с обеих сторон при крепляются торцевые щиты (рис. 10-2).
88