Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дах проводятся только для крупных двигателей (мощ­ ностью выше 10 000 кВт) и поскольку эти испытания име­ ют -большое значение ври эксплуатации машин, они вы­ полняются также и на месте установки при приемо-сда­ точных испытаниях.

24-2. ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИИЗГОТОВИТЕЛЕ

Асинхронные вертикальные односкоростные и двухскоростные двигатели применяются главным образом для привода циркуляцион­ ных насосов мощных турбоагрегатов и от надежной работы этих ма­ шин во многом зависит безаварийная-работа турбоагрегатов. И спы ­ тания этих двигателей имеют ряд специфических особенностей в срав­ нении с испытаниями горизонтальных машин и к их испытанию предъявляются повышенные требования.

Полная программа типовых испытаний асинхронного двигателя

согласно ГО С Т 483-66

состоит из следующих пунктов:

 

а)

1 измерения

сопротивления изоляции

обмоток

относительн

корпуса машины и между обмотками;

 

 

б)

измерения

сопротивления

обмоток при

постоянном токе

в практически холодном состоянии;

 

 

 

в)

определения

коэффициента

трансформации

для двигателей

с фазным ротором;

 

 

 

 

 

г)

испытания изоляции обмоток относительно

корпуса

машины

имежду обмотками на электрическую прочность; д) испытания междувитковой изоляции обмоток на электриче­

скую прочность;

е)

1 определения тока и потерь холостого хода;

ж )

определения тока и потерь короткого замыкания;

з)

испытания при повышенной частоте вращения;

и)

' испытания на нагревание;

к)

1 определения к. п. д., коэффициента мощности и скольжения;

л)

испытания на кратковременную перегрузку по току;

м)

определения максимального вращающего момента;

и) определения минимального вращающего момента в процессе

пуска

(для двигателей с короткозамкнутым ротором);

о)

' определения начального пускового вращающего момента

начального пускового тока (для двигателей с короткозамкнутым ро­

тором);

п) определения вибрации.

В объем контрольных испытаний входят только первые семь

пунктов.

 

 

 

 

 

 

Методика

проведения

испытаний определяется

Г О С Т 11828-66

«Машины электрические. Методы

испытаний» и Г О С Т 7217-66

«Элек­

тродвигатели

трехфазные

асинхронные мощностью

от 10

В т до

10 000 кВт. Методы

испытаний».

 

 

 

В

случае невозможности проведения каких-либо пунктов типовых

или

контрольных

испытаний на

предприятии-изготовителе

ГО С Т

183-66 разрешает проводить эти испытания на месте установки, что оговаривается в технических условиях.

В тех случаях, когда на предприятии-изготовителе вертикальных асинхронных двигателей отсутствует оборудование для осуществле-

282


Ния их нагрузки, двигатели

испытываются только на холостом ходу

и в режиме короткого замыкания.

Испытания по пунктам

«а», «б», «г» и «д» являются общими для

всех видов машин и для асинхронных двигателей могут иметь лишь небольшие особенности.

Перед испытанием двигателей производится измерение сопротив­ ления изоляции обмоток. У двухскоростных двигателей при измере­ нии сопротивления изоляции фаз обмотки статора, кроме заземления двух других фаз испытываемой обмотки, должны быть заземлены и фазы второй обмотки статора.

Измерение сопротивлений обмоток (при постоянном токе) про­ изводится методом амперметра и вольтметра при токе, не превышаю­ щем 0,2/н. Сопротивления обмоток определяются в практически хо­ лодном состоянии, а при проведении испытаний на нагревание — после окончания тех или иных режимов для определения нагрева обмотки. Разница между полученными значениями сопротивлений разных фаз не должна превышать 12%. Более значительные откло­ нения обычно указывают на несимметричное соединение фаз обмотки

или

частичную укладку катушек с другим

числом и сечением витков,

а у

двигателей со стержневой обмоткой

статора — на наличие де­

фектных паек обмотки.

 

Испытание изоляции обмотки статора относительно корпуса на электрическую прочность повышенным напряжением промышленной частоты производится после окончания всех испытаний двигателя по нормам, указанным в § 24-1. В двухскоростных двигателях испыта­ нию должны подвергаться обе обмотки статора.

У асинхронных двигателей с фазным ротором определяется ко­ эффициент трансформации, значение которого принимают равным отношению фазовых напряжений обмоток статора и ротора.

Коэффициент трансформации равен:

Кт — ^ с т . ф / ^ р . ф ,

где и С1 — фазное напряжение обмотки статора; Uр . ф — фазное на­ пряжение обмотки ротора.

Он определяется путем подведения к обмотке статора понижен­ ного напряжения (до 0,5£/н) при разомкнутой обмотке ротора и измерения линейных напряжений на выводах обмотки статора и кон­ тактных кольцах ротора; измерения проводятся для трех фаз.

Действительная величина коэффициента трансформации несколь­ ко больше расчетной, поскольку э. д. с. обмотки статора меньше подведенного и измеряемого напряжения на величину падения напря­ жения в обмотке, а в обмотке ротора измеряется полная э. д. с.

Испытание витковой изоляции обмотки статора асинхронных дви­ гателей с короткозамкнутым ротором производится в процессе снятия характеристики холостого хода. Подведенное к статору напряжение повышается до 130% номинального и выдерживается в течение 5 .мин. Аналогично испытывается витковая изоляция обмотки статора у двигателей с фазным ротором. Однако, так как в этом случае испытанию подлежит как обмотка статора, так и обмотка ротора, опыт производится при неподвижном роторе и разомкнутой обмотке его. Испытание витковой изоляции у этих двигателей выполняется после испытания ротора на разгон, поскольку при этом изоляция обмотки подвергается значительным механическим усилиям и при наличии дефектов они легче выявляются.

283


У вертикальных двигателей угонная частота вращений прини­ мается равной 130% номинальной, а в ряде случаев и более, так как при эксплуатации они подвергаются разгону после каждого отклю­

чения, поэтому в отличие от требований Г О С Т

183-66 испытанию при

повышенной частоте вращения подвергаются

двигатели не только

при типовых испытаниях, но при проведении контрольных испытаний. Испытание производится в течение 2 мин путем повышения частоты напряжения питания двигателя от машинного агрегата. В двухско­ ростных двигателях испытание производится только для одной (боль­ шей) частоты вращения.

важ ны м и испытаниями асинхронных двигателей, позволяющими определить опытным путем рабочие характеристики, потери, коэффи-

Рис. 24-2. Характеристики холостого хода асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

циент мощности и ряд других данных, являются определение токов и потерь холостого хода и короткого замыкания.

Опыт холостого хода производится в режиме ненагруженного двигателя с питанием его регулируемым напряжением постоянной частоты от машинного преобразовательного агрегата. Д ля обеспече­ ния установившегося теплового состояния двигателя до начала испы­ тания машина должна проработать на холостом ходу от 2 до 4 ч в зависимости от мощности машин до установления температуры нагрева активных частей, подпятника и подшипников. Повысив на­ пряжение на зажимах двигателя до 130% номинального, его посте­ пенно понижают до возможно низкой величины (около 3 0 % номи­ нального), производя измерения потребляемой мощности, линейного напряжения и токов всех фаз. Н а рис. 24-2 в качестве примера при­ ведены характеристики холостого хода асинхронного вертикального двигателя 1000 кВт, 6000 В, 375 об/мин (синхр.), полученные опыт­ ным путем. Они позволяют определить потери и ток холостого хода при номинальном напряжении. Чтобы выделить потери в стали, необ­

284

ходимо произвести

разделение потерь холостого хода

на потерн

в обмотке статора,

потери в стали и механические потери.

Последние

в свою очередь состоят из вентиляционных и потерь трения в под­ пятнике и направляющих подшипниках.

Сумма механических потерь и потерь в стали сердечника статора равна:

Риех + ■Ро = ■f'o — P mi = Ро 3 / цго,

где Р0— потери холостого хода при номинальном напряжении, опре­ деляемые по показаниям ваттметров; />Mi = 3 / V o — потери в обмотке статора; /0 — ток холостого тока; го— сопротивление фазы обмотки статора, измеренное непосредственно после опыта.

Для определения механических потерь строится кривая зависи­ мости суммы потерь РМе%+ Рс от квадрата напряжения, которая при снижении напряжения приближается к прямой и может быть легко экстраполирована на ось ординат, отсекая на ней величину механиче­ ских потерь. После выделения механических потерь определяются потери в стали, которые позволяют сделать определенные выводы о качестве исполнения машины. Нарушения технологических норм при изготовлении машин могут приводить к существенному увеличе­ нию потерь в стали двигателей одного и того же типа. Повышение потерь в сердечнике статора может быть вызвано применением стали с более высокими удельными потерями, недоброкачественной штам­ повкой и лакировкой листов сердечника статора.

Соблюдение технологических норм при изготовлении роторов является не менее важным, чем при изготовлении сердечников стато­ ров. В современных высокоиспользованных асинхронных двигателях потери в роторах при холостом ходе составляют 50—60% общей сум­ мы потерь в стали. Опыты показывают, что при отсутствии зачеканки стержней в пазах у двигателей с короткозамкнутым ротором потери могут увеличиваться на '10—15%. На потери в роторах большое влияние оказывает качество штамповки сегментов, обработка поверх­ ности сердечника ротора, а также размер воздушного зазора в ма­ шине, что при определенных условиях может привести к увеличению потерь на 30—50%.

Особенностью вертикальных двигателей являются относительно

большие

потери на трение в подпятнике, поэтому правильный учет

их имеет

существенное значение при определении общих потерь

в машине. При стендовых испытаниях двигателя нагрузка на подпят­ ник составляет примерно 35— 4 0 % общей нагрузки, действующей на подпятник при работе машины, а потери в подпятнике составляют 50— 6 0% потерь при нагрузке, т. е. снижаются в меньшей степени, чем нагрузка, из-за уменьшения давления и увеличения толщины масляной пленки в подпятнике. Для анализа величины механических потерь производится выделение калориметрическим способом потерь

в подпятнике и направляющих подшипниках по расходу и перепаду

температуры воды в маслоохладителях. Вентиляционные потери

определяются как разность между механическими потерями и поте­

рями в подпятнике и подшипниках. Механические потери принимают­

ся равными сумме вентиляционных потерь и половине потерь в под­

пятнике при полной нагрузке, полученных расчетным путем или из

опыта при испытании двигателя

на месте установки. Д ля асинхрон­

ных машин средней мощности, у

которых нагрузка на подпятник при

работе машины

невелика и соизмерима с силой тяжести ротора,

в большинстве

случаев можно считать механические потери равными

285


 

 

потерям,

определяемым

 

прй

 

 

стендовых

испытаниях.

 

 

 

 

 

 

Опыты

короткого

замыка­

 

 

ния производятся при затормо­

 

 

женном

роторе

двигателей

 

 

с фазным

ротором — с замкну­

 

 

той

накоротко обмоткой)

и пи­

 

 

тании

обмотки

двигателя

от

 

 

источника

регулируемого

 

сим­

 

 

метричного

напряжения

номи­

 

 

нальной

частоты.

Д ля

исклю­

 

 

чения чрезмерного нагрева об­

 

 

мотки

опыт

проводится

 

при

 

 

пониженном напряжении, при­

 

 

мерно (0,5-г-0,65) Ua, и

токе ко­

 

 

роткого

замыкания

до (З-г-4)/„

 

 

с

последующим

снижением

 

 

подводимого

напряжения.

П р о ­

 

 

должительность

одного отсче­

 

 

та при больших токах должна

 

 

быть не более 10— 15 с. Нагрев

Рис. 24-3. Характеристики корот­

обмотки статора при проведе­

нии опыта короткого замыка­

кого замыкания асинхронного дви­

ния

обычно

не

превышает

до­

гателя с короткозамкнутым

рото­

пустимых значений. Ротор при

ром при частоте 50 Гц.

 

 

опыте нагревается больше, чем

 

 

 

 

статор,

поэтому

во избежание

чрезмерного нагрева ротора

при испытании

крупных

двигателей

в обмотку ротора для измерения ее температуры следует заклады­ вать одну или несколько термопар.

Опытные характеристики короткого замыкания асинхронного дви­

гателя

1000 кВт, 6000 В, 375 об/мин

(синхр.) приведены на рис. 24-3.

И з

опыта короткого замыкания

определяются начальный пуско­

вой ток, начальный вращающий момент двигателя и потери коротко­ го замыкания при номинальном напряжении. Д ля определения тока короткого замыкания при номинальном напряжении вносится поправ­ ка на насыщение, для этого дальнейшее возрастание тока выше опытной величины с увеличением напряжения принимается по пря­ мой линии касательной к кривой тока (кривая 2 на рис. 24-3). При контрольных испытаниях опыты проводятся для напряжения UK —

= 1

600 ,В и /к =/н и только

в случае несовпадения данных измере­

ния

с данными типовых испытаний снимаются характеристики ко­

роткого замыкания.

при UB— UB определяется по формуле

 

Начальный пусковой ток

rUu-U'.

*их- и - ж»

т. е. кратность пускового тока равна /к.н//в, где U „ и /к — макси­ мальные значения напряжения и тока, полученные при опыте; V к — напряжение, соответствующее точке пересечения касательной к кри­ вой тока с осью абсцисс.

Начальный пусковой вращающий момент Л1к.в при номинальном напряжении определяется путем пересчета момента М к, возникающе­ го в машине при токе 1К.

286


Момент Mit подсчитывается по формуле

AfK= 975

я « - я к

кгс •м ,

п0

 

 

где Р „ — потери короткого при наибольшем значении напряжения UK в опыте короткого замыкания, определяемые по показаниям ваттме­ тров; P„.M 1=3/Vii.—потери в обмотке статора, Вт; ri„ — сопротив­ ление фазы обмотки, измеренное непосредственно после опыта, Ом; Рс — потери в стали при напряжении UK (по характеристике холо­ стого хода), Вт; пс — синхронная частота вращения ротора, об/мин. Начальный пусковой вращающий момент равен:

М„.н = Мк(/к.и//п)г, кгс-м,

и кратность его равна отношению МК.„1М„.

Потери короткого замыкания при номинальном напряжении и токе /ц=/ц.н определяются пересчетом

Ри.Н— Рк (/к.п//ц)2, Вт.

Полученные опытные данные из характеристик холостого хода и короткого замыкания при номинальной частоте позволяют произве­ сти построение круговой диаграммы согласно рекомендациям ГОСТ

7217-66

для двигателей с фазным ротором и определить значения

к. п. д.,

коэффициента мощности и скольжения.

Особенностью испытаний асинхронных вертикальных двигателей с короткозамкнутым ротором является необходимость проведения до­

полнительного

опыта

коротко­

 

 

 

 

го замыкания

при пониженной

 

 

 

 

частоте для построения круго­

 

 

 

 

вой диаграммы и рабочих ха­

 

 

 

 

рактеристик. Поскольку верти­

 

 

 

 

кальные двигатели, как прави­

 

 

 

 

ло,

пускаются

под нагрузкой,

 

 

 

 

они выполняются с улучшен­

 

 

 

 

ными пусковыми характеристи­

 

 

 

 

ками, т. е. с обмоткой ротора,

 

 

 

 

имеющей стержни бутылочного

 

 

 

 

профиля,

или

с

двойной

бе­

 

 

 

 

личьей клеткой.

В двигателях

 

 

 

 

с такими обмотками из-за вы­

 

 

 

 

теснения тока в стержнях об­

 

 

 

 

мотки параметры ротора за­

 

 

 

 

висят от частоты

тока

и меня­

Рис.

24-4.

Характеристики корот­

ются

с

изменением

скольже­

кого

замыкания асинхронного

ния.

При частоте тока в обмот­

двигателя

с

короткозамкнутым

ке

ротора, равной

частоте

 

ротором

при {'—5 Гц.

скольжения в нормальных ре­

 

 

 

 

 

жимах работы

двигателя,

т. е.

 

 

 

 

при частоте, меньшей 5 Гц, явление вытеснения тока практически отсутствует, поэтому для построения круговой диаграммы и опреде­ ления рабочих характеристик пользуются данными опыта короткого замыкания при пониженной частоте 5 Гц.

Опыт проводится при токах короткого замыкания, не превышаю­ щих (1,0-н 1,5)/н, при этом характеристика короткого замыкания остается прямолинейной из-за малого влияния насыщения путей по­ токов рассеяния. Напряжение, подводимое к двигателю при опыте,

287