Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

J W <

J)t2

 

220В

В-10кВ

Рис. 26-2. Схема станции управления синхронного двигателя при прямом пуске от сети.

сительный резистор, после чего двигатель входит в син­ хронизм. Время прямого пуска длится 6—10 с.

Схема с глухоподключенной обмоткой якоря возбу­ дителя к обмотке возбуждения в вертикальных синхрон­ ных машинах не применяется, так как утяжеляется пу­ сковой режим и синхронизация машины из-за больших пульсаций тока в обмотке ротора при подоинхронной скорости. Возможно применение схемы пуска, при кото­ рой обмотка ротора включена на якорь возбудителя че­ рез гасительный резистор, который шунтируется контак­ тором во время синхронизации двигателя.

Поскольку пусковой режим вертикальных двигателей тяжелый, предусматривается форсировка возбуждения при пуске, которая облегчает условия втягивания в син­ хронизм. Форсировка возбуждения обеспечивается вклю­ чением контактора КФ при помощи реле ЗРВ в момент пуска. Не менее важным для надежной эксплуатации двигателей является форсировка возбуждения, дейст­ вующая при снижении напряжения сети на 15% и бо­ лее. Сигнал на включение форсировки подается от про­ межуточного реле РПФ, подключенного к шинам груп­ повой форсировки, расположенным в распределительном устройстве. При индивидуальной форсировке сигнал на ее включение осуществляется от реле напряжения РФ, подключаемого непосредственно к шинам трансформа­ тора напряжения.

Остановка двигателя производится дистанционным отключением масляного выключателя, при этом подает­ ся напряжение на отключающую катушку контактора КВ. Обмотка ротора замыкается на гасительный рези­ стор. Аварийное отключение двигателя производится от соответствующего реле защиты, которое срабатывает при появлении неисправности в машине, или вручную кноп­ кой КА.

Для пуска двигателей от пониженного напряжения применяются бетонные реакторы с алюминиевым прово­ дом, чаще всего с вертикальным расположением фаз на номинальный ток, равный 0,5—0,6 номинального тока двигателя. Индуктивность реактора должна обеспечи­ вать требуемое снижение напряжения на выводах двига­ теля и снижение пускового тока до (3,0ч-4,0)/н, что существенно повышает эксплуатационную надежность машины, силового оборудования, особенно при частых пусках.

330



Схема станции управления двигателем при реактор­ ном пуске принципиально мало отличается от рассмот­ ренной выше схемы прямого пуска. На рис. 26-3 пред-

6~!0к8

ставлена схема пуска двигателя через реактор. Включе­ ние возбуждения производится после подключения ста­ тора машины к полному напряжению сети, т. е. после включения масляного выключателя 1В, шунтирующего реактор, который затем отключается пусковым масля­

331

ным выключателем 2В. При подключении контактора возбуждения КВ предусматривается подача форсирован­ ного напряжения, как в схеме с прямым пуском.

Для автоматического управления мощными синхрон­ ными двигателями с машинными пристроенными возбу­ дителями используются станции управления типа ПН7027 (питание цепей управления переменным током 220 В) или ПН7028 (питание постоянным током ПО—220 В) на токи возбуждения 300 и 500 А; для отдельно стоящего возбудителя с приводным асинхронным двигателем при­ меняются станции управления ПН7325 или ЛН7326. В первых двух станциях управления предусмотрена за­ щита от асинхронного режима двигателя, которая реаги­ рует на появление переменного тока в цепи обмотки воз­ буждения. От действия пульсирующего тока срабаты­ вает токовое реле РТА с выдержкой времени, которая задается реле времени 4РВ (рис. 26-2).

Применяемые в последнее время статические тири­ сторные возбудители для синхронных двигателей исклю­ чают необходимость в указанных выше станциях управ­ ления, так как возбудители содержат аппаратуру управ­ ления пуском машины и ее возбуждением.

Асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмот­ кой ротора пускаются от полного напряжения сети. В процессе пуска никакие переключения в цепи двига­ теля не производятся и станции управления не тре­ буются.

Эксплуатационная надежность вертикальных двига­ телей во многом зависит от количества и периодичности пусков и их условий. При каждом отключении от сети двигатель вращается с угонной скоростью в обратном направлении. При этом не только увеличиваются меха­ нические напряжения от центробежных сил, но и воз­ растает вибрация двигателя, что приводит к ослаблению всех креплений ротора, в том числе и пусковой обмотки.

При пуске имеют место высокий нагрев демпферной (пусковой) обмотки ротора и значительные динамиче­ ские силы в обмотке статора. Поэтому число пусков осо­ бенно у мощных двигателей должно быть ограничено. Чаще всего допускаются два пуска подряд из холодного состояния и последующий (третий) пуск, если двигатель не вошел в синхронизм, примерно через час.

Эти требования распространяются, как правило, и на асинхронные двигатели.

332


При отключении машины от сети после длительной работы допускается подключение двигателя к сети не­ посредственно после остановки, если отключение не про­ изошло под действием релейной защиты. В тех случаях, когда по условиям эксплуатации насосных агрегатов имеют место частые включения машины, следует пери­ одически производить ревизию пусковой обмотки ротора и крепления обмотки статора.

Синхронные и асинхронные двигатели допускают по­ вторное включение до остановки насосного агрегата, т. е. в процессе выбега ротора, когда направление вращения остается таким же, как при нормальной работе. При этом включение синхронных двигателей должно произ­ водиться по пусковой схеме (возбудитель отключен и обмотка ротора замкнута на разрядное сопротивление), так как пуск будет происходить под нагрузкой, близкой к номинальной. При ресинхронизации подается импульс от релейной защиты на отключение контактора КВ и по­ вторное включение его осуществляется после спадания пускового тока.

Включение синхронных двигателей по схеме АПВ при кратковременном перерыве питания не нашло прак­ тического применения из-за быстрого торможения рото­ ра. Использование АПВ целесообразно только при сни­ жении частоты вращения двигателя до 3—4%, если пере­ рыв питания не превышает 0,2 с.

До пуска вертикальных двигателей выполняются сле­ дующие подготовительные работы:

а) включается подача воды в воздухо- и маслоохла­ дители крестовин для нормального рабочего режима. Проверяется наличие масла в ваннах верхней и нижней крестовин по отметкам на маслоуказателях и темпера­ тура масла. В зимнее время масло подогревается до 15—20°С, а подача воды — после прогрева двигателя

(30—40 мин);

б) после длительной (более 48 ч) остановки двига­ телей мощностью от 4000 кВт и выше ротор поднимается на домкратах для поступления масла к поверхностям трения подпятника. У двигателей меньшей мощности после длительных остановок (6—7 дней) производят подъем ротора или его поворачивают с помощью при­ способления вручную на 2—3 оборота;

в) проверяется сопротивление изоляции обмотки ста­ тора мегомметром на 1000 В, обмотки ротора и обмоток

ззз


возбудителя мегомметром на 500 В (проверка произво­ дится 1 раз в месяц, а у двигателей с частыми пусками

2 раза); г) проверяется состояние контактных колец, коллек­

тора и щеточного аппарата; д) контролируются показания измерительного прибо­

ра при поочередном подключении переключателем дат­ чиков измерения температуры и показания термосигнализаторов ТСМ-100, установленных в подпятнике и на­ правляющих подшипниках;

е) проверяется наличие оперативного напряжения цепей управления на панелях управления и защиты и правильное срабатывание сигнальной и защитной аппа­ ратуры.

Во время пуска синхронных двигателей по сигнали­ зации и приборам на панели управления контролирует­ ся последовательность операций пуска, включения воз­ буждения двигателя после снижения пускового тока, включения форсировки возбуждения и отсутствие дли­ тельных пульсаций тока статора после подачи возбуж­ дения на обмотку ротора. Если двигатель не вошел

всинхронизм из-за малого напряжения на выводах дви­ гателя, малого тока возбуждения или по другим причи­ нам, то наблюдаются броски и биения тока статора и двигатель должен быть отключен от сети аппаратурой защиты от асинхронного хода или вручную спустя 10— 15 с после включения возбуждения. Длительная работа

васинхронном режиме недопустима, так как может вы­ звать разрушение пусковой обмотки и аварию машины. Перед повторным включением машины следует повысить напряжение сети, если это позволяет трансформатор, или перевозбудить двигатели, работающие от системы шин, на которую включается машина, и проверить сра­ батывание реле форсировки возбуждения.

Уагрегатов с осевыми насосами, допускающими ре­ гулирование угла установки лопастей при работе, угол установки лопастей при пуске должен соответствовать

минимальной нагрузке насоса.

После пуска производится осмотр и прослушивание работающей машины, проверяется отсутствие выброса масла через выгородку крестовины и попадание его внутрь машины. Токовые нагрузки статора и ротора должны соответствовать номинальным величинам. Про­ веряется температурный режим машины, нагрев подпят-

334