Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 24-2

Пооперационные

испытания статорных обмоток двигателей

мощностью до 1

000 кВт при номинальных

напряжениях

3 000 и 6

000 В и мощностью выше 1

000 кВт

при номинальном напряжении 3000 В

Номинальное напря­ жение, кВ

Наименование этапа испытания

3

|

6

этапа

 

 

 

 

 

 

Испытательное напря­

 

 

 

жение,

кВ

1

Окончательно изолированные

катушки

13,5

 

22

2

до укладки в статор

 

11,5

 

19

Уложенные в статор, но не соединенные

 

3

катушки

запайки и

9.0

 

16

Соединенная обмотка после

 

4

изолировки соединений

машины

7,0

 

13

Обмотка статора собранной

 

В вертикальных двигателях с рабочим напряжением

6 000 'В чаще всего применяется

витковая

изоляция ви­

да 4 и 5, а при-рабочем напряжении

10000 В — вида 7.

Величины испытательных напряжений UK, В обмотки статора со­

бранной машины должны быть следующими:

 

1000

кВт (или

£/ и = 2£/н+ 1000

В для

машин мощностью до

1000 кВ • А) при любом U„ и для машин мощностью выше 1000 кВт

при t/„s£3300 В;

машин

мощностью

1000

кВт

при

3300

7/„ = 2,5Дя для

«££/„<6600 В;

В для

машин мощностью

выше

1000

кВт и С/и

£/„ = 2£/„ + 3000

выше 6600 В.

 

 

 

 

 

 

Для двигателей мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ-А) с но­ минальным напряжением 6000 В и машин большей мощности с на­ пряжением 3000 В величины испытательных напряжений принимают­ ся по табл. 24-2, в которой наглядно виден порядок снижения испы­ тательных напряжений при пооперационном контроле электрической прочности изоляции катушек. Аналогичные нормы испытательных на­

пряжений для двигателей мощностью выше 1000 кВт

('1000 кВ • А)

при номинальных напряжениях 6000 и 10 000 В

приведены

в табл. 24-3.

Указанные нормы испытательных напряжений в равной мере относятся к катушечным и стержневым обмоткам машин с неразъем­ ными статорами. При испытаниях обмоток двигателей, выполняемых с разъемным статором, нормы испытательных напряжений иные, по­ скольку на месте установки после укладки катушек или стержней на стыках статора потребовалось бы испытать уложенную на заводе обмотку повторно таким же напряжением. Поэтому испытания на заводе обмоток готовых секторов двигателей производятся по нормам

277


Т а б л и ц а 24-3

Пооперационные испытания статорных обмоток двигателей мощностью выше 1 000 кВт при номинальных напряжениях 6 000 и 10 000 В

Номинальное напря­ жение, кВ

Наименование этапа испытания

6

10

этапа

 

 

Испытательное напря­ жение, кВ

1

2

3

4

5

Окончательно изолированные

катушки

24

35

или стержни до укладки в статор

20,5

31

Уложенные в статор,

но не соединен­

ные катушки; уложенные стержни, ниж­

 

 

него ряда обмотки (стержневой обмотки)

17,5

27,5

Уложенные в статор

стержни верхнего

ряда совместно со стержнями нижнего

 

 

ряда до запайки

 

 

16,5

26

Соединенная катушечная или стержне­

вая обмотка

после запайки и изолировки

 

 

соединений

статора собранной

машины

15

23

Обмотка

этапа 3 табл. 24-3 с тем, чтобы на месте установки при окончатель­ ной сборке обмотки производить ее испытание более низким напря­ жением по этапу 4.

Испытания изоляции готовых катушек или стержней

обмоток с номинальным

напряжением 6 000 в обмоточ­

но-заготовительном цехе

на этапе

1 производятся

после

йх лакировки и сушки,

а обмоток

двигателей с

номи­

нальным 'напряжением 10 000 В — после покрытия полупроводящими лаками. При проведении испытаний за­ земленным электродом служит алюминиевая фольга толщиной 0,02 мм, намотанная по всей длине пазовой части катушки или стержня, а испытательное напряже­ ние прикладывается к проводникам катушек. Испытание изоляции начинается с напряжения, не превышающего 30% испытательного напряжения, затем напряжение плавно повышается до испытательного и выдерживается в течение 1 мин. После этого напряжение должно быть снижено до 30% испытательного и затем отключено. Обычно число поврежденных катушек при этих испыта­ ниях при нормальном ведении процесса изготовления не должно быть выше 1,0—2,0% полного комплекта кату­ шек на машину.

278


Катушки и стержни обмоток с номинальным напря­ жением 10 000 В подвергаются контрольной проверке на определение тангенса диэлектрических потерь (tg6), ха­ рактеризующего рассеиваемую в изоляции мощность, и на отсутствие видимой короны. Измерением tg б осуще­ ствляется контроль монолитности изоляции, процесса изолировки и компаундирования и качества применяе­ мых изоляционных материалов. Определение tg б про­

изводится

при температуре 20±5°С при напряжениях

0,5; 1,0;

1,2 и 1,5 Ua, при этом нормируется

величина

tg б не только при номинальном напряжении,

но и вели­

чина A tg6, равная разности tg б при 1,5 Ua и 0,5 t/H. Измерение tg б проводится при помощи высоковольтно­ го моста (по принципу моста Шеринга) методом вырав­ нивания сопротивления плеча моста с регулируемой ем­ костью (набора конденсаторов) с емкостным сопротив­ лением изоляции испытываемого образца (катушки или стержня), включенной в противоположное плечо моста. Схема моста питается от повышающего трансформатора с регулируемым напряжением.

Для двигателей мощностью 4 000—6 000 кВт с компа­ ундированной изоляцией испытанию подвергаются пер­ вые 10% общего количества катушек одного комплекта обмотки и выборочно еще 10%, а для машин большей мощности 25% катушек общего количества. У стержне­ вых обмоток с термореактивной изоляцией испытанию

подвергаются все

стержни.

Допускаемые значения

tg б

и Л tg б приведены в табл 24-4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24-4

Допустимые величины диэлектрических потерь катушек

и стержней статорных обмоток при номинальном

 

 

 

напряжении 10000 В

 

 

 

Компаундирозанная изоляция

Термореактивная изо­

 

 

 

 

 

ляция — монолит

Мощность маши­

Электроды без

Электроды с ох­

Электроды без охран­

ны, кВт

ранными коль­

 

охранных колец

 

цами

ных колец

 

tg5

Atg5

tg5

Atg5

tgS

AtgS

4 000—6 000

15

5

12

4

8

3

Выше 6 000

12

5

10

4

5

2

279


Испытанию на корону катушек или стержней обмо­ ток с компаундированной изоляцией и полупроводящим покрытием подвергаются только 10% полного комплек­ та. У обмоток с термореактивной изоляцией монолит испытываются все стержни, так как разрушающее воз­ действие короны на эту изоляцию более интенсивное и при эксплуатации машины явление коронирования недо­ пустимо. Определение напряжения начала видимой коро­ ны производят путем плавного повышения испытатель­ ного напряжения (со скоростью не выше 2 кВ/e) до по­ явления видимой короны, затем напряжение снижается до исчезновения видимой короны, при этом фиксируется величина напряжения. Указанная величина напряжения считается напряжением появления видимой короны, которое должно быть не ниже 1,2 номинального напря­ жения машины.

Катушки обмотки возбуждения после изготовления подвергаются испытанию на отсутствие витковых замы­ каний индуктивным методом либо непосредственным подключением испытательного напряжения к выводам катушки. Для тихоходных многополюсных машин (име­ ющих более 24 полюсов) используется первый метод ис­ пытания, при котором напряжение в витках катушки индуктируется переменным магнитным потоком в сер­ дечнике электромагнита, на который надевается испыты­ ваемая катушка. Катушки более быстроходных двига­ телей испытываются под давлением (под прессом) в на­ гретом состоянии при температуре 100—130 °С. Испы­ тательное напряжение составляет 4—'5 В на виток и поддерживается в течение 5 мин.

Как видно из вышеизложенного, испытание изоляции обмоток машин в процессе их изготовления до их сбор­ ки обеспечивает достаточно высокий запас электриче­ ской прочности изоляции. Не менее важным является второй этап испытания обмоток при их укладке и сбор­ ке. В объем этих испытаний входит контроль правиль­ ного выполнения технологического процесса укладки и сборки обмоток, исключающий снижение электрической прочности изоляции. Пооперационный контроль обмотки указан в табл. 24-3.

Обмотки собранных роторов синхронных двигателей до сборки машин подвергаются испытаниям электриче­ ской прочности корпусной изоляции и проверке отсутст­ вия витковых замыканий в катушках. Первое испытание

280


производится напряжением 2 000—2 700 В промышлен­ ной частоты 50 Гц в течение 1 мин при номинальном на­ пряжении возбуждения 100—220 В. Испытание на отсут­ ствие витковых замыканий в катушках производится

внагретом состоянии обмотки (100—110°С) при напря­ жении прохмышленной частоты из расчета 3 В на виток

втечение 5 мин. Этот вид испытания подробно описан

в§ 25-1.

Всобранной машине испытательное напряжение изо­

ляции обмотки ротора относительно корпуса должно

Рис. 24-1. Напряжение поопе­ рационных испытаний обмотки ротора асинхронного двигате­ ля в зависимости от напряже­

ния на кольцах

ротора.

/ — стержней

до

укладки в пазы;

2 — контактных

колец:

3 — после

укладки стержней;

4 — после пайки

и бандажировки;

5 — испытание

обмотки в

готовой

машине.

быть равно десятикратному напряжению возбуждения, но не менее 1500 В.

Обмотки роторов асинхронных вертикальных двига­ телей с фазнььм ротором испытываются по нормам, ука­ занным на рис. 24-1.

Последний этап высоковольтных испытаний электри­ ческой прочности изоляции обмоток вертикальных дви­ гателей осуществляется при стендовых испытаниях ма­ шин. Они проводятся непосредственно после окончания испытаний машин по нормам, приведенным выше. При этом, если машина при типовых испытаниях испытыва­ лась на нагревание, испытание электрической прочности изоляции производится при нагретых обмотках. В об­ мотках статоров поочередно испытывается каждая фаза, при двух других фазах, замкнутых на корпус ма­ шины.

Испытания обмоток статоров выпрямленным напря­ жением с измерением токов утечки на заводских стен­

281