ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
ГЛАВА I. ИСТОКИ |
19 |
капитуляции, теория гастреи не могли |
быть сформулированы |
в сочинениях Аристотеля даже в самом первом приближении. Аристотелевское учение о последовательном появлении душ не могло иметь ничего общего с филогенетической теорией река питуляции. Правильнее, на наш взгляд, связывать рассужде ния Аристотеля о смене душ с его представлением о постепен ной и, главное, непрерывной градации живых форм, сущест вующих вечно и одновременно30. Постепенный и непрерывный переход существует, по Аристотелю, и от неорганической при роды к органической3I. Наконец, своим учением о последова тельной смене душ у развивающегося зародыша Аристотель распространяет принцип непрерывной градации с природы, взя той в целом, на особь (онтогенез). Высказывания Аристотеля, касающиеся сходства картины зародышевого развития у живот ных, смены менее совершенных стадий развития все более со вершенными, параллелизма в развитии зародышей различных форм, следуют не только из прямых наблюдений, но и, повидимому, из принципа непрерывной градации. Аристотель ге ниально угадал существование какой-то внутренней связи меж ду градацией форм в живой природе и развитием особи. Уче ние об одушевлении зародыша представляет собой попытку как-то выразить и теоретически осмыслить эту едва начавшую просвечивать связь. Аристотель дает нам почувствовать, что связь эта неизолированна. Параллелизм между развитием особи и градацией организмов воспринимается у Аристотеля как одно из проявлений объективной целесообразности всего мирового процесса, направленности его к единой цели32. Учение о па раллелизме, воплощенное Аристотелем в его учении об одушев лении зародыша и представлении о градации организмов, про явило удивительную жизнестойкость. Как мы увидим дальше, оно оказало заметное влияние на эмбриологические воззрения В. Гарвея. При всем своем телеологическом содержании учение Аристотеля об одушевлении зародыша имеет мало общего с воз зрениями Платона. Совершенно неосновательно поэтому утверж дение Э. Целлера, будто это учение Аристотеля представляет собой приложение учения Платона о перевоплощении душ к развитию особи33. Весьма жизненной оказалась и выдвинутая
30См.: Аристотель. О частях животных. М., Биомедгиз, 1937, стр. 137 и далее; Аристотель. О душе. М., Соцэкгиз, 1937.
31Аристотель. История животных, VIII, 1,588, в, 4 (цит. по соч. О частях животных, стр. 205).
32Ср.: История философии, т. I, 1957, стр. 117; В. Ф. Асмус. История антич ной философии, стр. 228—229; а также: Гегель. Лекции по истории фило софии. Кн. 2. В кн.: Гегель. Соч., т. X, М., Партиздат, 1932, стр. 258—265.
33Э. Целлер. Очерк истории греческой философии. Пер. с нем. М., 1912,
стр. 145,
20 |
ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА |
Аристотелем идея градации форм. В XVII и особенно XVIII в. она получает широкое распространение в биологии в виде уче ния о лестнице существ.
Нельзя сказать, что ученые античности не проявляли вооб ще никакого интереса к повторяемости, преемственности биоло гических явлений. Именно в древности была предпринята по пытка объяснить процесс развития зародыша, факт сходства родительских организмов с их потомками с помощью допуще ния предсуществования в зародыше всех частей организма. «Все члены отделяются в одно и то же время и растут, и ни один не возникает раньше или позже другого; но те, которые по природе имеют больший объем, показываются прежде, чем мень шие, не будучи, однако, образованы раньше»,— утверждал не известный автор книг «О диэте»34. Философское обоснование начальные преформистские воззрения нашли в учении Анакса гора о вечных «семенах вещей», гомеомериях. Это учение от рицает всякую возможность возникновения нового и уничтоже ния уже существующего и признает только соединение и разде ление. По Анаксагору, подобное порождается подобным: волос может возникнуть только из волоса, а плоть — только от пло ти 35. Преформистские воззрения античных ученых хорошо гар монировали с представлением о замкнутом, круговом характере совершающихся в природе процессов. Критика, которой подверг преформизм один из первых и, несомненно, крупнейший пред ставитель эпигенетического учения — Аристотель,— отнюдь не была направлена в защиту идеи подлинного развития, в за щиту исторического подхода к организму. Аристотель отвергал преформизм, называл идею предсуществования немыслимой, про тивопоставляя ей свое учение о движении и об одушевлении зародыша. Различные виды души, по Аристотелю, не могут предсуществовать одновременно. Зародыш и семенная жид кость имеют их в потенции, но не в действительности. Со ответственно и части зародыша возникают неодновременно36.
Мыслители древности, включая Аристотеля, разрабатывали учение о развитии, насыщенное диалектическим содержанием, но не были еще в состоянии постигнуть повторяемость как мо мент преемственного прогрессивного развития органического мира, как удержание элементов пройденных ступеней эволю ции 37.
34 Гиппократ. Сочинения, т. II. М., Медгиз, 1944, стр. 452.
35 См. в кн.: П. Таннери. Первые шаги древнегреческой науки, 1902, стр. 86.
36Аристотель. О возникновении животных, стр. 95—96, 101— 103.
37См. подробнее: М. А. Дынник. Очерк истории философии классической Греции. М„ Соцэкгиз, 1936; История философии, т. I, М., Изд-во АН СССР.
1957; Б. Рассел. История западной философии. М „ ИЛ, 1959; В. Ф. Асмус. История античной философии. М., 1965.
Глава II
В. ГАРВЕЙ
Двадцать столетий, отделяющие Аристотеля от науки нового времени, не принесли эмбриологии заметных достижений. Исклю чение составляет Гален (II в. н. э.), высказавший самостоятель ные суждения по ряду эмбриологических вопросов. В дальней шем завет Аристотеля: «Доверять следует больше чувствам, чем рассуждениям, а рассуждениям — только в том случае, если они окажутся в согласии с явлениями»,— был забыт1. В эпоху господства схоластики учение Аристотеля о замене «раститель ной» души животной, «чувствующей», а затем разумной в про цессе развития зародыша человека было возрождено Фомой Аквинским (1227— 1274) 2 Теологический вариант аристотелев ского учения о душе был взят на вооружение церковниками, занятыми изысканием «научного» ответа на вопрос о времени появления души у человека. Утомительные дискуссии вокруг такого рода надуманных «проблем», подавление живой, само стоятельной мысли и стремления к поиску научной истины при остановили изучение развития животных. Лишь в конце XVI— начале XVII в. У. Альдрованди, В. Койтер и И. Фабриций, пользуясь сравнительным методом наблюдения над развиваю щимся зародышем цыпленка, который был описан автором со чинения «О семени и природе ребенка», продолжили эмбриоло гические исследования. Аристотель, Гиппократ, Гален остаются для них высшими авторитетами и в области «теоретической» эмбриологии.
Заметное влияние Аристотеля испытал на себе и В. Гарвей, который продолжил традицию сравнительно-эмбриологического исследования античных ученых и прежде всего того же Аристо теля 3. В данном случае нас будут интересовать не эмбриоло гические исследования Гарвея вообще, а лишь те его наблю дения и выводы, которые дали повод говорить о предвосхище нии им биогенетического закона и теории рекапитуляции. Ре зультаты своих эмбриологических наблюдений В. Гарвей выра-
1 Аристотель. О возникновении животных, стр. 153. |
|
|
2 |
Дж. Нидхэм. История эмбриологии. Пер. с анг. М., ИЛ, 1947, стр. 108. |
|
3 |
Ср.: В. П. Карпов. Аристотель и античная эмбриология.— В |
кн.: Аристо |
|
тель. О возникновении животных, стр. 36—37; А. Е. Гайсинович. Истори |
|
|
ческие корни сравнительной эмбриологии до Гарвея.— Труды |
Ин-та исто |
|
рии естествозн., т. II, 1948, стр. 535—550. |
|
22 ОТ УЧЕНИЯ о ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА
зил в следующих словах: «Каждое животное при формирова нии проходит одни и те же ступени, переходя через различные организации, становясь поочередно то яйцом, то червем, то за родышем, в каждом своем фазисе подходя к совершенству»4. Комментируя это высказывание Гарвея, К. М. Быков писал: «В этих строках Гарвей как бы предвосхищает общий биоге нетический закон»5. «Гарвей... высказал замечательные мысли, которые впоследствии вылились в точно сформулированный за кон о повторении филогенеза в онтогенезе...»6 Ранее К- М. Быков утверждал, что «Гарвей первый высказал позднее развитый Гек келем и Мюллером биогенетический закон» 7. В. В. Лункевич так же видел в этом гарвеевском обобщении «примитивный черно вой набросок так называемого основного биогенетического зако на Мюллера — Геккеля» 8.
В своем труде «Исследование о зарождении животных» Гар вей вновь обращает внимание на то, что зародыши животных (в особенности собаки, лошади, косули, коровы, домашней пти цы, змеи и, наконец, человека) проходят весьма сходную черве образную стадию. На этой стадии невозможно обнаружить ка кие-либо различия между столь неодинаковыми существами. Сходство зародышей Гарвей назвал предметом, достойным вос хищения9. Отдавая должное проницательности Гарвея, сумев шего подметить известное сходство стадий эмбрионального раз вития у различных животных, которое он описал, правда, лишь
всамых общих чертах, мы, однако, не имеем оснований видеть
вцитированных строках из труда Гарвея даже намек на био генетический закон. Биогенетический закон по своему основно му смыслу — это закон, выражающий взаимосвязь двух процес сов — онтогенеза и филогенеза, закономерную повторяемость в развитии, являющуюся следствием прогрессивной эволюции. Можно с уверенностью сказать, что до подобного понимания идеи развития в живой природе Гарвей не поднялся и, более того, не мог подняться в первой трети XVII в. Сказанное от носится и к оценке Дж. Нидхэма, который тоже видит у Гарвея
указание на идею рекапитуляции, хотя в отличие от Быкова
4 В. Гарвей. Анатомическое исследование о движении сердца и крови. Пер. К. М. Быкова. М„ Изд-во АН СССР, 1948, стр. 97.
5Там же, стр. 231.
6Там же, стр. 204.
7К. М. Быков. О жизни и трудах Вильяма Гарвея.— В кн.: В. Гарвей.
Анатомическое исследование о движении сердца |
и крови у животных. |
|
М.— Л., Госиздат, |
1927, стр. 97. |
II. М.— Л., Изд-во |
8 В. В. Лункевич. |
От Гераклита до Дарвина, т. |
АН СССР, 1940, стр. 52
9 См.: A. W. Meyer. An analysis of the «De generatione animalium» of Wil liam Harvey. Stanford, 1936, p. 41.