Файл: Гриневич, Г. П. Вилочные погрузчики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные

показатели

долговечности погрузчиков

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з д е л и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

 

Невосстанавливаемые

(пружины,

под­

1.

Гарантированный

технический

ре­

шипники качения,

большинство зуб­

 

сурс изделий

до

замены

 

 

 

чатых

колес,

самоподвижные

уплот­

2.

Средний

технический

ресурс

да

нения,

поршневые

кольца

двигате­

 

замены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей,

приводные

ремни,

фрикцион­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные накладки тормозов и сцеплений,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тонкостенные втулки, свечи зажи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гания,

сменные

элементы

фильтров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Гарантированный

технический

ре­

Восстанавливаемые

(корпуса

редук­

торов, блоки и гильзы цилиндров

 

сурс деталей

до первого

восстано­

двигателей,

валы,

соединительные

 

вительного

ремонта

 

 

 

 

 

муфты, опорные катки и направля­

2.

Средний

технический

ресурс

до

ющие

грузоподъемников,

рамы

ка­

 

первого

восстановительного

 

ре­

реток, бандажи, колеса, шины и др.)

 

монта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узлы и агрегаты погрузчиков (элек­

1.

Гарантированная

наработка

изде­

тродвигатели,

рулевое

управление,

 

лий

до первого

ремонта

с

трудо­

контроллеры,

аккумуляторные

ба­

 

емкой

разборкой

 

 

 

 

 

 

тареи,

 

гидронасосы

и др.)

 

 

 

2.

Гарантированный

технический

ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сурс

изделий

до

первого

капи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тального

ремонта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Средний

технический

ресурс

до

Погрузчики

в целом

 

 

 

 

 

 

первого капитального

ремонта

 

 

 

 

 

 

1.

Гарантированная

наработка

ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шин до первого ремонта с трудо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емкой

разборкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Средняя наработка до капиталь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ного ремонта машины в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Средняя

суммарная

 

наработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соответствующий

срок

службы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до

списания

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м

е ч

а н и

я:

1. В е л и ч и н а

гарантии зависит

от

назначения

и

о с о б е н н о с т е й

и з д е л и я ;

д л я

в ы п у с к а е м ы х в

б о л ь ш и х количествах

изделий

общего

назначения

обычно

принимается равной

90— 95%,

д л я

о с о б о ответственных

изделий

повышается .

 

 

 

2. Е с ли

п р и н я т а я

система

в о с с т а н о в л е н и я

работоспособности

д а н н ы х

изделий

п р е д у ­

сматривает

п р о в е д е н и е

не к а п и т а л ь н ы х , а с р е д н и х

(или

иных)

ремонтов,

 

то

показатели

долговечности

м о г у т

о п р е д е л я т ь с я

п р и м е н и т е л ь н о

к

п е р и о д у

э к с п л у а т а ц и и д о

п е р в о г о

с р е д н е г о

(или

иного)

ремонта .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. П о н я т и е

«капитальный

ремонт»

(а т а к ж е

средний

или

иной ремонт)

д о л ж н о

быть

к о н к р е т и з и р о в а н о

п р и м е н и т е л ь н о

к о с о б е н н о с т я м

 

к а ж д о г о

изделия .

 

 

 

 

 

 

Используя материалы по основным показателям долговечности изделий машиностроения по данным Шора Я. Б. и Кугеля Р. В.,

можно

рекомендовать для погрузчиков

показатели,

помещенные

в табл.

15.

 

 

 

 

У д е л ь н ы е

р е м о н т н ы е

р а с х о д ы

— это

отно­

шение стоимости

технического обслуживания и ремонтов к

нара­

ботке за некоторый период эксплуатации. Определяются из выра­ жения

Q

С р - г СА

 

^раб

12*

179


где Ср и С с — стоимость ремонтов и технического обслуживания за некоторый период эксплуатации;

tpa6 — суммарная наработка за тот же период.

Этот показатель характеризует ремонтопригодность погрузчика.

§ 2. Обоснование количественных

показателей надежности

Улучшение качества, повышение надежности погрузчиков невозможно без уточнения эксплуатационных требований, предъ­ являемых к этим машинам. Нормирование показателей надежности и долговечности позволит создавать погрузчики с заранее задан­ ными качествами.

На рис. 99 нанесены кривые, показывающие зависимость сто­ имости погрузчика и эксплуатационных расходов на ремонт и техническое обслуживание от показателей надежности. Как видно, высокая надежность сочетается с высокой стоимостью изготовле­ ния и низкими эксплуатационными расходами, тогда как низкая надежность сопровождается малой стоимостью и большими экс­ плуатационными расходами. Оптимальный диапазон соответст­ вует минимальным суммарным расходам на изготовление погруз­ чика и поддержание его надежности при эксплуатации. Ввиду от­ сутствия необходимой информации определить предлагаемым способом оптимальный диапазон значений показателей надежности машин пока не представляется возможным. На первых этапах ра­ бот, направленных на улучшение качества изготовляемых машин, можно использовать опыт других близких отраслей машиностро­ ения.

Для большинства изделий машиностроения вероятность без­ отказной работы на заданный период принимается 0,90—0,95. Повышение значения этой вероятности, как правило, связано с необходимостью гарантировать безотказность машины на какой-

 

 

 

то

период.

Поскольку

отказы

 

 

 

у погрузчиков не представляют

 

 

 

повышенной опасности, для них

 

 

 

можно

ограничиваться

нижним

 

 

 

пределом значения

вероятности

 

 

 

безотказной работы—0,9. Наи­

 

 

 

более

рациональным

представ­

 

 

 

ляется

ограничить

заданный

 

 

 

период безотказной

работы по­

 

 

 

грузчика одной рабочей сменой,

 

 

 

так как именно этот промежу­

Надежность

или срок службы

ток

времени

обычно

исполь­

зуется для непрерывной работы

 

 

 

Рис. 99. Соотношение между стоимо­

машин.

 

 

 

 

 

стью погрузчика

и его

надежностью:

 

Исходя

 

из

зависимости

1 — п о к у п н а я стоимость;

2 — э к с п л у а т а ­

Р (7) =

е - ш

Ч

можно найти зна-

ционные расходы;

3 — с у м м а р н ы е р а с х о д ы

180


чение наработки на отказ Т из условия, что Р (г*)=0,9, a t3=8 ч. При заданных значениях наработка на отказ должна быть не мень­ ше 80 ч.

Используя зависимость (51), можно для конкретного типораз­ мера погрузчика установить общую длительность работы и время, необходимое для ремонта при условии, что Р (t) = 0,9.

Поскольку от надежной работы погрузчиков часто зависит использование во времени и загрузка других видов подъемно-транс­ портного оборудования и средств транспорта, а в некоторых случаях и основных видов производственного оборудования на промышленных предприятиях, целесообразно коэффициент готов­ ности брать 0,9—0,95. Это означает, что максимум 10—5% фонда рабочего времени погрузчика может быть израсходовано на вне­ плановые ремонты. Обычно — это ремонты, связанные с устране­ нием труднопрогнозируемых отказов.

Исходя из опыта эксплуатации погрузчиков, можно ограни­ читься следующими значениями показателей долговечности: средняя наработка до капитального ремонта погрузчика в целом 9000 ч; средняя суммарная наработка до списания 18 000 ч. Это примерно соответствует 4—8 календарным годам эксплуатации погрузчиков при работе в одну смену и соответственно меньшим срокам при работе в две или три смены.

Гарантированная наработка

погрузчиков до первого

ремонта

с трудоемкой разборкой, как

правило, определяется

заводом-

изготовителем и может быть рекомендована в пределах 10—15% от средней наработки до капитального ремонта.

Ориентируясь на выбранные показатели долговечности, можно найти значение показателя удельных ремонтных расходов. Очевид­ но, что суммарные расходы на ремонт и техническое обслуживание за срок службы не должны превосходить отпускной стоимости Ц погрузчика. Удельные ремонтные расходы

С

= 1 Ш

РУб -/ ч -

 

 

Рекомендуются следующие значения показателей надежности

погрузчиков:

 

 

 

Наработка на отказ в ч

 

 

80

Вероятность

безотказной

работы в течение смены . .

. .

0,9

Коэффициент

готовности

 

 

0,9—0,95

Средняя Наработка до капитального ремонта погрузчика в ч

9000

Средняя суммарная наработка до списания в ч

 

18 000

Гарантированная наработка погрузчика до первого

ре­

 

монта с трудоемкой разборкой в ч

10—15% от 9000

181


§3. Сбор и обработка информации

онадежности

Определение

показателей надежности и

их анализ

связаны

с непрерывным

сбором информации о наработке и видах

отказов

в период проведения испытаний погрузчиков

и при ид эксплуата­

ции. Обычно для наблюдения выделяют какую-то группу серий­ ных машин на тех объектах, где возможен сбор необходимой и строго достоверной информации. Машины, отобранные для на­ блюдений, подвергаются техническому осмотру, чтобы избежать искажения действительного состояния их надежности. Выбор конкретных машин производится случайно, для чего можно поль­ зоваться таблицей случайных чисел [1 ]. Количество машин берется в зависимости от требуемой точности, если известна мера изменчивости и величина допустимой ошибки. По опыту изучения надежности погрузчиков и других подъемно-транспортных машин [6 ] можно рекомендовать брать под наблюдение от 5 до 20 погруз­ чиков. Продолжительность наблюдения зависит от целей иссле­ дования, нов среднем должна быть не менее 3—4 лет, что соответ­ ствует наработке до капитального ремонта. Окончательное реше­ ние о прекращении наблюдений принимается по результатам оцен­ ки точности. Учет сведений о надежности вновь разработанных машин должен вестись по всем единицам.

При организации сбора информации о надежности учитыва­ ют специфику эксплуатации погрузчиков, поскольку нагрузка и режим их работы меняются в широких пределах. Полный учет всех последовательных изменений режима работы затруднен и

требует значительных затрат,

поэтому целесообразно выбирать

предприятие, где погрузчики используются

в основном только

в одном режиме.

 

 

 

Используемая документация по учету должна быть простой и

не требовать высокой квалификации заполняющего ее

персонала,

а фиксируемые в ней сведения

не должны

допускать

различных

толкований. Опыт показывает

[2], что наилучших

результатов

добиваются, применяя кодирование информации и ее последующую программированную обработку. При этом возможны два вари­ анта: 1) первичная информация фиксируется в журналах спе­ циальной формы работниками эксплуатационных организаций, а затем каждый отказ кодируется и переносится на карточку в центре обработки информации. Заполнение первичных форм легко

. выполняется любым работником, последующая шифровка отказов требует более высокой квалификации; 2) первичная информация кодируется сразу в месте эксплуатации машины. Работник, про­ изводящий надзор за погрузчиком, должен иметь достаточный опыт для правильного пользования кодом. И в том и другом ва­ риантах формы журналов, карточек, кода и программ обработки должны быть подчинены только задачам исследования и не пере­ гружаться лишними сведениями, затрудняющими обработку.

182