систем, более часто отключаются от сети. -Кроме того, эти машины могут длительный период времени (осенью и зимой) по условиям полива не включаться в работу. Поэтому требования к уходу за двигателями в процессе эксплуатации, проведению ревизий и профилактических ремонтов могут быть разными и должны учитываться в каждом конкретном случае.
Одним из важных условий для надежной работы дви гателя любой мощности является обеспечение надлежа щей чистоты машины и в первую очередь активных ча стей ее, поскольку загрязненность обмоток и вентиляци онных каналов не только ухудшает охлаждение, но и может быть причиной различных неполадок при работе.
Двигатели следует оберегать от попадания внутрь пыли, воды и масла. В машинах защищенного исполне ния с разомкнутым циклом вентиляции через активные части продуваются из машинного помещения десятки тысяч кубических метров воздуха в час и при недоста точной чистоте охлаждающего воздуха (содержание при месей выше 2,0 мг/м3) на поверхности обмоток и венти ляционных каналов оседает слой пыли. Поэтому двига тели следует продувать сжатым воздухом не реже 1 раза в месяц, а в случаях сильно запыленного воздуха чаще. При эксплуатации двигателей с замкнутым циклом вентиляции должна быть обеспечена чистота подвально го помещения, а также плотная сборка всех перекрытий. Но и в этих двигателях необходимо не реже 1 раза в 2 — 3 мес. осуществлять очистку и продувку сжатым возду хом при снятых перекрытиях и щитах.
Особенно опасное загрязнение получается при попа дании внутрь машины масла и при оседании слоя пыли с маслом на поверхности обмоток; оно трудно поддает ся очистке и тем более продувке сжатым воздухом. Мас ло приводит к снижению защитного действия лакового покрытия обмоток, происходит более интенсивное увлаж нение изоляции, что может привести к нарушению ее электрической прочности. Поэтому должны быть при няты необходимые меры для исключения попадания мас ла или паров масла внутрь машины, что достигается надежным уплотнением масляных ванн крестовин и ис ключением выброса масла через выгородку верхней кре стовины. Установившийся уровень масла в работающей машине не должен превышать максимального уровня, отмеченного красной чертой на маслоуказателе или по
плавковом реле, а лучше всего работать при минималь ном уровне, отмеченном на них, если нагрев направляю щего подшипника не превышает допустимую темпера туру.
В крупных двигателях, которые снабжены поплавко выми реле, устанавливаются пределы срабатывания кон тактов реле при максимальном и минимальном уровнях. В процессе эксплуатации следует периодически прове рять уровень масла, так как в случае повреждения мас лоохладителей (течь трубок, нарушение развальцовки трубок или резиновых уплотнений) может произойти повышение уровня масла из-за течи воды из масло охладителей и перелив масла через выгородку внутрь машины.
Подпятник и направляющие подшипники являются ответственными узлами в вертикальных двигателях и от их работы в определенной мере зависит надежная эксплуатация машин. Наиболее тяжелый режим у них имеет место при обратном вращении ротора после от ключения машины от сети, так как условия образования масляной пленки между плоскостями трения в этом слу чае менее благоприятны. При выбеге двигателя после отключения следует убедиться, что нагрев сегментов не повышается, а по мере уменьшения частоты вращения равномерно снижается. Должен осуществляться перио дический контроль нагрева сегментов подпятника при пусках; температура должна плавно повышаться до уста новившейся. Такой контроль особо важен у двигателей с частыми пусками. Таким образом, о работе подпятни ка и подшипников можно судить по их нагреву как в но минальном режиме работы, нормы которого приведены ниже, так и при пусках двигателя.
Резкое увеличение температуры выше установившей ся указывает на аварийное состояние, и двигатель от ключается от сети. Постепенный рост температуры выше установившейся указывает на ухудшение охлаждения масла вследствие недостаточного количества воды, посту пающей в маслоохладители, загрязненности трубок мас лоохладителей или появления воды в масляной ванне. Последнее проверяется по уровню масла в ванне или взятием пробы масла из нижней части ванны. Для ис ключения засорения масло- и воздухоохладителей охлаждающая вода должна быть чистой с содержанием примесей не более 40 мг/л. На насосных станциях, где
загрязненность воды высокая, следует применять филь тры для ее очистки.
В случаях пуска двигателя в холодное время года масло должно иметь температуру не менее 15—20 °С, при которой обеспечивается смазка плоскостей трения, поскольку при низких температурах резко повышается вязкость масла. Особенно важно обеспечение требуемой
Имh, кВт
0,0В -720
0,05 -too
0,04 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
0,03 |
ВО |
|
|
|
|
|
|
|
0,02 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
0,01 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 ЧО |
50 |
ВО 70 |
°С |
30 |
40 50 |
ВО 70 |
°С |
|
|
|
|
|
|
') |
' |
|
Рис. 26-1. Потери |
и толщина |
масляной |
пленки |
в зависимости от |
на |
а — синхронный двигатель |
грева и марки масла. |
|
|
|
8000 кВт, 6000 В, |
375 об/мин, нагрузка |
на подпятник |
155 тс; |
6 — синхронный двигатель |
12 500 кВт, 10 000 В, |
250 об/мин, нагрузка |
на |
подпятник 265 тс; |
h — толщина масляной пленки; Р — потери в |
подпятнике. |
температуры масла при пуске мощных двигателей с малым начальным пусковым моментом. Для смазки верти кальных двигателей применяется масло турбинное 30 и в быстроходных двигателях (750—1000 об/мин)— тур бинное 22 меньшей вязкости. В практике допускается применение масла турбинного 22 и для машин большей мощности. На рис. 26-1 в качестве примера приведены кривые толщины масляной пленки и потерь в подпятни ке двух двигателей при разной вязкости масла. Как вид но из рисунка, применение масла меньшей вязкости при водит к уменьшению высоты масляной пленки и, следо вательно, к некоторому снижению надежности работы подпятника. В свою очередь несколько снижаются поте ри трения в подпятнике.
Надежная работа подпятника и подшипников зависит от чистоты масла, которое не должно содержать механи ческих примесей и воды. Не реже 1 раза в месяц прове-
ряется качество масла и 1 раз в год следует1производить его замену. Показателем для замены масла служит его потемнение, загрязнение или накопление воды. Запол нение свежего масла производится только -после тща тельной промывки и очистки ванн и маслопроводов. За мену масла лучше всего совмещать с ревизией подпят ника и направляющих подшипников или производить при плановых ревизиях машины.
В процессе эксплуатации должна обеспечиваться спокойная работа двигателя, выражающаяся в отсутст вии повышенной вибрации, что позволяет судить об от сутствии каких-либо неполадок в работе машины. -Про верка вибрации машины производится не реже 2 раз в год, если до этого не замечено значительного повы шения вибрации. ^Воздушные зазоры между ротором и статором, а также между якорем и полюсами пристроен ного возбудителя должны проверяться -при ревизиях и периодически (через 3—4 мес.) во время эксплуатации. Нарушение коаксиального положения ротора относитель но внутренней поверхности статора связано с выработ кой сегментов направляющих подшипников, увеличением зазора в них или смещением сегментов в радиальном на правлении. Диаметральный зазор в подшипниках дол жен быть 0,2—0,25 мм у двигателей с частотами вра щения 1000—500 об/мин и 0,25—0,35 у более тихоход ных машин. Большое влияние на вибрацию двигателя может оказать повышенная выработка вкладышей на соса.
Нарушение равномерности воздушного зазора в ряде случаев -происходит не в -процессе эксплуатации, а во время проведения ревизий или ремонтных работ, когда не обеспечивается -правильная сборка узлов.
Уход за пристроенными к валу двигателей машин ными возбудителями заключается в периодической очи стке и продувке машины для исключения оседания уголь ной пыли щеток на обмотки и в проверке сопротивления изоляции обмоток. Наибольшее внимание следует уде лять работе коллектора и щеточного аппарата, добива ясь хорошей коммутации и минимального износа щеток.
Коллектор хорошо коммутирующей машины приобре тает глянцевую с фиолетовым оттенком -поверхность, предохраняющую коллектор от износа. Очистку коллек тора от угольной -пыли производят мягкой сухой невор систой тканью или замшей. При наличии масла или жира
на поверхности коллектора еГо протирают тканью, слег ка смоченной спиртом. В случаях нарушения глянцевой поверхности коллектора или неравномерного износа его производится шлифовка его поверхности при вынутых щетках искусственной мелкозернистой пемзой или стек лянной мелкозернистой шкуркой при помощи деревян ных колодок, пригнанных по окружности коллектора. При появлении искрения щеток, а также периодически, не реже 1 раза в 3—4 мес., необходимо проверять бие ние коллектора на малой частоте вращения. Биение, из меренное индикатором, не должно превышать 0,2 мм. В случае значительного и неравномерного износа кол лектора производится его проточка, как это указано ниже.
Равномерный износ коллектора во многом зависит от качества и марок применяемых щеток и правильной их установки. В большинстве случаев для возбудителей при меняются электрографитовые щетки марки ЭГ4. Щетки должны быть притерты по окружности коллектора и должно быть установлено равномерное нажатие всех щеток. Величина давления в зависимости от окружной скоростиколлектора колеблется от 125 до 175 гс/см2 и регулируется, как указано в § 23-3. По мере износа щет ки заменяются новыми той же марки и проверяется их нажатие и свободное перемещение в обоймах щеткодер жателей (допустимый зазор 0,1—0,2 мм).
Контактные кольца синхронных двигателей должны иметь шлифованную поверхность и биение их должно быть не выше 0,3 мм. Для равномерного износа колец 1—2 раза в год следует менять их полярность. Для кон тактных колец применяются как и для возбудителя щет ки марки ЭГ4, а у крупных двигателей — марки ГЗ.
Более высокие требования должны предъявляться к эксплуатации контактных колец асинхронных двигате лей с фазным ротором, поскольку в этих машинах более высокое напряжение между кольцами разных фаз при пуске и большой ток при работе машины. Важно обес печивать чистоту изоляции колец и траверсы для исклю чения перекрытия между кольцами или шинами разных фаз.
Для этих машин лучше всего применение медно графитовых щеток марки М или М2, допускающих по вышенную плотность тока при меньшем падении напря жения в контакте щетки.
2ti-2. ПУСКОВЫЕ РЕЖИМЫ И АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
Пуск синхронных двигателей мощностью до 10 000 кВт и асинхронных двигателей, как правило, осуществляется включением машин па номинальное 'напряжение (пря мой пуск). Указанный способ пуска широко применяется благодаря простоте и эксплуатационной надежности пу сковой схемы. Более мощные синхронные двигатели пу скаются от сети через реактор, который отключается или шунтируется выключателем при частоте вращения, близ кой к синхронной.
Для дистанционного автоматического управления синхронными двигателями с электромашинными возбу дителями применяются станции управления, представ ляющие собой комплектные устройства, выполненные в виде панелей закрытого типа. Они обеспечивают пря мой или реакторный пуск двигателей и управление воз буждением машин. Питание цепей управления станций осуществляется постоянным током от сети ПО и 220 В или переменным током от сети собственных нужд 220 В. Схема станции управления для синхронного двигателя с прямым пуском от сети и питанием цепей управления переменным током представлена на рис. 26-2.
Пуск двигателя осуществляется одним командным импульсом, воздействующим на масляный выключатель, который включает статор машины на сеть. От действия пускового тока включается пусковое токовое реле РПТ, блок-контакт которого включает реле времени 1РВ, а по следнее в свою очередь реле 2РВ. Для управления воз буждением двигателя применяется контактор КВ с дву мя парами контактов: главными контактами, которые включают возбуждение на обмотку ротора, и вспомога тельными—для замыкания обмотки ротора на гаситель ный резистор СГ перед отключением возбуждения при остановках двигателя. При достижении подсинхронной частоты вращения (95—98%) и снижении тока статора реле РПТ отключается и размыкает свой замыкающий контакт в цепи реле 1РВ. Последнее с выдержкой вре мени 0,9 с замыкает свой размыкающий контакт, а кон такт 2РВ размыкается с выдержкой времени 3—4 с. По дается питание на катушку контактора КВ, контактор включается, удерживаясь в рабочем положении защел кой, и своими главными контактами подключает возбу дитель к обмотке ротора и одновременно отключает га-