Файл: Кушнер, Б. А. Лекции по конструктивному математическому анализу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
|
ВВЕДЕНИЕ |
25 |
|
написанная |
с большим |
педагогическим |
мастерством, |
позволяет |
говорить о |
несомненном и |
значительном |
успехе этой программы. Указанное обстоятельство, од
нако, ни в коей мере |
не умаляет важности исследо |
ваний, использующих |
строгие понятия алгорифма. |
К преимуществам таких исследований относится и большая точность в постановке задач, и возможность доказательства неразрешимости многих естественных алгорифмических проблем*), и, наконец, возможность изучения специфических свойств вычислимых в точном смысле объектов. Интерес получаемых здесь результа тов очевиден, поскольку даже те немногочисленные ма тематики, которые, подобно Бишопу, отвергают абсо
лютистские притязания точных концепций |
алгорифма, |
по-видимому, признают их очень большую общность. |
|
Представляется весьма правдоподобным, что боль |
|
шинство результатов Бишопа может быть |
истолковано |
и в рамках систем анализа, опирающихся на точное понятие алгорифма.
Излагаемая в данной книге система конструктивного анализа принадлежит к так называемому конструктив ному направлению в математике, главные положения которого были выдвинуты в 1948—1949 гг. А. А. Мар ковым. Формирование основных понятий этой системы относится к 50-м годам; в это же время были получены и наиболее принципиальные, определившие современное лицо теории, результаты. Здесь следует прежде всего указать на основополагающий вклад самого А. А. Мар кова, а также его учеников Н. А. Шанина, И. Д. За славского и Г. С. Цейтина. Краткая характеристика конструктивного направления и строящегося в его рам ках конструктивного анализа приводится в следующих пунктах. Ниже прилагательное «конструктивный» будет (за исключением особо оговоренных случаев) упот
ребляться |
для |
указания |
принадлежности |
того |
или |
иного метода, результата |
и т. п. к конструктивному |
на |
|||
правлению |
в |
математике. В частности, |
термин |
*) Здесь имеет место определенная аналогия с прогрессом, до стигнутым путем использования точных концепций алгорифма в изучении известных алгорифмических проблем логики, теории чи сел, алгебры и топологии.
26 ВВЕДЕНИЕ
«конструктивный анализ» закрепляется за излагаемой нами системой.
Заканчивая наш краткий обзор, отметим, что с рас смотренных позиций исследовались (в особенности в последние годы) и достаточно далекие области матема тики. В этой связи, помимо монографии Бишопа и
посвященных |
теории |
меры глав |
монографии М а р т и н - |
|
Л ё ф а |
[1]*), |
можно |
упомянуть |
предложенный Ш а н и |
н ы м |
[2], [6] |
подход |
к построению конструктивной тео |
рии меры и интеграла Лебега, посвященный этой же
тематике |
цикл |
исследований чехословацкого |
|
матема |
||||||
тика Д е м |
у т а |
[1]—[16], работы |
К о с о в с к о г о |
[1]—[4] |
||||||
и Л о р е н ц а [1] по конструктивной |
теории |
вероятностей, |
||||||||
работы |
М а н у к я н [1], Л и ф ш и ц а |
[4]—[5] по |
конструк |
|||||||
тивным |
функциям |
комплексной |
|
переменной, |
|
работы |
||||
О р е в к о в а [1], [2], [4], З а с л а в с к о г о |
и М а н у к я н |
|||||||||
[1] по |
комбинаторной |
топологии, |
работы |
Ф а н |
Д и н ь |
|||||
З и е у |
[1]—[9] |
по |
конструктивным |
|
линейным |
топологи |
||||
ческим |
пространствам |
и обобщенным функциям |
(пере |
численные работы принадлежат конструктивному на
правлению), |
а |
также |
исследования |
Л а к о м б а |
[6] и |
|||
Н о г и н о й |
[1]—[3], |
относящиеся |
к |
рекурсивной |
общей |
|||
топологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наконец, |
в |
последнее время, |
благодаря |
работам |
||||
А. Н. Колмогорова |
и его учеников |
(Мартин-Лёф, |
Левин |
|||||
и др.; см. |
обзорную |
статью З в о н к и н а и |
Л е в и н а |
[1]), выяснилась возможность плодотворного применения теории рекурсивных функций для обоснования теории информации и теории вероятностей.
3. Конструктивное направление в математике может быть охарактеризовано следующими основными чертами
(ср. |
М а р к о в [6], Ц е й т и н , З а с л а в с к и й , Ш а н и н |
Ш Ч |
2 ] ) . |
I . В качестве объектов изучения выступают кон структивные объекты, при обращении с которыми до пускается абстракция потенциальной осуществимости, но полностью исключается абстракция актуальной бес конечности.
*) Эта чрезвычайно |
интересная монография Мартин-Лёфа, со |
|
держащая также |
сжатый очерк элементарных вопросов вычисли |
|
мого анализа, не |
была |
доступна автору в процессе работы над |
данной книгой. |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
27 |
П. Интуитивные понятия «эффективности», «вычис |
|||
лимости» и т. п. связываются с точным |
понятием алго |
||
рифма. |
|
|
|
I I I . Используется |
особое, учитывающее |
специфику |
|
конструктивных объектов, понимание |
математических |
||
суждений. |
|
|
|
Конструктивное |
направление возникло |
приблизи |
тельно на той же критической базе, что и интуиционизм; вместе с тем положительные программы этих двух те чений имеют принципиальные различия. Конструкти визм весьма далек как от философских посылок интуи ционизма, так и от конкретных интуиционистских тео рий, в особенности, от занимающих в интуиционистской математике одно из центральных мест теорий, опери
рующих |
со свободно становящимися |
последовательно |
|
стями. |
Распространенное убеждение |
в |
близости (или |
даже в |
тождестве) интуиционистской |
и |
конструктивной |
математической практики следует признать глубоко ошибочным.
В целом конструктивная математика использует го раздо более «скромную» систему абстракций, нежели
традиционная. Это обстоятельство, однако, |
само по |
себе не свидетельствует об ограниченности |
возможно |
стей приложений конструктивных теорий. Внешний мир не подсказывает нам с необходимостью ни субстанций более общих, чем конструктивные объекты, ни идеи
актуальной |
бесконечности (на последнее указывал еще |
Г и л ь б е р т |
[1]). Фактически уже сегодня развиваемый |
в рамках конструктивного направления конструктивный анализ может служить теоретической базой для обыч ных приложений дифференциального и интегрального исчислений. Развитие событий в этом направлении сдерживается как традициями образования, так и срав нительной громоздкостью конструктивных теорий. Яв ляется ли эта громоздкость неизбежной «платой за кон структивность» или возникает из-за недостаточной раз работанности языка, покажет будущее*).
*) |
Интересные исследования в направлении упрощения изло |
||
жения |
конструктивного анализа выполнены |
Ц е й т и н ы м |
[7], [10]; |
предлагаемый им подход, однако, далеко |
уводит от |
привычных |
|
языков традиционной математики. |
|
|
28 |
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
Остановимся |
несколько подробнее |
на положе |
||
ниях |
I — I I I . |
|
|
|
4. |
Понятие |
конструктивного |
объекта |
представляется |
первоначальным. Определяющей |
чертой |
конструктивных |
объектов является то обстоятельство, что они конструи руются по определенным правилам из некоторых эле ментарных объектов, неразложимых в процессе этих построений. В качестве примеров можно указать на воз ведение зданий из кирпичей и блоков, формирование
железнодорожных |
составов, |
сборку |
часов на |
конвейере |
|
и т. п. |
|
|
|
|
|
Исключительную роль |
в |
жизни |
человечества играют |
||
конструктивные объекты |
специального типа — знаковые |
||||
комплексы. Базой, |
на которой они |
возникают, |
являются |
конечные списки (алфавиты) элементарных, рассмат риваемых как неразложимые знаков (букв). Знаковыми комплексами являются рукописные и печатные тексты, формулы химических соединений, партитуры музыкаль
ных |
произведений |
и т. д. |
|
|
Конструктивная |
математика |
в качестве главного |
||
типа |
изучаемых |
конструктивных |
объектов имеет дело |
|
с частным случаем |
знаковых комплексов — словами в |
том или ином алфавите. Понятие слова в данном ал
фавите также |
является, по |
существу, первоначальным |
и сводится к |
представлению |
о получаемых последова |
тельным выписыванием прямолинейных цепочках букв
этого |
алфавита*) . Например, |
цепочки |
«абракадабра», |
|||
«слово», «аввса» |
являются |
словами в русском алфавите. |
||||
При |
обращении |
со словами |
конструктивная математика, |
|||
как |
и всякая абстрактная наука, исходит из некото |
|||||
рых |
идеализирующих |
действительность |
предположений |
|||
(см. М а р к о в [2]). |
|
|
|
|
||
В частности, мы предполагаем, что любая буква ис |
||||||
пользуемого алфавита |
может быть воспроизведена в лю |
|||||
бом |
числе экземпляров. Следовательно, можно осуще- |
|||||
*) |
Точнее было бы говорить о буквах, одинаковых с конкрет |
|||||
ными |
знаками, участвующими в непосредственном задании алфа |
|||||
вита. |
Наша носящая первоначальный |
и несколько |
условный харак |
тер способность опознавать используемые конкретные буквы как одинаковые или различные дает возможность говорить о разных конкретных экземплярах знаков, одинаковых с. данной конкретной буквой, как об одной букве.
ВВЕДЕНИЕ |
29 |
ствлять процессы написания сколь угодно длинных слов. В этом допущении проявляется специфическая абстрак ция, которую А. А. Марков называет абстракцией по тенциальной осуществимости и которая «состоит в от влечении от реальных границ наших конструктивных
возможностей, обусловленных |
ограниченностью нашей |
жизни в пространстве и |
времени» ( М а р к о в [2; |
стр. 15]). Относительно используемых алфавитов пред полагается также, что они обеспечивают однозначность чтения слов: каждое слово в данном алфавите един ственным образом составлено из его букв. Эта одно значность позволяет естественным образом говорить об одинаковости слов. Два слова в данном алфавите оди наковы (графически равны), если они составлены из одних и тех же букв, расположенных в одинаковом по рядке. Процесс опознавания графического равенства сводится к одновременному последовательному «чте нию» обоих испытуемых слов и сравнению одновремен но появляющихся в поле зрения букв. При неблагопри ятном исходе этого процесса испытуемые слова счи таются (графически) различными.
Слова представляют собой весьма общий, во всяком случае вполне достаточный для всех наших рассмотре ний тип конструктивных объектов. Фактически во всех мыслимых случаях использование знаковых комплек сов, при построении которых происходит уклонение от прямолинейного расположения знаков, объясняется не принципиальными причинами, а лишь соображениями привычности и практического удобства. Сами эти ком плексы могут быть по простым правилам однозначно преобразованы в слова. (Например, текст романа «Война и мир» мог бы быть записан (с использованием буквы «*» для обозначения пробела) в виде одного слова на достаточно длинной ленте. Однако вряд ли
было |
бы удобно пользоваться таким |
«изданием».) |
В |
качестве примеров кодирования |
непрямолинейных |
знаковых комплексов словами можно указать на опре деления изображения и записи нормального алгорифма (см. п. 8 § 1 гл. 1). При такого рода кодировании обыч ным является использование вспомогательных «разде лительных» букв, не входящих в алфавиты исходных знаковых комплексов. Например, произвольная матрица