Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
В конструкциях современных доводочных станков замет ны тенденции к увеличению их производительности и точности, а также к созданию больших удобств для ра боты на них. Некоторые старые модели станков не позво ляют устанавливать оптимальное давление притира на поверхность обрабатываемых изделий, что не дает воз можности осуществлять выбор абразивов в зависимости от твердости обрабатываемого материала. Величина дав ления в этих станках зависит от веса верхнего притира. Но в процессе эксплуатации станка притир срабатывает ся, вес его убывает, а следовательно, давление притира на поверхность обрабатываемой детали постепенно уменьшается. При обработке деталей на выутридоводочных станках по мере съема металла и износа рубашки притира зазор между притиром, и обрабатываемой по верхностью увеличивается и абразивные зерна, находя щиеся на поверхности притира, все с меньшей нагрузкой воздействуют на обрабатываемую поверхность, что в ито ге приводит к снижению производительности станка.
Недостатком ряда моделей доводочных станков яв ляется ручная подача доводочных материалов к месту обработки. Отсутствие автоматического питателя не по зволяет обеспечить постоянную и равномерную подачу абразива в зону резания, тем самым невозможно обес печить стабильный режим обработки. Рассмотрим основ ные технологические требования к современным доводоч ным и притирочным станкам.
Все доводочные и притирочные станки должны иметь приборы.и устройства, обеспечивающие выполнение сле дующих требований автоматизации процесса: непрерыв ный контроль удельного давления притира на поверх ность обрабатываемой детали, регулирование скорости вращения и своевременной остановки притиров, регули рование подачи абразивно-доводочных материалов в зо ну обработки, контроль и принудительное удаление ос татков абразивно-доводочных материалов в процессе об работки, активный контроль размеров, надежную и быст рую правку притиров.
§ 50. ДВИЖЕНИЯ В ДОВОДОЧНЫХ И ПРИТИРОЧНЫХ СТАНКАХ
Для осуществления процесса абразивной обработки доводочные и притирочные станки должны иметь опреде ленный комплекс движений. Все движения на этих стан-
205
ках подразделяются на главные, вспомогательные и до полнительные. Главное движение в станке непосредствен но обеспечивает процесс снятия слоя металла, которое в большинстве случаев сообщает притиру вращательное движение, а иногда движение и притиру, и изделию (зубопритпрочные станки). Вспомогательное движение обес печивает постепенность и непрерывность процесса снятия стружки по всей обрабатываемой поверхности детали. На вертикальных внутрпдоводочных станках это дости гается за счет возвратно-поступательного движения при тира (станки мод. ОФ-26А, ОФ-61А, 3820Д), а на гори зонтальных внутрпдоводочных станках (мод. 386—125 ЦНИИТА—ХТЗ) — за счет возвратно-поступательного движения детали. Вращательное движение сепараторов на универсальных и плоскодоводочных станках создает вспомогательное вращение обрабатываемых деталей по отношению к движению притира. Доводочные и притирочные станки имеют и другие движения, определяемые конструкцией станка, например, за счет эксцентриситета движения сепаратора иа универсальных доводочных станках или за счет придания детали дополнительного движения в приспособлении (внутридоводочные станки мод. ПБ-1 и др.).
В последние годы разработан новый тип доводочных станков, в которых имеются дополнительные колебатель ные движения диска-притира, создаваемые специальны ми вибраторами. Это так называемые вибрационные и инерционные станки.
П р и в о д ы с т а н к о в . Совокупность устройств для передачи движения от источника движения до рабочих органов станка называется приводом. Приводы бывают электрические, гидравлические и пневматические.
Приводы металлорежущих |
станков |
подразделяются |
|
на трансмиссионные, групповые и индивидуальные. |
|||
Доводочные и притирочные станки оборудуются ин |
|||
дивидуальными электроприводами, которые |
подразделя |
||
ются на две группы: однодвигательные |
и |
многодвига |
|
тельные. На универсальных |
двухдисковых |
доводочных |
|
станках мод. ЗА814 и ЗБ814 |
установлено |
по одному |
электродвигателю, а на станке мод. ЗБ816 — их шесть, каждый из которых приводит в движение какое-то опре деленное звено: электродвигатель привода дисков-прити ров, электродвигатель привода насоса гидравлики, элект родвигатель привода сепаратора, электродвигатель меха низма правки притира, электродвигатель привода элект-
206
ронасоса охлаждения, электродвигатель привода элект ронасоса фильтра. Нашли применение в доводочных станках и гидравлические приводы. Здесь в качестве пер воначального источника движения используется асин хронный двигатель переменного тока, который соединен с гидронасосом. Принцип работы гидропривода заклю чается в следующем: масло из бака подается насосом под давлением к золотниковому устройству; в зависи мости от положения золотника масло подается по право му или левому маслопроводу в соответствующую полость цилиндра и заставляет перемещаться поршень со што ком и связанный с ним рабочий орган. Масло, находя щееся в другой полости цилиндра, сливается в бак. Из менением положения золотника достигается реверсиро вание движения рабочего органа. Таким образом, масло, поступая то в верхнюю, то в нижнюю часть цилиндра, осуществляет возвратно-поступательное движение.
Гидропривод при сравнительно небольших размерах
позволяет развивать большие |
тяговые усилия до |
100— |
|
150 Г и выше, дает возможность производить |
спокойно |
||
реверсирование движения, что |
очень важно |
для |
верти |
кальных внутридоводочных и других станков с прямоли нейным возвратно-поступательным движением. Благода
ря тому что рабочей |
средой в гидроприводах является |
|
масло, все детали имеют большую долговечность. |
||
М е х а н и з м ы |
р е г у л и р о в а н и я |
с к о р о с т и . |
В зависимости от назначения станка, требуемого диапа зона регулирования, величины передаваемых нагрузок и других условий работы в приводах доводочных и прити рочных станков используются различные механизмы для регулирования скорости (табл. 20).
П а р и о с м ей и ы е к о л е с а в доводочных и при тирочных станках используются для регулирования ско
рости главного движения. В зависимости от |
желаемого |
количества скоростей к станку прилагается |
комплект |
сменных колес, пользуясь которыми, получают геометри ческий ряд чисел оборотов шпинделя. Количество воз можных скоростей равно количеству сменных колес. Пе редаточное отношение определяется числом зубьев А и В сменных колес
Сменные колеса обеспечивают максимальную простоту привода, но требуют значительного времени на их смену.
207
|
|
Некоторые типовые механизмы для ступенчатого |
регулирования скорости |
Т А Б Л И Ц А 20 |
||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Диапазон |
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скоростей |
|
|
|
|
||
Наименование |
механизма, |
Схема |
механизма |
регулиро |
Область |
применения |
||||||||
при двух |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вания |
валах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Парносменные |
колеса |
|
|
|
|
|
8—10 |
2—12 |
Приводы |
главных, |
вспомога |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельных |
и |
дополнительных |
||
|
|
|
IтI |
|
|
IТI |
|
|
|
движений |
|
|
||
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
Сменные колеса |
с гитарой |
|
|
|
|
|
100—60 |
Практиче |
Приводы |
|
вспомогательных |
|||
|
|
rfrV |
|
|
|
ски не огра |
движений |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
ничено |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
• |
|
|
l(l |
а |
|
|
|
|
|
||
-Ступенчатые |
шкивы |
|
|
|
|
|
4—6 |
2—5 |
Приводы |
главных |
движений |
|||
|
|
. 1 |
' 1 |
. |
1. |
! |
|
.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
* |
1 |
1 |
* |
1 |
|
|
|
|
|
||
|
|
1 |
X |
|
|
X |
|
| |
|
|
|
|
|
III III
Диапазон Наименование механизма Схема механизма регулиро
вания
Коробки скоростей с кулачко выми муфтами
Коробки скоростей с подвиж |
|
4 - 8 |
ными блоками |
|
|
X |
X |
X |
|
|
1—1 |
Коробки скоростей с фрикци онными муфтами
Продолжение |
табл. 10 |
Количество
скоростей при двух Область применения
валах
2—4 Все типы приводов
2—4 Приводы главных и вспомога тельных движений
2—4 |
Приводы главных |
движений |
|
и приводы быстрых пере-» |
|
|
движений рабочих |
органов |
« о
о
Вследствие необходимости консольного расположения ко лес и установки их со скользящей посадкой не обеспечи вается высокая жесткость и необходимая точность цент рирования. Сменные колеса применяются обычно при не больших окружных скоростях (не более 8 м/сек).
Г и т а р а с м е н н ы х к о л е с . В тех случаях когда необходимо обеспечить регулирование скорости в широ ком диапазоне, с большим количеством скоростей и при. точном передаточном отношении, используют гитару сменных колес. Особенно широкое применение этот ме ханизм нашел в приводах делительных дисков и обкатки. Передаточное отношение для каждой настройки привода определяется соотношением чисел зубьев сменных колес:
. а с
—Т ' И~'
Кстанкам, имеющим гитару, прилагаются наборы сменных колес. Наборы бывают пятковые, четные и уни версальные. В пятковом наборе число зубьев сменных колес от 20 до 100 чередуется через 5 зубьев, а в четном наборе — через 4 зуба. Универсальный набор, разрабо танный в ЭНИМС, является наиболее полным п исполь зуется для ответственных целей. Набор чисел зубьев может производиться различными методами. Наиболее простым -является способ разложения на сомножители. Например, необходимо подобрать сменные колеса для
передаточного |
отношения / = 182/255. Раскладывая на |
сомножители, |
имеем |
|
. _ 2 X 7 X 13 _ 13 X 14 |
|
l ~ З Х 5 Х 17 ~ 15 X 17 |
Для пяткового набора каждый сомножитель умно жается на 5, а для четного — на 4. Тогда соответственно получим
- g - X — = |
6 5 X 7 0 |
или ^ - Х - = |
5 2 Х 5 6 |
|
Ь |
d |
75 X 85 |
Ъ d |
60x68 |
Промежуточнаяось на которой устанавливаются ко леса b и с, является неподвижной и поэтому почти при любых числах зубьев сменных колес может быть осу ществлено их зацепление. Однако правильность место расположения сменных колес, обеспечивающих возмож ность их зацепления, определяется двумя условиями:
а + Ъ > с + 15 и с-\-4>Ь-\- 15.
210