Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
щения совершает возвратно-поступательное движение в осевом направлении.. Вращения колеса и притира ревер сируются.
При втором способе притирки (рис. 144,б) происхо дит взаимное обкатывание зубьев колеса 2 и зубьев трех чугунных притиров 1, 3 и 4 одновременно. В большинстве случаев для притирки колес с прямыми зубьями прити ры 3 и 4 делают косозубыми с углом наклона зубьев 5—10°, причем у одного притира направление зубьев пра вое, а у другого — левое. Притир 1 делают прямозубым.
Рис. 144. Схемы притирки цилиндрических зубча тых колес:
а — при параллельном расположении осей колес, б — при скрещивающемся расположении осей колес
Для притирки косозубых колес притир / делают косозубым с одинаковым, но противоположно направленным наклоном зубьев, ось его остается параллельной оси коле са 2. Притиры 3 и 4 также делают косозубыми с углом наклона зубьев колеса на величину необходимого .угла скрещивания. Окружная скорость обрабатываемого коле са должна составлять 30—60 м/мин. Необходимое дав ление на боковые поверхности зубьев во время притирки создается гидравлическими тормозами, действующими на шпиндели притиров.
Притирка — высокопроизводительный способ отделки зубчатых колес. Колесо среднего размера притирается обычно за 2—4 мин, при этом шероховатость поверхно сти соответствует 9—10 классам чистоты. Однако с по мощью притиркиможно исправить сравнительно неболь шие погрешности предыдущей обработки, так как при пуск на притирку составляет не более 0,03 мм на сторону.
309
При наличии ошибок в шаге и профиле зуба более 0,04—0,05 мм притирка становится неэффективной. Так как в процессе термической обработки колеса толщина зубьев, как правило, увеличивается на 0,03—0,04 мм, то в этих случаях припуска на притирку можно не остав лять.
Если подготовленное |
под притирку |
колесо |
имеет |
|||
7-ую степень точности, а притир — 5-ую, то в результате |
||||||
притирки получают колесо 6-й степени точности. Притир |
||||||
ку цилиндрических |
колес |
осуществляют |
на |
станках |
||
мод. 573, 5735, ЕЗ-8. |
|
|
|
|
|
|
§ 69. ПРИМЕРЫ ОБРАБОТКИ |
|
|
|
|
||
ТИПОВЫХ ДЕТАЛЕЙ |
|
|
|
|
|
|
О б р а б о т к а м е р |
т в е р д о с т и . Доводка |
образ |
||||
цовых мер твердости |
требует |
соблюдения строгой |
после |
|||
довательности, тщательного |
и аккуратного |
выполнения |
||||
всех без исключения |
приемов. Обработка |
осуществляет |
||||
ся в три этапа: 1-й этап |
— подготовительный, |
который |
||||
включает входной контроль и рассортировку, |
мойку и |
|||||
* сушку обрабатываемых |
деталей; 2-й этап—достижение |
требуемой 'Плоскостности поверхности и устранение сле дов предшествующей обработки; 3-й этап — окончатель ная обработка, в результате которой достигается высокое качество обработанной поверхности. При выполнении 2-го и 3-го этапов обработки производится многостадий-. ная промывка сепараторов, притиров и обрабатываемых деталей, контроль их качества.
Технологический процесс включает три доводочных операции, что обеспечивает достижения 12-го и 13-го классов чистоты. Первая доводочная операция вы полняется на плоско-доводочном станке мод. СППД-2. Обработка производится на чугунном диске-притире, ра бочая поверхность которого имеет 8—9-й класс чистоты.
Диск-притир |
(рис. 145) |
совершает 50 об/мин, |
удельное |
давление 0,5 |
кГ/см2. В качестве доводочного |
материала |
|
используется |
абразивная |
паста «Харьков-ДМЛ4», нама |
зываемая на притир в количестве 25 г на обработку од ной партии (24 детали в партии). При этом на 2 мин об работки в зону резания вводят 5—8 капель смазочноохлаждающей жидкости «Аромат» и 8 капель керосина. Обработка продолжается 4,5 мин. По окончании обработ ки детали снимают со станка, моют и контролируют на миниметре или оптикаторе.
310
Вторая доводочная операция выполняется на другом плоскодоводочиом станке, имеющем чугунный диск-при тир, с рабочей поверхностью 9—10-го класса чистоты. Диск-притир совершает 30 об/мин. При этом использует ся абразивная паста «Харьков-ДМ5» в количестве 25 г на партию деталей. Для достижения высокой чистоты об работки особое внимание обращают на поддержание по
стоянной |
плотности аб |
|
|
|
|
|
|||||
разивной |
прослойки. В |
|
|
|
|
|
|||||
первую |
минуту |
обра |
|
|
|
|
|
||||
ботки |
(примерно |
на |
|
|
|
|
|
||||
55-й секунде) |
в зону ре |
|
|
|
|
|
|||||
зания вводят |
8—9 |
ка |
|
|
|
|
|
||||
пель керосина, а на вто |
|
|
|
|
|
||||||
рой минуте — 5—7 ка |
|
|
|
|
|
||||||
пель |
СОЖ |
«Аромат». |
|
|
|
|
|
||||
Как только |
образивная |
|
|
|
|
|
|||||
прослойка |
приобретает |
|
|
|
|
|
|||||
матовый |
цвет |
(притир |
|
|
|
|
|
||||
окажется |
|
полусухим),' |
|
|
|
|
|
||||
станок сразу |
же |
вы |
|
|
|
|
|
||||
ключают. |
|
Достигается |
|
|
|
|
|
||||
11 — 12-й |
класс |
чистоты |
|
|
|
|
|
||||
и отклонение |
от плос |
|
|
|
|
|
|||||
костности |
|
не |
' более |
|
|
|
|
|
|||
0,005 м/см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Окончательная |
до |
|
|
|
|
|
|||||
водка |
|
|
выполняется |
|
|
|
|
|
|||
на |
плоскодоводочиом |
Рис. |
145. |
Схема доводки |
плоскопа |
||||||
станке, который |
имеет |
тор, 4 |
раллельных плиток: |
5 — на- |
|||||||
стеклянный |
|
притир с |
— прокладка - компенсатор, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
/ — плитка, |
2 — диск-притир, |
3 — |
сепара |
|
шероховатостью |
рабо |
|
|
г р у ж а т е л ь |
|
|
|||||
чей поверхности |
прити |
|
|
|
|
|
ра, соответствующей 11—12-му классу чистоты. Скорость вращения притира снижается до 10 об/мин. На этой опе рации используется паста «Харьков-ДМ1» в количестве 10—12 г на партию. Для достижения высокого качества обработки на 1-й минуте в зону резания вводят 8—9 ка пель авиационного бензина, а затем 4—6 капель СОЖ «Аромат». Обработку прекращают при образовании на поверхности притира тонкой, еле заметной масляной пленки. Процесс окончательной доводки длится пример но 3—4 мин. Достигается высокая плоскостность мер (0,0004—0,0008 мм) и шероховатость обработанной по верхности не ниже 12-го класса чистоты.
311
Д о в о д к а |
с т е р ж н е й |
и |
н а к о ие ч н и к о в |
п р и б о р о в . |
В результате доводки достигается перпен |
дикулярность и плоскостность торцов стержней. Для это го используются приспособления различной конструкции, одна из которых показана на рис. 146. Цилиндрическая поверхность диска / имеет вырезы призматической фор мы. В этих вырезах располагают обрабатываемые дета
ли 2 и закрепляют |
|
их |
винтами |
3, |
проходящими |
через |
|||||||||
J ± U ± L |
|
rhrh |
|
кольцо 4. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
После |
термической |
об |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
работки |
весь набор |
|
стер |
||||||
|
|
|
|
|
|
жней, |
|
установленный |
в |
||||||
|
|
|
|
|
|
приспособлении, |
шлифу |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ют с двух |
сторон |
по тор |
|||||||
|
|
|
|
|
|
цам. Припуски под довод |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ку |
составляют 0,012—0,01 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
мм. |
Первая |
операция |
до |
||||||
|
|
|
|
|
|
водки |
выполняется |
паста |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ми М28—М14 п выполня |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ется |
на |
плосководочных |
|||||||
|
|
|
|
|
|
станках |
|
или |
приводных |
||||||
|
|
|
|
|
|
бабках |
с |
вертикальным |
|||||||
|
|
|
|
|
|
шпинделем. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
При обработке па |
плос |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ководочных |
станках |
при |
|||||||
|
|
|
|
|
|
способление вставляют |
в |
||||||||
Рис. |
146. |
Приспособление |
обгоночное |
кольцо, |
пред |
||||||||||
для доводки |
торцовой |
пло |
варительно |
сняв |
сепара |
||||||||||
скости стержней |
и |
наконеч |
тор. |
Остальные |
приемы |
||||||||||
|
ников |
приборов |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
аналогичны |
|
обработке |
|||||||
|
|
|
|
|
|
других |
деталей |
на |
этих |
||||||
|
|
|
|
|
|
станках. |
|
Доводку |
|
вы |
|||||
полняют |
пастами |
М7—М5 |
и |
|
окончательную |
|
до |
||||||||
водку |
пастами |
МЗ—Ml. К |
концу |
|
обработки |
|
скоро |
||||||||
сти гзращения |
притиров снижают |
и |
уменьшают |
|
воз |
вратно-поступательное движение. Удельное давление при обработке деталей одной и той же твердости остаются неизменными. При выполнении предварительных дово дочных операций используют чугунные притиры, а при окончательной доводке — стеклянные. В процессе выпол нения всего технологического цикла установку обрабаты ваемых деталей не меняют, иначе нарушится их точность. При контроле детали также не вынима! )т из приспособ ления. Контролируют с применением микрометров, ми ниметров и лекальных линеек..
3!?-
Д о в о д к а |
п р е д е л ь н ы х с к о б . |
Скобы после |
||
термической |
обработки, |
закаленные |
до |
твердости |
HRC 56—62, подвергают |
предварительной |
обработке на |
•рис. 147. Приспособление И. П. Карташова для до водки скоб:
а — внешний вид. б — устройство приспособления, в, г, д, е — на стройка на обработку плоскостей
плоскошлифовальных станках, а затем шлифуют бруска ми с последующей доводкой с помощью доводочных паст. Режущим инструментом при абразивной доводке являют ся притиры, изготовленные из чугуна или стекла «Перикс». При ручном изготовлении скоб обработка бруска-
313
мн .и доводочные работы могут не иметь строгой последо вательности. Например, после предварительного шлифо вания брусками и окончательной доводки одной из губок скобы следует предварительное шлифование бруском и окончательная доводка другой губки. Необходимый раз мер обеспечивается за счет обработки второй губки рас твора скобы.
Существуют два основных приема доводки скоб: ско ба двигается по неподвижно закрепленному притиру; не подвижно закреплена скоба, а двигается притир.
Первый прием применяется при обработке скоб не большого и среднего размера (зев скобы до 150 мм).
При обработке доводчик ставит доводимую пло скость скобы на притир и передвигает ее по притиру с равномерным прижимом к нему. Скобу располагают на притире под углом 20—25° к его оси и двигают в таком положении не вдоль притира, а под углом 5—10°. В про цессе обработки следует менять направление движения, т. е. применять перекрестную доводку.
Для рабочих, имеющих известный навык, доводка представляет простой процесс. Опытный доводчик по ха рактеру движения скобы на притире заранее может су дить о результатах обработки и, изменяя степень нажима на отдельные участки плоскости, исправлять перекосы.
При доводке узких и длинных лапок скоб можно ис пользовать кубик, который устанавливают на притире совместно с доводимой скобой. Это обеспечивает надеж ное положение скобы и уменьшает возможность появле ния завалов и перекосов.
При обработке скоб с размером зева выше 50 мм сле дует помнить, что вес корпуса скобы всегда создает не сколько большее давление на пятку (часть мерительной поверхности, расположенной ближе к корпусу скобы). Это может привести к продольному перекосу. Поэтому давление руки на носок (часть плоскости, расположенной ближе к внешней части зева скобы) должно быть не сколько большим.
При обработке односторонних предельных скоб довод ку следует начинать с общей плоскости. Затем нужно вы держать разницу в размере между проходной и непро ходной плоскостью и окончательно доводить опять за счет общей плоскости. Это диктуется тем, что последняя имеет большую площадь, что способствует более устой чивому положению скобы на притире. Кроме того, обра-
314