ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
ГЛАВА lii. |
УЧЕНИЕ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ |
29 |
Последователь Ф. В. |
Шеллинга Л. Окен рассматривал плод |
как целое животное, которое сначала является полипом, затем растением и только после рождения становится подлинным жи вотным. Плод «в матке... пробегает все метаморфозы животно го царства»16. В своих аналогиях Окен заходил настолько далеко, что метаморфоз лягушки рассматривал как такое «пов торение первичного синтеза животного мира», при котором головастик выступает в качестве настоящей улитки, причем хвост головастика отождествляется им с ногой улитки и т. п. В «Учебнике натурфилософии» Окен утверждал, что во время развития животное проходит через все стадии животного цар ства 17. Животное царство трактовалось им как расчленение высшего животного, т. е. человека, а животные •— как постоян ные зародышевые стадии человека. Следовательно, человек, по Окену, является микрокосмом, содержащим в себе все живот ное царство.
Взгляды Окена близки к воззрениям его учителя. Ф. В. Шил линг, строивший свою натурфилософию под заметным влиянием Кильмейера, возражал против подлинно эволюционного взгляда на живую природу. Утверждение, что органические формы дей ствительно последовательно возникали друг от друга путем под линного развития, он считал результатом неправильного пони мания природы. Разнообразие форм в живой природе расце нивалось им как различие в приближении к абсолютному ори гиналу 1819.
Идея параллелизма находит выражение в ряде натурфило софских сочинений. Коллега Окена Д. Г. Кизер утверждал, на пример, что зародыш на разных стадиях своего развития пред ставляет целые классы животных 1Э.
Традиции натурфилософии продолжали жить в морфологии и после появления теории типов. К. Г. Карус в соответствии с Океном рассматривал в своем «Учебнике сравнительной зоото мии» животное царство, роды и виды животных как расчленен ную во времени и пространстве «идею животности», а челове ка как микрокосмос, как концентрированное отображение при роды 20. К объяснению своей системы животных он привлек закон параллелизма, в соответствии с которым усматривал в
16L. Oketi. Die Zeugung. Bamberg u. Wurzburg, 1805, S. 146— 147.
17E. S. Russell. Form and function..., p. 90—91.
18 |
Цит. по KH .: К■ Фишер. История новой философии, т. 7. Шеллинг. |
Пер. |
19 |
Н. О. Лооского. СПб., 1905, стр. 418. |
|
Beitrage zur vergleichenden Zoologie, Anatomie und Physiologie. Heraus- |
||
|
gegeben von Dr. Oken und Dr. Kieser. H. H. Bamberg u. Wurzburg, 1806— |
|
20 |
1807, S. 89. |
1834, |
C. G. Carus. Lehrbuch der vergleichenden Zootomie. 2 Aufl., Leipzig, |
||
|
S. 6—21. |
|
30 ОТ УЧЕНИЯ о ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМВРИОГЕНЁЗА
более высоко стоящих группах повторение организации низших групп животного мира. Идея древних мыслителей о макро- и микрокосме в натурфилософии XVIII — первой половины XIX в. теряет свою первозданную величественность и всеобъемлющий характер. Ее «конкретизируют», прилаживая к живой природе, и она превращается в оторванную от реальной природы фан тастику.
В рамках немецкой идеалистической философии проблему повторяемости разрабатывал Г. В. Гегель. Однако повторяе мость в развитии интересовала Гегеля прежде всего в аспекте повторяемости в процессе развития понятий. В системе Гегеля логическая идея на каждой новой высшей ступени своего раз вития продолжает предыдущую ступень и одновременно сохра няет пройденные моменты. Переходя далее от первого этапа развития абсолютного духа — логической идеи, ко второму — природе, Гегель лишает последнюю способности к саморазви тию. Отсюда и его отрицательное отношение к эволюционной концепции 21. Представляя ступени развития природы,— в том числе и живой,— как изолированные, генетически не связанные звенья, порожденные абсолютным духом, Гегель тем самым объ ективно пришел к отрицанию повторяемости в развитии орга нического мира. Гегель отверг мысль об эволюции живой при роды, ибо полагал, что природе свойственна только одна фор ма повторяемости — вращение по кругу, исключающее появле ние каких-либо новых качеств 22.
В России идеалистическая натурфилософия не имела успе ха. Лишь отдельные естествоиспытатели подпали под ее влия ние. К ним, в первую очередь, относится Д. М. Велланский. Эмбриологические данные Велланский освещает, руководствуясь натурфилософскими принципами. Игнорируя действительное бо гатство процессов эмбрионального развития, он сосредоточивает внимание на явлении параллелизма. «Животные высшего значе ния при рождении своем должны проходить все периоды, свой ственные развитию низших классов»,— погрешая против истины, писал Велланский 23. Следуя за Аутенритом, он утверждал, что
21 |
Гегель. Философия природы,— В кн.: Гегель. Соч., т. 2, М.— Л., 1934, |
стр. 28. |
|
22 |
Гегель. Лекции по философии истории. Соч., т. VIII, 1935, стр. |
51—52. |
|
|
См. также: Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой |
||
|
философии.— В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 287; |
Ф. |
Эн |
|
гельс. Анти-Дюринг — В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. |
12. |
23 Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее основные начертания всеобщей физиологии. Сочинение док тора медицины и хирургии и экстраординарного профессора физиологии и анатомии имп. Медико-хирургической академии Даниила Велланского.
СПб., 1812, стр. 422—423.
ГЛАВА III. УЧЕНИЕ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ |
31 |
зародыш человека последовательно превращается из червя в моллюска, рыбу, проходит состояние насекомого, земноводного и птицы.
Отпечаток шеллингианства носит трактат Я. К. Кайданова «Четверичность жизни»24. Он высказал здесь уже знакомые нам мысли. Человек — микрокосм. В процессе развития челове ческого организма воспроизводятся различные состояния при роды: первичный и бесформенный хаос, растительная, животная и, наконец, действительно человеческая жизнь. В фантастиче ских аналогиях, проводимых Кайдановым, трудно найти, конеч но, даже намек на идею рекапитуляции.
Совпадение этапов развития сердца птиц с «эпохами обра зования сего органа в целом царстве животных» отмечалось Г. Е. Щуровским 25*. По мнению последнего, каждый из этапов формирования сердца птиц живет самостоятельной жизнью, но в совокупности они представляют собой единый орган, аналогич но тому, что имеет место в пределах животного царства. Жи вотный мир Щуровский рассматривал как единый организм, а отдельные классы животных как зародышевые стадии его развития2а. Различные ступени «лестницы» представляют со бой, по Щуровскому, этапы постепенного «овеществления» идеи животного царства, первоначально заключенной в низших жи вотных. Эти неверные представления Щуровский стремился под крепить достоверным эмбриологическим материалом, заимство ванным у М. Мальпиги, А. Галлера, К. Ф. Вольфа, Л. Спал ланцани, X. И. Пандера, Ж. Прево, Ж. Дюма, И. Ф. Меккеля и К. Г. Каруса.
Приводимые им факты, такие, например, как черты сходства
встроении сердечно-сосудистой системы у взрослых пресмыкаю щихся и зародышей высших позвоночных, позднее служили под тверждением рекапитуляции.
Натурфилософские воззрения Щуровский сочетал с идеями Э. Жоффруа Сент-Илера, что создавало заметные противоречия
вего взглядах. Мы встречаем в сочинениях Щуровского идею единства плана строения, мысль о доказательстве единства пла
на с помощью эмбриологического метода и даже понятие преем-
24 |
Я. К. Кайданов. Четверичность жизни, или о различии и взаимной нераз |
||
|
рывной связи четырех основных форм жизни, рассматриваемой вообще и |
||
|
по отношению к |
человеку в особенности |
(1812).— В кн.: Избранные про |
|
изведения русских естествоиспытателей первой половины XIX в. М., Соцэк- |
||
|
гиз, 1959, стр. 151. |
О частном развитии |
сердца птиц и сходстве оного с |
25 Г. Е. Щуровский. |
|||
|
общим развитием |
того же органа в целом животном царстве.— Уч. зап, |
|
?6 |
Имп. Моек, ун-та, 1833, ч. 1,1№ 2, стр. 193. |
|
|
Г. Е. Щуровский. |
Органология животных, М., 1834, стр. XXXI, |
32 ОТ УЧЕНИЯ О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ К ТЕОРИИ ФИЛЭМБРИОГЕНЕЗА
ственного развития27, ограниченное, однако, лишь натурфило софским представлением о возникновении черепа. Проблемы эволюционной преемственности, следующей из превращения ви дов, Щуровский не затрагивает28. Очевидно, что и повторяе мость у него по этой причине лишена исторического содер жания.
Распространение натурфилософских представлений способ ствовало широкому признанию учения о параллелизме. Будучи подкреплено фактическими данными и находясь в гармонии с господствующими теоретическими взглядами, оно вошло в си стему общепринятых биологических истин.
Однако успехи различных биологических дисциплин и в пер вую очередь сравнительной анатомии и эмбриологии заставля ли вновь и вновь переосмысливать явления параллелизма. Э. Р. А. Серр, поддерживавший идеи единства строения поз воночных и беспозвоночных, постепенного совершенствования организации от монады до человека и повторения в эмбриогении высших животных «зоогении» низших, считал, что представ ление о простой лестнице живых существ есть абстракция и что имеет место истинное повторение не организма, а органов 29. Но и ему не удалось избежать примитивного отождествления развивающихся органов высших животных с сформированными аналогичными органами низших. Так, он утверждал, что на ран них стадиях эмбриогенеза головной мозг млекопитающего со ответствует головному мозгу рыбы, затем — мозгу пресмыкаю щихся, еще позже — мозгу птицы, пока, наконец, не обретет свойственной ему формы. Параллелизм в трудах Серра далек от действительной рекапитуляции, признание которой предпола гает признание эволюции. Но эволюцию Серр отвергал, буду чи убежден, что допущение превращения одних видов в другие противоречит твердо установленным фактам30. Еще серьезнее
отнесся к проблеме |
параллелизма |
И. Ф. Меккель младший. |
||
27 |
Г. Е. Щуровский. О головных позвонках |
высших |
животных.— Уч. зап. |
|
28 |
Моек, ун-та, 1834, ч. 111, № 9, стр. 469. |
в ряде |
исторических работ, |
|
Воззрения Щуровского |
проанализированы |
например: Б. Е. Райков. Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. II. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1951; С. Л. Соболь. Биология в России в первой половине XIX в.— В кн.: История естествознания в России, т. 1, ч. 2. М., Изд-во АН СССР, 1957; Л. Я. Бляхер. История эмбриологии в России. С середины XVIII до середины XIX в. М., Изд-во АН СССР, 1955; С. Р. Микулинский. Г. Е. Щуровский и проблема эволюции в додарвиновское время.— Бюлл. Моек, об-ва испыт. природы, т. 33, вып. 6, 1958, стр. 155— 163; он же. Развитие общих проблем биологии в России. М., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 81—88.
29Цит. по кн.: Е. S. Russell. Form and function, p. 206.
30Цит. по кн.: И. М. Поляков. Курс дарвинизма, ч. 1. М., Учпедгиз, 1941,
стр. 172, |
г |
' |