Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
дах проводятся только для крупных двигателей (мощ ностью выше 10 000 кВт) и поскольку эти испытания име ют -большое значение ври эксплуатации машин, они вы полняются также и на месте установки при приемо-сда точных испытаниях.
24-2. ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИИЗГОТОВИТЕЛЕ
Асинхронные вертикальные односкоростные и двухскоростные двигатели применяются главным образом для привода циркуляцион ных насосов мощных турбоагрегатов и от надежной работы этих ма шин во многом зависит безаварийная-работа турбоагрегатов. И спы тания этих двигателей имеют ряд специфических особенностей в срав нении с испытаниями горизонтальных машин и к их испытанию предъявляются повышенные требования.
Полная программа типовых испытаний асинхронного двигателя
согласно ГО С Т 483-66 |
состоит из следующих пунктов: |
|
||||
а) |
1 измерения |
сопротивления изоляции |
обмоток |
относительн |
||
корпуса машины и между обмотками; |
|
|
||||
б) |
измерения |
сопротивления |
обмоток при |
постоянном токе |
||
в практически холодном состоянии; |
|
|
|
|||
в) |
определения |
коэффициента |
трансформации |
для двигателей |
||
с фазным ротором; |
|
|
|
|
|
|
г) |
испытания изоляции обмоток относительно |
корпуса |
машины |
имежду обмотками на электрическую прочность; д) испытания междувитковой изоляции обмоток на электриче
скую прочность;
е) |
1 определения тока и потерь холостого хода; |
ж ) |
определения тока и потерь короткого замыкания; |
з) |
испытания при повышенной частоте вращения; |
и) |
' испытания на нагревание; |
к) |
1 определения к. п. д., коэффициента мощности и скольжения; |
л) |
испытания на кратковременную перегрузку по току; |
м) |
определения максимального вращающего момента; |
и) определения минимального вращающего момента в процессе |
|
пуска |
(для двигателей с короткозамкнутым ротором); |
о) |
' определения начального пускового вращающего момента |
начального пускового тока (для двигателей с короткозамкнутым ро |
|
тором); |
п) определения вибрации.
В объем контрольных испытаний входят только первые семь
пунктов. |
|
|
|
|
|
|
|
Методика |
проведения |
испытаний определяется |
Г О С Т 11828-66 |
||||
«Машины электрические. Методы |
испытаний» и Г О С Т 7217-66 |
«Элек |
|||||
тродвигатели |
трехфазные |
асинхронные мощностью |
от 10 |
В т до |
|||
10 000 кВт. Методы |
испытаний». |
|
|
|
|||
В |
случае невозможности проведения каких-либо пунктов типовых |
||||||
или |
контрольных |
испытаний на |
предприятии-изготовителе |
ГО С Т |
183-66 разрешает проводить эти испытания на месте установки, что оговаривается в технических условиях.
В тех случаях, когда на предприятии-изготовителе вертикальных асинхронных двигателей отсутствует оборудование для осуществле-
282
Ния их нагрузки, двигатели |
испытываются только на холостом ходу |
и в режиме короткого замыкания. |
|
Испытания по пунктам |
«а», «б», «г» и «д» являются общими для |
всех видов машин и для асинхронных двигателей могут иметь лишь небольшие особенности.
Перед испытанием двигателей производится измерение сопротив ления изоляции обмоток. У двухскоростных двигателей при измере нии сопротивления изоляции фаз обмотки статора, кроме заземления двух других фаз испытываемой обмотки, должны быть заземлены и фазы второй обмотки статора.
Измерение сопротивлений обмоток (при постоянном токе) про изводится методом амперметра и вольтметра при токе, не превышаю щем 0,2/н. Сопротивления обмоток определяются в практически хо лодном состоянии, а при проведении испытаний на нагревание — после окончания тех или иных режимов для определения нагрева обмотки. Разница между полученными значениями сопротивлений разных фаз не должна превышать 1— 2%. Более значительные откло нения обычно указывают на несимметричное соединение фаз обмотки
или |
частичную укладку катушек с другим |
числом и сечением витков, |
а у |
двигателей со стержневой обмоткой |
статора — на наличие де |
фектных паек обмотки. |
|
Испытание изоляции обмотки статора относительно корпуса на электрическую прочность повышенным напряжением промышленной частоты производится после окончания всех испытаний двигателя по нормам, указанным в § 24-1. В двухскоростных двигателях испыта нию должны подвергаться обе обмотки статора.
У асинхронных двигателей с фазным ротором определяется ко эффициент трансформации, значение которого принимают равным отношению фазовых напряжений обмоток статора и ротора.
Коэффициент трансформации равен:
Кт — ^ с т . ф / ^ р . ф ,
где и С1 .ф— фазное напряжение обмотки статора; Uр . ф — фазное на пряжение обмотки ротора.
Он определяется путем подведения к обмотке статора понижен ного напряжения (до 0,5£/н) при разомкнутой обмотке ротора и измерения линейных напряжений на выводах обмотки статора и кон тактных кольцах ротора; измерения проводятся для трех фаз.
Действительная величина коэффициента трансформации несколь ко больше расчетной, поскольку э. д. с. обмотки статора меньше подведенного и измеряемого напряжения на величину падения напря жения в обмотке, а в обмотке ротора измеряется полная э. д. с.
Испытание витковой изоляции обмотки статора асинхронных дви гателей с короткозамкнутым ротором производится в процессе снятия характеристики холостого хода. Подведенное к статору напряжение повышается до 130% номинального и выдерживается в течение 5 .мин. Аналогично испытывается витковая изоляция обмотки статора у двигателей с фазным ротором. Однако, так как в этом случае испытанию подлежит как обмотка статора, так и обмотка ротора, опыт производится при неподвижном роторе и разомкнутой обмотке его. Испытание витковой изоляции у этих двигателей выполняется после испытания ротора на разгон, поскольку при этом изоляция обмотки подвергается значительным механическим усилиям и при наличии дефектов они легче выявляются.
283
У вертикальных двигателей угонная частота вращений прини мается равной 130% номинальной, а в ряде случаев и более, так как при эксплуатации они подвергаются разгону после каждого отклю
чения, поэтому в отличие от требований Г О С Т |
183-66 испытанию при |
повышенной частоте вращения подвергаются |
двигатели не только |
при типовых испытаниях, но при проведении контрольных испытаний. Испытание производится в течение 2 мин путем повышения частоты напряжения питания двигателя от машинного агрегата. В двухско ростных двигателях испытание производится только для одной (боль шей) частоты вращения.
важ ны м и испытаниями асинхронных двигателей, позволяющими определить опытным путем рабочие характеристики, потери, коэффи-
Рис. 24-2. Характеристики холостого хода асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
циент мощности и ряд других данных, являются определение токов и потерь холостого хода и короткого замыкания.
Опыт холостого хода производится в режиме ненагруженного двигателя с питанием его регулируемым напряжением постоянной частоты от машинного преобразовательного агрегата. Д ля обеспече ния установившегося теплового состояния двигателя до начала испы тания машина должна проработать на холостом ходу от 2 до 4 ч в зависимости от мощности машин до установления температуры нагрева активных частей, подпятника и подшипников. Повысив на пряжение на зажимах двигателя до 130% номинального, его посте пенно понижают до возможно низкой величины (около 3 0 % номи нального), производя измерения потребляемой мощности, линейного напряжения и токов всех фаз. Н а рис. 24-2 в качестве примера при ведены характеристики холостого хода асинхронного вертикального двигателя 1000 кВт, 6000 В, 375 об/мин (синхр.), полученные опыт ным путем. Они позволяют определить потери и ток холостого хода при номинальном напряжении. Чтобы выделить потери в стали, необ
284
ходимо произвести |
разделение потерь холостого хода |
на потерн |
в обмотке статора, |
потери в стали и механические потери. |
Последние |
в свою очередь состоят из вентиляционных и потерь трения в под пятнике и направляющих подшипниках.
Сумма механических потерь и потерь в стали сердечника статора равна:
Риех + ■Ро = ■f'o — P mi = Ро 3 / цго,
где Р0— потери холостого хода при номинальном напряжении, опре деляемые по показаниям ваттметров; />Mi = 3 / V o — потери в обмотке статора; /0 — ток холостого тока; го— сопротивление фазы обмотки статора, измеренное непосредственно после опыта.
Для определения механических потерь строится кривая зависи мости суммы потерь РМе%+ Рс от квадрата напряжения, которая при снижении напряжения приближается к прямой и может быть легко экстраполирована на ось ординат, отсекая на ней величину механиче ских потерь. После выделения механических потерь определяются потери в стали, которые позволяют сделать определенные выводы о качестве исполнения машины. Нарушения технологических норм при изготовлении машин могут приводить к существенному увеличе нию потерь в стали двигателей одного и того же типа. Повышение потерь в сердечнике статора может быть вызвано применением стали с более высокими удельными потерями, недоброкачественной штам повкой и лакировкой листов сердечника статора.
Соблюдение технологических норм при изготовлении роторов является не менее важным, чем при изготовлении сердечников стато ров. В современных высокоиспользованных асинхронных двигателях потери в роторах при холостом ходе составляют 50—60% общей сум мы потерь в стали. Опыты показывают, что при отсутствии зачеканки стержней в пазах у двигателей с короткозамкнутым ротором потери могут увеличиваться на '10—15%. На потери в роторах большое влияние оказывает качество штамповки сегментов, обработка поверх ности сердечника ротора, а также размер воздушного зазора в ма шине, что при определенных условиях может привести к увеличению потерь на 30—50%.
Особенностью вертикальных двигателей являются относительно
большие |
потери на трение в подпятнике, поэтому правильный учет |
их имеет |
существенное значение при определении общих потерь |
в машине. При стендовых испытаниях двигателя нагрузка на подпят ник составляет примерно 35— 4 0 % общей нагрузки, действующей на подпятник при работе машины, а потери в подпятнике составляют 50— 6 0% потерь при нагрузке, т. е. снижаются в меньшей степени, чем нагрузка, из-за уменьшения давления и увеличения толщины масляной пленки в подпятнике. Для анализа величины механических потерь производится выделение калориметрическим способом потерь
в подпятнике и направляющих подшипниках по расходу и перепаду |
|
температуры воды в маслоохладителях. Вентиляционные потери |
|
определяются как разность между механическими потерями и поте |
|
рями в подпятнике и подшипниках. Механические потери принимают |
|
ся равными сумме вентиляционных потерь и половине потерь в под |
|
пятнике при полной нагрузке, полученных расчетным путем или из |
|
опыта при испытании двигателя |
на месте установки. Д ля асинхрон |
ных машин средней мощности, у |
которых нагрузка на подпятник при |
работе машины |
невелика и соизмерима с силой тяжести ротора, |
в большинстве |
случаев можно считать механические потери равными |
285
|
|
потерям, |
определяемым |
|
прй |
|||||||
|
|
стендовых |
испытаниях. |
|
|
|
||||||
|
|
|
Опыты |
короткого |
замыка |
|||||||
|
|
ния производятся при затормо |
||||||||||
|
|
женном |
роторе |
(у |
двигателей |
|||||||
|
|
с фазным |
ротором — с замкну |
|||||||||
|
|
той |
накоротко обмоткой) |
и пи |
||||||||
|
|
тании |
обмотки |
двигателя |
от |
|||||||
|
|
источника |
регулируемого |
|
сим |
|||||||
|
|
метричного |
напряжения |
номи |
||||||||
|
|
нальной |
частоты. |
Д ля |
исклю |
|||||||
|
|
чения чрезмерного нагрева об |
||||||||||
|
|
мотки |
опыт |
проводится |
|
при |
||||||
|
|
пониженном напряжении, при |
||||||||||
|
|
мерно (0,5-г-0,65) Ua, и |
токе ко |
|||||||||
|
|
роткого |
замыкания |
до (З-г-4)/„ |
||||||||
|
|
с |
последующим |
снижением |
||||||||
|
|
подводимого |
напряжения. |
П р о |
||||||||
|
|
должительность |
одного отсче |
|||||||||
|
|
та при больших токах должна |
||||||||||
|
|
быть не более 10— 15 с. Нагрев |
||||||||||
Рис. 24-3. Характеристики корот |
обмотки статора при проведе |
|||||||||||
нии опыта короткого замыка |
||||||||||||
кого замыкания асинхронного дви |
||||||||||||
ния |
обычно |
не |
превышает |
до |
||||||||
гателя с короткозамкнутым |
рото |
|||||||||||
пустимых значений. Ротор при |
||||||||||||
ром при частоте 50 Гц. |
|
|||||||||||
|
опыте нагревается больше, чем |
|||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
статор, |
поэтому |
во избежание |
||||||||
чрезмерного нагрева ротора |
при испытании |
крупных |
двигателей |
в обмотку ротора для измерения ее температуры следует заклады вать одну или несколько термопар.
Опытные характеристики короткого замыкания асинхронного дви
гателя |
1000 кВт, 6000 В, 375 об/мин |
(синхр.) приведены на рис. 24-3. |
И з |
опыта короткого замыкания |
определяются начальный пуско |
вой ток, начальный вращающий момент двигателя и потери коротко го замыкания при номинальном напряжении. Д ля определения тока короткого замыкания при номинальном напряжении вносится поправ ка на насыщение, для этого дальнейшее возрастание тока выше опытной величины с увеличением напряжения принимается по пря мой линии касательной к кривой тока (кривая 2 на рис. 24-3). При контрольных испытаниях опыты проводятся для напряжения UK —
= 1 |
600 ,В и /к =/н и только |
в случае несовпадения данных измере |
ния |
с данными типовых испытаний снимаются характеристики ко |
|
роткого замыкания. |
при UB— UB определяется по формуле |
|
|
Начальный пусковой ток |
rUu-U'.
*их- и - ж»
т. е. кратность пускового тока равна /к.н//в, где U „ и /к — макси мальные значения напряжения и тока, полученные при опыте; V к — напряжение, соответствующее точке пересечения касательной к кри вой тока с осью абсцисс.
Начальный пусковой вращающий момент Л1к.в при номинальном напряжении определяется путем пересчета момента М к, возникающе го в машине при токе 1К.
286
Момент Mit подсчитывается по формуле
AfK= 975 |
я « - я к |
кгс •м , |
|
п0 |
|||
|
|
где Р „ — потери короткого при наибольшем значении напряжения UK в опыте короткого замыкания, определяемые по показаниям ваттме тров; P„.M 1=3/Vii.—потери в обмотке статора, Вт; ri„ — сопротив ление фазы обмотки, измеренное непосредственно после опыта, Ом; Рс — потери в стали при напряжении UK (по характеристике холо стого хода), Вт; пс — синхронная частота вращения ротора, об/мин. Начальный пусковой вращающий момент равен:
М„.н = Мк(/к.и//п)г, кгс-м,
и кратность его равна отношению МК.„1М„.
Потери короткого замыкания при номинальном напряжении и токе /ц=/ц.н определяются пересчетом
Ри.Н— Рк (/к.п//ц)2, Вт.
Полученные опытные данные из характеристик холостого хода и короткого замыкания при номинальной частоте позволяют произве сти построение круговой диаграммы согласно рекомендациям ГОСТ
7217-66 |
для двигателей с фазным ротором и определить значения |
к. п. д., |
коэффициента мощности и скольжения. |
Особенностью испытаний асинхронных вертикальных двигателей с короткозамкнутым ротором является необходимость проведения до
полнительного |
опыта |
коротко |
|
|
|
|
|||||
го замыкания |
при пониженной |
|
|
|
|
||||||
частоте для построения круго |
|
|
|
|
|||||||
вой диаграммы и рабочих ха |
|
|
|
|
|||||||
рактеристик. Поскольку верти |
|
|
|
|
|||||||
кальные двигатели, как прави |
|
|
|
|
|||||||
ло, |
пускаются |
под нагрузкой, |
|
|
|
|
|||||
они выполняются с улучшен |
|
|
|
|
|||||||
ными пусковыми характеристи |
|
|
|
|
|||||||
ками, т. е. с обмоткой ротора, |
|
|
|
|
|||||||
имеющей стержни бутылочного |
|
|
|
|
|||||||
профиля, |
или |
с |
двойной |
бе |
|
|
|
|
|||
личьей клеткой. |
В двигателях |
|
|
|
|
||||||
с такими обмотками из-за вы |
|
|
|
|
|||||||
теснения тока в стержнях об |
|
|
|
|
|||||||
мотки параметры ротора за |
|
|
|
|
|||||||
висят от частоты |
тока |
и меня |
Рис. |
24-4. |
Характеристики корот |
||||||
ются |
с |
изменением |
скольже |
||||||||
кого |
замыкания асинхронного |
||||||||||
ния. |
При частоте тока в обмот |
||||||||||
двигателя |
с |
короткозамкнутым |
|||||||||
ке |
ротора, равной |
частоте |
|||||||||
|
ротором |
при {'—5 Гц. |
|||||||||
скольжения в нормальных ре |
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||
жимах работы |
двигателя, |
т. е. |
|
|
|
|
при частоте, меньшей 5 Гц, явление вытеснения тока практически отсутствует, поэтому для построения круговой диаграммы и опреде ления рабочих характеристик пользуются данными опыта короткого замыкания при пониженной частоте 5 Гц.
Опыт проводится при токах короткого замыкания, не превышаю щих (1,0-н 1,5)/н, при этом характеристика короткого замыкания остается прямолинейной из-за малого влияния насыщения путей по токов рассеяния. Напряжение, подводимое к двигателю при опыте,
287