Файл: Кушнер, Б. А. Лекции по конструктивному математическому анализу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ВВЕДЕНИЕ

25

написанная

с большим

педагогическим

мастерством,

позволяет

говорить о

несомненном и

значительном

успехе этой программы. Указанное обстоятельство, од­

нако, ни в коей мере

не умаляет важности исследо­

ваний, использующих

строгие понятия алгорифма.

К преимуществам таких исследований относится и большая точность в постановке задач, и возможность доказательства неразрешимости многих естественных алгорифмических проблем*), и, наконец, возможность изучения специфических свойств вычислимых в точном смысле объектов. Интерес получаемых здесь результа­ тов очевиден, поскольку даже те немногочисленные ма­ тематики, которые, подобно Бишопу, отвергают абсо­

лютистские притязания точных концепций

алгорифма,

по-видимому, признают их очень большую общность.

Представляется весьма правдоподобным, что боль­

шинство результатов Бишопа может быть

истолковано

и в рамках систем анализа, опирающихся на точное понятие алгорифма.

Излагаемая в данной книге система конструктивного анализа принадлежит к так называемому конструктив­ ному направлению в математике, главные положения которого были выдвинуты в 1948—1949 гг. А. А. Мар­ ковым. Формирование основных понятий этой системы относится к 50-м годам; в это же время были получены и наиболее принципиальные, определившие современное лицо теории, результаты. Здесь следует прежде всего указать на основополагающий вклад самого А. А. Мар­ кова, а также его учеников Н. А. Шанина, И. Д. За­ славского и Г. С. Цейтина. Краткая характеристика конструктивного направления и строящегося в его рам­ ках конструктивного анализа приводится в следующих пунктах. Ниже прилагательное «конструктивный» будет (за исключением особо оговоренных случаев) упот­

ребляться

для

указания

принадлежности

того

или

иного метода, результата

и т. п. к конструктивному

на­

правлению

в

математике. В частности,

термин

*) Здесь имеет место определенная аналогия с прогрессом, до­ стигнутым путем использования точных концепций алгорифма в изучении известных алгорифмических проблем логики, теории чи­ сел, алгебры и топологии.


26 ВВЕДЕНИЕ

«конструктивный анализ» закрепляется за излагаемой нами системой.

Заканчивая наш краткий обзор, отметим, что с рас­ смотренных позиций исследовались (в особенности в последние годы) и достаточно далекие области матема­ тики. В этой связи, помимо монографии Бишопа и

посвященных

теории

меры глав

монографии М а р т и н -

Л ё ф а

[1]*),

можно

упомянуть

предложенный Ш а н и ­

н ы м

[2], [6]

подход

к построению конструктивной тео­

рии меры и интеграла Лебега, посвященный этой же

тематике

цикл

исследований чехословацкого

 

матема­

тика Д е м

у т а

[1]—[16], работы

К о с о в с к о г о

[1]—[4]

и Л о р е н ц а [1] по конструктивной

теории

вероятностей,

работы

М а н у к я н [1], Л и ф ш и ц а

[4]—[5] по

конструк­

тивным

функциям

комплексной

 

переменной,

 

работы

О р е в к о в а [1], [2], [4], З а с л а в с к о г о

и М а н у к я н

[1] по

комбинаторной

топологии,

работы

Ф а н

Д и н ь

З и е у

[1]—[9]

по

конструктивным

 

линейным

топологи­

ческим

пространствам

и обобщенным функциям

(пере­

численные работы принадлежат конструктивному на­

правлению),

а

также

исследования

Л а к о м б а

[6] и

Н о г и н о й

[1]—[3],

относящиеся

к

рекурсивной

общей

топологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наконец,

в

последнее время,

благодаря

работам

А. Н. Колмогорова

и его учеников

(Мартин-Лёф,

Левин

и др.; см.

обзорную

статью З в о н к и н а и

Л е в и н а

[1]), выяснилась возможность плодотворного применения теории рекурсивных функций для обоснования теории информации и теории вероятностей.

3. Конструктивное направление в математике может быть охарактеризовано следующими основными чертами

(ср.

М а р к о в [6], Ц е й т и н , З а с л а в с к и й , Ш а н и н

Ш Ч

2 ] ) .

I . В качестве объектов изучения выступают кон­ структивные объекты, при обращении с которыми до­ пускается абстракция потенциальной осуществимости, но полностью исключается абстракция актуальной бес­ конечности.

*) Эта чрезвычайно

интересная монография Мартин-Лёфа, со­

держащая также

сжатый очерк элементарных вопросов вычисли­

мого анализа, не

была

доступна автору в процессе работы над

данной книгой.

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

27

П. Интуитивные понятия «эффективности», «вычис­

лимости» и т. п. связываются с точным

понятием алго­

рифма.

 

 

 

I I I . Используется

особое, учитывающее

специфику

конструктивных объектов, понимание

математических

суждений.

 

 

 

Конструктивное

направление возникло

приблизи­

тельно на той же критической базе, что и интуиционизм; вместе с тем положительные программы этих двух те­ чений имеют принципиальные различия. Конструкти­ визм весьма далек как от философских посылок интуи­ ционизма, так и от конкретных интуиционистских тео­ рий, в особенности, от занимающих в интуиционистской математике одно из центральных мест теорий, опери­

рующих

со свободно становящимися

последовательно­

стями.

Распространенное убеждение

в

близости (или

даже в

тождестве) интуиционистской

и

конструктивной

математической практики следует признать глубоко ошибочным.

В целом конструктивная математика использует го­ раздо более «скромную» систему абстракций, нежели

традиционная. Это обстоятельство, однако,

само по

себе не свидетельствует об ограниченности

возможно­

стей приложений конструктивных теорий. Внешний мир не подсказывает нам с необходимостью ни субстанций более общих, чем конструктивные объекты, ни идеи

актуальной

бесконечности (на последнее указывал еще

Г и л ь б е р т

[1]). Фактически уже сегодня развиваемый

в рамках конструктивного направления конструктивный анализ может служить теоретической базой для обыч­ ных приложений дифференциального и интегрального исчислений. Развитие событий в этом направлении сдерживается как традициями образования, так и срав­ нительной громоздкостью конструктивных теорий. Яв­ ляется ли эта громоздкость неизбежной «платой за кон­ структивность» или возникает из-за недостаточной раз­ работанности языка, покажет будущее*).

*)

Интересные исследования в направлении упрощения изло­

жения

конструктивного анализа выполнены

Ц е й т и н ы м

[7], [10];

предлагаемый им подход, однако, далеко

уводит от

привычных

языков традиционной математики.

 

 


28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Остановимся

несколько подробнее

на положе­

ниях

I — I I I .

 

 

 

4.

Понятие

конструктивного

объекта

представляется

первоначальным. Определяющей

чертой

конструктивных

объектов является то обстоятельство, что они конструи­ руются по определенным правилам из некоторых эле­ ментарных объектов, неразложимых в процессе этих построений. В качестве примеров можно указать на воз­ ведение зданий из кирпичей и блоков, формирование

железнодорожных

составов,

сборку

часов на

конвейере

и т. п.

 

 

 

 

 

Исключительную роль

в

жизни

человечества играют

конструктивные объекты

специального типа — знаковые

комплексы. Базой,

на которой они

возникают,

являются

конечные списки (алфавиты) элементарных, рассмат­ риваемых как неразложимые знаков (букв). Знаковыми комплексами являются рукописные и печатные тексты, формулы химических соединений, партитуры музыкаль­

ных

произведений

и т. д.

 

Конструктивная

математика

в качестве главного

типа

изучаемых

конструктивных

объектов имеет дело

с частным случаем

знаковых комплексов — словами в

том или ином алфавите. Понятие слова в данном ал­

фавите также

является, по

существу, первоначальным

и сводится к

представлению

о получаемых последова­

тельным выписыванием прямолинейных цепочках букв

этого

алфавита*) . Например,

цепочки

«абракадабра»,

«слово», «аввса»

являются

словами в русском алфавите.

При

обращении

со словами

конструктивная математика,

как

и всякая абстрактная наука, исходит из некото­

рых

идеализирующих

действительность

предположений

(см. М а р к о в [2]).

 

 

 

 

В частности, мы предполагаем, что любая буква ис­

пользуемого алфавита

может быть воспроизведена в лю­

бом

числе экземпляров. Следовательно, можно осуще-

*)

Точнее было бы говорить о буквах, одинаковых с конкрет­

ными

знаками, участвующими в непосредственном задании алфа­

вита.

Наша носящая первоначальный

и несколько

условный харак­

тер способность опознавать используемые конкретные буквы как одинаковые или различные дает возможность говорить о разных конкретных экземплярах знаков, одинаковых с. данной конкретной буквой, как об одной букве.


ВВЕДЕНИЕ

29

ствлять процессы написания сколь угодно длинных слов. В этом допущении проявляется специфическая абстрак­ ция, которую А. А. Марков называет абстракцией по­ тенциальной осуществимости и которая «состоит в от­ влечении от реальных границ наших конструктивных

возможностей, обусловленных

ограниченностью нашей

жизни в пространстве и

времени» ( М а р к о в [2;

стр. 15]). Относительно используемых алфавитов пред­ полагается также, что они обеспечивают однозначность чтения слов: каждое слово в данном алфавите един­ ственным образом составлено из его букв. Эта одно­ значность позволяет естественным образом говорить об одинаковости слов. Два слова в данном алфавите оди­ наковы (графически равны), если они составлены из одних и тех же букв, расположенных в одинаковом по­ рядке. Процесс опознавания графического равенства сводится к одновременному последовательному «чте­ нию» обоих испытуемых слов и сравнению одновремен­ но появляющихся в поле зрения букв. При неблагопри­ ятном исходе этого процесса испытуемые слова счи­ таются (графически) различными.

Слова представляют собой весьма общий, во всяком случае вполне достаточный для всех наших рассмотре­ ний тип конструктивных объектов. Фактически во всех мыслимых случаях использование знаковых комплек­ сов, при построении которых происходит уклонение от прямолинейного расположения знаков, объясняется не принципиальными причинами, а лишь соображениями привычности и практического удобства. Сами эти ком­ плексы могут быть по простым правилам однозначно преобразованы в слова. (Например, текст романа «Война и мир» мог бы быть записан (с использованием буквы «*» для обозначения пробела) в виде одного слова на достаточно длинной ленте. Однако вряд ли

было

бы удобно пользоваться таким

«изданием».)

В

качестве примеров кодирования

непрямолинейных

знаковых комплексов словами можно указать на опре­ деления изображения и записи нормального алгорифма (см. п. 8 § 1 гл. 1). При такого рода кодировании обыч­ ным является использование вспомогательных «разде­ лительных» букв, не входящих в алфавиты исходных знаковых комплексов. Например, произвольная матрица