Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

 

 

Показатели при холостом ходе

Показатели при полном

 

 

 

 

и температуре 20° С

торможении н температуре 20° С

 

Тнп стартера

потреб­

напряже­

число оборотов

потреб­

напряже­

тормозной

в минуту при

 

 

ляемый

ляемый

испытании на

 

 

ток, А

ние, В

привода в мину­

ток, А

ние, В

момент,

повышенной скорости

 

 

(не более)

(не более)

ту (не менее)

(не более)

(не более)

кгс • м

 

СТ201

 

 

 

Г р а к т о р н ы е с т а р т р ы

 

 

 

90

10

5000

800

5,5

2,2

11 000

СТ200

 

80

12

5000

600

8

2,6

11 000

СТ204

 

90

10

5000

800

5,5

2,2

12 500

СТ50, СТ50-Б

120

11,5

5500

1200

7

4

13 800

СТ100

 

90

24

5500

650

7

4

5 500

СТ212

 

120

11,5

5500

1350

7

6

13 800

СТ212-Б, СТ212-Р

120

11,5

5000

1150

7

7

14 500

СТ222

 

120

11,5

4000

950

9

4

9 000

СТ103

 

НО

24

5500

825

7

6

5 500

СТ353

 

45

12

5000

230

8,5

0,6

11 000


шЛ'

Лнп стартера

СТ4

СТ8 СТ15-Д СТ15-Б СТ20

СТ20-Б СТ21 СТ26

СТ130

СТ4А

СТ113 СТ113-Б СТ130-Б СТ230 СТ230-Б

СТ354, СТ351-Б

СТ201 СТ200 СТ204

СТ50 СТ50-Б

СТ100 СТ103 СТ212 СТ212-Б

СТ212-Р

СТ222 СТ353 СТ350-Б

СТ350-Д

Тип включателя или реле

А в т о м о б и л ь РС32

BKI4

ВК14 ВК14 ВК14-Б

РС9 РС14 РС26 PC 130

РС32

РС14 PCI 4 РС130

СТ230-800 СТ230

РС901А

Т р а к т о р н ь ВК-201 ВК-200 ВК-201

ВК-250 ВК -250 РС100 PC 103 РС212

СТ212-700

Т а б л и ц а 29

Установлен на машине

н ы е с т а р т е р ы

«Москвич-407», «Москвич-423М»,

Т-130 ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-51А

Урал 355М

ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157

М-20 «Победа», ГАЗ-69, ГАЗ-69А,

УАЗ-450Д, Т-140, Т-108

ПАЗ-651А ГАЗ-21 «Волга»

МАЗ-200, МАЗ-205 ЗИЛ-130

«Москвич-403», «Москвич-407», «Москвич-408»

ГАЗ-24 «Волга», УАЗ-451, УАЗ-452 «Москвич-412»

ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ПАЗ-652Б

ГАЗ-53А, ГАЗ-66 ГАЗ-24 «Волга» ЗАЗ-966

е с т а р т е р ы

ДТ-20, ДТ-20В, ДТ-14Б Т-28, Т-140

ДВСШ-16, Т-16, Т-130, Т-100М, Т-180

МТЗ-5МС, МТЗ-7МС Т-28Х, Т-28ХЗ

СК-4, СК-6, СКП-4, СКР-4, Т-50В К-700, К-701 МТЗ-50, МТЗ-52, Т-54В

Т-28Х, Т-28ХЗ, Т-28Х4, Т-40,

Т-40А

СТ212-700

Д-48, МТЗ-5МС,

МТЗ-7МС,

 

ЮМЗ-6М

 

СТ222-800

Т-25, Т-16М

 

РС901

ПД-8

 

ВК750

Т-4, Т-4А, Т-4М,

Т-74, ДТ-75,

 

ДТ-75М

 

ВК750

ДТ-75М, ДТ-75А, МТЗ-50, МТЗ-52,

 

МТЗ-80, ЮМЗ-6М,

СК-5, СКД-5

136


Стартер должен надежно работать при температуре окру­ жающей среды от +65° до —40° С, а также в условиях виб­ рации и тряски.

Якорь стартера не должен разрушаться при испытании на повышенной скорости.

Чтобы не допустить повышения числа оборотов якоря при увеличении числа оборотов двигателя, привод должен свободно перемещаться по шлицам вала стартера в перво­ начальное (выключенное) положение под действием воз­ вратной пружины. При повороте шестерни в направлении вращения вала стартера его якорь не должен трогаться с места (при этом рычаг должен быть отжат).

Изоляция стартера должна выдерживать испытание на пробой напряжением 550 В. После ремонта стартера напря­ жение может быть снижено до 380 В. Соединение стартера с аккумуляторной батареей и другими приборами электро­ оборудования, а также с массой должно быть надеж­ ным.

В маркировке на корпусе или на крышке стартера ука­ зывается тип стартера, номер ГОСТ, основные характери­ стики стартера, наименование завода-изготовителя, месяц и год выпуска. Например, цифра 696 означает год 1969, месяц июнь.

Краткие характеристики стартеров приведены в таб­ лице 28, а их типы и марки машин, на которых они приме­ няются, в таблице 29.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

Принцип действия. Стартер представляет собой электро­ двигатель сериесного (последовательного) возбуждения. Его обмотка возбуждения соединена последовательно с об­ моткой якоря. Поэтому ток в цепи якоря стартера равен току в обмотке возбуждения.

При

вращении якоря в его обмотке индуктируется

э. д. с.,

направленная в сторону, противоположную дейст­

вию э. д. с. аккумуляторной батареи. Вследствие этого изменяется величина тока в цепи стартера при изменении нагрузки. Когда нагрузка увеличивается, обороты якоря уменьшаются, а ток в цепи стартера возрастает, следова­ тельно, увеличивается и крутящий момент на валу якоря. Наибольший крутящий момент (пусковой) развивается при полном торможении якоря, т. е. когда якорь неподви­ жен и в его обмотке не индуктируется э. д. с.

137

Требуемая мощность стартера определяется минималь­ ными пусковыми оборотами коленчатого вала двигателя, при которых рабочая смесь (топливо) уже воспламеняется, и моментом сопротивления, который следует преодолеть стартеру при вращении коленчатого вала двигателя.

Это сопротивление состоит из сопротивления трения и сопротивления от сжатия рабочей смеси (воздуха). В сопро­ тивление трения входит трение поршней о стенки цилиндров и трение в подшипниках. Оно зависит также от вязкости масла.

Сопротивление трения при низкой температуре возра­ стает1, так как вязкость масла при этом сильно повышается.

Сопротивление от сжати я смеси, т. е. компрессии,достигает наибольшего значения около верхней мертвой точки поршня.

На мощность стартера влияет емкость аккумуляторной батареи. Чем больше емкость батареи, тем меньше сни­ жается ее напряжение при одной и той же нагрузке. Поэ­ тому с увеличением емкости батареи мощность, развивае­ мая стартером, повышается. В 6-вольтовой системе элект­ рооборудования вследствие низкого напряжения и большой величины тока, потребляемого стартером, увеличение пере­ ходного сопротивления контактов и сопротивления прово­ дов резко уменьшают крутящий момент и мощность стар­ тера. В 12-вольтовой системе, являющейся основной для автомобилей и тракторов, увеличение переходного сопро­ тивления контактов и сопротивления проводов не так резко уменьшает крутящий момент и мощность стартера.

При понижении температуры разрядное напряжение батареи снижается, поэтому развиваемая стартером мощ­ ность и крутящий момент падают. Это особенно заметно при пуске двигателя зимой.

Для уменьшения влияния переходного сопротивления контактов и сопротивления подводящих проводов на мощ­ ность и крутящий момент стартера необходимо, чтобы кон­ тактные соединения стартерной цепи были плотно затяну­ тыми и чистыми, соединительные провода в цепи были воз­ можно короче и’ большего сечения.

Конструкция электрической части стартеров в большин­ стве типов одинакова и различается в основном схемой сое­ динения катушек обмотки возбуждения, устройством вклю­ чателей и посадочными местами.

Конструкции механической части различны по принципу действия и устройству для сцепления и расцепления ше­ стерни стартера с венцом маховика.

13S


Продолжительность работы стартера при пуске двига­ теля очень мала — не более 20 с. Вследствие этого можно допускать в его обмотках большую плотность тока, не вы­ зывая их перегрева.

При сравнительно большой мощности размеры стартеров небольшие. Мощность стартеров колеблется в пределах от 0,4 до 20 л. с. Стартеры мощностью до 1,2 л. с. выпускают 6- и 12-вольтовыми; от 1,2 до 4,5 л. с. — 12-вольтовыми и мощностью более 4,5 л. с. — чаще 24-вольтовыми.

Стартеры обладают характеристикой электродвигателей с последовательным возбуждением. В отличие от стацио­ нарных электродвигателей характеристики у них рассчи­ тывают на всем протяжении от холостого хода до полного торможения.

Электромагнитный момент электродвигателя, т. е. мо­ мент, который создается силами взаимодействия магнит­ ного поля и тока в проводниках обмотки якоря, определяют по формуле

 

Мэат= ^ 1 Ф = С 1 Ф ,

 

где Р — число пар

полюсов;

 

п — число проводов обмотки якоря;

обмотки якоря;

а — число пар

параллельных ветвей

/ — ток якоря;

поток;

 

Ф — магнитный

 

С — коэффициент, равный величине

.

Механическую мощность, требуемую для вращения коленчатого вала двигателя при пуске, находят по формуле

/V : Мслп716,2 л. с.,

где М с — момент сопротивления проворачиванию колен­ чатого вала, кгс-м;

пп— пусковое число оборотов в минуту (минимальное число оборотов коленчатого вала двигателя, при котором возможен надежный пуск двигателя).

Расчетный момент сопротивления при пусковом числе оборотов п„ = 50 об/мин, который соответствует предель­

ной вязкости масла, подсчитывают по эмпирической фор­ муле

М с — (3,5 — 4) Vл кгс ■м,

где |/д — рабочий объем цилиндров двигателя в литрах.

139


Рис. 62. Устройство стартера СТ8:

/ — катушка обмотки возбуждения;

2 — якорь; 3 — направляющая

(шлице­

вая) втулка; 4 пружина привода; 5 —

крышка со стороны привода;

6 —

муфта привода; 7 — шестерня привода; 8

— втулка рычага включения;

9

вилка рычага включения;

10

— держатель

промежуточного

подшипника;

11 — рычаг включения; 12 включатель;

13

— крышка со стороны

коллек­

 

тора;

14 — вал

якоря;

15

— корпус.

 

 

 

Мощность стартера, необходимую для пуска двигателя,

определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

М с п п

(3'5- у

°

Ул =

(0,25 — 0,28)

л.

с.

 

716,2

 

или

N c = 0,3

Ул л. с.

 

 

 

 

 

 

 

Устройство стартера. Стартер состоит из корпуса 15 (рис. 62) с полюсами и катушками 1 обмотки возбуждения; якоря 2 с сердечником из стальных пластин, с обмоткой и коллектором; крышки 13 со стороны коллектора со щет­ ками и щеткодержателями; крышки 5 со стороны привода; держателя 10 промежуточного подшипника; рычага вклю­ чения И ; включателя 12 стартера (в некоторых конструк­ циях стартеров реле привода) и привода.

В корпусе 9 (рис. 63) у стартеров большинства типов имеются окна, через которые зачищают коллектор, осматри­

140