ма насосного агрегата устанавливается периодичность осмотра пусковой обмотки и число пусков между ос мотрами может быть увеличено. При осмотрах основное внимание уделяется целости паек стержней и плотности контактных соединений демпферных сегментов.
В асинхронных двигателях должна обеспечиваться равномерность воздушного зазора и проверка его должна производиться не реже 1 раза в 3 мес. Нарушение рав номерности воздушного зазора из-за изменения линии вала, увеличения зазоров подшипников или по другим причинам может вызвать значительные усилия односто роннего магнитного тяжения, что в свою очередь может привести к задеванию ротора за статор и серьезным по вреждениям двигателя.
Во всех режимах работы электродвигателей вибрация машин не должна превышать указанные выше нормы 0,08—0,12 мм для верхней крестовины и 0,06—0,1 мм для нижней 'крестовины (меньшая величина вибрации для двигателей с частотой вращения 1000—500 об/мин). Повышенная вибрация у синхронных двигателей может возникать вследствие нарушения симметрии магнитного
потока полюсов из-за |
появления витковых |
замыканий |
в отдельных катушках |
обмотки возбуждения |
(главным |
образом у быстроходных машин 750—600 об/мин), экс центричного положения полюсов, неравномерного воз душного зазора и других причин. В данном случае источ никами появления вибраций являются неисправности электрической части двигателя. Повышенная вибрация может также возникнуть по механическим причинам в результате неуравновешенности ротора (сдвиг кату шек полюсов и других деталей ротора), отклонения линии вала агрегата, больших зазоров в подшипниках, ослабления посадки втулки подпятника на валу и другие.
Источником вибрации насосного агрегата часто явля ется и гидравлическая неуравновешенность насоса или работа его в кавитационном режиме. Указанное приво дит к ускоренному срабатыванию насосного вкладыша, а поскольку длина вала насоса значительно больше дли ны вала двигателя, то радиальные силы, действующие на колесо насоса, приводят к большим биениям вала и в конечном итоге к появлению излома оси валов или нарушению перпендикулярности вала к опорной плоско сти подпятника.
В задачу эксплуатационного персонала входит свое временное обнаружение и определение причин недопу стимых вибраций насосного агрегата путем последова тельного исключения факторов, вызывающих вибрацию. При проведении ревизий и текущих ремонтов необходимо устранять причины вибраций.
Для своевременного устранения замеченных непола док и дефектов проводятся периодические ревизии ма шин. Первая ревизия производится через 25—30 дней после монтажа и сдачи двигателя в эксплуатацию. По следующие плановые ревизии — не реже 1 раза в год без выемки ротора с проведением текущего ремонта. Как правило, 1 раз в 3 года следует проводить капитальный ремонт машины с выемом ротора. Промежуточные вне плановые ревизии проводятся в зависимости от условий эксплуатации.
Задачей плановых ревизий и текущего ремонта явля ется ликвидация дефектов в машинах в результате из носа сменных деталей, ослабления крепления обмоток, загрязнения машины и других замеченных при эксплуа тации неполадок. При капитальном ремонте производят ся работы по устранению выявленных крупных дефек тов, выверка и центровка линии валов и восстановления состояния машины до уровня, близкого к состоянию ее после сдачи в эксплуатацию. Для сокращения сроков ремонта необходимо иметь подробный перечень работ с учетом замеченных в эксплуатации неполадок, ком плект запасных частей, изоляционных материалов, тре бующихся при ремонте.
При ревизии статора подвергаются проверке:
а) |
качество клиновки обмотки статора в пазах; |
б) |
отсутствие деформаций лобовых частей |
обмотки |
и ослабления шнуровых бандажей; |
|
в) |
качество крепления |
распорок между лобовыми |
частями и крепления выводов; |
|
г) состояние лакового покрытия обмотки; |
статора. |
д) |
плотность прессовки |
зубцов сердечника |
В случае ослабления крепления обмотки в пазах про изводится переклиновка слабых клиньев путем прокла дывания под клинья стеклотекстолитовых или гетинаксовых прокладок толщиной 1—2 мм, покрытых изоляцион ным лаком. Плотная клиновка катушек в пазах существенно повышает эксплуатационную надежность обмотки.
В случае ослабления бандажировки лобовых частей катушек или стержней следует слабые бандажи заме' нять. Лучшие результаты дает бандажировка лавсано вым или льняным шнуром диаметром 2 мм способом «цепной вязки».
До покрытия обмотки лаком проводятся проверка старения изоляции и профилактические испытания. Ста рение изоляции происходит вследствие нагрева ее выше допустимых величин при перегрузках и частых пусках, а также механических повреждений и растрескивания защитной лаковой пленки и пропиточного компаунда. Последнее приводит к загрязнению и интенсивному ув лажнению изоляции. Отличия данных профилактических испытаний от данных, полученных при приемо-сдаточных испытаниях двигателя, позволяют судить о степени ухудшения качества изоляции.
Для контроля состояния изоляции применяются сле дующие виды испытаний:
а) измерение сопротивления изоляции мегомметром на 1000 В с определением коэффициента абсорбции
К = | ^6 о //?15>
б) испытание изоляции каждой фазы обмотки при двух других, замкнутых на корпус, напряжением про мышленной частоты 1,5UH (без смены или частичной замены обмотки);
в) испытание пофазно изоляции обмотки выпрямлен ным напряжением 2UH с замером токов утечки.
Последнее испытание рекомендуется выполнять толь ко у двигателей мощностью от 5 000 кВт и более с но минальным напряжением 10 кВ. Длительность испытаний 1 мин. Коэффициент абсорбции не должен быть ниже 1,3, а коэффициент нелинейности характеристики токов утечки не более 2,0.
После окончания испытаний обмотка покрывается масляно-битумным лаком БТ-99, обладающим высокой влагостойкостью, и затем маслостойкой эмалью ГФ 92 ХК воздушной сушки ГОСТ 9151-59. Восстанов ление лакового покрытия лобовых частей должно произ водиться после тщателньой очистки поверхности катушек неворсистым материалом, смоченным уайт-спиритом или авиационным бензином.
Плотность запрессовки зубцовой зоны сердечника ста тора проверяется в двух-трех крайних пакетах. Слабо запрессованные зубцы покрываются лаком и расклини
ваются гетинаксовыми клиньями, чтобы предотвратить разрушение изоляции между листами зубцов и их замы кание. Следует также произвести продувку сжатым воз духом и очистку вентиляционных каналов сердечника статора от налета масла и пыли.
При ревизии ротора синхронного двигателя основное внимание уделяется проверке плотной посадки катушек на полюсах (при необходимости они уплотняются до полнительными гетинаксовыми шайбами по высоте), крепления полюсов к остову ротора и отсутствия повреж дений пусковой обмотки ротора. В крупных машинах (4000 кВт и выше) соединение сегментов обмотки чаще всего выполняется с помощью медных планок с посере бренной контактной поверхностью. Контактные поверх ности концов сегментов также имеют посеребренное по крытие. При ревизии проверяют плотность контактных соединений накладок с сегментами щупом 0,03—0,05 мм. В случае подгаров или других дефектов на контакт ной поверхности накладок и сегментов следует их за чистить и восстановить покрытие. Если контактные по верхности были покрыты оловянистым припоем (двига тели по 3200 кВт), они подвергаются лужению припоем ПОС-ЗО.
У роторов асинхронных двигателей с короткозамкну той обмоткой проверяется качество паек стержней с коль цами, плотная чеканка стержней в пазах и крепление сердечника ротора на остове. Если при эксплуатации двигателя имели случаи задевания ротора за статор, то производится укрепление сердечника ротора, проверяет ся концентричность его относительно вала и при необхо димости ротор протачивается. Проточка ротора на 0,5— 1,0 мм (по диаметру) приводит лишь к небольшому увеличению тока холостого хода. В роторах быстроход ных двигателей с тяжелым пусковым режимом, выпол няемых с глубокими трапецеидальными пазами, должно обеспечиваться плотное прилегание стержней обмотки к стенкам пазов путем подклиновки стальными клинья ми, установленными под стержнями. У ротора асинхрон ного двигателя с фазной обмоткой проверяются качество паек концов стержней обмотки, пайка бандажей и креп ление сердечника ротора к остову, как указано выше для машин с короткозамкнутой обмоткой ротора. В слу чае обнаружения дефектных паек они пропаиваются оло вянистым припоем ПОС-40.
При ремонте двигателя до разборки следует прове рить зазоры в подшипниках, наличие маркировки на сег ментах подпятника и подшипников, и сборку узлов пос ле ремонта производить строго согласно заводской мар кировке для исключения нарушения центровки валов насосного агрегата. Шабровка плоскости трения сегмен тов производится только в тех случаях, когда обнаружи ваются значительные натиры баббитовой поверхности в виде гладких блестящих участков.
Втулки подпятника и нижнего подшипника должны иметь гладкую полированную поверхность трения. В тех случаях, когда выявлены дефекты на их поверхности (изза загрязнения масла или других причин), необходимо произвести шлифовку наружной поверхности втулок мел ким наждачным полотном, смоченным турбинным мас лом, и затем полировку пастой ГОИ. Шлифовка втулок должна выполняться равномерно по диаметру и длине для исключения нарушения цилиндрической формы вту лок (овальность не выше 0,05 мм).
Важное значение для надежной эксплуатации двига телей имеет плотная посадка втулки подпятника на вал без зазора. В тех случаях, когда произошло ослабление посадки, внутренние посадочные поверхности втулки вос станавливаются путем наплавки металла с последующей расточкой посадочного диаметра. У двигателей мощно стью 5000 кВт и выше, у которых посадочные поверхно сти втулки наплавлены медью, производится наплавле ние дополнительного слоя медной проволокой диаметром 3,0 мм марки MI под слоем флюса ОСЦ-45 с помощью полуавтомата ЦДШН-500. При расточке втулки биения наружного диаметра и торцов втулки не должны превы шать 0,03 мм.
Во время ремонта следует выполнить промывку и очистку масляных ванн крестовин, проверку масло- и водопроводов, ревизию масло- и . воздухоохладителей. При эксплуатации двигателей происходит засорение вну тренней поверхности охлаждающих трубок, что сни жает эффективность работы охладителей. Очистка тру бок осуществляется механическим путем с помощью металлических прутков, ершей и промывкой горячей водой. При наличии накипи или щелочных отложений очистка трубок производится прокачкой раствора ортофосфорной кислоты (до 10%) и последующей промывкой водой.