Файл: Мирзоян, Э. Н. Развитие учения о рекапитуляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА lii.

УЧЕНИЕ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ

29

Последователь Ф. В.

Шеллинга Л. Окен рассматривал плод

как целое животное, которое сначала является полипом, затем растением и только после рождения становится подлинным жи­ вотным. Плод «в матке... пробегает все метаморфозы животно­ го царства»16. В своих аналогиях Окен заходил настолько далеко, что метаморфоз лягушки рассматривал как такое «пов­ торение первичного синтеза животного мира», при котором головастик выступает в качестве настоящей улитки, причем хвост головастика отождествляется им с ногой улитки и т. п. В «Учебнике натурфилософии» Окен утверждал, что во время развития животное проходит через все стадии животного цар­ ства 17. Животное царство трактовалось им как расчленение высшего животного, т. е. человека, а животные •— как постоян­ ные зародышевые стадии человека. Следовательно, человек, по Окену, является микрокосмом, содержащим в себе все живот­ ное царство.

Взгляды Окена близки к воззрениям его учителя. Ф. В. Шил­ линг, строивший свою натурфилософию под заметным влиянием Кильмейера, возражал против подлинно эволюционного взгляда на живую природу. Утверждение, что органические формы дей­ ствительно последовательно возникали друг от друга путем под­ линного развития, он считал результатом неправильного пони­ мания природы. Разнообразие форм в живой природе расце­ нивалось им как различие в приближении к абсолютному ори­ гиналу 1819.

Идея параллелизма находит выражение в ряде натурфило­ софских сочинений. Коллега Окена Д. Г. Кизер утверждал, на­ пример, что зародыш на разных стадиях своего развития пред­ ставляет целые классы животных 1Э.

Традиции натурфилософии продолжали жить в морфологии и после появления теории типов. К. Г. Карус в соответствии с Океном рассматривал в своем «Учебнике сравнительной зоото­ мии» животное царство, роды и виды животных как расчленен­ ную во времени и пространстве «идею животности», а челове­ ка как микрокосмос, как концентрированное отображение при­ роды 20. К объяснению своей системы животных он привлек закон параллелизма, в соответствии с которым усматривал в

16L. Oketi. Die Zeugung. Bamberg u. Wurzburg, 1805, S. 146— 147.

17E. S. Russell. Form and function..., p. 90—91.

18

Цит. по KH .: К■ Фишер. История новой философии, т. 7. Шеллинг.

Пер.

19

Н. О. Лооского. СПб., 1905, стр. 418.

 

Beitrage zur vergleichenden Zoologie, Anatomie und Physiologie. Heraus-

 

gegeben von Dr. Oken und Dr. Kieser. H. H. Bamberg u. Wurzburg, 1806—

20

1807, S. 89.

1834,

C. G. Carus. Lehrbuch der vergleichenden Zootomie. 2 Aufl., Leipzig,

 

S. 6—21.

 



30 ОТ УЧЕНИЯ о ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМВРИОГЕНЁЗА

более высоко стоящих группах повторение организации низших групп животного мира. Идея древних мыслителей о макро- и микрокосме в натурфилософии XVIII — первой половины XIX в. теряет свою первозданную величественность и всеобъемлющий характер. Ее «конкретизируют», прилаживая к живой природе, и она превращается в оторванную от реальной природы фан­ тастику.

В рамках немецкой идеалистической философии проблему повторяемости разрабатывал Г. В. Гегель. Однако повторяе­ мость в развитии интересовала Гегеля прежде всего в аспекте повторяемости в процессе развития понятий. В системе Гегеля логическая идея на каждой новой высшей ступени своего раз­ вития продолжает предыдущую ступень и одновременно сохра­ няет пройденные моменты. Переходя далее от первого этапа развития абсолютного духа — логической идеи, ко второму — природе, Гегель лишает последнюю способности к саморазви­ тию. Отсюда и его отрицательное отношение к эволюционной концепции 21. Представляя ступени развития природы,— в том числе и живой,— как изолированные, генетически не связанные звенья, порожденные абсолютным духом, Гегель тем самым объ­ ективно пришел к отрицанию повторяемости в развитии орга­ нического мира. Гегель отверг мысль об эволюции живой при­ роды, ибо полагал, что природе свойственна только одна фор­ ма повторяемости — вращение по кругу, исключающее появле­ ние каких-либо новых качеств 22.

В России идеалистическая натурфилософия не имела успе­ ха. Лишь отдельные естествоиспытатели подпали под ее влия­ ние. К ним, в первую очередь, относится Д. М. Велланский. Эмбриологические данные Велланский освещает, руководствуясь натурфилософскими принципами. Игнорируя действительное бо­ гатство процессов эмбрионального развития, он сосредоточивает внимание на явлении параллелизма. «Животные высшего значе­ ния при рождении своем должны проходить все периоды, свой­ ственные развитию низших классов»,— погрешая против истины, писал Велланский 23. Следуя за Аутенритом, он утверждал, что

21

Гегель. Философия природы,— В кн.: Гегель. Соч., т. 2, М.— Л., 1934,

стр. 28.

22

Гегель. Лекции по философии истории. Соч., т. VIII, 1935, стр.

51—52.

 

См. также: Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

 

философии.— В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 287;

Ф.

Эн­

 

гельс. Анти-Дюринг — В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр.

12.

23 Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. Сочинение док­ тора медицины и хирургии и экстраординарного профессора физиологии и анатомии имп. Медико-хирургической академии Даниила Велланского.

СПб., 1812, стр. 422—423.


ГЛАВА III. УЧЕНИЕ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ

31

зародыш человека последовательно превращается из червя в моллюска, рыбу, проходит состояние насекомого, земноводного и птицы.

Отпечаток шеллингианства носит трактат Я. К. Кайданова «Четверичность жизни»24. Он высказал здесь уже знакомые нам мысли. Человек — микрокосм. В процессе развития челове­ ческого организма воспроизводятся различные состояния при­ роды: первичный и бесформенный хаос, растительная, животная и, наконец, действительно человеческая жизнь. В фантастиче­ ских аналогиях, проводимых Кайдановым, трудно найти, конеч­ но, даже намек на идею рекапитуляции.

Совпадение этапов развития сердца птиц с «эпохами обра­ зования сего органа в целом царстве животных» отмечалось Г. Е. Щуровским 25*. По мнению последнего, каждый из этапов формирования сердца птиц живет самостоятельной жизнью, но в совокупности они представляют собой единый орган, аналогич­ но тому, что имеет место в пределах животного царства. Жи­ вотный мир Щуровский рассматривал как единый организм, а отдельные классы животных как зародышевые стадии его развития2а. Различные ступени «лестницы» представляют со­ бой, по Щуровскому, этапы постепенного «овеществления» идеи животного царства, первоначально заключенной в низших жи­ вотных. Эти неверные представления Щуровский стремился под­ крепить достоверным эмбриологическим материалом, заимство­ ванным у М. Мальпиги, А. Галлера, К. Ф. Вольфа, Л. Спал­ ланцани, X. И. Пандера, Ж. Прево, Ж. Дюма, И. Ф. Меккеля и К. Г. Каруса.

Приводимые им факты, такие, например, как черты сходства

встроении сердечно-сосудистой системы у взрослых пресмыкаю­ щихся и зародышей высших позвоночных, позднее служили под­ тверждением рекапитуляции.

Натурфилософские воззрения Щуровский сочетал с идеями Э. Жоффруа Сент-Илера, что создавало заметные противоречия

вего взглядах. Мы встречаем в сочинениях Щуровского идею единства плана строения, мысль о доказательстве единства пла­

на с помощью эмбриологического метода и даже понятие преем-

24

Я. К. Кайданов. Четверичность жизни, или о различии и взаимной нераз­

 

рывной связи четырех основных форм жизни, рассматриваемой вообще и

 

по отношению к

человеку в особенности

(1812).— В кн.: Избранные про­

 

изведения русских естествоиспытателей первой половины XIX в. М., Соцэк-

 

гиз, 1959, стр. 151.

О частном развитии

сердца птиц и сходстве оного с

25 Г. Е. Щуровский.

 

общим развитием

того же органа в целом животном царстве.— Уч. зап,

?6

Имп. Моек, ун-та, 1833, ч. 1,1№ 2, стр. 193.

 

Г. Е. Щуровский.

Органология животных, М., 1834, стр. XXXI,


32 ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА

ственного развития27, ограниченное, однако, лишь натурфило­ софским представлением о возникновении черепа. Проблемы эволюционной преемственности, следующей из превращения ви­ дов, Щуровский не затрагивает28. Очевидно, что и повторяе­ мость у него по этой причине лишена исторического содер­ жания.

Распространение натурфилософских представлений способ­ ствовало широкому признанию учения о параллелизме. Будучи подкреплено фактическими данными и находясь в гармонии с господствующими теоретическими взглядами, оно вошло в си­ стему общепринятых биологических истин.

Однако успехи различных биологических дисциплин и в пер­ вую очередь сравнительной анатомии и эмбриологии заставля­ ли вновь и вновь переосмысливать явления параллелизма. Э. Р. А. Серр, поддерживавший идеи единства строения поз­ воночных и беспозвоночных, постепенного совершенствования организации от монады до человека и повторения в эмбриогении высших животных «зоогении» низших, считал, что представ­ ление о простой лестнице живых существ есть абстракция и что имеет место истинное повторение не организма, а органов 29. Но и ему не удалось избежать примитивного отождествления развивающихся органов высших животных с сформированными аналогичными органами низших. Так, он утверждал, что на ран­ них стадиях эмбриогенеза головной мозг млекопитающего со­ ответствует головному мозгу рыбы, затем — мозгу пресмыкаю­ щихся, еще позже — мозгу птицы, пока, наконец, не обретет свойственной ему формы. Параллелизм в трудах Серра далек от действительной рекапитуляции, признание которой предпола­ гает признание эволюции. Но эволюцию Серр отвергал, буду­ чи убежден, что допущение превращения одних видов в другие противоречит твердо установленным фактам30. Еще серьезнее

отнесся к проблеме

параллелизма

И. Ф. Меккель младший.

27

Г. Е. Щуровский. О головных позвонках

высших

животных.— Уч. зап.

28

Моек, ун-та, 1834, ч. 111, № 9, стр. 469.

в ряде

исторических работ,

Воззрения Щуровского

проанализированы

например: Б. Е. Райков. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. II. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1951; С. Л. Соболь. Биология в России в первой половине XIX в.— В кн.: История естествознания в России, т. 1, ч. 2. М., Изд-во АН СССР, 1957; Л. Я. Бляхер. История эмбриологии в России. С середины XVIII до середины XIX в. М., Изд-во АН СССР, 1955; С. Р. Микулинский. Г. Е. Щуровский и проблема эволюции в додарвиновское время.— Бюлл. Моек, об-ва испыт. природы, т. 33, вып. 6, 1958, стр. 155— 163; он же. Развитие общих проблем биологии в России. М., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 81—88.

29Цит. по кн.: Е. S. Russell. Form and function, p. 206.

30Цит. по кн.: И. М. Поляков. Курс дарвинизма, ч. 1. М., Учпедгиз, 1941,

стр. 172,

г

'