Ментов подпятника, подшипников и масла в ваннах осу ществляется термометрами сопротивления TCM-XI и термометрическими сигнализаторами типа ТСМ-100, установка которых показана на рис. 21-10.
Контроль температуры воздуха в двигателях с замк нутым циклом вентиляции осуществляется термометрами
Рис. 26-8. Измерение температуры нагрева охлаждающего воздуха двигателя с замкнутым циклом вентиляции.
/ — воздухоохладитель; |
2 —термометр сопротивления |
ТСМ-ХН (на |
каждом |
охладителе); 3 — термометрический |
сигнализатор ТСМ-100 (на каждом |
охлади |
теле или через один); |
4 — провод |
ПРГ500-1Х1.5 мм2; |
5 — колодка зажимов. |
сопротивления ТСМ-ХН или TCM-XI, которые измеря ют температуру нагретого воздуха у входа в воздухо охладители и охлажденного на выходе из них (рис. 26-8). Кроме того, для автоматического контроля работы систе мы охлаждения в зоне нагретого воздуха устанавлива ются термометрические сигнализаторы ТСМ-100. В ряде случаев они устанавливаются на входе воздуха во все охладители вместо термометров сопротивления. При за сорении трубок охладителей (из-за отложений на вну тренних стенках) понижается эффективность работы воз духоохладителей и уменьшается разность температуры нагретого и охлажденного воздуха. Температурный пере пад воздуха колеблется в пределах 15—25°С (большая величина для быстроходных двигателей л = 500-=- 1000 об/мин). Температура охлаждающей воды измеря-
/ |
|
о |
|
|
« |
г |
|
|
|
|
|
-о |
о - |
4 с |
= |
> ~ - |
|
|
|
-о |
о - |
I |
S |
- |
-о |
о— |
|
|
|
-о |
о ~ |
- * C Z 3 - o ■ ■ |
-О 0 - |
• О С П - 0 - - - |
-О |
О- |
X |
c z H > - |
—0 |
о— |
f c § C 3 - o - - - |
- о |
о— |
- d e n - о - - - |
-О |
0 - |
— 0 4 |
к > - - |
to |
о |
% |
о |
о |
о |
|
|
о |
|
о |
|
|
L |
|
|
“О |
о - |
i |
-----1-0- — |
- о |
о - |
|
|
|
- о |
о - |
|
|
|
- о |
о - |
-оч — |
ю - — |
- о |
о~ |
|
|
|
- о |
о - |
-О -С Н -О - — |
-О |
о- |
|
-----Ю - — |
- о |
о - |
-0 4 -----н > — |
- о |
о |
|
|
— |
—о |
о |
-0 4 |
1-0- — |
- о |
о- |
- 5 - с п - о — |
—о |
о |
— < н _ н > >— |
Рис. 26-9. Схема изменения температуры заложенными термометрами.
1— термометры сопротивления; 2 — панель подгоночных катушек; 3 — логометр Л-64.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 26-1 |
|
|
М аксимальные температуры |
нагрева |
|
Место измерения |
Класс |
Метод измерения |
Темпера |
изоля |
тура °С, |
|
|
|
ции |
|
|
не более |
Обмотка статора машин |
|
|
|
|
мощностью 5 000 кВ-А и |
|
|
|
|
выше |
или с длиной сер |
|
|
|
|
дечника 1 |
м и более: |
в |
По сопротивлению |
115 |
а) |
с компаундирован- |
|
ной изоляцией |
|
Заложенные |
термометры |
105 |
|
|
|
в |
сопротивления |
|
120 |
б) |
с термореактивной |
По сопротивлению |
|
изоляцией |
|
Заложенные |
термометры |
115 |
Обмотка статора машин |
|
сопротивления |
|
|
|
|
|
|
мощностью до 5 000 кВ-А |
|
|
|
|
или с |
длиной сердечника |
|
|
|
|
менее |
1 м: |
|
в |
|
|
115 |
а) |
с компаундирован- |
По сопротивлению |
|
ной изоляцией |
|
Заложенные |
термометры |
105* |
|
|
|
в |
сопротивления |
|
120 |
б) |
с термореактивной |
По сопротивлению |
|
изоляцией |
|
Заложенные |
термометры |
115* |
|
|
|
в |
сопротивления |
130 |
Обмотка |
возбуждения |
По сопротивлению |
синхронных машин |
|
|
|
|
Сердечник статора
Обмотка якоря и обмотка возбуждения ма шинного возбудителя
Стержневая обмотка ротора асинхронной ма шины
*— |
Заложенные термомет |
105 |
в |
ры сопротивления |
ПО |
Термометром |
|
По сопротивлению |
120 |
в |
По сопротивлению |
130 |
Охлаждающая вода |
|
Термометры |
сопротив |
30 |
|
|
ления |
|
(не ниже |
|
|
|
|
+ 10) |
Охлажденное масло |
|
Термометры |
сопротив |
45 |
|
|
ления |
|
(не ниже |
Нагретое масло |
|
|
|
+20) |
— |
Термометры |
сопротив |
55 |
|
|
ления |
|
|
Сегменты подпятника и направляющих подшипников
— Термометры сопротив70 (80ления и термосигнализаотключе торы ние ма шины)
* Нагрыз обмртки статора указанным методом измерения ГОСТ 183-65 не пре мирован.
ется термометрами сопротивления TCM-XI, встроенными в водопровод подачи воды.
Приборы типа ТСМ-100 помимо шкалы для визуаль ного наблюдения имеют контакты, которыми они присое диняются к цепям автоматики. При увеличении нагрева подпятника, подшипников или охлаждающего воздуха выше допустимого подается сигнал, что позволяет свое временно принять меры по устранению причин повышен ного нагрева. При дальнейшем увеличении температуры подпятника и подшипников (выше 80 °С) подается им пульс па отключение машины.
Применяемые в двигателях термометры сопротивле ния всех типов имеют сопротивление 53 Ом при 0°С, которое увеличивается по мере роста температуры. При измерении они поочередно подключаются переключате лем к логометру типа Л-64 с пределами измерения тем пературы 0—150°С. Питание прибора производится от источника постоянного тока 4 В. Для правильного изме рения температуры сопротивление присоединительных проводов от каждого термометра сопротивления (вклю чая сопротивление подгоночной катушки) до логометра должна быть равным 5±0,1 Ом (рис. 26-9).
При эксплуатации машин аппаратура теплового кон троля должна подвергаться периодической проверке (не реже 1 раза в год). При изменениях режимов работы дви гателей или условий охлаждения для обеспечения экс плуатационной надежности машин нагревы не должны превышать величин, приведенных в табл. 26-1. Указанные в таблице нагревы обмотки статора с микалентной ком паундированной изоляцией ниже допускаемых по ГОСТ 183-66 для класса изоляции В, поскольку приме няемые компаунды имеют более низкую температуру размягчения. Предельная температура при измерении ме тодом заложенных термометров сопротивления на 5— 10°С отличается от измеренной методом сопротивления, учитывая определенную погрешность этого метода.
26-5. УХОД ЗА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ, РЕВИЗИЯ И РЕМОНТ
В процессе работы электродвигатели необходимо пе риодически осматривать, проверяя режим работы машин и отсутствие каких-либо нарушений в их работе. Своевре менное выявление и устранение мелких неполадок, кото рые могут обнаруживаться при осмотрах машин и вспо могательного оборудования, исключают возникновение
неисправностей и серьезных аварий. При эксплуатации следует вести журнал, в котором записываются показа ния электрических приборов, температуры нагрева ма шин и другие данные, характеризующие режим работы каждой машины. При остановках машин производится контроль изоляции обмоток статора и ротора, цепей воз буждения. Сопротивление изоляции обмотки статора с учетом температуры нагрева ее при измерении не дол жно быть ниже величин, указанных в гл. 24. Сопротив ление изоляции обмотки ротора синхронного двигателя должно быть не ниже 0,5 МОм. В случае замыкания обмотки ротора на корпус двигатель следует отключить для ликвидации замыкания, так как при появлении вто рого замыкания из-за магнитной асимметрии, вызванной закорачиванием части катушек, возникают большие ди намические усилия, которые могут вызвать аварию ма шины.
При повышении температуры охлаждающего воздуха в машине или масла в ваннах крестовин выше допусти мых величин открытием задвижек на сливных трубах производится регулирование расхода воды для снижения температуры нагрева воздуха или масла. В зимнее время при низкой температуре охлаждающей воды принимают ся меры для предотвращения отпотевания воздухоохлади телей, что особенно важно для машин, установленных на неотапливаемых насосных станциях, или машин наруж ной установки. Это достигается частичной рециркуляцией выходящей из охладителей подогретой воды в трубопро воде подвода воды к охладителям (открытием задвиж ки рециркуляции) и снижением расхода воды (прикры тием сливных задвижек). Температура масла в ваннах крестовин не должна быть ниже 35—40 °С, так как при меньших температурах резко возрастает вязкость масла и растут потери в подпятнике и подшипниках (см.
рис. 26-1).
Большое внимание при эксплуатации крупных син хронных электродвигателей должно уделяться состоянию пусковой обмотки ротора. При работе двигателя пуско вая обмотка подвергается главным образом механиче ским напряжениям от центробежных сил. При пусках возникают напряжения от теплового удлинения. В ма шинах с частыми пусками после 50—60 пусков следует производить осмотр пусковой обмотки. На основании опыта эксплуатации в зависимости от пускового режи