Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щения совершает возвратно-поступательное движение в осевом направлении.. Вращения колеса и притира ревер­ сируются.

При втором способе притирки (рис. 144,б) происхо­ дит взаимное обкатывание зубьев колеса 2 и зубьев трех чугунных притиров 1, 3 и 4 одновременно. В большинстве случаев для притирки колес с прямыми зубьями прити­ ры 3 и 4 делают косозубыми с углом наклона зубьев 5—10°, причем у одного притира направление зубьев пра­ вое, а у другого — левое. Притир 1 делают прямозубым.

Рис. 144. Схемы притирки цилиндрических зубча­ тых колес:

а — при параллельном расположении осей колес, б — при скрещивающемся расположении осей колес

Для притирки косозубых колес притир / делают косозубым с одинаковым, но противоположно направленным наклоном зубьев, ось его остается параллельной оси коле­ са 2. Притиры 3 и 4 также делают косозубыми с углом наклона зубьев колеса на величину необходимого .угла скрещивания. Окружная скорость обрабатываемого коле­ са должна составлять 30—60 м/мин. Необходимое дав­ ление на боковые поверхности зубьев во время притирки создается гидравлическими тормозами, действующими на шпиндели притиров.

Притирка — высокопроизводительный способ отделки зубчатых колес. Колесо среднего размера притирается обычно за 2—4 мин, при этом шероховатость поверхно­ сти соответствует 9—10 классам чистоты. Однако с по­ мощью притиркиможно исправить сравнительно неболь­ шие погрешности предыдущей обработки, так как при­ пуск на притирку составляет не более 0,03 мм на сторону.

309


При наличии ошибок в шаге и профиле зуба более 0,04—0,05 мм притирка становится неэффективной. Так как в процессе термической обработки колеса толщина зубьев, как правило, увеличивается на 0,03—0,04 мм, то в этих случаях припуска на притирку можно не остав­ лять.

Если подготовленное

под притирку

колесо

имеет

7-ую степень точности, а притир — 5-ую, то в результате

притирки получают колесо 6-й степени точности. Притир­

ку цилиндрических

колес

осуществляют

на

станках

мод. 573, 5735, ЕЗ-8.

 

 

 

 

 

 

§ 69. ПРИМЕРЫ ОБРАБОТКИ

 

 

 

 

ТИПОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

О б р а б о т к а м е р

т в е р д о с т и . Доводка

образ­

цовых мер твердости

требует

соблюдения строгой

после­

довательности, тщательного

и аккуратного

выполнения

всех без исключения

приемов. Обработка

осуществляет­

ся в три этапа: 1-й этап

— подготовительный,

который

включает входной контроль и рассортировку,

мойку и

* сушку обрабатываемых

деталей; 2-й этап—достижение

требуемой 'Плоскостности поверхности и устранение сле­ дов предшествующей обработки; 3-й этап — окончатель­ ная обработка, в результате которой достигается высокое качество обработанной поверхности. При выполнении 2-го и 3-го этапов обработки производится многостадий-. ная промывка сепараторов, притиров и обрабатываемых деталей, контроль их качества.

Технологический процесс включает три доводочных операции, что обеспечивает достижения 12-го и 13-го классов чистоты. Первая доводочная операция вы­ полняется на плоско-доводочном станке мод. СППД-2. Обработка производится на чугунном диске-притире, ра­ бочая поверхность которого имеет 8—9-й класс чистоты.

Диск-притир

(рис. 145)

совершает 50 об/мин,

удельное

давление 0,5

кГ/см2. В качестве доводочного

материала

используется

абразивная

паста «Харьков-ДМЛ4», нама­

зываемая на притир в количестве 25 г на обработку од­ ной партии (24 детали в партии). При этом на 2 мин об­ работки в зону резания вводят 5—8 капель смазочноохлаждающей жидкости «Аромат» и 8 капель керосина. Обработка продолжается 4,5 мин. По окончании обработ­ ки детали снимают со станка, моют и контролируют на миниметре или оптикаторе.

310


Вторая доводочная операция выполняется на другом плоскодоводочиом станке, имеющем чугунный диск-при­ тир, с рабочей поверхностью 9—10-го класса чистоты. Диск-притир совершает 30 об/мин. При этом использует­ ся абразивная паста «Харьков-ДМ5» в количестве 25 г на партию деталей. Для достижения высокой чистоты об­ работки особое внимание обращают на поддержание по­

стоянной

плотности аб­

 

 

 

 

 

разивной

прослойки. В

 

 

 

 

 

первую

минуту

обра­

 

 

 

 

 

ботки

(примерно

на

 

 

 

 

 

55-й секунде)

в зону ре­

 

 

 

 

 

зания вводят

8—9

ка­

 

 

 

 

 

пель керосина, а на вто­

 

 

 

 

 

рой минуте — 5—7 ка­

 

 

 

 

 

пель

СОЖ

«Аромат».

 

 

 

 

 

Как только

образивная

 

 

 

 

 

прослойка

приобретает

 

 

 

 

 

матовый

цвет

(притир

 

 

 

 

 

окажется

 

полусухим),'

 

 

 

 

 

станок сразу

же

вы­

 

 

 

 

 

ключают.

 

Достигается

 

 

 

 

 

11 — 12-й

класс

чистоты

 

 

 

 

 

и отклонение

от плос­

 

 

 

 

 

костности

 

не

' более

 

 

 

 

 

0,005 м/см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательная

до­

 

 

 

 

 

водка

 

 

выполняется

 

 

 

 

 

на

плоскодоводочиом

Рис.

145.

Схема доводки

плоскопа­

станке, который

имеет

тор, 4

раллельных плиток:

5 — на-

стеклянный

 

притир с

— прокладка - компенсатор,

 

 

 

 

 

 

 

/ — плитка,

2 — диск-притир,

3

сепара ­

шероховатостью

рабо­

 

 

г р у ж а т е л ь

 

 

чей поверхности

прити­

 

 

 

 

 

ра, соответствующей 11—12-му классу чистоты. Скорость вращения притира снижается до 10 об/мин. На этой опе­ рации используется паста «Харьков-ДМ1» в количестве 10—12 г на партию. Для достижения высокого качества обработки на 1-й минуте в зону резания вводят 8—9 ка­ пель авиационного бензина, а затем 4—6 капель СОЖ «Аромат». Обработку прекращают при образовании на поверхности притира тонкой, еле заметной масляной пленки. Процесс окончательной доводки длится пример­ но 3—4 мин. Достигается высокая плоскостность мер (0,0004—0,0008 мм) и шероховатость обработанной по­ верхности не ниже 12-го класса чистоты.

311


Д о в о д к а

с т е р ж н е й

и

н а к о ие ч н и к о в

п р и б о р о в .

В результате доводки достигается перпен­

дикулярность и плоскостность торцов стержней. Для это­ го используются приспособления различной конструкции, одна из которых показана на рис. 146. Цилиндрическая поверхность диска / имеет вырезы призматической фор­ мы. В этих вырезах располагают обрабатываемые дета­

ли 2 и закрепляют

 

их

винтами

3,

проходящими

через

J ± U ± L

 

rhrh

 

кольцо 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

После

термической

об­

 

 

 

 

 

 

работки

весь набор

 

стер­

 

 

 

 

 

 

жней,

 

установленный

в

 

 

 

 

 

 

приспособлении,

шлифу­

 

 

 

 

 

 

ют с двух

сторон

по тор­

 

 

 

 

 

 

цам. Припуски под довод­

 

 

 

 

 

 

ку

составляют 0,012—0,01

 

 

 

 

 

 

мм.

Первая

операция

до­

 

 

 

 

 

 

водки

выполняется

паста­

 

 

 

 

 

 

ми М28—М14 п выполня­

 

 

 

 

 

 

ется

на

плосководочных

 

 

 

 

 

 

станках

 

или

приводных

 

 

 

 

 

 

бабках

с

вертикальным

 

 

 

 

 

 

шпинделем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обработке па

плос­

 

 

 

 

 

 

ководочных

станках

при­

 

 

 

 

 

 

способление вставляют

в

Рис.

146.

Приспособление

обгоночное

кольцо,

пред­

для доводки

торцовой

пло­

варительно

сняв

сепара­

скости стержней

и

наконеч­

тор.

Остальные

приемы

 

ников

приборов

 

 

 

 

 

 

 

аналогичны

 

обработке

 

 

 

 

 

 

других

деталей

на

этих

 

 

 

 

 

 

станках.

 

Доводку

 

вы­

полняют

пастами

М7—М5

и

 

окончательную

 

до­

водку

пастами

МЗ—Ml. К

концу

 

обработки

 

скоро­

сти гзращения

притиров снижают

и

уменьшают

 

воз­

вратно-поступательное движение. Удельное давление при обработке деталей одной и той же твердости остаются неизменными. При выполнении предварительных дово­ дочных операций используют чугунные притиры, а при окончательной доводке — стеклянные. В процессе выпол­ нения всего технологического цикла установку обрабаты­ ваемых деталей не меняют, иначе нарушится их точность. При контроле детали также не вынима! )т из приспособ­ ления. Контролируют с применением микрометров, ми­ ниметров и лекальных линеек..

3!?-


Д о в о д к а

п р е д е л ь н ы х с к о б .

Скобы после

термической

обработки,

закаленные

до

твердости

HRC 56—62, подвергают

предварительной

обработке на

•рис. 147. Приспособление И. П. Карташова для до­ водки скоб:

а — внешний вид. б — устройство приспособления, в, г, д, е — на­ стройка на обработку плоскостей

плоскошлифовальных станках, а затем шлифуют бруска­ ми с последующей доводкой с помощью доводочных паст. Режущим инструментом при абразивной доводке являют­ ся притиры, изготовленные из чугуна или стекла «Перикс». При ручном изготовлении скоб обработка бруска-

313

мн .и доводочные работы могут не иметь строгой последо­ вательности. Например, после предварительного шлифо­ вания брусками и окончательной доводки одной из губок скобы следует предварительное шлифование бруском и окончательная доводка другой губки. Необходимый раз­ мер обеспечивается за счет обработки второй губки рас­ твора скобы.

Существуют два основных приема доводки скоб: ско­ ба двигается по неподвижно закрепленному притиру; не­ подвижно закреплена скоба, а двигается притир.

Первый прием применяется при обработке скоб не­ большого и среднего размера (зев скобы до 150 мм).

При обработке доводчик ставит доводимую пло­ скость скобы на притир и передвигает ее по притиру с равномерным прижимом к нему. Скобу располагают на притире под углом 20—25° к его оси и двигают в таком положении не вдоль притира, а под углом 5—10°. В про­ цессе обработки следует менять направление движения, т. е. применять перекрестную доводку.

Для рабочих, имеющих известный навык, доводка представляет простой процесс. Опытный доводчик по ха­ рактеру движения скобы на притире заранее может су­ дить о результатах обработки и, изменяя степень нажима на отдельные участки плоскости, исправлять перекосы.

При доводке узких и длинных лапок скоб можно ис­ пользовать кубик, который устанавливают на притире совместно с доводимой скобой. Это обеспечивает надеж­ ное положение скобы и уменьшает возможность появле­ ния завалов и перекосов.

При обработке скоб с размером зева выше 50 мм сле­ дует помнить, что вес корпуса скобы всегда создает не­ сколько большее давление на пятку (часть мерительной поверхности, расположенной ближе к корпусу скобы). Это может привести к продольному перекосу. Поэтому давление руки на носок (часть плоскости, расположенной ближе к внешней части зева скобы) должно быть не­ сколько большим.

При обработке односторонних предельных скоб довод­ ку следует начинать с общей плоскости. Затем нужно вы­ держать разницу в размере между проходной и непро­ ходной плоскостью и окончательно доводить опять за счет общей плоскости. Это диктуется тем, что последняя имеет большую площадь, что способствует более устой­ чивому положению скобы на притире. Кроме того, обра-

314