Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конструкциях современных доводочных станков замет­ ны тенденции к увеличению их производительности и точности, а также к созданию больших удобств для ра­ боты на них. Некоторые старые модели станков не позво­ ляют устанавливать оптимальное давление притира на поверхность обрабатываемых изделий, что не дает воз­ можности осуществлять выбор абразивов в зависимости от твердости обрабатываемого материала. Величина дав­ ления в этих станках зависит от веса верхнего притира. Но в процессе эксплуатации станка притир срабатывает­ ся, вес его убывает, а следовательно, давление притира на поверхность обрабатываемой детали постепенно уменьшается. При обработке деталей на выутридоводочных станках по мере съема металла и износа рубашки притира зазор между притиром, и обрабатываемой по­ верхностью увеличивается и абразивные зерна, находя­ щиеся на поверхности притира, все с меньшей нагрузкой воздействуют на обрабатываемую поверхность, что в ито­ ге приводит к снижению производительности станка.

Недостатком ряда моделей доводочных станков яв­ ляется ручная подача доводочных материалов к месту обработки. Отсутствие автоматического питателя не по­ зволяет обеспечить постоянную и равномерную подачу абразива в зону резания, тем самым невозможно обес­ печить стабильный режим обработки. Рассмотрим основ­ ные технологические требования к современным доводоч­ ным и притирочным станкам.

Все доводочные и притирочные станки должны иметь приборы.и устройства, обеспечивающие выполнение сле­ дующих требований автоматизации процесса: непрерыв­ ный контроль удельного давления притира на поверх­ ность обрабатываемой детали, регулирование скорости вращения и своевременной остановки притиров, регули­ рование подачи абразивно-доводочных материалов в зо­ ну обработки, контроль и принудительное удаление ос­ татков абразивно-доводочных материалов в процессе об­ работки, активный контроль размеров, надежную и быст­ рую правку притиров.

§ 50. ДВИЖЕНИЯ В ДОВОДОЧНЫХ И ПРИТИРОЧНЫХ СТАНКАХ

Для осуществления процесса абразивной обработки доводочные и притирочные станки должны иметь опреде­ ленный комплекс движений. Все движения на этих стан-

205

ках подразделяются на главные, вспомогательные и до­ полнительные. Главное движение в станке непосредствен­ но обеспечивает процесс снятия слоя металла, которое в большинстве случаев сообщает притиру вращательное движение, а иногда движение и притиру, и изделию (зубопритпрочные станки). Вспомогательное движение обес­ печивает постепенность и непрерывность процесса снятия стружки по всей обрабатываемой поверхности детали. На вертикальных внутрпдоводочных станках это дости­ гается за счет возвратно-поступательного движения при­ тира (станки мод. ОФ-26А, ОФ-61А, 3820Д), а на гори­ зонтальных внутрпдоводочных станках (мод. 386—125 ЦНИИТА—ХТЗ) — за счет возвратно-поступательного движения детали. Вращательное движение сепараторов на универсальных и плоскодоводочных станках создает вспомогательное вращение обрабатываемых деталей по отношению к движению притира. Доводочные и притирочные станки имеют и другие движения, определяемые конструкцией станка, например, за счет эксцентриситета движения сепаратора иа универсальных доводочных станках или за счет придания детали дополнительного движения в приспособлении (внутридоводочные станки мод. ПБ-1 и др.).

В последние годы разработан новый тип доводочных станков, в которых имеются дополнительные колебатель­ ные движения диска-притира, создаваемые специальны­ ми вибраторами. Это так называемые вибрационные и инерционные станки.

П р и в о д ы с т а н к о в . Совокупность устройств для передачи движения от источника движения до рабочих органов станка называется приводом. Приводы бывают электрические, гидравлические и пневматические.

Приводы металлорежущих

станков

подразделяются

на трансмиссионные, групповые и индивидуальные.

Доводочные и притирочные станки оборудуются ин­

дивидуальными электроприводами, которые

подразделя­

ются на две группы: однодвигательные

и

многодвига­

тельные. На универсальных

двухдисковых

доводочных

станках мод. ЗА814 и ЗБ814

установлено

по одному

электродвигателю, а на станке мод. ЗБ816 — их шесть, каждый из которых приводит в движение какое-то опре­ деленное звено: электродвигатель привода дисков-прити­ ров, электродвигатель привода насоса гидравлики, элект­ родвигатель привода сепаратора, электродвигатель меха­ низма правки притира, электродвигатель привода элект-

206


ронасоса охлаждения, электродвигатель привода элект­ ронасоса фильтра. Нашли применение в доводочных станках и гидравлические приводы. Здесь в качестве пер­ воначального источника движения используется асин­ хронный двигатель переменного тока, который соединен с гидронасосом. Принцип работы гидропривода заклю­ чается в следующем: масло из бака подается насосом под давлением к золотниковому устройству; в зависи­ мости от положения золотника масло подается по право­ му или левому маслопроводу в соответствующую полость цилиндра и заставляет перемещаться поршень со што­ ком и связанный с ним рабочий орган. Масло, находя­ щееся в другой полости цилиндра, сливается в бак. Из­ менением положения золотника достигается реверсиро­ вание движения рабочего органа. Таким образом, масло, поступая то в верхнюю, то в нижнюю часть цилиндра, осуществляет возвратно-поступательное движение.

Гидропривод при сравнительно небольших размерах

позволяет развивать большие

тяговые усилия до

100—

150 Г и выше, дает возможность производить

спокойно

реверсирование движения, что

очень важно

для

верти­

кальных внутридоводочных и других станков с прямоли­ нейным возвратно-поступательным движением. Благода­

ря тому что рабочей

средой в гидроприводах является

масло, все детали имеют большую долговечность.

М е х а н и з м ы

р е г у л и р о в а н и я

с к о р о с т и .

В зависимости от назначения станка, требуемого диапа­ зона регулирования, величины передаваемых нагрузок и других условий работы в приводах доводочных и прити­ рочных станков используются различные механизмы для регулирования скорости (табл. 20).

П а р и о с м ей и ы е к о л е с а в доводочных и при­ тирочных станках используются для регулирования ско­

рости главного движения. В зависимости от

желаемого

количества скоростей к станку прилагается

комплект

сменных колес, пользуясь которыми, получают геометри­ ческий ряд чисел оборотов шпинделя. Количество воз­ можных скоростей равно количеству сменных колес. Пе­ редаточное отношение определяется числом зубьев А и В сменных колес

Сменные колеса обеспечивают максимальную простоту привода, но требуют значительного времени на их смену.

207


 

 

Некоторые типовые механизмы для ступенчатого

регулирования скорости

Т А Б Л И Ц А 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диапазон

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скоростей

 

 

 

 

Наименование

механизма,

Схема

механизма

регулиро­

Область

применения

при двух

 

 

 

 

 

 

 

 

вания

валах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парносменные

колеса

 

 

 

 

 

8—10

2—12

Приводы

главных,

вспомога­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельных

и

дополнительных

 

 

 

IтI

 

 

IТI

 

 

 

движений

 

 

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

 

 

Сменные колеса

с гитарой

 

 

 

 

 

100—60

Практиче­

Приводы

 

вспомогательных

 

 

rfrV

 

 

 

ски не огра­

движений

 

 

 

 

 

 

 

ничено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l(l

а

 

 

 

 

 

-Ступенчатые

шкивы

 

 

 

 

 

4—6

2—5

Приводы

главных

движений

 

 

. 1

' 1

.

1.

!

 

.1

 

 

 

 

 

 

 

1

*

1

1

*

1

 

 

 

 

 

 

 

1

X

 

 

X

 

|

 

 

 

 

 

III III


Диапазон Наименование механизма Схема механизма регулиро­

вания

Коробки скоростей с кулачко­ выми муфтами

Коробки скоростей с подвиж­

 

4 - 8

ными блоками

 

 

X

X

X

 

 

1—1

Коробки скоростей с фрикци­ онными муфтами

Продолжение

табл. 10

Количество

скоростей при двух Область применения

валах

2—4 Все типы приводов

2—4 Приводы главных и вспомога­ тельных движений

2—4

Приводы главных

движений

 

и приводы быстрых пере-»

 

движений рабочих

органов

« о

о


Вследствие необходимости консольного расположения ко­ лес и установки их со скользящей посадкой не обеспечи­ вается высокая жесткость и необходимая точность цент­ рирования. Сменные колеса применяются обычно при не­ больших окружных скоростях (не более 8 м/сек).

Г и т а р а с м е н н ы х к о л е с . В тех случаях когда необходимо обеспечить регулирование скорости в широ­ ком диапазоне, с большим количеством скоростей и при. точном передаточном отношении, используют гитару сменных колес. Особенно широкое применение этот ме­ ханизм нашел в приводах делительных дисков и обкатки. Передаточное отношение для каждой настройки привода определяется соотношением чисел зубьев сменных колес:

. а с

Т ' И~'

Кстанкам, имеющим гитару, прилагаются наборы сменных колес. Наборы бывают пятковые, четные и уни­ версальные. В пятковом наборе число зубьев сменных колес от 20 до 100 чередуется через 5 зубьев, а в четном наборе — через 4 зуба. Универсальный набор, разрабо­ танный в ЭНИМС, является наиболее полным п исполь­ зуется для ответственных целей. Набор чисел зубьев может производиться различными методами. Наиболее простым -является способ разложения на сомножители. Например, необходимо подобрать сменные колеса для

передаточного

отношения / = 182/255. Раскладывая на

сомножители,

имеем

 

. _ 2 X 7 X 13 _ 13 X 14

 

l ~ З Х 5 Х 17 ~ 15 X 17

Для пяткового набора каждый сомножитель умно­ жается на 5, а для четного — на 4. Тогда соответственно получим

- g - X — =

6 5 X 7 0

или ^ - Х - =

5 2 Х 5 6

Ь

d

75 X 85

Ъ d

60x68

Промежуточнаяось на которой устанавливаются ко­ леса b и с, является неподвижной и поэтому почти при любых числах зубьев сменных колес может быть осу­ ществлено их зацепление. Однако правильность место­ расположения сменных колес, обеспечивающих возмож­ ность их зацепления, определяется двумя условиями:

а + Ъ > с + 15 и с-\-4>Ь-\- 15.

210