ника и направляющих подшипников, температура кото рых должна плавно повышаться до установившегос t значения. Циркуляция воды через воздухоохладители (у двигателей с замкнутым циклом вентиляции) опреде ляется температурным перепадом между нагретым и холодным воздухом. При отсутствии циркуляции воды температура воздуха на входе и выходе из охладителя одинакова и в этом случае следует удалить воздух, ско пившийся внутри охладителя, отвинтив пробку в верхней крышке.
Важным условием надежной работы насосного агре гата является спокойная работа без повышенной вибра ции, нормы которой приведены в предыдущей главе. Если после пуска заметно повысилась вибрация машины в сравнении с вибрацией, измеренной при эксплуатации, то необходимо выявить характер и причину ее возник новения. Для определения характера вибрации двига тель отключают от сети и измеряют амплитуду вибра ции в момент снятия напряжения возбуждения (до сни жения частоты вращения). Одинаковая величина вибра ции до и после отключения указывает на то, что вибра ция возникла из-за механических причин. В этом случае производится ревизия ротора двигателя, пусковой обмот ки ротора и подшипников агрегата.
26-3. РАБОЧИЕ РЕЖИМЫ
Нормальным режимом работы вертикальных двига телей является режим длительной работы с нагрузкой при номинальных параметрах, указанных в паспорте и заводском щитке машины. Двигатели могут длительно работать с номинальной нагрузкой при отклонениях но минальных данных в пределах, допустимых по ГОСТ 183-66. Нагревы обмоток машины не должны превышать максимально допустимых величин для данного класса изоляции при указанных в ГОСТ методах измерения температуры. Опытные данные заводских или приемных испытаний двигателя позволяют правильно определить режимы нагрузки и допустимые температуры обмоток.
В практике эксплуатации вертикальных двигателей насосных агрегатов имеет место работа машин при на грузках, отличающихся от номинальной, что главным об разом вызывается режимом работы насосов. При сниже нии момента сопротивления насоса мощность асинхрон ного двигателя и скольжение ротора уменьшается и со
|
|
|
ответственно |
уменьшает |
|
|
|
ся |
ток |
ротора и |
общий |
|
|
|
ток |
статора. |
Это |
приво |
|
|
|
дит к уменьшению по |
|
|
|
требления двигателем ак |
|
|
|
тивной |
и |
реактивной |
|
|
|
мощности из сети. |
|
|
|
|
|
|
На рис. 26-4 приведе |
|
|
|
ны кривые изменения |
ре |
|
|
|
активной |
мощности, |
ко |
|
|
|
эффициента |
мощности и |
|
|
|
к. п. д. в зависимости от |
Рис. 26-4. |
Изменение к. п. д„ ре |
активной |
нагрузки |
асин |
активной мощности и cos ф |
асин |
хронного двигателя с ко |
хронного двигателя с коротко- |
роткозамкнутым |
рото |
замкнутым |
ротором 1250 |
кВт, |
ром. |
|
|
|
|
6000 В, 490 об/мин при изменении |
|
Аналогичным образом |
|
нагрузки. |
|
|
|
|
|
изменяются |
указанные |
выше величины и для других крупных асинхронных дви гателей.
Повышение нагрузки двигателя выше номинальной приводит к увеличению скольжения и соответствующему увеличению токов ротора и статора. Это обусловливает возрастание потерь в меди обмоток и повышенный на грев их. Работа с увеличенной нагрузкой возможна толь ко в тех случаях, когда по данным испытаний нагрев
обмоток не превышает до |
|
пустимых величин. |
двига |
|
У |
синхронного |
|
теля |
|
помимо |
изменения |
|
активной нагрузки, кото |
|
рая |
зависит |
от режима |
|
работы насосов, |
можно |
|
в некоторых пределах из |
|
менять |
реактивную |
мощ |
|
ность |
путем |
регулирова |
|
ния |
тока возбуждения. |
|
Синхронные |
двигатели |
|
выполняются |
по |
ГОСТ |
|
183-66 для работы с опе |
Рис. 26-5. Зависимость реактивной |
режающим током статора |
мощности, отдаваемой в сеть, и |
и коэффициентом мощно |
cos ф от активной нагрузки син |
сти coscp=0,9. При рабо |
хронного двигателя при номи |
нальном токе возбуждения |
те двигателя в номиналь- |
(совфн=0,9). |
Мбм режиме он Отдает в сеть значительную реактивную мощность, равную 43,5% номинальной.
На рис. 26-5 даны кривые изменения реактивной мощности и коэффициента мощности синхронного дви гателя в зависимости от нагрузки машины при постоян стве номинального тока возбуждения.
При работе двигателя с постоянной нагрузкой и из менении тока возбуждения реактивная мощность, от
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
даваемая в сеть, и коэф- |
|
|
|
|
|
|
|
фициент |
|
мощности |
изме |
Рр/Ри |
т у |
|
|
Ат*, |
|
|
няются, |
как показано |
на |
|
0,75 — |
|
|
|
|
рис. 26-6. |
|
тока |
воз |
0,75 |
|
|
|
|
Увеличение |
|
|
|
|
я у |
|
|
буждения |
выше |
номи |
0,50 |
0,50 |
|
|
|
|
нального значения в слу |
|
|
|
|
|
|
|
чае работы машины с по |
|
|
|
|
|
|
|
ниженной |
активной |
на |
0£5 |
0,25 |
|
|
|
|
|
грузкой |
|
ограничивается |
|
|
|
|
|
|
|
допустимым |
нагревом |
|
|
|
|
|
|
|
обмотки |
ротора |
и |
током |
|
0 J |
0,8 |
0,3 |
V |
12 |
|
статора, |
который не дол |
Рис. 26-6, Зависимость реактив |
|
жен |
превышать |
номи |
|
ной |
мощности и |
cos ср синхронно |
|
нальный.. |
не |
требуется |
го двигателя от тока возбуждения |
|
Если |
|
при |
постоянной |
активной мощно |
|
выдавать в сеть реактив |
|
сти |
(cos ф„ = 0,9). |
|
|
ную |
мощность |
и |
актив |
ниже номинальной (пример |
|
ная |
нагрузка двигателя |
|
но на 15—25%), то |
с целью |
уменьшения |
потерь |
до |
|
пускается |
снижение |
тока |
ротора до |
такой |
величины, |
при которой cos ср соответственно будет находиться в пре делах 0,95—1,0. Указанное снижение допустимо для дви гателей, у которых максимальный вращающий момент не менее 1,8 номинального, для исключения выпадания из синхронизма при глубоких посадках напряжения до (0,65 -г- 0,7) и и. При снижении активной мощности и но минальном токе возбуждения синхронные двигатели мо гут выдавать в сеть реактивную мощность, равную
(0,5 + 0,65) Рн.
В связи с установкой на насосных станциях ороси тельных систем большого количества мощных синхрон ных двигателей, значительная часть которых в осеннезимний период не работает, весьма полезной является
возможность использования этих машин для |
работы |
в режиме синхронных 'компенсаторов в случае |
необхо- |
ДимосТи выдачи в сеть реактивной мощности. Допусти мая мощность в этом режиме меньше полной мощности двигателя (кВ-Л) по условиям высокого нагрева обмот ки возбуждения и составляет примерно 0,65—0,7 номи нальной мощности (кВ-А) двигателя. Для работы в компенсаторном режиме должна быть предусмотрена возможность удаления воды из камеры насоса (напри мер, отжатием воды сжатым воздухом). В тех случаях, когда это невозможно выполнить, рационально осущест вить разъединение фланцев валов насоса и двигателя.
На допустимую нагрузку двигателей влияют темпе ратура охлаждающего воздуха (двигатели защищенного исполнения) и охлаждающей воды (двигатели с замкну той вентиляцией), которые в зависимости от времени го да существенно изменяются. Снижение температуры воз духа или воды обеспечивает более эффективное охлаж дение машины и при постоянстве температуры нагрева обмоток может быть увеличена мощность машины. При снижении температуры охлаждающего воздуха не более чем на 10°С мощность двигателей с любой системой вентиляции может быть увеличена на 0,7% на каждый градус снижения температуры воздуха, т. е. до 7%. Дальнейшее увеличение мощности при снижении темпе ратуры воздуха не рекомендуется из-за повышенного пе репада температуры в корпусной изоляции обмотки ста тора.
Электродвигатели могут работать с номинальной мощностью при изменении напряжения сети от —5 до + 10% и при отклонении частоты сети ±5% номиналь ных величин. При одновременном отклонении напряже ния и частоты сети сумма этих отклонений не должна превышать 10%. В асинхронных двигателях повышение напряжения приводит к росту намагничивающего тока, который протекает по обмотке статора. При неизменной нагрузке одновременно уменьшается скольжение и ток ротора. Ток статора при этом может увеличиваться или быть близким к номинальному в зависимости от соотно шения намагничивающего тока и приведенного тока ро тора. При снижении напряжения увеличивается сколь жение до равенства моментов сопротивления насоса и вращающего момента двигателя, который пропорциона лен квадрату напряжения. При этом увеличиваются токи
ротора |
и статора. На рис. |
26-7 показано изменение |
к. п. д. |
и coscp асинхронного |
двигателя с короткозамкну- |
tblM ротором мощностью 1600 кВт в зависимости от из* менения напряжения.
Изменение напряжения в синхронных двигателях вы зывает изменение реактивной мощности. При снижении напряжения и неизменном токе возбуждения снижается статическая перегружаемость. Ток статора при этом уве личивается. Поэтому при снижении напряжения на 10% мощность двигателей должна быть уменьшена прибли зительно на 5%, чтобы сохранить температуру обмоток
cosy
0,3 -
0,8
Рис. 26-7. Изменение к. п. д. и cos ср асин хронного двигателя с короткозамкнутым ротором 1600 кВт, 6000 В, 490 об/мин при изменении напряжения сети.
в допустимых пределах. При более глубокой посадке на пряжения сети (более 15%) в случаях коротких замыка ний на отдельных участках сети устойчивая работа син хронных двигателей и предохранение их от выпадания из синхронизма обеспечиваются кратковременным вклю чением форсировки возбуждения (10—15 с), которая отключается после -восстановления напряжения. Напря жение форсировки должно своевременно отключаться, чтобы исключить чрезмерный нагрев обмоток машины
(см. гл. 8).
26-4. КОНТРОЛЬ ТЕМПЕРАТУРЫ
Контроль температуры вертикальных двигателей име ет важное значение для их надежной эксплуатации. Про верка теплового состояния двигателя в эксплуатации осу ществляется приборами для измерения температур об мотки и сердечника статора, охлаждающего воздуха, подпятника и подшипников. Температура обмотки и сер дечника статора измеряется с помощью плоских термо метров сопротивления, уложенных между катушками и на дне пазов (рис. 20-4). Измерение температуры сег-