Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ментов подпятника, подшипников и масла в ваннах осу­ ществляется термометрами сопротивления TCM-XI и термометрическими сигнализаторами типа ТСМ-100, установка которых показана на рис. 21-10.

Контроль температуры воздуха в двигателях с замк­ нутым циклом вентиляции осуществляется термометрами

Рис. 26-8. Измерение температуры нагрева охлаждающего воздуха двигателя с замкнутым циклом вентиляции.

/ — воздухоохладитель;

2 —термометр сопротивления

ТСМ-ХН (на

каждом

охладителе); 3 — термометрический

сигнализатор ТСМ-100 (на каждом

охлади­

теле или через один);

4 — провод

ПРГ500-1Х1.5 мм2;

5 — колодка зажимов.

сопротивления ТСМ-ХН или TCM-XI, которые измеря­ ют температуру нагретого воздуха у входа в воздухо­ охладители и охлажденного на выходе из них (рис. 26-8). Кроме того, для автоматического контроля работы систе­ мы охлаждения в зоне нагретого воздуха устанавлива­ ются термометрические сигнализаторы ТСМ-100. В ряде случаев они устанавливаются на входе воздуха во все охладители вместо термометров сопротивления. При за­ сорении трубок охладителей (из-за отложений на вну­ тренних стенках) понижается эффективность работы воз­ духоохладителей и уменьшается разность температуры нагретого и охлажденного воздуха. Температурный пере­ пад воздуха колеблется в пределах 15—25°С (большая величина для быстроходных двигателей л = 500-=- 1000 об/мин). Температура охлаждающей воды измеря-

340


M P

/

 

о

 

 

«

г

 

 

 

 

 

о -

4 с

=

> ~ -

 

 

 

о -

I

S

-

о—

 

 

 

о ~

- * C Z 3 - o ■ ■

-О 0 -

• О С П - 0 - - -

О-

X

c z H > -

—0

о—

f c § C 3 - o - - -

- о

о—

- d e n - о - - -

0 -

— 0 4

к > - -

to

о

%

о

о

о

 

 

о

 

о

 

 

L

 

 

“О

о -

i

-----1-0- —

- о

о -

 

 

 

- о

о -

 

 

 

- о

о -

-оч —

ю - —

- о

о~

 

 

 

- о

о -

-О -С Н -О - —

о-

 

-----Ю - —

- о

о -

-0 4 -----н > —

- о

о

 

 

—о

о

-0 4

1-0- —

- о

о-

- 5 - с п - о —

—о

о

— < н _ н > >—

3

ь

*

u

I

Рис. 26-9. Схема изменения температуры заложенными термометрами.

1— термометры сопротивления; 2 — панель подгоночных катушек; 3 — логометр Л-64.


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26-1

 

 

М аксимальные температуры

нагрева

 

Место измерения

Класс

Метод измерения

Темпера­

изоля­

тура °С,

 

 

 

ции

 

 

не более

Обмотка статора машин

 

 

 

 

мощностью 5 000 кВ-А и

 

 

 

 

выше

или с длиной сер­

 

 

 

 

дечника 1

м и более:

в

По сопротивлению

115

а)

с компаундирован-

 

ной изоляцией

 

Заложенные

термометры

105

 

 

 

в

сопротивления

 

120

б)

с термореактивной

По сопротивлению

 

изоляцией

 

Заложенные

термометры

115

Обмотка статора машин

 

сопротивления

 

 

 

 

 

 

мощностью до 5 000 кВ-А

 

 

 

 

или с

длиной сердечника

 

 

 

 

менее

1 м:

 

в

 

 

115

а)

с компаундирован-

По сопротивлению

 

ной изоляцией

 

Заложенные

термометры

105*

 

 

 

в

сопротивления

 

120

б)

с термореактивной

По сопротивлению

 

изоляцией

 

Заложенные

термометры

115*

 

 

 

в

сопротивления

130

Обмотка

возбуждения

По сопротивлению

синхронных машин

 

 

 

 

Сердечник статора

Обмотка якоря и обмотка возбуждения ма­ шинного возбудителя

Стержневая обмотка ротора асинхронной ма­ шины

*—

Заложенные термомет­

105

в

ры сопротивления

ПО

Термометром

 

По сопротивлению

120

в

По сопротивлению

130

Охлаждающая вода

 

Термометры

сопротив­

30

 

 

ления

 

(не ниже

 

 

 

 

+ 10)

Охлажденное масло

 

Термометры

сопротив­

45

 

 

ления

 

(не ниже

Нагретое масло

 

 

 

+20)

Термометры

сопротив­

55

 

 

ления

 

 

Сегменты подпятника и направляющих подшипников

— Термометры сопротив70 (80ления и термосигнализаотключе торы ние ма шины)

* Нагрыз обмртки статора указанным методом измерения ГОСТ 183-65 не пре­ мирован.

342


ется термометрами сопротивления TCM-XI, встроенными в водопровод подачи воды.

Приборы типа ТСМ-100 помимо шкалы для визуаль­ ного наблюдения имеют контакты, которыми они присое­ диняются к цепям автоматики. При увеличении нагрева подпятника, подшипников или охлаждающего воздуха выше допустимого подается сигнал, что позволяет свое­ временно принять меры по устранению причин повышен­ ного нагрева. При дальнейшем увеличении температуры подпятника и подшипников (выше 80 °С) подается им­ пульс па отключение машины.

Применяемые в двигателях термометры сопротивле­ ния всех типов имеют сопротивление 53 Ом при 0°С, которое увеличивается по мере роста температуры. При измерении они поочередно подключаются переключате­ лем к логометру типа Л-64 с пределами измерения тем­ пературы 0—150°С. Питание прибора производится от источника постоянного тока 4 В. Для правильного изме­ рения температуры сопротивление присоединительных проводов от каждого термометра сопротивления (вклю­ чая сопротивление подгоночной катушки) до логометра должна быть равным 5±0,1 Ом (рис. 26-9).

При эксплуатации машин аппаратура теплового кон­ троля должна подвергаться периодической проверке (не реже 1 раза в год). При изменениях режимов работы дви­ гателей или условий охлаждения для обеспечения экс­ плуатационной надежности машин нагревы не должны превышать величин, приведенных в табл. 26-1. Указанные в таблице нагревы обмотки статора с микалентной ком­ паундированной изоляцией ниже допускаемых по ГОСТ 183-66 для класса изоляции В, поскольку приме­ няемые компаунды имеют более низкую температуру размягчения. Предельная температура при измерении ме­ тодом заложенных термометров сопротивления на 5— 10°С отличается от измеренной методом сопротивления, учитывая определенную погрешность этого метода.

26-5. УХОД ЗА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ, РЕВИЗИЯ И РЕМОНТ

В процессе работы электродвигатели необходимо пе­ риодически осматривать, проверяя режим работы машин и отсутствие каких-либо нарушений в их работе. Своевре­ менное выявление и устранение мелких неполадок, кото­ рые могут обнаруживаться при осмотрах машин и вспо­ могательного оборудования, исключают возникновение

343


неисправностей и серьезных аварий. При эксплуатации следует вести журнал, в котором записываются показа­ ния электрических приборов, температуры нагрева ма­ шин и другие данные, характеризующие режим работы каждой машины. При остановках машин производится контроль изоляции обмоток статора и ротора, цепей воз­ буждения. Сопротивление изоляции обмотки статора с учетом температуры нагрева ее при измерении не дол­ жно быть ниже величин, указанных в гл. 24. Сопротив­ ление изоляции обмотки ротора синхронного двигателя должно быть не ниже 0,5 МОм. В случае замыкания обмотки ротора на корпус двигатель следует отключить для ликвидации замыкания, так как при появлении вто­ рого замыкания из-за магнитной асимметрии, вызванной закорачиванием части катушек, возникают большие ди­ намические усилия, которые могут вызвать аварию ма­ шины.

При повышении температуры охлаждающего воздуха в машине или масла в ваннах крестовин выше допусти­ мых величин открытием задвижек на сливных трубах производится регулирование расхода воды для снижения температуры нагрева воздуха или масла. В зимнее время при низкой температуре охлаждающей воды принимают­ ся меры для предотвращения отпотевания воздухоохлади­ телей, что особенно важно для машин, установленных на неотапливаемых насосных станциях, или машин наруж­ ной установки. Это достигается частичной рециркуляцией выходящей из охладителей подогретой воды в трубопро­ воде подвода воды к охладителям (открытием задвиж­ ки рециркуляции) и снижением расхода воды (прикры­ тием сливных задвижек). Температура масла в ваннах крестовин не должна быть ниже 35—40 °С, так как при меньших температурах резко возрастает вязкость масла и растут потери в подпятнике и подшипниках (см.

рис. 26-1).

Большое внимание при эксплуатации крупных син­ хронных электродвигателей должно уделяться состоянию пусковой обмотки ротора. При работе двигателя пуско­ вая обмотка подвергается главным образом механиче­ ским напряжениям от центробежных сил. При пусках возникают напряжения от теплового удлинения. В ма­ шинах с частыми пусками после 50—60 пусков следует производить осмотр пусковой обмотки. На основании опыта эксплуатации в зависимости от пускового режи­

344