Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При регулировании по закону U/f = const можно при­ нять для крупных двигателей, что коэффициент приве­ дения параметров к схеме замещения (коэффициент рассеяния цепи статора) a = const в диапазоне частот 5—50 Гц. Ток в роторе асинхронного двигателя

/",==------

=^.

и*

(6 -2 )

I /

+

~ Г )

+ (*'.+*".)*

Подставив выражение для тока ротора в (6 -1а), по­ лучим электромагнитный момент двигателя

, Н-м.

01. [(Г| + r " i / s ) 2 + x l\

Здесь U,|, и шсн — фазное напряжение и синхронная скорость, соответствующие данной частоте. Характери­ стика M = f(s) строится обычно в относительных едини­ цах. Момент двигателя в относительных единицах

М'

М Ми>г.

Щ (r"2/s) ■1 0 _ 3

(6-3)

Мк

 

[(Г, + r"t/s)» +

 

р

'ifiH

хк2\

 

 

 

Л

где «сн — синхронная скорость при / = 50 Гц; Рэм — мощ­ ность при f = 50 Гц, кВт.

Для двигателя с глубоким пазом при расчете по фор­ муле (6-3) необходимо учитывать изменение парамет­

ров ротора при изменении частоты.

 

 

и

На

рис. 6-2 приведены характеристики M=f(s)

/ = /($)

двигателя

мощностью

1500 кВт,

1000 об/мин

(синхр.).

частоты момент при

s = l

увеличива­

При

снижении

ется,

так как М^&Ф/гСОвфг,

а cosip2

между током

и

э. д.

с.

ротора увеличивается при снижении частоты: ин­

дуктивное сопротивление уменьшается

пропорционально

частоте, а активное уменьшается медленнее. Максимальный момент определяется по (6-3) для

скольжения, равного критическому

53


Рис. 6-2.

Характеристики М =}(s) и

/= /(/„ ) для

раз­

личных

частот при регулировании

по закону

£///=

 

= const.

 

 

При этом получим в относительных единицах

_

3U%V r'j + X2K-\0->

(6-4)

 

 

В диапазоне

частот, близких к 50 Гц, значение rt

в сравнении с х1( мало и максимальный момент при ре­ гулировании по закону £/// = const приблизительно по­ стоянен.

При глубоком регулировании, когда частота снижа­ ется до 20 Гц и ниже, rt становится соизмеримым с хк и максимальный момент падает. Критическое скольже­ ние при уменьшении частоты увеличивается.

Ток статора при частотном регулировании может

быть

рассчитан

на

основании векторной диаграммы

(рис.

6-3), а при малых скольжениях

(s < 0 ,l) — по кру­

говой

диаграмме.

 

 

Из векторной диаграммы

 

 

Л = V (70 +

/ " а s in ?«)* + (7"2COS <Р2) а,

где / 0 — ток холостого хода;

 

 

cos<p„=

, г"” .'■■■■=; sin ? ,=

 

 

 

V 4 + 4

V 4 + 4

Б4


С достаточной для практики точностью в диапазоне скольжений s = l 4 -'0 , 2 ток статора можно считать равным

Л = /о + 0,98At,

где Da— диаметр круговой диаграммы (см. гл. 5). Диаметр круговой диаграммы

при UIf—const сохраняется, а мас­ штаб мощности изменяется пропор­ ционально изменению напряжения. Изменяется также угол наклона ли­ нии электромагнитной мощности, тангенс которого равен:

1ет,=0О=- *',+ *"* '

Рис. 6-3. Векторная

Угол наклона линии электромаг­

диаграмма

токов

асинхронного

двига­

нитной мощности увеличивается

теля.

 

при уменьшении частоты.

 

 

С уменьшением частоты при регулировании пусковой ток падает, так как активное сопротивление составляет большую долю в общем сопротивлении zK и относитель­ ная величина zKувеличивается.

При снижении частоты вращения двигателя для на­

соса мощность его

резко падает,

а

ток холостого хода

7J,C0S<f j ^

 

при

регулировании и

U/f = const

 

не изменяется. При частоте 10 Гп

0,3

'xosf

ток

холостого

хода

составляет

0,8

около 90% тока статора, поэтому

 

 

при

уменьшении частоты

падает

0,7

 

costp двигателя. При низких ча­

0,6

 

стотах

(Малой

мощности)

габа­

 

риты двигателя

не соответствуют

0,5

 

 

мощности

на

валу — они

завы­

V

 

шены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому снижается

не только

0,3

 

 

1

cos ф,

но

и

к.

п. д.

Увеличи­

0,2

п вается

доля

постоянных потерь,

о гоо ш

еоо 8 0 0 об/мин которые

снижаются

в меньшей

Рис. 6-4. Кривые изме­

степени, чем мощность двигателя

нения к. п.

д. и cos q>

и доля

потерь в

обмотках. На

асинхронного

двигателя

рис. 6-4 приведены кривые изме­

мощностью

1500 кВт,

нения соБ ф и к. п.

д.

при частот­

980 об/мин для привода

ном регулировании

двигателя

насоса при

частотном

регулировании.

1500 кВт, 1000 об/мин.

 

55


Расчет добавочных потерь. При питаййи от вентНЛЬного (полупроводникового или ионного) преобразовате­ ля частоты напряжение, подаваемое на двигатель, неси­ нусоидально, оно содержит высшие гармонические.

Коэффициент искажения синусоидальности, равный

/ £ U2 /£/,, обычно не превышает 20°/„. Несинусоидаль-

ность напряжения вызывает заметные добавочные по­ тери, которые при номинальной частоте могут снизить к. п. д. двигателя примерно на 1%. Порядок и ампли­ туды высших гармоник зависят от схемы соединения преобразователя. При соединении в трехфазную мосто­ вую схему возникают гармоники порядка 2mk+\, т. е. 5-я, 7-я, 11-я, 13-я и т. д. Амплитуда гармонических в долях основной приблизительно обратна порядку гар­ моники.

Моменты, создаваемые высшими гармониками на­ пряжения, очень невелики, и они не оказывают влияния на работу двигателя. Максимальный асинхронный мо­

мент, создаваемый v-й гармоникой,

 

mxUl

тхи\

М..

2«к ‘

 

В долях от максимального момента,

создаваемого ос­

новной гармоникой,

 

■^MaKcv

(6-5)

Ломаке

 

Наибольший момент создает 5-я гармоника, но и он составляет менее 1 % момента основной гармонической.

Высшие гармоники вызывают заметные добавочные потери в стали статора и ротора и стержнях короткозамкнутой обмотки ротора.

Гармоника напряжения вызывает соответствующую гармонику потока, которая приближенно составляет от основной такую же долю, как и гармоника напряже­ ния. Потери в стали пропорциональны квадрату индук­ ции и частоте в степени 1,3.

Добавочные потери в стали статора от п-й гармоники

напряжения

 

ьР?еп = и У - 3Р™

(б-б)

56


где Un — амплитуда гармоники напряжения в долях от основной; п — порядок гармоники; Р?с — потери в стали статора от основной гармоники потока.

Гармоники порядка 2mk—1 вращаются в сторону, противоположную движению ротора, а гармоники поряд­ ка 2mk+l в ту же сторону, что и ротор. Поэтому, не учитывая скольжение ротора, гармоники потока п ин­ дуктированный ток имеют порядок 2 mk, т. е. 6 ; 1 2 и т. д.

Благодаря тому что скорость ротора не равна син­ хронной скорости поля, частота в роторе будет отли­ чаться от частоты, соответствующей порядку высшей гармоники, на частоту скольжения. Так как скольжение ротора не велико (для крупных двигателей оно около 1 %), то в расчетах можно принимать, что частота по­ тока и тока в роторе от высших гармоник равна 2mkfi. Потери в сердечнике ротора от высших гармоник потока

РРе2п= иЬп'-*(В10г

+ 1?ра), кВт,

(6-7)

где а — удельные потери при £

=1,0 Т и / = 50 Гц для

стали, из которой изготовлен

сердечник ротора;

В2П

и Вап — индукции в зубцах и спинке ротора от п-й гар­ моники потока Bzn= UnBz; Вап= ИпВа\ Bz и Ва — индук­ ции в зубцах и спинке ротора от основной гармоники потока; коэффициент 1 , 8 учитывает увеличение удельных потерь в стали из-за штамповки листов и механической обработки ротора.

Добавочные потери в стали статора и ротора от выс­ ших гармонических при питании от вентильного пре­ образователя составляют при номинальной частоте около 40% основных потерь в стали, а при 10 Гц около 25—30% потерь от основной гармоники потока частоты

10 Гц.

Ток намагничивания высших гармоник очень мал и можно принять, что ток статора, вызванный п-й гармо­ никой напряжения, равен п-й гармонике приведенного тока ротора по схеме замещения. Для высших гармоник

тока обмотки двигателя

являются

короткозамкнутыми.

Ток п-й гармоники обмотки статора, вызванный п

гармоникой напряжения,

-s

 

 

 

 

I

-

I

V-'

U*

*

l n 1

"

*712

 

_ L

v "

 

 

 

 

*

П 1 “ Г

*

П2

где Un п-я гармоника

фазного

 

напряжения; х'п\ и

х"пг — индуктивные

сопротивления

в схеме замещения,

•57