Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
5-1. ДВИГАТЕЛЬ С ДВОЙНОЙ КЛЕТКОЙ
В случае двухклеточного исполнения ротора верхняя клетка выполняется из латунных стержней, а нижняя — из медных. В момент пуска и при малой частоте враще ния, когда скольжение ротора велико, индуктивное со противление нижней клетки много больше, чем верхней, и в несколько раз больше активного сопротивления. В верхней клетке двигателей рассматриваемого диапа зона мощностей протекает около 80—90% суммарного роторного тока, и вращающий момент создается в ос новном взаимодействием статорного поля с током в верх ней клетке. Поскольку вращающий момент пропорцио нален активному сопротивлению, верхняя клетка выпол няется из латунных стержней и диаметр стержней бе рется меньше, чем у нижней клетки.
По мере нарастания частоты вращения частота тока в роторе и индуктивное сопротивление обмотки па дают. При номинальной частоте вращения частота тока в роторе насосных двигателей около 0,5 Гц и индуктив ным сопротивлением обмотки можно пренебречь. Актив ное сопротивление нижней клетки меньше, чем верхней, и около 80% роторного тока протекает по нижней клет ке. Нижняя клетка выполняется из медных стержней. Поскольку стержни не изолированы и имеют хорошую теплоотдачу, плотность тока в нижней клетке при номи
нальной мощности допускается |
до _6,5 А/мм2. Сечение |
стержня q— Ici/j, диаметр d ~ 1,15 |
Y q . |
Ориентировочно ток в нижнем стержне |
|
/ Ст= (0,65ч-'0,75)Л1^2, А, |
|
где А 1 — линейная нагрузка статора, А/см; h —пазовое |
деление ротора, см.
Сечение стержня верхней клетки выбирается из усло вия нагрева при пуске; оно обычно на 20—25% меньше сечения нижнего стержня. Плотность тока в стержнях верхней клетки в номинальном режиме / = 1,5н-'2,2 А/мм2.
В процессе пуска стержни верхней клетки имеют более высокую температуру, чем стержни нижней, и испытывают большее удлинение. Во избежание обрыва стержней верхняя и нижняя клетки имеют отдельные короткозамыкающие кольца.
39
Сечение короткозамыкающего кольца нижней клетки
qR= (0,25-=-’0,3) qcZ2/p,
где qc — сечение нижнего стержня.
Плотность тока в короткозамыкающем кольце ниж ней «летки /я = 3-И5 А/мм2 (большие значения у более быстроходных машин).
Сечение короткозамыкающего кольца верхней клетки
выбирается из условия |
ограничения нагрева при пуске |
||
г, |
X] |
x'i |
rj’/S |
Рис. 5-2. |
Схема |
замещения |
двигателя |
с двойной |
клеткой (а) и эквивалентное со |
||
противление ротора |
при малых |
скольже |
|
|
ниях (б). |
|
для уменьшения температурных напряжений. Сечение короткозамыкающего кольца верхней клетки приблизи тельно равно сечению нижнего кольца или на 10—15% меньше. Плотность тока в кольце в номинальном режи ме /яв=1ч-,2 А/мм2, при пуске в 15—20 раз больше. Для уменьшения индуктивного сопротивления роторной об мотки стержни располагают в пазах со шлицами. Шлиц верхней клетки обычно имеет размеры 2X2 или 3X3 мм.
Верхний и нижний стержни разделяют шлиц, разме рами которого можно в некоторой степени влиять на величину пускового тока. Для снижения пускового тока высоту шлица берут в 3—2,5 раза больше, чем ширину. Обычно размеры шлица 5X2 мм.
Характеристики двигателя (токи в обмотках, к. п. д., скольжение, cos ср, момент на валу) могут быть опреде лены аналитически из схемы замещения или графически из круговой диаграммы, построенной на основании сх$-
40
МЫ ЗаМещеППя. В том и другом случае необходимо ЗИаТЬ
параметры (активные и индуктивные сопротивления) статорной и роторной обмоток, приведенные к обмотке
кой.
статора. На-рис. 5-2,а приведена схема замещения асин хронного двигателя с двойной беличьей клеткой, а на рис. 5-3 —круговая диаграмма.
Параметры. Параметры статора рассчитываются, как указано в гл. 4. В схеме замещения верхняя и нижчяя клетки ротора электрически соединены параллельно. Если обозначить отношение сопротивлений нижней и верхней клеток через а, то активное сопротивление ро тора, приведенное к обмотке статора, в схеме замещения
где г"н —приведенное активное сопротивление нижней клетки по (4-15) и (4-18); а='Гн/гв.
Индуктивные сопротивления верхней и нижней кле ток рассчитываются по (4-16). Поток рассеяния верхней клетки при наличии шлица между клетками является в основном потоком взаимной индукции с нижней клет кой, так как линии рассеяния стремятся замкнуться по стали. На рис. 5-2 х"п— индуктивное сопротивление верхней клетки; х"н— индуктивное сопротивление рас сеяния нижней клетки.
41
Проводимость потока рассеяния верхней клетки
2Яв.К ~ Яп + Як+ ЯЛ,
где Яп— проводимость рассеяния круглого паза со шли цом высотой hs и шириной bs:
Лп= 1,25 (о,6 6 + - £ - ) ; |
(5-1) |
Як — проводимость рассеяния по «коронкам зубцов»:
*.= w ; |
(5'2) |
Ял —проводимость короткозамыкающего кольца и лобо вых частей стержней обмотки:
Як |
2,9Dr |
4 |
(5-3) |
|
1? 2 |
(а%+ bp,) |
|
Здесь Dr —диаметр короткозамыкающего |
кольца; |
||
o-r, bR— размеры |
поперечного |
сечения кольца; Л — см. |
|
(4-14). |
|
|
|
Проводимость рассеяния нижней клетки
2 Ян.к —Яп + Ял,
где Яп и Ял — рассчитываются аналогично (5-1) и (5-3). Теоретический анализ схемы замещения (Л. 4] пока зывает, что при малых скольжениях эквивалентное ин
дуктивное сопротивление ротора
v" |
—v" |
Л-v", |
X 2 |
—X в |
** /> |
где x"f — индуктивное сопротивление нижней клетки, отнесенное к полному току ротора:
=(1 +Гн/Гв). = = ' ( 1 + ”)*'•
При малых скольжениях (s^0,2-r-0,3) двигатель эквивалентен одноклеточному, имеющему сопротивления ротора г'г и x"2 =x"B + x"f. Ток ротора при изменении скольжения описывает окружность, диаметр которой
D = |
иф______ |
(5-4) |
|
||
где x'i = Xiо; х"в= х ва2-, x"f=Xf0 2; коэффициент |
рассея |
|
ния о определяется по формуле (4-17). |
|
42
В рабочем режиме все характеристики двигателя
могут быть определены из круговой диаграммы |
с диа |
||
метром D по (5-4). |
(s= l) |
лежит на окружности Кп— |
|
Пусковая точка |
|||
пусковом круге (см. рис. |
5-3), расположенном |
между |
|
рабочим кругом К$ |
и кругом Ка, диаметр которого |
Круг Ка характеризует некий фиктивный (так назы ваемый исходный) двигатель, у которого индуктивное сопротивление ротора равно индуктивному сопротивле нию верхней клетки, а активное — активному сопротив лению реального рассматриваемого двигателя. Центр пускового круга лежит на прямой, соединяющей центр круга исходного двигателя с точкой s = l на этом круге. Положение точки s = l реального двухклеточного двига теля находится построением вспомогательной окружно сти Кх, центр которой расположен на касательной к окружности Ка в точке короткого замыкания исход ного двигателя (s= l). Вспомогательная окружность пересекает круг Ка в точке В, для которой активное со противление двигателя равно r'l + r'^, т. е. активное
сопротивление ротора равно сопротивлению верхней клетки.
5-2. ДВИГАТЕЛЬ С ПАЗАМИ КОЛБОВИДНОГО ПРОФИЛЯ
В асинхронных двигателях с глубокими пазами ро тора используется эффект вытеснения тока для получе ния высокого пускового момента. Как известно, коэффи циенты увеличения активного сопротивления проводни ка kr и уменьшения его индуктивного сопротивления kx зависят от так называемой приведенной высоты провод ника:
|
|
|
|
(5-5) |
где b — ширина |
проводника; Ьп— ширина |
паза; р — |
||
удельное сопротивление материала |
проводника, |
Ом • м; |
||
/ — частота; h' — расчетная высота |
проводника, |
см. |
||
Для медных стержней при температуре 75° и частоте |
||||
первичной цепи |
f = 50 Гц £=0,952h 'Y s , где |
5 — сколь |
||
жение. |
|
|
|
|
43
Для стержня колбовидного сечения коэффициенты kr и kx могут быть рассчитаны по формулам в [Л. 8 ]:
**q\ (ch 2\ + |
cos 2g) + |
(ch 26 — cos 26) + |
|
+ |
(sh 26- s i n |
26) |
|
+ |
aaq, (sh 26 + |
sin 26) |
|
Г aQ\2 |
|
|
a |
a (qt + ah) - ^ T <sh 2£ + sin |
+ |
4Д <sh “ sin 25) + |
а и h — размеры прямоугольной части стержня, см; дч— площадь сечения круглой части стержня, см2.
Для наиболее употребительных размеров стержней
коэффициенты kr и kx приведены на рис. 5-4. |
Кривые |
|
kr и kx на рисунке построены в функции | = /г'а, |
где А' = |
|
= (qi + ah)/a, см. |
|
|
Активное сопротивление ротора с учетом вытеснения |
||
тока |
|
|
где It и 1С— длина сердечника |
ротора и стержня соот |
|
ветственно; г"с — приведенное |
сопротивление |
стержня; |
г"R— приведенное сопротивление кольца.
Проводимость рассеяния паза колбовидного профиля может быть определена по [Л. 8 ] (см. рис. 5-4)
44
Проводимость рассеяния лобовых частей и по корон кам зубцов определяется по (5-3) и (5-2). Эффект вы теснения тока проявляется в уменьшении проводимости
Рис. 5-4. Коэффициенты kr и kx для расчета активного и индуктивного сопротивлений стержня колбовидного профиля.
1 — а —5 |
м м , ft—12 |
м м , d - 1 8 м м ; 2 — а —5 |
м м , |
й - |
— 12 мм , |
d — 15 м м ; |
3 — а —4 м м . А—12 м м , |
d —12 |
мм. |
рассеяния паза, которое выражается через коэффициент kx, меньший единицы:
ЯЦ2Х= 1,25 |
/г |
a*h |
а (<7 , + ah)* |
-<7;ah + q] ) + i r ] - |
Индуктивное сопротивление части обмотки, лежащей в сердечнике, зависящее от эффекта вытеснения тока,
Y*" |
- |
^■дг |
vn |
|
Л |
2П |
SXo |
Л 2’ |
|
о |
*)» |
~Xhl |
„ Др |
|
|
|
ц |
rtn*rs |
|
иф |
|
|
||
|
|
s |
s |
|
5 |
|
|
|
|
о- |
|
|
|
|
Рие. 5-5. Схема замещения двигателя е глубо ким пазом.
45