Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ма насосного агрегата устанавливается периодичность осмотра пусковой обмотки и число пусков между ос­ мотрами может быть увеличено. При осмотрах основное внимание уделяется целости паек стержней и плотности контактных соединений демпферных сегментов.

В асинхронных двигателях должна обеспечиваться равномерность воздушного зазора и проверка его должна производиться не реже 1 раза в 3 мес. Нарушение рав­ номерности воздушного зазора из-за изменения линии вала, увеличения зазоров подшипников или по другим причинам может вызвать значительные усилия односто­ роннего магнитного тяжения, что в свою очередь может привести к задеванию ротора за статор и серьезным по­ вреждениям двигателя.

Во всех режимах работы электродвигателей вибрация машин не должна превышать указанные выше нормы 0,08—0,12 мм для верхней крестовины и 0,06—0,1 мм для нижней 'крестовины (меньшая величина вибрации для двигателей с частотой вращения 1000—500 об/мин). Повышенная вибрация у синхронных двигателей может возникать вследствие нарушения симметрии магнитного

потока полюсов из-за

появления витковых

замыканий

в отдельных катушках

обмотки возбуждения

(главным

образом у быстроходных машин 750—600 об/мин), экс­ центричного положения полюсов, неравномерного воз­ душного зазора и других причин. В данном случае источ­ никами появления вибраций являются неисправности электрической части двигателя. Повышенная вибрация может также возникнуть по механическим причинам в результате неуравновешенности ротора (сдвиг кату­ шек полюсов и других деталей ротора), отклонения линии вала агрегата, больших зазоров в подшипниках, ослабления посадки втулки подпятника на валу и другие.

Источником вибрации насосного агрегата часто явля­ ется и гидравлическая неуравновешенность насоса или работа его в кавитационном режиме. Указанное приво­ дит к ускоренному срабатыванию насосного вкладыша, а поскольку длина вала насоса значительно больше дли­ ны вала двигателя, то радиальные силы, действующие на колесо насоса, приводят к большим биениям вала и в конечном итоге к появлению излома оси валов или нарушению перпендикулярности вала к опорной плоско­ сти подпятника.

23—730

345


В задачу эксплуатационного персонала входит свое­ временное обнаружение и определение причин недопу­ стимых вибраций насосного агрегата путем последова­ тельного исключения факторов, вызывающих вибрацию. При проведении ревизий и текущих ремонтов необходимо устранять причины вибраций.

Для своевременного устранения замеченных непола­ док и дефектов проводятся периодические ревизии ма­ шин. Первая ревизия производится через 25—30 дней после монтажа и сдачи двигателя в эксплуатацию. По­ следующие плановые ревизии — не реже 1 раза в год без выемки ротора с проведением текущего ремонта. Как правило, 1 раз в 3 года следует проводить капитальный ремонт машины с выемом ротора. Промежуточные вне­ плановые ревизии проводятся в зависимости от условий эксплуатации.

Задачей плановых ревизий и текущего ремонта явля­ ется ликвидация дефектов в машинах в результате из­ носа сменных деталей, ослабления крепления обмоток, загрязнения машины и других замеченных при эксплуа­ тации неполадок. При капитальном ремонте производят­ ся работы по устранению выявленных крупных дефек­ тов, выверка и центровка линии валов и восстановления состояния машины до уровня, близкого к состоянию ее после сдачи в эксплуатацию. Для сокращения сроков ремонта необходимо иметь подробный перечень работ с учетом замеченных в эксплуатации неполадок, ком­ плект запасных частей, изоляционных материалов, тре­ бующихся при ремонте.

При ревизии статора подвергаются проверке:

а)

качество клиновки обмотки статора в пазах;

б)

отсутствие деформаций лобовых частей

обмотки

и ослабления шнуровых бандажей;

 

в)

качество крепления

распорок между лобовыми

частями и крепления выводов;

 

г) состояние лакового покрытия обмотки;

статора.

д)

плотность прессовки

зубцов сердечника

В случае ослабления крепления обмотки в пазах про­ изводится переклиновка слабых клиньев путем прокла­ дывания под клинья стеклотекстолитовых или гетинаксовых прокладок толщиной 1—2 мм, покрытых изоляцион­ ным лаком. Плотная клиновка катушек в пазах существенно повышает эксплуатационную надежность обмотки.

346


В случае ослабления бандажировки лобовых частей катушек или стержней следует слабые бандажи заме' нять. Лучшие результаты дает бандажировка лавсано­ вым или льняным шнуром диаметром 2 мм способом «цепной вязки».

До покрытия обмотки лаком проводятся проверка старения изоляции и профилактические испытания. Ста­ рение изоляции происходит вследствие нагрева ее выше допустимых величин при перегрузках и частых пусках, а также механических повреждений и растрескивания защитной лаковой пленки и пропиточного компаунда. Последнее приводит к загрязнению и интенсивному ув­ лажнению изоляции. Отличия данных профилактических испытаний от данных, полученных при приемо-сдаточных испытаниях двигателя, позволяют судить о степени ухудшения качества изоляции.

Для контроля состояния изоляции применяются сле­ дующие виды испытаний:

а) измерение сопротивления изоляции мегомметром на 1000 В с определением коэффициента абсорбции

К = | ^6 о //?15>

б) испытание изоляции каждой фазы обмотки при двух других, замкнутых на корпус, напряжением про­ мышленной частоты 1,5UH (без смены или частичной замены обмотки);

в) испытание пофазно изоляции обмотки выпрямлен­ ным напряжением 2UH с замером токов утечки.

Последнее испытание рекомендуется выполнять толь­ ко у двигателей мощностью от 5 000 кВт и более с но­ минальным напряжением 10 кВ. Длительность испытаний 1 мин. Коэффициент абсорбции не должен быть ниже 1,3, а коэффициент нелинейности характеристики токов утечки не более 2,0.

После окончания испытаний обмотка покрывается масляно-битумным лаком БТ-99, обладающим высокой влагостойкостью, и затем маслостойкой эмалью ГФ 92 ХК воздушной сушки ГОСТ 9151-59. Восстанов­ ление лакового покрытия лобовых частей должно произ­ водиться после тщателньой очистки поверхности катушек неворсистым материалом, смоченным уайт-спиритом или авиационным бензином.

Плотность запрессовки зубцовой зоны сердечника ста­ тора проверяется в двух-трех крайних пакетах. Слабо запрессованные зубцы покрываются лаком и расклини­

23*

347


ваются гетинаксовыми клиньями, чтобы предотвратить разрушение изоляции между листами зубцов и их замы­ кание. Следует также произвести продувку сжатым воз­ духом и очистку вентиляционных каналов сердечника статора от налета масла и пыли.

При ревизии ротора синхронного двигателя основное внимание уделяется проверке плотной посадки катушек на полюсах (при необходимости они уплотняются до­ полнительными гетинаксовыми шайбами по высоте), крепления полюсов к остову ротора и отсутствия повреж­ дений пусковой обмотки ротора. В крупных машинах (4000 кВт и выше) соединение сегментов обмотки чаще всего выполняется с помощью медных планок с посере­ бренной контактной поверхностью. Контактные поверх­ ности концов сегментов также имеют посеребренное по­ крытие. При ревизии проверяют плотность контактных соединений накладок с сегментами щупом 0,03—0,05 мм. В случае подгаров или других дефектов на контакт­ ной поверхности накладок и сегментов следует их за­ чистить и восстановить покрытие. Если контактные по­ верхности были покрыты оловянистым припоем (двига­ тели по 3200 кВт), они подвергаются лужению припоем ПОС-ЗО.

У роторов асинхронных двигателей с короткозамкну­ той обмоткой проверяется качество паек стержней с коль­ цами, плотная чеканка стержней в пазах и крепление сердечника ротора на остове. Если при эксплуатации двигателя имели случаи задевания ротора за статор, то производится укрепление сердечника ротора, проверяет­ ся концентричность его относительно вала и при необхо­ димости ротор протачивается. Проточка ротора на 0,5— 1,0 мм (по диаметру) приводит лишь к небольшому увеличению тока холостого хода. В роторах быстроход­ ных двигателей с тяжелым пусковым режимом, выпол­ няемых с глубокими трапецеидальными пазами, должно обеспечиваться плотное прилегание стержней обмотки к стенкам пазов путем подклиновки стальными клинья­ ми, установленными под стержнями. У ротора асинхрон­ ного двигателя с фазной обмоткой проверяются качество паек концов стержней обмотки, пайка бандажей и креп­ ление сердечника ротора к остову, как указано выше для машин с короткозамкнутой обмоткой ротора. В слу­ чае обнаружения дефектных паек они пропаиваются оло­ вянистым припоем ПОС-40.

348


При ремонте двигателя до разборки следует прове­ рить зазоры в подшипниках, наличие маркировки на сег­ ментах подпятника и подшипников, и сборку узлов пос­ ле ремонта производить строго согласно заводской мар­ кировке для исключения нарушения центровки валов насосного агрегата. Шабровка плоскости трения сегмен­ тов производится только в тех случаях, когда обнаружи­ ваются значительные натиры баббитовой поверхности в виде гладких блестящих участков.

Втулки подпятника и нижнего подшипника должны иметь гладкую полированную поверхность трения. В тех случаях, когда выявлены дефекты на их поверхности (изза загрязнения масла или других причин), необходимо произвести шлифовку наружной поверхности втулок мел­ ким наждачным полотном, смоченным турбинным мас­ лом, и затем полировку пастой ГОИ. Шлифовка втулок должна выполняться равномерно по диаметру и длине для исключения нарушения цилиндрической формы вту­ лок (овальность не выше 0,05 мм).

Важное значение для надежной эксплуатации двига­ телей имеет плотная посадка втулки подпятника на вал без зазора. В тех случаях, когда произошло ослабление посадки, внутренние посадочные поверхности втулки вос­ станавливаются путем наплавки металла с последующей расточкой посадочного диаметра. У двигателей мощно­ стью 5000 кВт и выше, у которых посадочные поверхно­ сти втулки наплавлены медью, производится наплавле­ ние дополнительного слоя медной проволокой диаметром 3,0 мм марки MI под слоем флюса ОСЦ-45 с помощью полуавтомата ЦДШН-500. При расточке втулки биения наружного диаметра и торцов втулки не должны превы­ шать 0,03 мм.

Во время ремонта следует выполнить промывку и очистку масляных ванн крестовин, проверку масло- и водопроводов, ревизию масло- и . воздухоохладителей. При эксплуатации двигателей происходит засорение вну­ тренней поверхности охлаждающих трубок, что сни­ жает эффективность работы охладителей. Очистка тру­ бок осуществляется механическим путем с помощью металлических прутков, ершей и промывкой горячей водой. При наличии накипи или щелочных отложений очистка трубок производится прокачкой раствора ортофосфорной кислоты (до 10%) и последующей промывкой водой.

349