Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В быстроходных вертикальных электродвигателях валы выполняются с ребрами, на которые непосредст­ венно насаживается сердечник ротора (рис. 12-7).

Для закрепления на валу остова ротора, контактных колец, втулок и других деталей применяются стальные призматические шпонки. В электродвигателях для за­ крепления остова ротора могут применяться также и клиновые шпонки. В вертикальных электродвигателях валы передают только вращающий момент и рассчиты­ ваются, в основном только на скручивание. Вертикально расположенные валы испытывают относительно неболь­ шой изгибающий момент от сил одностороннего магнит­ ного притяжения при неравномерном зазоре между ста­ тором и ротором электродвигателя. Кроме того, незна­ чительные изгибающие усилия испытывают валы от не­ баланса вращающихся частей электродвигателя. Вал воспринимает также и растягивающие усилия, обуслов­ ленные силой тяжести вращающих частей всего агрега­ та (электродвигателя и насоса).

13-2. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ВАЛА

а) Одностороннее магнитное притяжение

Ввертикальных электродвигателях одностороннее магнитное притяжение возникает вследствие эксцентри­ ситета ротора, обусловленного неточностью установки ротора в статоре. Усилие одностороннего магнитного притяжения

где TtDl — поверхность

статора

без вентиляционных

ка­

налов, см2; В5 =

0,6н- 0,9Т — индукция

в воздушном за-

зоое.

эксцентриситет

ротора

(отклонение

от

Допустимый

средней длины воздушного зазора) л; =

0,18,

а 8 = 8,&8)

где 8, — односторонний

воздушный зазор,

см;

kb— коэф­

фициент Картера, равный 1,1 — 1,3.

Усилие магнитного притяжения для синхронных элек­ тродвигателей может быть рассчитано исходя из сред­ них величин индукции, коэффициента Картера и при от­ носительном эксцентриситете, равном 0,1, по формуле

Qo=0,3Dil, КГС.

148


Рис. 13-1. Схема вала для расче­ та критической частоты вращения.

б) Критическая частота вращения

Несмотря на тщательную балансировку, в роторе ма­ шин остается некоторое смещение центра тяжести. По­ лучающаяся неуравновешенность является причиной воз­ никновения относительно небольших односторонних цен­ тробежных сил. Обычно они не отражаются на нормаль­ ной работе машин. Однако, когда частота вращения ма­ шины приближается к ча­ стоте вращения, при ко­ торой частота собствен­ ных колебаний машины равна частоте вынужден­ ных, то эти небольшие центробежные силы вы­ зывают явление резонан­ са, повышение вибраций и нарушение нормальной работы.

Проверка вала на кри­ тическую частоту враще­ ния особо важна для бы­ строходных электродви­

гателей. Необходимо, чтобы критическая частота враще­ ния была выше (реже ниже) рабочей не менее чем на 15—20%. В то же время критическая частота вращения не должна быть близка к удвоенной рабочей частоте вра­ щения. Критическая частота вращения электродвигателя с вертикально расположенным валом рассчитывается так же, как у электродвигателя с горизонтально расположен­ ным валом (рис. 13-1). Определяется прогиб вала по середине сердечника от сил тяжести ротора графиче­ ски— методом построения упругой линии вала или ана­ литически— путем составления таблицы данных вала

(табл. 13-1).

Прогиб вала в середине ротора от силы тяжести ро­ тора

Q p

(/2 Sj

1. S2), см,

 

f:Р— 3£ (/, + /,)*' 2

 

где Qp — масса ротора, кг; Е — модуль упругости мате­ риала вала, кгс/см2; h и h — расстояния от оси ротора до осей направляющих подшипников, см.

149


Т а б л и ц а 13-1

Таблица данных вала

X? — г ? ,

№ у ч а с т к а в а л а

Dt,с м Jv

Л У , C M

4

X?

l— I

 

 

C M 4

 

1

Левая

1

D,

к,

 

 

 

половина

2

 

Х>2

 

 

 

вала

D5

 

 

 

 

3

Dt

^ 3

 

 

 

 

 

Сумма 5j= S x f — x\_x/Jt

 

Правая

1

D,

л,

 

 

 

половина

 

 

 

 

 

 

вала

2

 

Хд

 

 

 

 

3

04

х 3

 

 

 

 

 

Сумма S2 = Ex? —

 

 

Прогиб вала, пропорциональный силе одностороннего магнитного притяжения,

=СМ.

Установившийся прогиб вала от одностороннего маг­ нитного притяжения

где m = fo/0,\6; б — односторонний воздушный зазор, см. Критическая частота вращения вала

//кр = 300 |/~ ■1у — , об/мин.

Вторая критическая частота вращения, при которой упругая линия вала образует синусоидальную кривую второго порядка, определяется при условии, что основ­ ная критическая частота вращения (кривая первого по­ рядка) получается ниже 0,4 номинальной частоты вра­ щения.

Несмотря на то, что хорошо уравновешенный п уста­ новленный вертикально вал не будет вызывать никакого

150


Прогиба при любой скорости, практически всегда имееФ место небольшой прогиб вала и имеется необходимость в расчете вала на критическую частоту вращения.

в) Расчет конца вала с муфтой

Наиболее опасным сечением вала с муфтой является сечение рабочего конца вала (рис. 13-2). Вал рассчиты­ вается на скручивание.

При заданных размерах конца вала напряжение кру­

чения определяется из выражения

 

 

 

 

 

ткр = KMvv[0,2dl,

кгс/см2,

 

где

К — коэффициент,

 

 

 

 

учитывающий

возможные

 

 

 

 

перегрузки

машины (для

 

 

 

 

вертикальных

двигателей

*

J

 

/С=2); Мкр— номиналь­

 

1 1,0

I

>>{,

ный

вращающий момент

 

 

двигателя

Л1кр= 9 7 500

Рис. 13-2. Рабочий конец вала для

Р/п,

кгс-см;

Р — мощ­

 

 

муфты.

 

ность

на

валу, кВт; п

 

 

 

 

частота вращения, об/мин.

Допускаемые напряжения кручения для кованых ва­ лов из стали м-арок 30 и 35

ткр=650 кгс/см2.

Расчетный диаметр конца вала может быть опреде­ лен из выражения

_ , /

К М *

СМ.

' - У

0 ,2ткР

 

Напряжение смятия между валом и шпонкой

2KMkV , кгс/см2

d o h o U

Допускаемое напряжение смятия для шпонки из Ст 5 — 1500 кгс/см2.

г) Расчет вала с фланцевым концом

Напряжение растяжения в сечении вала в месте уста­ новки запорного кольца (сечение аа рис. 13-3)

= Q p±Q 2+ Q 3, кгс/ см2)

-'р а с т

151


где Qp — сила

тяжести

ротора, кгс; Q2 — сила тяжести

вращающихся частей приводимого механизма, кгс; Q3

гидравлические

усилия

(усилие

реакции

воды), кгс;

F0— сечение вала, см2.

 

 

 

 

 

Напряжение среза в сечении запорного кольца

 

 

__ Qp + Qa + Qз

кгс/см2,

 

 

 

ТсР—

^ТГи

 

 

где D1 — диаметр вала

у сечения

аа,

см; Я — высота

кольца, см.

 

 

 

 

 

 

Напряжение смятия па площади аб

 

 

 

__ __Qp_+Qi + Q,

,

,

 

 

 

 

- (D/2)2J ’

кгс / см ■

 

 

 

 

Касательные

напряже­

 

 

ния в сечении вала у фланца

 

 

(сечение сс)

 

 

 

 

 

ткс =

Мкр/0,2Яц , кгс/см2.

 

 

 

Напряжения

растяжения

в

 

 

сечении сс

 

 

 

 

 

З р с —

* Q a + . Q 3 _

кгс/см2.

 

 

 

 

ГО

 

 

 

 

Приведенное

напряжение

в

 

 

сечении

сс

 

 

 

виР= У 4х1 + 3рс ■ кгс/см2.

Рис. 13-3. Вал с фланцевым концом.

Касательные напряже­ ния в сечении ниже втулки ротора (сечение bb)

rKb=XKc(DolD2)3, кгс/см2.

Напряжение растяжения в сечении bb

орь= (Трс {D0/D2 )2, кгс/см2.

Изгибающий момент от силы одностороннего магнит ного притяжения (см. рис. 13-1)

М ют = Qo Т~лГГ . КГС ■СМ.

12 Т Н

152