Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шаблонных катушек, укладываемых в открытые пазы сердечника статора. Витки катушки выполняются из нескольких параллельных проводников марки ПСД. Витковая изоляция выполнена из одного слоя микалеиты ЛМЧ толщиной 0,13 мм вполнахлеста. Двусторонняя толщина витковой изоляции по ширине паза 0,52 мм. Для многовптковых однорядных обмоток при напряже­ нии 6000 В вптковая изоляция может выполняться из одного слоя микаленты толщиной 0,13 вполнахлеста через виток. Витковая изоляция может также выпол­ няться путем наложения слюдопластовой ленты ЛСФЧ толщиной 0,13 мм на маслянобитумном лаке (ВТУ 30-15). Лента на основе слюдопласта по сравнению с микалентной более эластична, лучше затягивается при изо­ лировке и более однородна по толщине. Запас длитель­ ной электрической прочности выше, интенсивность иони­ зации ниже.

Корпусная непрерывная мнкалентная изоляция кату­ шек выполняется из многих слоев микаленты толщиной 0,13 мм марки ЛМЧ ББ по ГОСТ 4268-66 (9 слоев — при напряжении 6,3 кВ, 13 слоев — при 10,5 кВ), нало­ женных вполнахлеста по всей длине катушки. При наложении изоляции катушка неоднократно впрессовы­ вается и подвергается вакуум-компаундному процессу в специальных котлах. Этот процесс заключается в том, что обмотка сушится в котле под вакуумом и затем под давлением пропитывается в том же котле битумным компаундом. Поверх микаленты накладывается впритык стеклянная лента толщиной 0,2 мм марки ЛЭС 0,2X20,

ГОСТ 5937-68.

На рис. 10-10 представлена конструкция микалентной компаундированной изоляции на 10 кВ. В отличие от обмотки на 6 кВ витковая изоляция катушек на 10 кВ выполняется из двух слоев микаленты толщиной 0,13 мм вполнахлеста. Двусторонняя толщина 1,04 мм. Поверх микаленты накладывается впритык асбестовая лента толщиной 0,5 мм. Активные части и примерно половина длины выступающих из сердечника прямых частей ка­ тушки покрываются полупроводящим (сажевым) лаком с удельным поверхностным сопротивлением 104—105 Ом. Остальные прямые части и уголки катушки покрывают­ ся полупроводящим лаком с удельным поверхностным

сопротивлением 108—10° Ом. Материалы,

применяемые

в компаундированной изоляции, относятся

по нагрево­

98

стойкости к классу В. Однако, учитывая температуру размягчения битумного компаунда, максимальная допу­ стимая температура обмотки статора не должна превы­ шать 105°С. Готовые катушки покрываются сверху мас­ лостойкой эмалью. После изолировки готовые катушки

Рис. 10-9. Конструкция микалентнои изоляции катушечной обмотки на напряжение 6000 В.

/ — внтковая

изоляция (один

слой

микаленты толщиной 0,13

мм вполнахле-

ста); 2 — корпусная изоляция

(мнкалента с

односторонней толщиной 2.6 мм);

3 — стеклолента

толщиной 0,2

мм

впритык;

4 — электрокартон

или

гетинакс

толщиной 2

мм;

5 — провод медный марки

ПСД;

в — электрокартон

или ге­

 

тинакс толщиной 0.5

мм; 7 —

клин

гетинаксовый.

 

Рис. 10-10.

Конструкция микалентнои изоляции

катушечной обмотки

 

 

 

на напряжение 10 000 В.

 

 

 

 

/ — витковая

изоляция

(2 слоя микаленты толщиной

0,13

мм вполнахлеста);

2 — корпусная изоляция

(мнкалента

с односторонней

толщиной 3,7

мм);

3 —

асбестовая

лента толщиной

0,5 мм

впритык; 4 — гетинакс

толщиной 2

мм;

5 — провод

 

медный марки

ПСД; 6 — гетинакс толщиной

0,5 мм;

7 — клин

 

 

 

 

гетинаксовый.

 

 

 

 

Рис. 10-11.

Конструкция термореактивпой

непрерывной изоляции ка­

 

 

 

тушечной

обмотки.

 

 

 

/ — провод

медный марки

ПСД; 2 — витковая

изоляция

(стеклослюдинитовая

лента толщиной 0,09

мм,

один

слой

вполнахлеста);

 

3 — лента

стеклянная

ЛЭС-0,1, один слой

впритык;

4 — корпусная

изоляция

(стеклослюдинитовая

лента толщиной 0,13

мм,

8

слоев

вполнахлеста);

5 — лента

стеклянная

ЛЭС-0,1, один слой

впритык;

6 — стеклотекстолит

толщиной

2 мм; 7 —

стеклотекстолит

толщиной 2 мм; 8 — клин стеклотекстолитовый.

7*

99



укладываются в открытые пазы статора в нагретом состоянии.

В последнее время начала получать распространение изоляция высоковольтных машин на термореактивных связующих. На рис. 10-11 приведена конструкция термо­ реактивной непрерывной изоляции типа монолит для катушечной обмотки статора с выемным сердечником. Изоляция катушек выполняется из стеклослюдинитовой ленты, пропитанной эпоксидным компаундом горячего отверждения. На катушку после наложения .витковон изоляции накладывается многими слоями вполнахлеста сухая стеклослюдинитовая лента толщиной 0,13 мм, представляющая собой слюдинитовый материал на стек­ лотканевой основе. Сверху на стеклослюдинитовую лен­ ту накладывается слой стеклоленты толщиной 0,1 мм вполнахлеста. Изолированные катушки в холодном со­ стоянии укладываются в открытые пазы сердечника статора и заклиниваются клиньями. Дальнейший про­ цесс производится в специальной вакуум-пропиточной установке с обогреваемыми котлами.

После сушки и вакуумирования сердечник с обмот­ кой пропитывается под вакуумом эпоксидным компаун­ дом, состоящим из эпоксидной смолы и отвердителя, а затем гидростатическим путем опрессовывается и вы­ пекается при давлении около 10 кгс/см2 и температуре около 90 °С. После пропитки и опрессовки в котле сер­ дечник с обмоткой нормализуется в печи при темпера­ туре примерно 130 °С. Полностью обмотанный сердечник статора устанавливается и закрепляется в корпусе ста­ тора.

Стеклослюдинитовая на термореактивных связующих

изоляция

катушек

по

сравнению

с

микалентной

изоля-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10-1

Толщины корпусной изоляции и минимальные расстояния

 

в лобовых частях катушечной статорной обмотки

 

при непрерывной

микалентной

компаундированной изоляции

 

 

и при термореактивной изоляции

 

 

 

Напря­

 

Микалентиая компаундированная

 

Термореактивная изоляция,

 

 

изоляция,

мм

 

 

 

 

мм

 

 

жение,

 

 

 

 

 

 

 

 

В

а

б

в

г

 

е

а

б

в

г

д

е

 

 

0 000

2 ,8

0

20

25

50

40

2,1

7

20

25

50

40

10 000

3 ,8

9

20

| 32

70

50

3,1

10

20

32

70

50

100


Вид 6

У

fi-Д

а

Рис. 10-12. Крепление лобовой части обмотки статора.

дней обеспечивает лучшее заполнение паза медью, имеет более высокую электрическую прочность и в 1У2 раза лучшую теплопроводность. Стоимость подобной изоля­ ции примерно в 1,5 раза меньше микалентной изоляции.

■По классу нагревостойкости термореактивная изоля­ ция типа монолит относится к классу В. При примене­ нии эпоксидных компаундов с ангидридными отвердителями термореактивная изоляция может быть отнесена к материалам класса нагревостойкости F. Обмотка, со­

101

стоящая из катушек, имеющих термореактивную изоля­ цию, неремонтоспособна. В табл. 10-1 приведены тол­ щины корпусной компаундированной изоляции катушек петлевых обмоток из микаленты на битумном компаунде и на термореактивных связующих и допустимые мини­ мальные расстояния в лобовых частях статорных обмо­ ток па напряжения 6000 и 10 000 В (рис. 10-12).

10-7. к р е п л е н и е о б м о т к и с т а т о р а ,

ВЫВОДЫ ОБМОТКИ

Катушки, заложенные в пазы, удерживаются в них посредством гетинаксовых или стеклотекстолитовых клиньев со скошенными на протяжении вентиляционного канала краями для улучшения вентиляции.

Для предотвращения смещения лобовых частей об­ мотки и отгиба их к сердечнику, что может произойти при пуске или внезапном коротком замыкании, они при­ крепляются к одному или к двум изолированным бан­ дажным кольцам, выполненным из стали круглого или квадратного сечения. Бандажные кольца устанавлива­ ются на изолированные стальные шпильки или крон­ штейны, прикрепленные к фланцам статора. Для соеди­ нения отдельных катушек обмотки в общее кольцо между лобовыми частями соседних сторон катушек через каждые 80—100 мм прокладываются и бандажируются шнуром методом «цепной вязки» гетинаксовые пли стеклотекстолитовые прокладки (рис. 10-12). Бан­ дажные кольца испытывают растягивающие усилия

0Л13

Рг

2

*

т

'1рх!'л

, кгс,

 

где Di — внутренний

диаметр статора, см; т — число

бандажных колец: х"а — сверхпереходное реактивное со­

противление, о. е.

в кольце a = Q/F, кгс/см2,

Напряжение

растяжения

где F — сечение кольца, см2.

 

Напряжение,

растягивающее кольца, получается

сравнительно небольшим.

Однако на практике для

уменьшения деформаций лобовых частей обмотки бан­ дажные кольца устанавливаются через каждые 75— 100 мм длины вылета лобовых частей.

Изоляция бандажных колец выполняется из микален­ ты или слюдопластоленты и стеклолакоткани. Крепление

102


междукатушечных соединений обмотки выполняется с помощью шнура. Выводные концы соседних катушек скрепляются между собой шнуром, образуя общее коль­ цо. (Вид Л на рис. 10-12.)

От обмотки статора к коробке выводов выводятся четыре или шесть концов. В первом случае нулевые вы­ воды обмотки соединяются в звезду внутри корпуса статора и подключаются к четвертому выводу коробки обычной конструкции с литым чугунным или сварным стальным корпусом.

Концы обмотки статора подключаются к медным кон­ тактным шпилькам, встроенным в центральные отвер­

стия опорных фарфоровых изоляторов,

установленных

на корпусе коробки. Кабельные концы,

подключаемые

к сети, присоединяются к другим концам медных шпи­ лек, расположенным с противоположной стороны опор­ ных изоляторов.

Корпус коробки выводов сварной конструкции вы­ полняется из стального листа и закрывается стальной крышкой. Внизу корпус имеет уплотняющее устройство для выводного кабеля и снабжен фланцем для прикреп­ ления кабельной муфты.

Выводы обмотки на шесть концов выполняются в ви­ де кабелей или медных изолированных шин, укреплен­ ных на корпусе статора посредством гетинаксовых пла­ нок и стальных шпилек. Сверху выводы закрываются металлическим кожухом.

10-8. ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛИ

Для охлаждения воздуха в двигателях с замкнутым циклом вентиляции применяются водяные воздухоохла­ дители из трубок с развитой поверхностью охлаждения. Воздухоохладитель состоит из сварной рамы, двух трубных досок с трубками и двух крышек. Увеличение поверхности трубок достигается за счет оребрения их или навивки и припайки к трубкам медных проволоч­ ных спиралей эллиптической формы. Оребренные трубки выполняются биметаллическими (внутри латунные и снаружи оребренные алюминиевые) (рис. 10-13). Труб­ ки, на которые навиваются медные спирали, также из­ готовляются из латуни. Внутренний диаметр латунной трубки 17 мм.

Концы трубок развальцованы в , стальных трубных досках. С внешней стороны трубные доски закрыты

103

№ ..

Рис. 10-13. Воздухоохладитель с биметаллическими оребренными трубками.