Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
|
|
Показатели при холостом ходе |
Показатели при полном |
|
||||
|
|
|
и температуре 20° С |
торможении н температуре 20° С |
|
|||
• |
Тнп стартера |
потреб |
напряже |
число оборотов |
потреб |
напряже |
тормозной |
в минуту при |
|
|
ляемый |
ляемый |
испытании на |
||||
|
|
ток, А |
ние, В |
привода в мину |
ток, А |
ние, В |
момент, |
повышенной скорости |
|
|
(не более) |
(не более) |
ту (не менее) |
(не более) |
(не более) |
кгс • м |
|
СТ201 |
|
|
|
Г р а к т о р н ы е с т а р т р ы |
|
|
||
|
90 |
10 |
5000 |
800 |
5,5 |
2,2 |
11 000 |
|
СТ200 |
|
80 |
12 |
5000 |
600 |
8 |
2,6 |
11 000 |
СТ204 |
|
90 |
10 |
5000 |
800 |
5,5 |
2,2 |
12 500 |
СТ50, СТ50-Б |
120 |
11,5 |
5500 |
1200 |
7 |
4 |
13 800 |
|
СТ100 |
|
90 |
24 |
5500 |
650 |
7 |
4 |
5 500 |
СТ212 |
|
120 |
11,5 |
5500 |
1350 |
7 |
6 |
13 800 |
СТ212-Б, СТ212-Р |
120 |
11,5 |
5000 |
1150 |
7 |
7 |
14 500 |
|
СТ222 |
|
120 |
11,5 |
4000 |
950 |
9 |
4 |
9 000 |
СТ103 |
|
НО |
24 |
5500 |
825 |
7 |
6 |
5 500 |
СТ353 |
|
45 |
12 |
5000 |
230 |
8,5 |
0,6 |
11 000 |
шЛ'
Лнп стартера
СТ4
СТ8 СТ15-Д СТ15-Б СТ20
СТ20-Б СТ21 СТ26
СТ130
СТ4А
СТ113 СТ113-Б СТ130-Б СТ230 СТ230-Б
СТ354, СТ351-Б
СТ201 СТ200 СТ204
СТ50 СТ50-Б
СТ100 СТ103 СТ212 СТ212-Б
СТ212-Р
СТ222 СТ353 СТ350-Б
СТ350-Д
Тип включателя или реле
А в т о м о б и л ь РС32
BKI4
ВК14 ВК14 ВК14-Б
РС9 РС14 РС26 PC 130
РС32
РС14 PCI 4 РС130
СТ230-800 СТ230
РС901А
Т р а к т о р н ь ВК-201 ВК-200 ВК-201
ВК-250 ВК -250 РС100 PC 103 РС212
СТ212-700
Т а б л и ц а 29
Установлен на машине
н ы е с т а р т е р ы
«Москвич-407», «Москвич-423М»,
Т-130 ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-51А
Урал 355М
ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157
М-20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-69А,
УАЗ-450Д, Т-140, Т-108
ПАЗ-651А ГАЗ-21 «Волга»
МАЗ-200, МАЗ-205 ЗИЛ-130
«Москвич-403», «Москвич-407», «Москвич-408»
ГАЗ-24 «Волга», УАЗ-451, УАЗ-452 «Москвич-412»
ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ПАЗ-652Б
ГАЗ-53А, ГАЗ-66 ГАЗ-24 «Волга» ЗАЗ-966
е с т а р т е р ы
ДТ-20, ДТ-20В, ДТ-14Б Т-28, Т-140
ДВСШ-16, Т-16, Т-130, Т-100М, Т-180
МТЗ-5МС, МТЗ-7МС Т-28Х, Т-28ХЗ
СК-4, СК-6, СКП-4, СКР-4, Т-50В К-700, К-701 МТЗ-50, МТЗ-52, Т-54В
Т-28Х, Т-28ХЗ, Т-28Х4, Т-40,
Т-40А
СТ212-700 |
Д-48, МТЗ-5МС, |
МТЗ-7МС, |
|
ЮМЗ-6М |
|
СТ222-800 |
Т-25, Т-16М |
|
РС901 |
ПД-8 |
|
ВК750 |
Т-4, Т-4А, Т-4М, |
Т-74, ДТ-75, |
|
ДТ-75М |
|
ВК750 |
ДТ-75М, ДТ-75А, МТЗ-50, МТЗ-52, |
|
|
МТЗ-80, ЮМЗ-6М, |
СК-5, СКД-5 |
136
Стартер должен надежно работать при температуре окру жающей среды от +65° до —40° С, а также в условиях виб рации и тряски.
Якорь стартера не должен разрушаться при испытании на повышенной скорости.
Чтобы не допустить повышения числа оборотов якоря при увеличении числа оборотов двигателя, привод должен свободно перемещаться по шлицам вала стартера в перво начальное (выключенное) положение под действием воз вратной пружины. При повороте шестерни в направлении вращения вала стартера его якорь не должен трогаться с места (при этом рычаг должен быть отжат).
Изоляция стартера должна выдерживать испытание на пробой напряжением 550 В. После ремонта стартера напря жение может быть снижено до 380 В. Соединение стартера с аккумуляторной батареей и другими приборами электро оборудования, а также с массой должно быть надеж ным.
В маркировке на корпусе или на крышке стартера ука зывается тип стартера, номер ГОСТ, основные характери стики стартера, наименование завода-изготовителя, месяц и год выпуска. Например, цифра 696 означает год 1969, месяц июнь.
Краткие характеристики стартеров приведены в таб лице 28, а их типы и марки машин, на которых они приме няются, в таблице 29.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА
Принцип действия. Стартер представляет собой электро двигатель сериесного (последовательного) возбуждения. Его обмотка возбуждения соединена последовательно с об моткой якоря. Поэтому ток в цепи якоря стартера равен току в обмотке возбуждения.
При |
вращении якоря в его обмотке индуктируется |
э. д. с., |
направленная в сторону, противоположную дейст |
вию э. д. с. аккумуляторной батареи. Вследствие этого изменяется величина тока в цепи стартера при изменении нагрузки. Когда нагрузка увеличивается, обороты якоря уменьшаются, а ток в цепи стартера возрастает, следова тельно, увеличивается и крутящий момент на валу якоря. Наибольший крутящий момент (пусковой) развивается при полном торможении якоря, т. е. когда якорь неподви жен и в его обмотке не индуктируется э. д. с.
137
Требуемая мощность стартера определяется минималь ными пусковыми оборотами коленчатого вала двигателя, при которых рабочая смесь (топливо) уже воспламеняется, и моментом сопротивления, который следует преодолеть стартеру при вращении коленчатого вала двигателя.
Это сопротивление состоит из сопротивления трения и сопротивления от сжатия рабочей смеси (воздуха). В сопро тивление трения входит трение поршней о стенки цилиндров и трение в подшипниках. Оно зависит также от вязкости масла.
Сопротивление трения при низкой температуре возра стает1, так как вязкость масла при этом сильно повышается.
Сопротивление от сжати я смеси, т. е. компрессии,достигает наибольшего значения около верхней мертвой точки поршня.
На мощность стартера влияет емкость аккумуляторной батареи. Чем больше емкость батареи, тем меньше сни жается ее напряжение при одной и той же нагрузке. Поэ тому с увеличением емкости батареи мощность, развивае мая стартером, повышается. В 6-вольтовой системе элект рооборудования вследствие низкого напряжения и большой величины тока, потребляемого стартером, увеличение пере ходного сопротивления контактов и сопротивления прово дов резко уменьшают крутящий момент и мощность стар тера. В 12-вольтовой системе, являющейся основной для автомобилей и тракторов, увеличение переходного сопро тивления контактов и сопротивления проводов не так резко уменьшает крутящий момент и мощность стартера.
При понижении температуры разрядное напряжение батареи снижается, поэтому развиваемая стартером мощ ность и крутящий момент падают. Это особенно заметно при пуске двигателя зимой.
Для уменьшения влияния переходного сопротивления контактов и сопротивления подводящих проводов на мощ ность и крутящий момент стартера необходимо, чтобы кон тактные соединения стартерной цепи были плотно затяну тыми и чистыми, соединительные провода в цепи были воз можно короче и’ большего сечения.
Конструкция электрической части стартеров в большин стве типов одинакова и различается в основном схемой сое динения катушек обмотки возбуждения, устройством вклю чателей и посадочными местами.
Конструкции механической части различны по принципу действия и устройству для сцепления и расцепления ше стерни стартера с венцом маховика.
13S
Продолжительность работы стартера при пуске двига теля очень мала — не более 20 с. Вследствие этого можно допускать в его обмотках большую плотность тока, не вы зывая их перегрева.
При сравнительно большой мощности размеры стартеров небольшие. Мощность стартеров колеблется в пределах от 0,4 до 20 л. с. Стартеры мощностью до 1,2 л. с. выпускают 6- и 12-вольтовыми; от 1,2 до 4,5 л. с. — 12-вольтовыми и мощностью более 4,5 л. с. — чаще 24-вольтовыми.
Стартеры обладают характеристикой электродвигателей с последовательным возбуждением. В отличие от стацио нарных электродвигателей характеристики у них рассчи тывают на всем протяжении от холостого хода до полного торможения.
Электромагнитный момент электродвигателя, т. е. мо мент, который создается силами взаимодействия магнит ного поля и тока в проводниках обмотки якоря, определяют по формуле
|
Мэат= ^ 1 Ф = С 1 Ф , |
|
где Р — число пар |
полюсов; |
|
п — число проводов обмотки якоря; |
обмотки якоря; |
|
а — число пар |
параллельных ветвей |
|
/ — ток якоря; |
поток; |
|
Ф — магнитный |
|
|
С — коэффициент, равный величине |
. |
Механическую мощность, требуемую для вращения коленчатого вала двигателя при пуске, находят по формуле
/V : Мслп716,2 л. с.,
где М с — момент сопротивления проворачиванию колен чатого вала, кгс-м;
пп— пусковое число оборотов в минуту (минимальное число оборотов коленчатого вала двигателя, при котором возможен надежный пуск двигателя).
Расчетный момент сопротивления при пусковом числе оборотов п„ = 50 об/мин, который соответствует предель
ной вязкости масла, подсчитывают по эмпирической фор муле
М с — (3,5 — 4) Vл кгс ■м,
где |/д — рабочий объем цилиндров двигателя в литрах.
139
Рис. 62. Устройство стартера СТ8:
/ — катушка обмотки возбуждения; |
2 — якорь; 3 — направляющая |
(шлице |
|||||||
вая) втулка; 4 —пружина привода; 5 — |
крышка со стороны привода; |
6 — |
|||||||
муфта привода; 7 — шестерня привода; 8 |
— втулка рычага включения; |
9 — |
|||||||
вилка рычага включения; |
10 |
— держатель |
промежуточного |
подшипника; |
|||||
11 — рычаг включения; 12 —включатель; |
13 |
— крышка со стороны |
коллек |
||||||
|
тора; |
14 — вал |
якоря; |
15 |
— корпус. |
|
|
|
|
Мощность стартера, необходимую для пуска двигателя, |
|||||||||
определяют по формуле |
|
|
|
|
|
|
|||
М с п п |
(3'5- у |
° |
Ул = |
(0,25 — 0,28) |
л. |
с. |
|
||
716,2 |
|
||||||||
или |
N c = 0,3 |
Ул л. с. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
Устройство стартера. Стартер состоит из корпуса 15 (рис. 62) с полюсами и катушками 1 обмотки возбуждения; якоря 2 с сердечником из стальных пластин, с обмоткой и коллектором; крышки 13 со стороны коллектора со щет ками и щеткодержателями; крышки 5 со стороны привода; держателя 10 промежуточного подшипника; рычага вклю чения И ; включателя 12 стартера (в некоторых конструк циях стартеров реле привода) и привода.
В корпусе 9 (рис. 63) у стартеров большинства типов имеются окна, через которые зачищают коллектор, осматри
140