ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Основные |
показатели |
долговечности погрузчиков |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
И з д е л и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
|||||
Невосстанавливаемые |
(пружины, |
под |
1. |
Гарантированный |
технический |
ре |
||||||||||||||||||
шипники качения, |
большинство зуб |
|
сурс изделий |
до |
замены |
|
|
|
||||||||||||||||
чатых |
колес, |
самоподвижные |
уплот |
2. |
Средний |
технический |
ресурс |
да |
||||||||||||||||
нения, |
поршневые |
кольца |
двигате |
|
замены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
лей, |
приводные |
ремни, |
фрикцион |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ные накладки тормозов и сцеплений, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
тонкостенные втулки, свечи зажи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
гания, |
сменные |
элементы |
фильтров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Гарантированный |
технический |
ре |
||||||||||
Восстанавливаемые |
(корпуса |
редук |
||||||||||||||||||||||
торов, блоки и гильзы цилиндров |
|
сурс деталей |
до первого |
восстано |
||||||||||||||||||||
двигателей, |
валы, |
соединительные |
|
вительного |
ремонта |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
муфты, опорные катки и направля |
2. |
Средний |
технический |
ресурс |
до |
|||||||||||||||||||
ющие |
грузоподъемников, |
рамы |
ка |
|
первого |
восстановительного |
|
ре |
||||||||||||||||
реток, бандажи, колеса, шины и др.) |
|
монта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Узлы и агрегаты погрузчиков (элек |
1. |
Гарантированная |
наработка |
изде |
||||||||||||||||||||
тродвигатели, |
рулевое |
управление, |
|
лий |
до первого |
ремонта |
с |
трудо |
||||||||||||||||
контроллеры, |
аккумуляторные |
ба |
|
емкой |
разборкой |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
тареи, |
|
гидронасосы |
и др.) |
|
|
|
2. |
Гарантированный |
технический |
ре |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сурс |
изделий |
до |
первого |
капи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тального |
ремонта |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Средний |
технический |
ресурс |
до |
|||||||||
Погрузчики |
в целом |
|
|
|
|
|
|
первого капитального |
ремонта |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
1. |
Гарантированная |
наработка |
ма |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шин до первого ремонта с трудо |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
емкой |
разборкой |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Средняя наработка до капиталь |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ного ремонта машины в целом |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Средняя |
суммарная |
|
наработка |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(и |
соответствующий |
срок |
службы) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
до |
списания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П р и м |
е ч |
а н и |
я: |
1. В е л и ч и н а |
гарантии зависит |
от |
назначения |
и |
о с о б е н н о с т е й |
|||||||||||||||
и з д е л и я ; |
д л я |
в ы п у с к а е м ы х в |
б о л ь ш и х количествах |
изделий |
общего |
назначения |
обычно |
|||||||||||||||||
принимается равной |
90— 95%, |
д л я |
о с о б о ответственных |
изделий |
повышается . |
|
|
|
||||||||||||||||
2. Е с ли |
п р и н я т а я |
система |
в о с с т а н о в л е н и я |
работоспособности |
д а н н ы х |
изделий |
п р е д у |
|||||||||||||||||
сматривает |
п р о в е д е н и е |
не к а п и т а л ь н ы х , а с р е д н и х |
(или |
иных) |
ремонтов, |
|
то |
показатели |
||||||||||||||||
долговечности |
м о г у т |
о п р е д е л я т ь с я |
п р и м е н и т е л ь н о |
к |
п е р и о д у |
э к с п л у а т а ц и и д о |
п е р в о г о |
|||||||||||||||||
с р е д н е г о |
(или |
иного) |
ремонта . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3. П о н я т и е |
«капитальный |
ремонт» |
(а т а к ж е |
средний |
или |
иной ремонт) |
д о л ж н о |
быть |
||||||||||||||||
к о н к р е т и з и р о в а н о |
п р и м е н и т е л ь н о |
к о с о б е н н о с т я м |
|
к а ж д о г о |
изделия . |
|
|
|
|
|
|
Используя материалы по основным показателям долговечности изделий машиностроения по данным Шора Я. Б. и Кугеля Р. В.,
можно |
рекомендовать для погрузчиков |
показатели, |
помещенные |
||
в табл. |
15. |
|
|
|
|
У д е л ь н ы е |
р е м о н т н ы е |
р а с х о д ы |
— это |
отно |
|
шение стоимости |
технического обслуживания и ремонтов к |
нара |
ботке за некоторый период эксплуатации. Определяются из выра жения
Q |
С р - г СА |
|
^раб |
12* |
179 |
где Ср и С с — стоимость ремонтов и технического обслуживания за некоторый период эксплуатации;
tpa6 — суммарная наработка за тот же период.
Этот показатель характеризует ремонтопригодность погрузчика.
§ 2. Обоснование количественных
показателей надежности
Улучшение качества, повышение надежности погрузчиков невозможно без уточнения эксплуатационных требований, предъ являемых к этим машинам. Нормирование показателей надежности и долговечности позволит создавать погрузчики с заранее задан ными качествами.
На рис. 99 нанесены кривые, показывающие зависимость сто имости погрузчика и эксплуатационных расходов на ремонт и техническое обслуживание от показателей надежности. Как видно, высокая надежность сочетается с высокой стоимостью изготовле ния и низкими эксплуатационными расходами, тогда как низкая надежность сопровождается малой стоимостью и большими экс плуатационными расходами. Оптимальный диапазон соответст вует минимальным суммарным расходам на изготовление погруз чика и поддержание его надежности при эксплуатации. Ввиду от сутствия необходимой информации определить предлагаемым способом оптимальный диапазон значений показателей надежности машин пока не представляется возможным. На первых этапах ра бот, направленных на улучшение качества изготовляемых машин, можно использовать опыт других близких отраслей машиностро ения.
Для большинства изделий машиностроения вероятность без отказной работы на заданный период принимается 0,90—0,95. Повышение значения этой вероятности, как правило, связано с необходимостью гарантировать безотказность машины на какой-
|
|
|
то |
период. |
Поскольку |
отказы |
||||
|
|
|
у погрузчиков не представляют |
|||||||
|
|
|
повышенной опасности, для них |
|||||||
|
|
|
можно |
ограничиваться |
нижним |
|||||
|
|
|
пределом значения |
вероятности |
||||||
|
|
|
безотказной работы—0,9. Наи |
|||||||
|
|
|
более |
рациональным |
представ |
|||||
|
|
|
ляется |
ограничить |
заданный |
|||||
|
|
|
период безотказной |
работы по |
||||||
|
|
|
грузчика одной рабочей сменой, |
|||||||
|
|
|
так как именно этот промежу |
|||||||
Надежность |
или срок службы |
ток |
времени |
обычно |
исполь |
|||||
зуется для непрерывной работы |
||||||||||
|
|
|
||||||||
Рис. 99. Соотношение между стоимо |
машин. |
|
|
|
|
|
||||
стью погрузчика |
и его |
надежностью: |
|
Исходя |
|
из |
зависимости |
|||
1 — п о к у п н а я стоимость; |
2 — э к с п л у а т а |
Р (7) = |
е - ш |
Ч |
можно найти зна- |
|||||
ционные расходы; |
3 — с у м м а р н ы е р а с х о д ы |
180
чение наработки на отказ Т из условия, что Р (г*)=0,9, a t3=8 ч. При заданных значениях наработка на отказ должна быть не мень ше 80 ч.
Используя зависимость (51), можно для конкретного типораз мера погрузчика установить общую длительность работы и время, необходимое для ремонта при условии, что Р (t) = 0,9.
Поскольку от надежной работы погрузчиков часто зависит использование во времени и загрузка других видов подъемно-транс портного оборудования и средств транспорта, а в некоторых случаях и основных видов производственного оборудования на промышленных предприятиях, целесообразно коэффициент готов ности брать 0,9—0,95. Это означает, что максимум 10—5% фонда рабочего времени погрузчика может быть израсходовано на вне плановые ремонты. Обычно — это ремонты, связанные с устране нием труднопрогнозируемых отказов.
Исходя из опыта эксплуатации погрузчиков, можно ограни читься следующими значениями показателей долговечности: средняя наработка до капитального ремонта погрузчика в целом 9000 ч; средняя суммарная наработка до списания 18 000 ч. Это примерно соответствует 4—8 календарным годам эксплуатации погрузчиков при работе в одну смену и соответственно меньшим срокам при работе в две или три смены.
Гарантированная наработка |
погрузчиков до первого |
ремонта |
с трудоемкой разборкой, как |
правило, определяется |
заводом- |
изготовителем и может быть рекомендована в пределах 10—15% от средней наработки до капитального ремонта.
Ориентируясь на выбранные показатели долговечности, можно найти значение показателя удельных ремонтных расходов. Очевид но, что суммарные расходы на ремонт и техническое обслуживание за срок службы не должны превосходить отпускной стоимости Ц погрузчика. Удельные ремонтные расходы
С |
= 1 Ш |
РУб -/ ч - |
|
|
Рекомендуются следующие значения показателей надежности |
||||
погрузчиков: |
|
|
|
|
Наработка на отказ в ч |
|
|
80 |
|
Вероятность |
безотказной |
работы в течение смены . . |
. . |
0,9 |
Коэффициент |
готовности |
|
|
0,9—0,95 |
Средняя Наработка до капитального ремонта погрузчика в ч |
9000 |
|||
Средняя суммарная наработка до списания в ч |
|
18 000 |
||
Гарантированная наработка погрузчика до первого |
ре |
|
||
монта с трудоемкой разборкой в ч |
10—15% от 9000 |
181
§3. Сбор и обработка информации
онадежности
Определение |
показателей надежности и |
их анализ |
связаны |
с непрерывным |
сбором информации о наработке и видах |
отказов |
|
в период проведения испытаний погрузчиков |
и при ид эксплуата |
ции. Обычно для наблюдения выделяют какую-то группу серий ных машин на тех объектах, где возможен сбор необходимой и строго достоверной информации. Машины, отобранные для на блюдений, подвергаются техническому осмотру, чтобы избежать искажения действительного состояния их надежности. Выбор конкретных машин производится случайно, для чего можно поль зоваться таблицей случайных чисел [1 ]. Количество машин берется в зависимости от требуемой точности, если известна мера изменчивости и величина допустимой ошибки. По опыту изучения надежности погрузчиков и других подъемно-транспортных машин [6 ] можно рекомендовать брать под наблюдение от 5 до 20 погруз чиков. Продолжительность наблюдения зависит от целей иссле дования, нов среднем должна быть не менее 3—4 лет, что соответ ствует наработке до капитального ремонта. Окончательное реше ние о прекращении наблюдений принимается по результатам оцен ки точности. Учет сведений о надежности вновь разработанных машин должен вестись по всем единицам.
При организации сбора информации о надежности учитыва ют специфику эксплуатации погрузчиков, поскольку нагрузка и режим их работы меняются в широких пределах. Полный учет всех последовательных изменений режима работы затруднен и
требует значительных затрат, |
поэтому целесообразно выбирать |
||
предприятие, где погрузчики используются |
в основном только |
||
в одном режиме. |
|
|
|
Используемая документация по учету должна быть простой и |
|||
не требовать высокой квалификации заполняющего ее |
персонала, |
||
а фиксируемые в ней сведения |
не должны |
допускать |
различных |
толкований. Опыт показывает |
[2], что наилучших |
результатов |
добиваются, применяя кодирование информации и ее последующую программированную обработку. При этом возможны два вари анта: 1) первичная информация фиксируется в журналах спе циальной формы работниками эксплуатационных организаций, а затем каждый отказ кодируется и переносится на карточку в центре обработки информации. Заполнение первичных форм легко
. выполняется любым работником, последующая шифровка отказов требует более высокой квалификации; 2) первичная информация кодируется сразу в месте эксплуатации машины. Работник, про изводящий надзор за погрузчиком, должен иметь достаточный опыт для правильного пользования кодом. И в том и другом ва риантах формы журналов, карточек, кода и программ обработки должны быть подчинены только задачам исследования и не пере гружаться лишними сведениями, затрудняющими обработку.
182