Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5-1. ДВИГАТЕЛЬ С ДВОЙНОЙ КЛЕТКОЙ

В случае двухклеточного исполнения ротора верхняя клетка выполняется из латунных стержней, а нижняя — из медных. В момент пуска и при малой частоте враще­ ния, когда скольжение ротора велико, индуктивное со­ противление нижней клетки много больше, чем верхней, и в несколько раз больше активного сопротивления. В верхней клетке двигателей рассматриваемого диапа­ зона мощностей протекает около 80—90% суммарного роторного тока, и вращающий момент создается в ос­ новном взаимодействием статорного поля с током в верх­ ней клетке. Поскольку вращающий момент пропорцио­ нален активному сопротивлению, верхняя клетка выпол­ няется из латунных стержней и диаметр стержней бе­ рется меньше, чем у нижней клетки.

По мере нарастания частоты вращения частота тока в роторе и индуктивное сопротивление обмотки па­ дают. При номинальной частоте вращения частота тока в роторе насосных двигателей около 0,5 Гц и индуктив­ ным сопротивлением обмотки можно пренебречь. Актив­ ное сопротивление нижней клетки меньше, чем верхней, и около 80% роторного тока протекает по нижней клет­ ке. Нижняя клетка выполняется из медных стержней. Поскольку стержни не изолированы и имеют хорошую теплоотдачу, плотность тока в нижней клетке при номи­

нальной мощности допускается

до _6,5 А/мм2. Сечение

стержня q— Ici/j, диаметр d ~ 1,15

Y q .

Ориентировочно ток в нижнем стержне

/ Ст= (0,65ч-'0,75)Л1^2, А,

где А 1 — линейная нагрузка статора, А/см; h —пазовое

деление ротора, см.

Сечение стержня верхней клетки выбирается из усло­ вия нагрева при пуске; оно обычно на 20—25% меньше сечения нижнего стержня. Плотность тока в стержнях верхней клетки в номинальном режиме / = 1,5н-'2,2 А/мм2.

В процессе пуска стержни верхней клетки имеют более высокую температуру, чем стержни нижней, и испытывают большее удлинение. Во избежание обрыва стержней верхняя и нижняя клетки имеют отдельные короткозамыкающие кольца.

39


Сечение короткозамыкающего кольца нижней клетки

qR= (0,25-=-’0,3) qcZ2/p,

где qc — сечение нижнего стержня.

Плотность тока в короткозамыкающем кольце ниж­ ней «летки /я = 3-И5 А/мм2 (большие значения у более быстроходных машин).

Сечение короткозамыкающего кольца верхней клетки

выбирается из условия

ограничения нагрева при пуске

г,

X]

x'i

rj’/S

Рис. 5-2.

Схема

замещения

двигателя

с двойной

клеткой (а) и эквивалентное со­

противление ротора

при малых

скольже­

 

ниях (б).

 

для уменьшения температурных напряжений. Сечение короткозамыкающего кольца верхней клетки приблизи­ тельно равно сечению нижнего кольца или на 10—15% меньше. Плотность тока в кольце в номинальном режи­ ме /яв=1ч-,2 А/мм2, при пуске в 15—20 раз больше. Для уменьшения индуктивного сопротивления роторной об­ мотки стержни располагают в пазах со шлицами. Шлиц верхней клетки обычно имеет размеры 2X2 или 3X3 мм.

Верхний и нижний стержни разделяют шлиц, разме­ рами которого можно в некоторой степени влиять на величину пускового тока. Для снижения пускового тока высоту шлица берут в 3—2,5 раза больше, чем ширину. Обычно размеры шлица 5X2 мм.

Характеристики двигателя (токи в обмотках, к. п. д., скольжение, cos ср, момент на валу) могут быть опреде­ лены аналитически из схемы замещения или графически из круговой диаграммы, построенной на основании сх$-

40

МЫ ЗаМещеППя. В том и другом случае необходимо ЗИаТЬ

параметры (активные и индуктивные сопротивления) статорной и роторной обмоток, приведенные к обмотке

кой.

статора. На-рис. 5-2 приведена схема замещения асин­ хронного двигателя с двойной беличьей клеткой, а на рис. 5-3 —круговая диаграмма.

Параметры. Параметры статора рассчитываются, как указано в гл. 4. В схеме замещения верхняя и нижчяя клетки ротора электрически соединены параллельно. Если обозначить отношение сопротивлений нижней и верхней клеток через а, то активное сопротивление ро­ тора, приведенное к обмотке статора, в схеме замещения

где г"н —приведенное активное сопротивление нижней клетки по (4-15) и (4-18); а='Гн/гв.

Индуктивные сопротивления верхней и нижней кле­ ток рассчитываются по (4-16). Поток рассеяния верхней клетки при наличии шлица между клетками является в основном потоком взаимной индукции с нижней клет­ кой, так как линии рассеяния стремятся замкнуться по стали. На рис. 5-2 х"п— индуктивное сопротивление верхней клетки; х"н— индуктивное сопротивление рас­ сеяния нижней клетки.

41


Проводимость потока рассеяния верхней клетки

2Яв.К ~ Яп + Як+ ЯЛ,

где Яп— проводимость рассеяния круглого паза со шли­ цом высотой hs и шириной bs:

Лп= 1,25 (о,6 6 + - £ - ) ;

(5-1)

Як — проводимость рассеяния по «коронкам зубцов»:

*.= w ;

(5'2)

Ял —проводимость короткозамыкающего кольца и лобо­ вых частей стержней обмотки:

Як

2,9Dr

4

(5-3)

 

1? 2

(а%+ bp,)

Здесь Dr —диаметр короткозамыкающего

кольца;

o-r, bR— размеры

поперечного

сечения кольца; Л — см.

(4-14).

 

 

 

Проводимость рассеяния нижней клетки

2 Ян.к —Яп + Ял,

где Яп и Ял — рассчитываются аналогично (5-1) и (5-3). Теоретический анализ схемы замещения (Л. 4] пока­ зывает, что при малых скольжениях эквивалентное ин­

дуктивное сопротивление ротора

v"

—v"

Л-v",

X 2

X в

** />

где x"f — индуктивное сопротивление нижней клетки, отнесенное к полному току ротора:

=(1 +Гн/Гв). = = ' ( 1 + ”)*'•

При малых скольжениях (s^0,2-r-0,3) двигатель эквивалентен одноклеточному, имеющему сопротивления ротора г'г и x"2 =x"B + x"f. Ток ротора при изменении скольжения описывает окружность, диаметр которой

D =

иф______

(5-4)

 

где x'i = Xiо; х"в= х ва2-, x"f=Xf0 2; коэффициент

рассея­

ния о определяется по формуле (4-17).

 

42


В рабочем режиме все характеристики двигателя

могут быть определены из круговой диаграммы

с диа­

метром D по (5-4).

(s= l)

лежит на окружности Кп

Пусковая точка

пусковом круге (см. рис.

5-3), расположенном

между

рабочим кругом К$

и кругом Ка, диаметр которого

Круг Ка характеризует некий фиктивный (так назы­ ваемый исходный) двигатель, у которого индуктивное сопротивление ротора равно индуктивному сопротивле­ нию верхней клетки, а активное — активному сопротив­ лению реального рассматриваемого двигателя. Центр пускового круга лежит на прямой, соединяющей центр круга исходного двигателя с точкой s = l на этом круге. Положение точки s = l реального двухклеточного двига­ теля находится построением вспомогательной окружно­ сти Кх, центр которой расположен на касательной к окружности Ка в точке короткого замыкания исход­ ного двигателя (s= l). Вспомогательная окружность пересекает круг Ка в точке В, для которой активное со­ противление двигателя равно r'l + r'^, т. е. активное

сопротивление ротора равно сопротивлению верхней клетки.

5-2. ДВИГАТЕЛЬ С ПАЗАМИ КОЛБОВИДНОГО ПРОФИЛЯ

В асинхронных двигателях с глубокими пазами ро­ тора используется эффект вытеснения тока для получе­ ния высокого пускового момента. Как известно, коэффи­ циенты увеличения активного сопротивления проводни­ ка kr и уменьшения его индуктивного сопротивления kx зависят от так называемой приведенной высоты провод­ ника:

 

 

 

 

(5-5)

где b — ширина

проводника; Ьп— ширина

паза; р —

удельное сопротивление материала

проводника,

Ом • м;

/ — частота; h' — расчетная высота

проводника,

см.

Для медных стержней при температуре 75° и частоте

первичной цепи

f = 50 Гц £=0,952h 'Y s , где

5 — сколь­

жение.

 

 

 

 

43


Для стержня колбовидного сечения коэффициенты kr и kx могут быть рассчитаны по формулам в [Л. 8 ]:

**q\ (ch 2\ +

cos 2g) +

(ch 26 cos 26) +

+

(sh 26- s i n

26)

+

aaq, (sh 26 +

sin 26)

Г aQ\2

 

 

a

a (qt + ah) - ^ T <sh 2£ + sin

+

4Д <sh “ sin 25) +

а и h — размеры прямоугольной части стержня, см; дч— площадь сечения круглой части стержня, см2.

Для наиболее употребительных размеров стержней

коэффициенты kr и kx приведены на рис. 5-4.

Кривые

kr и kx на рисунке построены в функции | = /г'а,

где А' =

= (qi + ah)/a, см.

 

 

Активное сопротивление ротора с учетом вытеснения

тока

 

 

где It и — длина сердечника

ротора и стержня соот­

ветственно; г"с — приведенное

сопротивление

стержня;

г"R— приведенное сопротивление кольца.

Проводимость рассеяния паза колбовидного профиля может быть определена по [Л. 8 ] (см. рис. 5-4)

44

Проводимость рассеяния лобовых частей и по корон­ кам зубцов определяется по (5-3) и (5-2). Эффект вы­ теснения тока проявляется в уменьшении проводимости

Рис. 5-4. Коэффициенты kr и kx для расчета активного и индуктивного сопротивлений стержня колбовидного профиля.

1 — а —5

м м , ft—12

м м , d - 1 8 м м ; 2 — а 5

м м ,

й -

— 12 мм ,

d — 15 м м ;

3 — а —4 м м . А—12 м м ,

d —12

мм.

рассеяния паза, которое выражается через коэффициент kx, меньший единицы:

ЯЦ2Х= 1,25

a*h

а (<7 , + ah)*

-<7;ah + q] ) + i r ] -

Индуктивное сопротивление части обмотки, лежащей в сердечнике, зависящее от эффекта вытеснения тока,

Y*"

-

^■дг

vn

 

Л

2П

SXo

Л 2’

 

о

*)»

~Xhl

„ Др

 

 

 

ц

rtn*rs

иф

 

 

 

 

s

s

5

 

 

 

 

о-

 

 

 

 

Рие. 5-5. Схема замещения двигателя е глубо­ ким пазом.

45