Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
В быстроходных вертикальных электродвигателях валы выполняются с ребрами, на которые непосредст венно насаживается сердечник ротора (рис. 12-7).
Для закрепления на валу остова ротора, контактных колец, втулок и других деталей применяются стальные призматические шпонки. В электродвигателях для за крепления остова ротора могут применяться также и клиновые шпонки. В вертикальных электродвигателях валы передают только вращающий момент и рассчиты ваются, в основном только на скручивание. Вертикально расположенные валы испытывают относительно неболь шой изгибающий момент от сил одностороннего магнит ного притяжения при неравномерном зазоре между ста тором и ротором электродвигателя. Кроме того, незна чительные изгибающие усилия испытывают валы от не баланса вращающихся частей электродвигателя. Вал воспринимает также и растягивающие усилия, обуслов ленные силой тяжести вращающих частей всего агрега та (электродвигателя и насоса).
13-2. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВАЛА
а) Одностороннее магнитное притяжение
Ввертикальных электродвигателях одностороннее магнитное притяжение возникает вследствие эксцентри ситета ротора, обусловленного неточностью установки ротора в статоре. Усилие одностороннего магнитного притяжения
где TtDl — поверхность |
статора |
без вентиляционных |
ка |
|||
налов, см2; В5 = |
0,6н- 0,9Т — индукция |
в воздушном за- |
||||
зоое. |
эксцентриситет |
ротора |
(отклонение |
от |
||
Допустимый |
||||||
средней длины воздушного зазора) л; = |
0,18, |
а 8 = 8,&8) |
||||
где 8, — односторонний |
воздушный зазор, |
см; |
kb— коэф |
фициент Картера, равный 1,1 — 1,3.
Усилие магнитного притяжения для синхронных элек тродвигателей может быть рассчитано исходя из сред них величин индукции, коэффициента Картера и при от носительном эксцентриситете, равном 0,1, по формуле
Qo=0,3Dil, КГС.
148
б) Критическая частота вращения
Несмотря на тщательную балансировку, в роторе ма шин остается некоторое смещение центра тяжести. По лучающаяся неуравновешенность является причиной воз никновения относительно небольших односторонних цен тробежных сил. Обычно они не отражаются на нормаль ной работе машин. Однако, когда частота вращения ма шины приближается к ча стоте вращения, при ко торой частота собствен ных колебаний машины равна частоте вынужден ных, то эти небольшие центробежные силы вы зывают явление резонан са, повышение вибраций и нарушение нормальной работы.
Проверка вала на кри тическую частоту враще ния особо важна для бы строходных электродви
гателей. Необходимо, чтобы критическая частота враще ния была выше (реже ниже) рабочей не менее чем на 15—20%. В то же время критическая частота вращения не должна быть близка к удвоенной рабочей частоте вра щения. Критическая частота вращения электродвигателя с вертикально расположенным валом рассчитывается так же, как у электродвигателя с горизонтально расположен ным валом (рис. 13-1). Определяется прогиб вала по середине сердечника от сил тяжести ротора графиче ски— методом построения упругой линии вала или ана литически— путем составления таблицы данных вала
(табл. 13-1).
Прогиб вала в середине ротора от силы тяжести ро тора
Q p |
(/2 Sj |
1. S2), см, |
|
||
f:Р— 3£ (/, + /,)*' 2 |
|
где Qp — масса ротора, кг; Е — модуль упругости мате риала вала, кгс/см2; h и h — расстояния от оси ротора до осей направляющих подшипников, см.
149
Т а б л и ц а 13-1
Таблица данных вала
X? — г ? ,
№ у ч а с т к а в а л а |
Dt,с м Jv |
Л У , C M |
4 |
X? — |
l— I |
|
|
|
C M 4 |
|
1 |
||
Левая |
1 |
D, |
к, |
|
|
|
половина |
2 |
|
Х>2 |
|
|
|
вала |
D5 |
|
|
|
||
|
3 |
Dt |
^ 3 |
|
|
|
|
|
Сумма 5j= S x f — x\_x/Jt |
|
|||
Правая |
1 |
D, |
л, |
|
|
|
половина |
|
|
|
|
|
|
вала |
2 |
|
Хд |
|
|
|
|
3 |
04 |
х 3 |
|
|
|
|
|
Сумма S2 = Ex? — |
|
|
Прогиб вала, пропорциональный силе одностороннего магнитного притяжения,
=СМ.
Установившийся прогиб вала от одностороннего маг нитного притяжения
где m = fo/0,\6; б — односторонний воздушный зазор, см. Критическая частота вращения вала
//кр = 300 |/~ ■1у — , об/мин.
Вторая критическая частота вращения, при которой упругая линия вала образует синусоидальную кривую второго порядка, определяется при условии, что основ ная критическая частота вращения (кривая первого по рядка) получается ниже 0,4 номинальной частоты вра щения.
Несмотря на то, что хорошо уравновешенный п уста новленный вертикально вал не будет вызывать никакого
150
Прогиба при любой скорости, практически всегда имееФ место небольшой прогиб вала и имеется необходимость в расчете вала на критическую частоту вращения.
в) Расчет конца вала с муфтой
Наиболее опасным сечением вала с муфтой является сечение рабочего конца вала (рис. 13-2). Вал рассчиты вается на скручивание.
При заданных размерах конца вала напряжение кру
чения определяется из выражения |
|
|
||||||
|
|
|
ткр = KMvv[0,2dl, |
кгс/см2, |
|
|||
где |
К — коэффициент, |
|
|
|
|
|||
учитывающий |
возможные |
|
|
|
|
|||
перегрузки |
машины (для |
|
|
|
|
|||
вертикальных |
двигателей |
* |
‘ |
J |
|
|||
/С=2); Мкр— номиналь |
|
1 1,0 |
I |
>>{, |
||||
ный |
вращающий момент |
|
|
|||||
двигателя |
Л1кр= 9 7 500 |
Рис. 13-2. Рабочий конец вала для |
||||||
Р/п, |
кгс-см; |
Р — мощ |
||||||
|
|
муфты. |
|
|||||
ность |
на |
валу, кВт; п — |
|
|
|
|
частота вращения, об/мин.
Допускаемые напряжения кручения для кованых ва лов из стали м-арок 30 и 35
ткр=650 кгс/см2.
Расчетный диаметр конца вала может быть опреде лен из выражения
_ , / |
К М * |
СМ. |
|
' - У |
0 ,2ткР |
||
|
Напряжение смятия между валом и шпонкой
2KMkV , кгс/см2
d o h o U
Допускаемое напряжение смятия для шпонки из Ст 5 — 1500 кгс/см2.
г) Расчет вала с фланцевым концом
Напряжение растяжения в сечении вала в месте уста новки запорного кольца (сечение аа рис. 13-3)
= Q p±Q 2+ Q 3, кгс/ см2)
-'р а с т
151
где Qp — сила |
тяжести |
ротора, кгс; Q2 — сила тяжести |
||||
вращающихся частей приводимого механизма, кгс; Q3— |
||||||
гидравлические |
усилия |
(усилие |
реакции |
воды), кгс; |
||
F0— сечение вала, см2. |
|
|
|
|
|
|
Напряжение среза в сечении запорного кольца |
|
|||||
|
__ Qp + Qa + Qз |
кгс/см2, |
|
|
||
|
ТсР— |
^ТГи |
|
|
||
где D1 — диаметр вала |
у сечения |
аа, |
см; Я — высота |
|||
кольца, см. |
|
|
|
|
|
|
Напряжение смятия па площади аб |
|
|
|
|||
„ |
__ __Qp_+Qi + Q, |
, |
, |
|
|
|
|
|
- (D/2)2J ’ |
кгс / см ■ |
|
|
|
|
|
Касательные |
напряже |
|||
|
|
ния в сечении вала у фланца |
||||
|
|
(сечение сс) |
|
|
|
|
|
|
ткс = |
Мкр/0,2Яц , кгс/см2. |
|
||
|
|
Напряжения |
растяжения |
в |
||
|
|
сечении сс |
|
|
|
|
|
|
З р с — |
* Q a + . Q 3 _ |
кгс/см2. |
|
|
|
|
|
ГО |
|
|
|
|
|
Приведенное |
напряжение |
в |
||
|
|
сечении |
сс |
|
|
|
виР= У 4х1 + 3рс ■ кгс/см2.
Рис. 13-3. Вал с фланцевым концом.
Касательные напряже ния в сечении ниже втулки ротора (сечение bb)
rKb=XKc(DolD2)3, кгс/см2.
Напряжение растяжения в сечении bb
орь= (Трс {D0/D2 )2, кгс/см2.
Изгибающий момент от силы одностороннего магнит ного притяжения (см. рис. 13-1)
М ют = Qo Т~лГГ . КГС ■СМ.
12 Т Н
152