Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
На рис. 5-5 представлена схема замещения асин хронного двигателя с глубоким пазом, а на рис. 5-6 его круговая диаграмма. На схеме намагничивающий кон тур вынесен на зажимы, т. е.
Хт — х^ + х, = £/ф//0.
Активное и индуктивное сопротивления частей об мотки ротора, не зависящие от эффекта вытеснения тока, выделены на схеме [х"2—х"2п и (г"2—г"2п)Is],
Приведенный ток ротора
ft! .._______________________________ Ujb_______________________________
2 ~ Г , + / (* ,+ * " ,- х " ,* ) + i x " 2akx]+ [ r " ^ k r+ ( r " , - r " n ) \ / s •
При малых скольжениях эффект вытеснения тока отсутствует и ток ротора описывает круг, диаметр кото-
Кч
Рис. 5-6. Круговая диаграмма двигателя с глу боким пазом.
46
Для рабочего режима и при скольж_.шях до s = = 0,25-=-'0,3 все характеристики двигателя можно полу чить из круговой диаграммы, диаметр которой опреде
ляется |
по |
(5-6). При |
скольжении |
s = l |
с |
изменением |
|
величины |
| ток / " 2 описывает окружность |
Кх (Л. 10]. |
|||||
Круг переменного £ проходит через точку / " 2 |
= 0 (s = °°)- |
||||||
При | = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
тп |
______________________ U |
_________ |
|
||||
|
2 |
(Г] + г"г — г"гп) + j [x'i + (х"г |
%”гп)J |
|
|||
Эта |
точка соответствует точке |
s = l |
круговой |
диа |
|||
граммы |
Ка фиктивного |
(исходного |
)двигателя, у |
кото |
рого активное и индуктивное сопротивления ротора рав ны сопротивлению лобовых частей обмотки ротора дан ного двигателя. Диаметр круга Ка
** |
п |
— ______Ч*____ _ |
* |
|
О |
V / I V / / |
y.ff |
||
|
|
Л | “Г л 2 |
* 2п |
|
Точка s = l данного двигателя находится на окруж ности К Центр этой окружности лежит на прямой ОМ,
которая наклонена под углом 45° к проходящему через точку О диаметру круга Ка [Л- 10].
Шкала переменного £ перпендикулярна диаметру
круга Kv |
проходящему через точку £ = °о (линии ОМ), |
||||||
и отстоит от точки О на расстоянии |
|
|
|||||
|
|
пт _ ОА' |
-f |
|
|
|
|
|
|
~ |
°D |
r"ia V2 |
|
||
(A'D — касательная |
к окружности Ка в точке D. Точка |
||||||
А' лежит на продолжении |
прямой, соединяющей точ |
||||||
ку О с точкой s =1 |
исходного двигателя; точка L — на |
||||||
прямой |
ОА'). |
|
|
на |
пересечении |
прямой, |
|
Искомая |
точка s = l лежит |
||||||
проведенной |
через |
точку I"2 = |
0 |
и заданную |
точку на |
||
шкале g, с окружностью К ^ |
|
|
|
|
Глава шестая
АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С РЕГУЛИРУЕМОЙ СКОРОСТЬЮ
6-1. ДВУХСКОРОСТНЫЕ АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ
На электростанциях с мощными энергоблоками для удешевления строительства и сокращения расходов на собственные нужды устанавливают циркуляционные на сосы, у которых в зимний и летний периоды напоры значительно различаются. Для этих насосов необходимы двухскоростные двигатели, что не только повышает эко номичность насосного агрегата, но в некоторых случаях является единственной возможностью обеспечить бескавитационную работу насоса. В двухскоростных двига телях для насосов скорости обычно отличаются на 15— 25%, а мощности при разных скоростях—приблизи тельно вдвое.
Двухскоростные асинхронные двигатели имеют ко роткозамкнутый ротор, как у обычного двигателя. Для получения двух скоростей вращения у мощного высоко вольтного двигателя на статоре размещают две незави симые обмотки, каждая на свое число полюсов. Это наиболее распространенное и наиболее простое кон структивное исполнение статора двухскоростного двига теля, но оно вызывает значительное увеличение габари та машины, так как при включении на данную скорость половина паза не используется.
Масса двухскоростного двигателя с двумя статорны ми обмотками в сравнении с массой односкоростного на ту же основную мощность и частоту вращения уве личивается на 30—50% (в зависимости от соотношения частот вращения и мощностей двухскоростного двига теля) .
В связи с тем, что в вертикальном двигателе масса статора и ротора составляет только 65—70% общей мас сы, при увеличении активных размеров общая масса увеличивается в меььшей степени, чем активные разме
ры. Модельная мощность |
двигателя при исполнении |
с двумя обмотками |
|
Рм=:Р1+ Р2П11п2, |
|
где Р i и Р 2— номинальные |
мощности при частотах вра |
щения «1 и п2. |
|
48
Для модельной мощности Рм определяются основные размеры двигателя по машинной постоянной Арнольда.
Магнитные нагрузки двухскоростного двигателя вы бираются несколько меньшими (приблизительно на 1 0 %), чем у обычного двигателя, для снижения влияния насы щения и связанных с ним добавочных потерь и усилий.
Энергетические показатели (к. и. д. cos ф) двигателя с двумя обмотками при обеих скоростях вращения на ходятся на том же уровне, что п у односкоростного дви гателя, выполненного на ту же (большую) частоту вра щения и на ту же мощность. При сравнении следует рассматривать номинальный режим работы односкорост ного двигателя и режим при пониженной мощности, соответствующей меньшей частоте вращения двухскэростного двигателя.
Возможно также исполнение двухскоростного двига теля с одной обмоткой на статоре и переключением катушечных групп. При этом получается сложная схема и требуется специальный высоковольтный переключа тель. Обмотка при меньшей скорости имеет 120°-ную фазовую зону, что дает низкий обмоточный коэффициент и ухудшает использование машины. Можно уменьшить требуемое количество выводов от обмотки и упростить схему, если применить обмотку, выполненную с так на зываемой полюсно-амплитудной модуляцией (ПАМ). У такой обмотки фаза состоит из двух частей, в которые соединяются катушки, имеющие определенные фазовые углы для поля с 2 р полюсами, так что амплитуда н. с. гармоники, имеющей 2 р полюсов, значительно больше других гармонических. Если переключить эти две части фазы (например, вместо последовательного соединения включить их параллельно и встречно) в результирующей н. с. трех фаз максимальной становится амплитуда н. с. ■гармоники 2pi полюсов.
Катушки могут быть разновитковыми; при переклю чениях несколько определенным образом расположен ных катушек могут обесточиваться. Обмотка на одной из частот вращения имеет низкий обмоточный коэффи циент и после модуляции- в кривой н. с. содержатся зна чительные по величине пространственные гармонические.
Применение одной обмотки вместо двух позволяет уменьшить массу двигателя на 15—20%, а массу обмот ки статора—почти вдвое. При этом энергетические по казатели двигателя при небольшой разнице частот
4—730 |
49 |
вращения остаются примерно на том же уровне, чтб у двухобмоточного. Крупные двухскоростные двигатели с одной обмоткой статора пока являются единичными, экспериментальными.
Двигатели с двумя обмотками на статоре. В этом случае обмотка обычная катушечная. В каждом пазу размещены по одной стороне двух катушек, принадлежа щих разным обмоткам. Положение обмоток чередуется: во всех четных пазах на дне паза лежат катушки на
Рис. 6-1. Часть схемы одной фазы двухобмоточного двухскоростного двигателя Z\==144, у = \ + \2.
2 р полюсов, а под клином — катушки на 2 /ч полюсоз, в нечетных пазах — наоборот. Поэтому катушки должны быть приблизительно равными по высоте и шаг обмотки должен быть нечетным. При этом для обмотки на боль шую скорость вращения шаг обмотки получается укоро ченным, а для второй обмотки — удлиненным.
Укорочение, эквивалентное удлинению второй об мотки,
о _ ^ i / 2 p l — ( У — 2 , / 2 / » , )
Р — Z J2pt
Число пазов надо выбирать так, чтобы хотя бы для одной из обмоток число пазов на полюс и фазу было целым. На рис. 6-1 показана часть схемы одной фазы обмотки двухскоростного двигателя, имеющего синхрон ные частоты вращения 500 и 375 об/мин (2р=12;
2 /ч = 16).
Параметры. Поскольку в пазу находится только одна сторона данной обмотки, проводимость рассеяния паза рассчитывается как для однослойной обмотки. При этом (см. рис. 4-4) для катушек, лежащих на дне паза,
50
проводимость рассеяния паза
Л, |
| !и + /г, - ■К |
* '- = 1 >25[ w |
Ьп |
Для катушек, лежащих под клином,
Для всей обмотки проводимость паза
1 _ V,,, + Х"п, 'Чп-------- § ’
Так как катушки на 2р полюсов и 2р\ полюсов имеют приблизительно одинаковые размеры, то пазовые про водимости обеих обмоток практически равны. Проводи мости по коронкам зубцов и лобовых частей, индуктив ные и активные сопротивления рассчитываются так же, как для односкоростного двигателя.
6-2. АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С ПЛАВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ
Применение на атомных электростанциях реакторов на быстрых нейтронах требует регулирования расхода теплоносителя. Поэтому частота вращения насоса долж
на меняться в широких |
пределах. Здесь |
применяются |
|
асинхронные двигатели с регулированием |
скорости |
1 :5, |
|
а в некоторых случаях |
1 : 1 0 —двигатели |
с фазным |
ро |
тором в схемах вентильного каскада и короткозамкнутые двигатели с питанием от преобразователя частоты. К двигателям предъявляются требования повышенной надежности в нормальных условиях и сохранения рабо тоспособности в аварийных режимах. Вместе с тем дви гатели должны иметь высокие энергетические показа тели при изменении частоты вращения во всем диапазоне.
а) Питание от преобразователя частоты
Регулирование частоты вращения в широком диапа зоне для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором может быть осуществлено только изменением частоты питающего напряжения. При этом должно изменяться и напряжение, так как при постоянной ве личине напряжения и уменьшении частоты растет маг нитный поток, т. е. потери в стали и нагрев двигателя.
4* |
51 |
Поэтому регулирование частоты вращения при частот ном управлении производится при условии сохранения
U/f=const.
В современных схемах в качестве источника перемен ной частоты используются тиристорные преобразователи частоты. Двигатель подключается к сети через преобра зователь, который преобразует напряжение сети в трех фазное напряжение требуемой амплитуды и частоты.
В крупных асинхронных двигателях активное сопро тивление обмотки статора в сравнении с индуктивным очень невелико. При частоте f = 50 Гц оно в 12—15 раз меньше индуктивного, которое в относительных едини цах равно 0,1—0,15, и при расчете падения напряжения активным сопротивлением можно пренебречь. Со сни жением частоты растет доля падения напряжения в ак тивном сопротивлении и при частоте 5 Гц оно прибли зительно только в 1,5 раза меньше, чем в индуктивном. Однако это не приводит к увеличению относительного значения падения напряжения при низких частотах в сравнении с режимом при номинальной частоте, так как с уменьшением скорости насосного агрегата мощ ность снижается пропорционально третьей степени изменения скорости и ток резко падает. Поэтому можно не учитывать уменьшение потока при низких частотах из-за падения напряжения в активном сопротивлении и считать, что при регулировании по закону Uff = const сохраняется условие Eff = const, т. е. регулирование про исходит при постоянном магнитном потоке. При пуске двигателя от источника переменной частоты нет боль ших потерь энергии в роторе, которые приводят к высо кому нагреву короткозамкнутой обмотки ротора, что характерно для пуска от полного напряжения.
Расчет механических характеристик. Характеристики двигателя M = f(s) при разных частотах могут быть определены расчетным путем. Электромагнитный мо мент двигателя в Н •м
М —Рэм /(й, |
( 6- 1) |
где со = л«/30. |
двигателя |
Электромагнитная мощность асинхронного |
может быть выражена через потери в роторе и сколь жение [Л. 3]
Р |
Эм |
РСи2 |
э (/",)» Г",-10-» |
кВт. |
(6 -1 а) |
|
S |
S |
|||||
|
|
|
|
52