Машинные возбудители синхронных двигателей дол жны также подвергаться периодическим ревизиям и ре монтам. Обмотки якоря и магнитной системы проверяют ся мегомметром на 500 В, а при ремонте — повышенным напряжением промышленной частоты. Особое внимание уделяется проверке паек якорной обмотки и петушков, соединяющих коллектор с обмоткой, и состоянию кол лектора, который должен сохранять полированную ци линдрическую поверхность. При значительном износе по верхность коллектора следует обработать шлифовальным камнем или точить. Скорость при проточке должна быть не более 1 —1,5 м/с, а подача за один оборот — до 0,1 мм. После проточки коллектор необходимо продорожить на глубину 0,5—1,0 мм. Биение коллектора не должно пре вышать 0,05 мм при проверке на станке и 0,2 мм в со бранной машине. Для минимального износа коллектора следует обеспечить условия работы щеток, как указано выше. Контактные кольца менее подвержены износу, их контактная поверхность должна сохраняться шлифован ной. По мере необходимости производится шлифовка ко лец и восстановление лакового покрытия изоляции.
Ввод машины в эксплуатацию после ремонта выпол няется в той же последовательности, как при включении машины после монтажа, при работе с нагрузкой про веряются вибрация двигателя, нормальный режим систе мы охлаждения и тепловое состояние обмоток, подпят ника и подшипников.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
ПОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ СИНХРОННОГО ВЕРТИКАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ НАСОСА ТИПА ОПЮ-185
Мощность |
двигателя |
5 000 кВт; |
напряжение |
'10 000 |
В; cos<p= |
=0,9; частота |
вращения |
333 об/мин; |
угонная |
частота |
вращения |
450 об/мин. Нагрузка на подпятник 70 тс. Возбуждение статическое тиристорное.
Мощность двигателя, кВ • А,
Vicos ¥ *
Так как возбудитель не расположен на валу двигателя, то мощность, необходимая для возбуждения, не передается через ста
тор. Без учета потерь |
на |
возбуждение |
к. п. |
д. двигателя г| =0,965 |
(предварительно) |
|
5 000 |
|
|
|
|
|
|
5 760 кВ-А; |
|
5 ~ 0,965 -0,9 |
|
|
|
|
|
ток статора |
|
5 760-103 |
|
|
|
/ = |
333 А. |
|
у Т - 10 000 |
|
I. |
О с н о в н ы е р а з м е р ы |
|
Наружный диаметр |
сердечника |
статора Д а= 3 250 мм. |
Внутренний диаметр сердечника статора D<=2 700 мм. |
Активная длина сердечника статора |
/< = 490 мм. Для |
сердечника |
статора применена электротехническая |
сталь |
марки Э42 |
толщиной |
0,5 мм. |
|
|
|
|
пг • 6r=9 X 10. |
Число и размер вентиляционных каналов |
Число пазов статора Z=162; число пазов |
на полюс и фазу q = 3 |
(при 2р=18 возможное |
q — целое |
или |
дробное со знаменателем |
дробности 2). |
|
|
|
|
|
|
Размеры паза в свету (в штампе)
Ьп X Ап=22 X 127/134(22,5 X 134,5);
размер клиновой части 7 мм. Обмотка двухслойная катушечная. Число параллельных ветвей а= 2.
Число эффективных проводников в пазу sn=16.
Число элементарных проводников в одном эффективном—4 (2 по ширине паза и 2 по высоте).
Размер элементарного проводника и сечение его |
|
|
|
|
|
|
5,5 X 2,26=11,9 мм2. |
|
|
|
|
|
|
Размер |
изолированного проводника |
(изоляция |
ПСД) |
|
5,83 X |
X 2,59. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шаг обмотки 1/=1ч-8. |
|
|
мм; |
Лр= 50 |
мм; |
длина |
Размеры |
полюсного |
башмака 6j, = 340 |
(с нажимными щетками) |
/*, = 540 мм. |
|
|
мм; |
Лт =210 |
мм; |
длина |
Размеры |
полюсного сердечника Ьт = 250 |
сердечника |
(с нажимными щеками) |
/т + //=380 + 110=490 |
мм. |
Радиус закругления полюсного башмака Я=1020 мм. |
|
|
Число стержней демпферной обмотки на полюс пс.т=8, диаметр |
стержня 20 |
мм, материал — латунь, |
сечение <7ст=314 |
мм2. |
Шаг |
демпферной обмотки 42 мм; шлиц йст X Ьст=3 X 3 мм; демпферные |
сегменты медные сечением </с=900 мм2. |
|
|
|
|
|
размеры |
Обмотка возбуждения: число витков на полюс оь = 47,5; |
меди и сечение acuX&cu=S2=3,53X22=77,2 мм2. |
|
и |
ротором |
Минимальный воздушный зазор между статором |
6=7 мм. Максимальный |
воздушный зазор 6М—10,5 мм: |
|
|
|
|
II. Р а с ч е т |
м а г н и т н о й |
ц е п и |
(Л. |
35] |
|
|
|
'1. Полюсное деление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пDt тс•270
х= 2^ = " Т Г =47Лсм-
Коэффициент полюсной дуги
34
т47,1 =0,722.
2.Коэффициент укорочения обмотки статора
k, = sin
Укорочение
Z/2p 162/18 =0,78,
тогда
kY - sin ^~2~ 0,78^ = 0,94.
Коэффициент распределения обмотки статора
рqsinn/2mq ™ 3slnn/6-3
Обмоточный коэффициент
k UI=kykp=0,9A ■0,96=0,902,
т
Рис. П-1. Коэффициент формы поля £Ф= ВВ'.
3. |
Магнитный поток в машине при холостом ходе и номинально |
напряжении при частоте 50 Гц: |
|
|
|
|
|
|
0 ,4 5 { /y i0 -« |
’ |
Вб, |
|
|
V 3 |
|
где кф — коэффициент |
формы |
поля — по |
рис. П-1 *ф=0,99; wi — |
число витков в фазе обмотки статора: |
|
|
|
|
Z |
s„ |
162 |
16 |
|
|
ш‘ ~ та |
2 |
3-2 |
2 |
= 216' |
|
Ф |
0,45-10 000-0,99-10-г |
|
|
V3~-216-0,902 |
= 0,132 Вб |
Рис. П-2. Коэффициент потока полюсной дуги k\ =CD.
4.Индукция в воздушном зазоре
Ф6х -10«
|
V i |
' |
Т, |
|
|
|
|
входящего в полюсный баш |
где |
— отношение магнитного потока, |
|
мак. к полному потоку (рис. П-2), |
£х = |
|
0,93; |
lt — расчетная длина: |
|
/, = 0 . 5 ( Ц ^ - И ,) = 0 ,5 ( |
49 + |
54 |
■49 |
50,25 см; |
|
0,132-0,93-10* |
|
„ |
_ |
|
|
|
в ъ = |
34-50,25 |
= 0,718 |
Т. |
|
Намагничивающая сила воздушного зазора на два полюса |
|
|
|
fj = l,6Mjfi4.10\ А, |
|
|
где къ — коэффициент Картера, |
|
|
|
|
. |
, . . |
<, + |
ю^ |
<,+ юа' |
<i + ю»' |
. |
*1 — *81*42*63— ья + |
10i' |
— frr -h Юв' |
f,_ b,+ 108' |
* |
учитывает увеличение зазора из-за |
открытых пазов |
на |
статоре: |
ki2 — увеличение зазора |
из-за вентиляционных |
каналов; |
учитывает |
шлицы пазов демпферной обмотки; 8' — расчетный зазор, |
|
|
8' = 8 |
|
|
10,5 — 7 |
8,165 мм, |
|
|
|
|
|
|
= |
|
пазовое деление статора |
|
|
я -2 700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
/, = |
г |
|
= |
52,1 |
мм; |
|
|
|
|
|
|
162 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
bz~ ti—&п=52,1—22,5=29,6 |
мм; |
|
|
|
tK— длина |
одного пакета сердечника статора с вентиляционным |
каналом, |
/к=50 мм; 6Г=10 |
мм; t2; b, — шаг демпферной |
обмотки |
и ширина шлица; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52,1 + 10-8,165 |
50+10-8,165 42+10-8,165 |
|
*5 ~ 29,6+10-8,165 |
40+10-8,165 |
39 + |
10-8,165 |
“ |
|
|
= |
1,2-1,082 -1,025 = |
1,33; |
|
|
|
|
Fb = 1,6-0,816-1,33-0,718-10*= 12500 |
А. |
|
|
4. Индукция в спинке статора |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф-10* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ва=* |
2h \ l tii |
’ |
Т ' |
|
|
|
|
где leu — эффективная длина сердечника статора |
|
|
|
|
|
|
/<?//= (//—nrbr)k; |
|
|
|
|
|
к—0,93 — коэффициент |
заполнения листов стали толщиной |
0,5 mm, |
покрытых изоляционным лаком; |
|
|
|
|
|
|
|
|
1ец= (490-9-10) • 0,93= 372 |
mm = |
37,2 |
cm; |
|
|
Л'а — расчетная |
высота |
спинки |
статора |
h ' a= ha— *0,5, cm; |
|
|
|
, |
Da — D( |
_ , |
325 — 270 |
- 1 3 ,4 = 14,1 |
cm; |
|
|
ba— |
2 |
bj |
— |
2 |
|
|
|
|
A'a= fta—■0,5=14,1—0,5=13,6 cm; |
|
|
|
|
|
|
0,132-10* |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ba ~ 2-13,6-37,2 |
~ |
1>3 T- |
|
|
|
Намагничивающая сила спинки статора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Fa— LaH а, |
|
|
|
|
|
|
- где La — длина магнитной линии в спинке статора |
|
|
|
|
|
я (Ра — ha) |
_ |
я (325 — 14,1) |
_ |
|
|
|
|
|
2 р |
|
|
18 |
|
= 54,4 см; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На — напряженность поля для спинки (рис. П-3). |
|
|
|
Для |
—1,ЗТ имеем Н а= 4,3 А/см, тогда |
|
|
|
|
|
|
|
Fa =4,3 - 54,4= 234 |
А. |
|
|
|
|
6.Индукция в зубцах статора
Фйг 10*
В~
3<ea^zi/3^«f#